Внешний государственный долг РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:27, дипломная работа

Краткое описание

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований. Многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского клуба, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками.

Файлы: 1 файл

1 правильная часть.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

     Если  доходы от размещения государственного долга недостаточны для его погашения, то государство может осуществлять управление с помощью различных методов:

     1. Рефинансирования государственного  долга – погашения основной  задолженности и процентов по  ней при помощи средств, полученных  от размещения новых займов. Однако непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.

     2. Новации – соглашение между  заемщиком и кредиторами по замене обязательств по указанному кредиту другими обязательствами.

      3. Унификации – решение государства  об объединении нескольких ранее  выпущенных займов. Такая мера  предусматривает уменьшение количества  видов обращающихся одновременно  ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства.

     4.  Конверсии – одностороннего изменения  доходности займов. В целях снижения  расходов по управлению государственным  долгом государство чаще всего  снижает размер выплачиваемых  процентов по займам.

      5.  Консолидации – изменения  условий обращения займов в  части срока их погашения.

      6. Отсрочки погашения займа –  консолидации при одновременном  отказе государств от выплаты  дохода по займам. Проводится  в условиях, когда дальнейшее  активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодны для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашений по ранее выпущенным займам. Чтобы разорвать этот порочный круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход.

     7. Аннулирования государственного  долга (дефолт) – отказ государства  от обязательств по ранее выпущенным займам. Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам. Во-первых, аннулирование государственного долга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.

     Каждая  из указанных мер имеет определенные последствия. В случае отказа от долгов государство не сможет рассчитывать на кредиты в перспективе. Использование новых заимствований для выплаты старых долгов ведет к дальнейшему росту государственного долга. Применение пролонгирования продлевает сроки выплаты государственного долга, но суммы процентов при этом возрастают, поскольку процент придется выплачивать не только по сумме долга, но и по величине не выплаченного процента. При реструктуризации долг переводится в ранг долгосрочных, процентные выплаты при этом не возрастают, ввиду чего данная мера считается предпочтительнее предыдущей. Конверсия государственного дога предполагает его перевод в долгосрочные иностранные инвестиции при покупке в счет долга странами-кредиторами отечественной недвижимости, акций отечественных предприятий и т.д.

     Безнадежные долги возникают вследствие того, что ранее страна предоставила кредиты  другим странам, которые в настоящее  время не могут по ним рассчитаться. Хотя безнадежные долги продаются  данной страной по значительно меньшей  стоимости, их реализация позволяет выручить определенные средства для погашения государственного долга.

     Динамика  государственного долга воздействует на ситуацию на денежном рынке. Рост долга  сопровождается расширением денежной массы за счет работы печатного станка, расходованием сбережений экономических субъектов и избыточных резервов коммерческих банков, что повышает темпы инфляции. Сокращение долга ведет к сжатию денежной массы, которое снижает темпы экономического роста. В целях нейтрализации данных негативных последствий государство должно ужесточать денежно-кредитную и налоговую политику в период увеличения государственного долга, и смягчать ее по мере сокращения последнего.

     Итак, значительные размеры государственного долга оказывают существенное влияние  на экономику страны. Процентные выплаты по государственному долгу требуют соответствующих бюджетных расходов и сокращены быть не могут. Высокий уровень таких расходов сказывается на ограничении финансирования других статей расходов, в первую очередь социальных. Другое серьезное следствие - рост процентных ставок в стране. Государство, вынужденное рефинансировать значительную сумму долга, выступает крупным заемщиком на финансовом рынке, создавая конкуренцию между эмитентами, что и приводит к росту процентных ставок по кредиту. Их рост, в свою очередь, преграждает производителям доступ к кредитным ресурсам, в результате чего сокращаются инвестиции в реальный сектор экономики. Вместе с тем высокий процент делает вложения в данную страну привлекательными для иностранцев, а это постепенно приводит к росту внешнего долга. Если же проследить данную цепочку взаимосвязей дальше, то нужно отметить, повышение спроса на государственные ценные бумаги со стороны иностранных инвесторов приводит к удорожанию национальной валюты, соответственно к повышению эффективности импорта и снижению конкурентоспособности экспортируемых товаров на внешних рынках. В то же самое время для обеспечения потребности государства в процентных выплатах по внешнему долгу требуется как раз прямо противоположное - увеличение экспорта, положительный торговый баланс, приток иностранной валюты для обеспечения платежей.

     Чем хуже обстоит дело с государственным  бюджетом, чем больше его дефицит, тем больше объем заимствований, увеличивается объем государственного долга. Чем глубже финансовый кризис в стране, тем выше доля затрат на обслуживание государственного долга в расходах бюджета.

     Чем больше Россия платит по внешним долгам, тем меньше денег остается у государства  на социальную политику, образование, медицинское обслуживание, на оборонные заказы. Чтобы успешнее решить проблему долгов, необходимо эффективнее управлять этим процессом, использовать резервы сокращения внешнего долга. 
 

     1.3   Обслуживание и  урегулирование внешнего  долга: меры и  способы 

        В процессе управления внешней задолженностью перед Россией встаёт необходимость решения следующих задач:

      1. Поддержание внешнего долга  на уровне, обеспечивающем сохранение  экономической безопасности страны.

      2. Контроль за графиком долговых  выплат с тем, чтобы в нём отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики.

      3. Минимизации стоимости долга  за счёт удлинения срока заимствований  и снижения доходности.

      4. Своевременное и полное выполнение  обязательств с целью избежать начисления штрафов за просрочки и обеспечить стране репутацию первоклассного заёмщика.

      5. Обеспечение эффективного целевого  использования привлечённых средств. 

      6. Обеспечение предсказуемости и  стабильности рынка долговых  обязательств.

     Несмотря  на сегодняшнюю положительную ситуацию в сфере долговых выплат для снижения угрозы внешней задолженности национальной экономики России требуется реализация ряда дополнительных мер:

     - отказ от привлечения международных  кредитов на государственном уровне;

      - разработка комплексной и ясной  нормативной базы по вопросам  внешних заимствований; 

      - создание единой системы управления  внешним долгом для координации  мер по снижению уровня задолженности  и обеспечения более эффективного  контроля за привлечением и использованием средств из-за рубежа;

      - согласование политики по обслуживанию  внешнего долга с финансовой  и экономической политикой в  целом, в особенности с денежно-кредитной  и валютной.

     Кроме того, всё ещё актуальным остается ряд нестандартных методов, основанных на использовании зарубежного опыта, а именно:

      - целесообразно радикально пересмотреть  советские долги соцстранам, возникшие  в результате неэквивалентного  обмена. Реструктуризации должны  действительно проводиться на  независимых принципах;

      - возможно применение схемы реструктуризации  «облигации-акции» с соответствующими  ограничениями по списку предприятий,  срокам выплаты дивидендов и  вывода капиталов из РФ. Несмотря  на то, что объём проведённых  в мире реструктуризации по  этой схеме невелик, она имеет важное значение для имиджа России как заёмщика, так как отражает заинтересованность стран-кредиторов в инвестировании в российские предприятия. Поэтому не следует упускать возможности подобных операций, даже если речь идёт о небольших объёмах долга;

      - целесообразным представляется  эмиссия нестандартных финансовых  инструментов, например облигаций  с доходом, зависящим от мировых  цен на нефть. Подобные операции  могли бы сделать более эффективным  перераспределение доходов, получаемых  экспортёрами нефти от продажи части национального богатства. Наконец, допустимы сделки выкупа долга на открытом рынке, ведущие к сокращению общего объёма государственного долга.

     Основополагающее  влияние на эффективность государственной  политики по обслуживанию внешнего долга  оказывает, как известно, доверие к властям. Если такое доверие есть, гораздо шире выбор возможных долговых инструментов, выше гибкость долговой политики, а цена ошибки минимальна. Чем ниже уровень доверия к властям, тем большая ответственность ложится на правительство при формировании политики по погашению внешней задолженности и более велика «цена ошибки». В России эта цена непомерно высока.

     Свою  точку зрения на проблему внешней  задолженности высказал доктор технических  наук, профессор, академик РАЕН Константин Лазарь. По его словам, «проблема с выплатой внешнего долга может быть относительно безболезненно решена при ежегодном росте экономики на 7-10 процентов. Но рост экономики прекратился. Выход один — реструктурировать долги, часть их списать. Наверное, нет смысла напоминать, что, если будут сохранены нынешние условия обслуживания внешнего долга, страна лишится перспектив экономического роста. В целом в управлении долгом и контроле за ним порядка нет. Взять и просто отдать долги — ума много не надо. А надо основательно проработать высказанную Дмитрием Медведевым идею: "Мы будем платить по долгам, но было бы целесообразным, если бы эти платежи направлялись назад в качестве инвестиций в российскую экономику".Особая тема - должники России. Больше всех нам должна Куба - $28 млрд. (Кубинский долг вместе с монгольским и вьетнамским составляет более 40 процентов всего долга.) Помимо них должны еще 54 страны, примерно $150 млрд. Но официально на сегодняшний день задолженность составляет около $35 млрд., поскольку при вступлении в Парижский клуб в качестве страны-кредитора мы согласились со списанием от 70 до 90 процентов задолженности своих должников. Мы списали, а нам, почему не списывают?»[1]

     На  сегодняшний день в мировой практике не существует прецедента

     радикального решения проблемы внешней задолженности. Многочисленные реструктуризации, проведённые, например, в странах Латинской Америки, несколько смягчили проблему, однако до конца её так и не решили. Кризис внешней задолженности в Аргентине говорит о том, что даже самая жёсткая экономическая политика неспособна гарантировать погашение задолженности, превышающей половину ВВП, или (в расчёте на душу населения) уровень доходов за год огромного числа граждан страны. Внешний долг ещё долгое время будет оказывать крайне негативное влияние на национальную экономику и финансовую систему нашей страны. Для успешного решения данной проблемы хотя бы в перспективе необходимо сочетание двух факторов: с одной стороны, активного и эффективного экономического развития, создающего материальную основу для выплат по задолженности, а с другой - грамотной и рациональной политики в области внешних заимствований, проводимой в соответствии с главной целью деятельности любого государства - повышением благосостояния граждан.

[1] Константин Лазарь, публикация на www.vesti.ru от 10.09.2009

Информация о работе Внешний государственный долг РФ