Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:27, дипломная работа
Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований. Многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского клуба, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками.
Основными кредиторами внутреннего долга, как правило, являются:
население;
корпорации;
банки;
другие финансовые и кредитные
учреждения.
1.2
Государственные займы и их
классификация.
Государственные займы – это передача в собственность государства денежных средств, которые государство обязуется возвратить в то же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа (ст. 6 БК РФ).
Займы используются для
Государственные займы, составляющие государственный долг, могут быть классифицированы по ряду признаков:
1.
По месту размещения займы могут
быть подразделены на внешние и внутренние.
Внутренние займы обычно оформляются
путем выпуска и размещения государственных
ценных бумаг (прежде всего облигаций)
среди населения, коммерческих банков
и других финансовых учреждений. В отличие
от денежной эмиссии, усиливающей развитие
процессов инфляции, продажа облигаций
рассматривается как неинфляционное финансирование
бюджетного дефицита. Покупатели облигаций
внутреннего государственного займа финансируют
правительство, получая в свою очередь
гарантированный доход в виде установленного
процента, выплачиваемого им правительством
с определенной периодичностью (например,
ежегодно) в течение срока погашения облигаций
(например, в течение 10 лет). В нашей стране
практиковались так называемые выигрышные
займы, доход от которых выплачивался
держателям облигаций в форме выигрыша.
Внешние займы - это займы, реализуемые
на иностранных денежных
2.
По способу обращения займы
подразделяются на рыночные и
нерыночные. Рыночные займы –
это займы, оформленные в
3.
По сроку заимствования
4. По способу обеспечения
5. По уровню эмитента в
6. По форме выплаты дохода
·
процентные займы, доход по которым
устанавливается в виде фиксированного
процента от номинала. Этот тип займа является
основным, так как именно в процентных
бумагах размещена основная часть государственного
долга в промышленно развитых странах;
· дисконтные займы, доход по которым инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику;
· выигрышные займы, доход, по которому осуществляется на основе тиражей выигрыша. Они наименее привлекательны для инвестора, поскольку не предоставляют гарантированного дохода к определенному моменту времени;
· индексационные
займы, доход по которым
Кроме того, в качестве меры, стимулирующей инвестиции в государственные ценные бумаги, органы власти и управления государства могут установить льготы по налогообложению доходов, полученных от государственных ценных бумаг.
7. По принципу наличия обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа обязательства, эмитированные заемщиком, можно разделить на обязательства без права досрочного погашения и обязательства с правом досрочного погашения. Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие у заемщика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств. Такое право может быть выгодно эмитенту в случае значительного снижения стоимости заемных ресурсов на рынке ссудного капитала. В этом случае эмитент имеет возможность разместить новый заем, обслуживание которого будет более дешевым, и за счет полученных средств выкупить ранее эмитированные обязательства. При этом достигается экономия средств, направляемых на обслуживание долга. В случае если обязательства были выпущены без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговых обязательств и несет в связи с этим обстоятельством определенные потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную выгоду.
8. По способу погашения
9.
По способу определения
10. По направлениям использования заемных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлеченные по целевым займам, должны быть использованы только для финансирования конкретных программ. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, на рефинансирование текущей задолженности или на другие нужды согласно решению уполномоченных органов власти и управления.
Большая внешняя задолженность может привести национальную экономику к серьезному экономическому кризису. Страна, имеющая большой внешний долг, вынуждена больше экспортировать, чем импонировать, для того чтобы выплачивать проценты по долгу и часть долга по своим обязательствам.
Большой государственный долг ведет к «вымыванию капитала» из частного сектора, что ведет к замедлению экономического роста, следовательно, к снижению благосостояния в будущем. Дело в том, что облигации и акции частных предприятий, с одной стороны, и государственные облигации с другой, являются для экономических субъектов, осуществляющих сбережения, взаимозаменяемыми. Более того, вторые могут быть привлекательнее, поскольку обладают, как правило, более высокой надежностью по сравнению с ценными бумагами частного сектора.
По мере роста государственного долга экономические субъекты накапливают все больше долговых обязательств государства. Средства, затраченные на их приобретение, могли быть вложены в частный сектор, что способствовало бы расширению их деятельности.
Следует
учитывать, что рост государственного
долга может также порождать
тенденции, косвенно противодействующие
вымыванию капитала. Так, увеличение государственного
долга может способствовать росту процентной
ставки, а, следовательно, стимулировать
сбережения. Поэтому можно говорить лишь
о частичном вымывании частного капитала
государственным долгом.
Итак, воздействие большого государственного долга на состояние экономики в долговом периоде характеризуют следующие результаты.
а) Происходит вымывание частного капитала, что ведет к замедлению темпов роста потенциального выпуска;
б) Усиление налогового пресса для обслуживания государственного долга подавляет стимулы к труду;
в)
Возникающая необходимость
Привлекая временно свободные средства на финансирование дефицита госбюджета, государство лишает предприятия средств, которые могли бы быть инвестированы в производство. Кроме того, расширение заимствований государством приводит к росту процентных ставок на рынке государственных ценных бумаг. Это влияет на повышение процентных ставок в других секторах финансового рынка. Кредитные ресурсы становятся менее доступными для инвесторов и уровень инвестиционной активности падает.
Каждое из указанных
Управление государственным долгом осуществляется посредством эффективного использования средств государственного заимствования, привлечения средств для выплаты долга, а также нейтрализации его негативного воздействия на экономику страны.
Величина
государственного долга не должна превышать
размеры ВВП более чем в
два раза, в противном случае слишком
большие ресурсы будут