Внебюджетные фонды: их сущность и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:18, реферат

Краткое описание

Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования.

Оглавление

Введение
1. Внебюджетные фонды: их сущность и значение
1.1 Сущность внебюджетных фондов
1.2 Значение внебюджетных фондов
2. Классификация внебюджетных фондов по функциональному значению и уровням управления
2.1 Пенсионный фонд РФ
2.2 Фонд социального страхования РФ
2.3 Фонды обязательного медицинского страхования
2.4 Государственный фонд занятости населения РФ
3. Роль внебюджетных фондов в экономическом и социальном развитии общества
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная Полине.docx

— 43.88 Кб (Скачать)

Общее руководство  Пенсионным фондом осуществляется Правлением, оперативное управление - исполнительной дирекцией. Органами оперативного управления в субъектах федерации являются отделения РФ, а в городах и  районах - уполномоченные отделения.

В большинстве  субъектов РФ назначение и выплата  пенсий производятся органами социальной защиты населения, которые средства ПФ доводят до пенсионеров через отделения федеральной почтовой связи или путём перевода на счетах пенсионеров, открытых в основном в филиалах Сбербанка РФ.

Аккумуляция и  перераспределение средств ПФ проходит по следующему маршруту: страховые  взносы собираются на счетах отделений, откуда и осуществляется финансирование расходов в регионе. На федеральном  уровне Правление ПФ и его исполнительная дирекция прогнозирует и устанавливает  объёмы перераспределение средств  между регионами для сбалансированности доходов и расходов с учётом обеспечения  неснижаемого остатка на счетах и  оптимизации сумм в пути.

 

 

 

2.2 Фонд социального  страхования РФ

 

Фонд социального страхования  Российской Федерации (ФСС РФ) —  один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения  обязательного социального страхования  граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров  РСФСР и Федерации независимых  профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г.

Деятельность  фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным  законом «Об основах обязательного  социального страхования», а также  иными законодательными и нормативными актами.

 

Этот фонд предназначен для обеспечения целевого финансирования выплат социальных пособий и компенсаций.

Производит:

  1. выплату пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности («больничных»)

2)обеспечение инвалидов техническими  средствами реабилитации и протезами

3)оплата пособий по беременности  и родам, пособий при рождении  ребёнка, пособий по уходу за  ребёнком до достижения им  возраста полутора лет

4)оплата родовых сертификатов

5)доплата (25 %) за первичную медико-санитарную  помощь работающим гражданам

6) доплата за диспансеризацию  работающих граждан

7) оплата дополнительных медицинских  осмотров работающих граждан,  занятых на работах с вредными  и опасными факторами

и др.

Однако оформление т. н. «Материнского капитала» производится в отделении Пенсионного Фонда  РФ.

 

Контроль за полнотой и своевременностью уплаты взносов на социальное страхование возложен на ФСС РФ, так же как и за их расходованием.

 Бюджет Фонда  и отчёт о его исполнении  утверждаются федеральным законом,  а бюджеты региональных и центральных  отраслевых отделений Фонда и  отчёты об их исполнении после  рассмотрения правлением Фонда  утверждаются председателем Фонда.

 

 

 

 

2.3 Фонды обязательного  медицинского страхования

 

Система обязательного медицинского страхования создана с целью  обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в  статье 41 Конституции Российской Федерации.

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов  населения в охране здоровья.

Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское  страхование является Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее - Закон) принятый в 1991 году.

Закон установил правовые, экономические  и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определил средства обязательного  медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и заложил  основу для создания в стране системы  страховой модели финансирования здравоохранения.

Обязательное медицинское страхование  является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации  равные возможности в получении  медицинской и лекарственной  помощи, предоставляемой за счет средств  обязательного медицинского страхования  в объеме и на условиях, соответствующих  программам обязательного медицинского страхования.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы  Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В качестве субъектов медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая  медицинская организация, медицинское  учреждение.

В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные  некоммерческие финансово-кредитные  учреждения Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования и 84 территориальных  фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной  политики в области обязательного  медицинского страхования как составной  части государственного социального  страхования.

В  2009 году в Российской Федерации  в системе обязательного медицинского страхования работало по договорам 8142 медицинских учреждений, (на 52 медицинских  организаций больше, чем в 2008 году).

В медицинские организации поступило 491, 5 млрд. рублей (в 2008 г.- 419,2 млрд. рублей), в т.ч. на оплату территориальной  программы обязательного медицинского страхования 486,0 млрд. рублей. Структура  системы ОМС была представлена 84 территориальными фондами ОМС, 106 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 246 филиалами СМО.

Численность граждан,  застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, составила 142,3 млн человек; в том числе 58,8 млн. работающих граждан, застрахованных 9 млн. работодателей, и 83,4 млн. неработающих граждан.

Страховые медицинские организации  осуществляли обязательное медицинское  страхование в 82 субъектах Российской Федерации и г.Байконур. В Чукотском автономном округе страховые медицинские организации не работают.

Из общей численности застрахованных страховыми медицинскими организациями  на долю 14 наиболее крупных страховых  медицинских организаций приходится свыше 72 % застрахованных, из которых  страховой компанией ЗАО МАСК “МАКС-М“ застраховано 21,1 млн. человек, или 15,2% от общей численности застрахованных, СМК ОАО “РОСНО-МС“ – 15,7млн. человек (11,2%), “ОАО СК СОГАЗ - Мед“ – 11,4 млн. человек  (8,2%).

В структуре поступлений средств  основную долю составляют страховые  платежи – 457,3 млрд. рублей или 98,0 %. Из них на ведение дела поступило 7,6 млрд. рублей, или 1,6 %. В общей сумме  расходов страховых медицинских  организаций 451,6 млрд. рублей (97,0%) израсходовано  на оплату медицинской помощи, оказанной  гражданам в рамках территориальной  программы обязательного медицинского страхования.

Расходы на ведение дела составили 7,97 млрд. рублей, что на 0,9 млрд. рублей больше, чем в 2008 году.

При росте расходов средств на ведение  дела в абсолютном выражении, их доля в структуре расходов осталась на уровне 2008 года и составила      1,7%.

 

Основными источниками доходов  бюджетов ТФОМС являются налоги, в  том числе страховые взносы в  части, зачисляемой на счета ТФОМС, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего  населения.

 В 2009 году в бюджеты территориальных  фондов обязательного медицинского  страхования поступило 551,5 млрд. рублей, что на 14,5 млрд. рублей (2,7%) больше, чем в 2008 году. Поступления налоговых  платежей составили 162,3 млрд. рублей (в том числе единого социального  налога – 153,1 млрд. рублей), что  на 140 млн. рублей меньше, чем в  2008 году. Поступление средств на  обязательное медицинское страхование  неработающего населения (с учетом  пеней и штрафов) по сравнению  с 2008 годом возросло на 11,9 % и  составило 200,9 млрд. рублей.

 В 2009 году поступление налоговых  платежей в среднем по Российской  Федерации на одного работающего  гражданина составило 2 682,6 рубля  (без учета районного коэффициента  – 2315,6 рубля, или 57,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля на 2009 год); страховых взносов на одного неработающего - 2445,7 рубля (без учета районного коэффициента - 2111,1 рубля, или 52,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля, утвержденного   Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2008 №913 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год).

Федеральный фонд ОМС является юридическим лицом, подотчётным Правительству РФ. Основные задачи этого фонда состоят в обеспечении предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе обязательного мед страхования, достижении социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного мед страхования, разработке и осуществлении комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного мед страхования и созданию условий для выравнивания объёма и качества мед помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ.

Финансовые средства Федерального фонда находятся в  государственной собственности  РФ, являются целевыми, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию  не подлежат.

Руководство деятельностью  Федерального фонда осуществляется правлением и его постоянно действующим  исполнительным органом -исполнительной дирекцией во главе с исполнительным директором.

Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление Федерального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Фонда. Отчёты о доходах и использовании средств Федерального фонда, а также о результатах его деятельности ежегодно представляются сначала в Правительство РФ, а затем и в Федеральное Собрание РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Роль внебюджетных  фондов в экономическом и социальном  развитии общества

 

Роль Фонда  социального страхования Российской Федерации в контексте сегодняшней  темы наиболее очевидна на примере  реализации Федерального закона “Об  обязательном социальном страховании  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.

Этот закон  работает только три года, однако решил  одну из своих основных задач - обеспечение  в полном объеме возмещения вреда  пострадавшим работникам, получившим трудовое увечье. Снята напряженность  по этому вопросу между работниками  и работодателями, существовавшая до 2000 года. Получили необходимую социальную поддержку пострадавшие работники  ликвидируемых предприятий. И как  пример можно привести процесс реструктуризации угольной отрасли, в результате которой  ликвидируемые шахты и разрезы  передали более 40 тыс. неработающих пострадавших на обеспечение Фонда социального  страхования. Причем, передали без капитализированных средств, что идет в разрез с существующим законодательством. И на сегодняшний  день, как результат, в Фонде социального  страхования зарегистрировано более  двух миллионов предприятий-страхователей, более 56 млн. работников застрахованных, их которых более 500 тыс. пострадавших потерявших связь с производством. Если говорить о правовых нюансах этого закона, то следует, что с точки зрения гражданско-правового института профессионального риска введение обязательного социального страхования не создает рабочим никаких новых прав и не налагает на предприятие никаких новых обязанностей, а создается лишь более новая удобная организация для осуществления права, которое в гражданском процессе не всегда можно защитить. Закон в соответствии с Гражданским кодексом непосредственно решает труднейшую задачу, определяя объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья. Возмещению подлежит утраченный пострадавшим заработок, который он имел или мог определенно иметь, а также дополнительно понесенные расходы, связанные с повреждением здоровья. В том числе расходы на лечение, питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовка к другой профессии, если установлено, что пострадавший нуждается в ней, дополнительные виды уходов и бесплатное обучение. Вот надо отметить, что недавно принятые изменение и дополнение к данному закону определили еще одну статью расходов, которая будет связана с лечением пострадавших после тяжелых травм. Однако для данного закона остается актуальным вопрос об определении основания распределения обязательств между страхователями. Таким основанием является степень опасности причинения вреда работающим в процессе его производственной и профессиональной деятельности. В современном российском гражданском законодательстве понятие опасность причинения вреда введено статьей 1065 ГК РФ. Она так и называется: "Предупреждение причинения вреда". В связи с эти интересно была бы трактовка страхования, как форма защиты от причинения вреда. И в этом случае обязательным атрибутом страховых отношений является именно возможное причинение вреда. Однако, Закон определяет лишь страховой случай, как уже свершившееся событие, с наступлением которого у страховщика возникает обязанность производить страховую выплату, в частности связанную с возмещением причинения вреда. И в определениях использованных законом терминах также нет такого важного термина, как опасность. В данном законе несчастный случай на производстве определяется как событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья, а класс профессионального риска, как уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившихся в отраслях, подотраслях экономики. То есть законодательно зафиксированы лишь последствия, результаты, а не возможные причины, приводящие к этому результату. Введено лишь понятие класса профессионального риска, который связан с причинением вреда. Но никак не учитывается обусловленность именно данного причинения вреда вполне конкретной опасности производственной деятельности.

Приведенные существенные проблемы и пробелы действующего законодательства позволяют сделать  вывод, что именно они обусловили противоречие, и стали основной причиной столь серьезных нарекания страхователей - работодателей, перекосов при расчетах страховых тарифов по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые сейчас дифференцируются в зависимости от класса профессионального  риска и от класса опасности производственной деятельности. О.В. Измайлова. Роль государственных внебюджетных фондов в обеспечении социальных гарантий трудоспособного населения. Профессия и здоровье/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№ 24 (217) Следует отметить, что это проблемы не сегодняшнего дня. Они обсуждались в начале XX века при проведении подготовительной работы по введению в России обязательного страхования рабочих от несчастных случаев. И чтобы понять, чем определяется опасность различных отраслей экономики, нужно обратиться к изучению непосредственных причин несчастных случаев, то есть к производственным и технологическим процессам, при которых произошли эти несчастные случаи. А для этого необходимо перейти от рассмотрения отраслей экономики в целом к определению степени опасности каждой из них, а затем к расчленению производства на отдельные производственные моменты и выяснению сравнительной опасности каждого из этих моментов. Очевидно, что те отрасли, в которых преобладают наиболее опасные процессы производства, дают и наивысших коэффициент травматизма.

В целях решения  указанных проблем Фонд уже третий год формирует свою статистику. В  том числе и по несчастным случаям, и по видам профессиональных заболеваний. Если обратиться к этой статистике, то на 1 января 2002 года у нас было зафиксировано количество сообщений  о страховых случаях 108815, а на 1 января 2003 уже 134500, из которых, если говорить о профзаболеваниях, около 10 тысяч.

Если говорить о видах профзаболеваний, которые  регистрирует сегодня статистика Фонда  социального страхования, то наибольшее их число связано с воздействием физических факторов. После этого  идут заболевания, вызванные воздействием промышленных аэрозолей, заболевания, связанные с физическими перегрузками и перенапряжением, все это фиксируется  в статистике фонда. Лидерами по профессиональным заболеваниям являются те регионы, которые  связаны с угольной отраслью. Лидером  является Кузбасский регион - по заболеваниям, вызванным именно промышленными  аэрозолями, физическими факторам - перегрузками и перенапряжениями. За ним следует Ростовская область. По тем же проблемам выделяется Республика Коми, Нижегородская, Пермская области  и, к сожалению, Свердловская и Челябинская  область тоже отличаются высокой  профессиональной заболеваемостью. Имея свою статистику, Фонд сможет в скором времени эффективно воздействовать и на производственные риски страхователей  с помощью мер профилактики. Фонд социального страхования осознает необходимость развития этого направления, как приоритетного. В связи с  этим, начиная с 2001 года, фонд приступил  к созданию своей системы профилактики. На сегодня она состоит из трех компонентов. Это стимулирование работодателей  к улучшению условий труда  через применение скидок и надбавок. К сожалению, эта мера до настоящего времени не является эффективной, постольку  методика определения скидок и надбавок требует совершенствования. Второй компонент - это финансирование обучения отдельных категорий застрахованных вопросам охраны труда. На эти цели ежегодно, вот уже третий год тратится более 350 млн. рублей. Третий компонент - это частичное финансирование предупредительных  мер по сокращению производственного  травматизма и профессиональной заболеваемости за счет страховых взносов. Здесь можно привести некоторые  цифры. Так, в 2001 году средства, которые  направлялись на эти цели, использовались в размере только 370 миллионов, в 2002 году - уже в размере 967 миллионов, и в 2003 году - эти цифры (по предварительным оценкам) достигли 1 миллиарда 285 тысяч.

Информация о работе Внебюджетные фонды: их сущность и значение