Общее руководство
Пенсионным фондом осуществляется Правлением,
оперативное управление - исполнительной
дирекцией. Органами оперативного управления
в субъектах федерации являются
отделения РФ, а в городах и
районах - уполномоченные отделения.
В большинстве
субъектов РФ назначение и выплата
пенсий производятся органами социальной
защиты населения, которые средства ПФ
доводят до пенсионеров через отделения
федеральной почтовой связи или путём
перевода на счетах пенсионеров, открытых
в основном в филиалах Сбербанка РФ.
Аккумуляция и
перераспределение средств ПФ проходит
по следующему маршруту: страховые
взносы собираются на счетах отделений,
откуда и осуществляется финансирование
расходов в регионе. На федеральном
уровне Правление ПФ и его исполнительная
дирекция прогнозирует и устанавливает
объёмы перераспределение средств
между регионами для сбалансированности
доходов и расходов с учётом обеспечения
неснижаемого остатка на счетах и
оптимизации сумм в пути.
2.2 Фонд социального
страхования РФ
Фонд социального страхования
Российской Федерации (ФСС РФ) —
один из государственных внебюджетных
фондов, созданный для обеспечения
обязательного социального страхования
граждан России. Создан 1 января 1991 г.
совместным постановлением Совета Министров
РСФСР и Федерации независимых
профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря
1990 г.
Деятельность
фонда регулируется Бюджетным кодексом
Российской Федерации и федеральным
законом «Об основах обязательного
социального страхования», а также
иными законодательными и нормативными
актами.
Этот фонд предназначен
для обеспечения целевого финансирования
выплат социальных пособий и компенсаций.
Производит:
- выплату пособий по обязательному
социальному страхованию, в том числе
оплата пособий по временной нетрудоспособности
(«больничных»)
2)обеспечение инвалидов техническими
средствами реабилитации и протезами
3)оплата пособий по беременности
и родам, пособий при рождении
ребёнка, пособий по уходу за
ребёнком до достижения им
возраста полутора лет
4)оплата родовых сертификатов
5)доплата (25 %) за первичную медико-санитарную
помощь работающим гражданам
6) доплата за диспансеризацию
работающих граждан
7) оплата дополнительных медицинских
осмотров работающих граждан,
занятых на работах с вредными
и опасными факторами
и др.
Однако оформление
т. н. «Материнского капитала» производится
в отделении Пенсионного Фонда
РФ.
Контроль за
полнотой и своевременностью уплаты взносов
на социальное страхование возложен на
ФСС РФ, так же как и за их расходованием.
Бюджет Фонда
и отчёт о его исполнении
утверждаются федеральным законом,
а бюджеты региональных и центральных
отраслевых отделений Фонда и
отчёты об их исполнении после
рассмотрения правлением Фонда
утверждаются председателем Фонда.
2.3 Фонды обязательного
медицинского страхования
Система обязательного медицинского
страхования создана с целью
обеспечения конституционных прав
граждан на получение бесплатной
медицинской помощи, закрепленных в
статье 41 Конституции Российской Федерации.
Медицинское страхование является
формой социальной защиты интересов
населения в охране здоровья.
Важнейшим нормативным правовым актом,
регулирующим обязательное медицинское
страхование является Закон Российской
Федерации «О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации» (далее
- Закон) принятый в 1991 году.
Закон установил правовые, экономические
и организационные основы медицинского
страхования населения в Российской
Федерации, определил средства обязательного
медицинского страхования в качестве
одного из источников финансирования
медицинских учреждений и заложил
основу для создания в стране системы
страховой модели финансирования здравоохранения.
Обязательное медицинское страхование
является составной частью государственного
социального страхования и обеспечивает
всем гражданам Российской Федерации
равные возможности в получении
медицинской и лекарственной
помощи, предоставляемой за счет средств
обязательного медицинского страхования
в объеме и на условиях, соответствующих
программам обязательного медицинского
страхования.
Для реализации государственной политики
в области обязательного медицинского
страхования граждан созданы
Федеральный и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования.
В качестве субъектов медицинского
страхования Законом определены
гражданин, страхователь, страховая
медицинская организация, медицинское
учреждение.
В настоящее время в Российской
Федерации созданы как самостоятельные
некоммерческие финансово-кредитные
учреждения Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования и 84 территориальных
фондов обязательного медицинского
страхования для реализации государственной
политики в области обязательного
медицинского страхования как составной
части государственного социального
страхования.
В 2009 году в Российской Федерации
в системе обязательного медицинского
страхования работало по договорам
8142 медицинских учреждений, (на 52 медицинских
организаций больше, чем в 2008 году).
В медицинские организации поступило
491, 5 млрд. рублей (в 2008 г.- 419,2 млрд. рублей),
в т.ч. на оплату территориальной
программы обязательного медицинского
страхования 486,0 млрд. рублей. Структура
системы ОМС была представлена 84
территориальными фондами ОМС, 106 страховыми
медицинскими организациями (СМО) и 246
филиалами СМО.
Численность граждан, застрахованных
по обязательному медицинскому страхованию,
составила 142,3 млн человек; в том числе
58,8 млн. работающих граждан, застрахованных
9 млн. работодателей, и 83,4 млн. неработающих
граждан.
Страховые медицинские организации
осуществляли обязательное медицинское
страхование в 82 субъектах Российской
Федерации и г.Байконур. В Чукотском
автономном округе страховые медицинские
организации не работают.
Из общей численности застрахованных
страховыми медицинскими организациями
на долю 14 наиболее крупных страховых
медицинских организаций приходится
свыше 72 % застрахованных, из которых
страховой компанией ЗАО МАСК
“МАКС-М“ застраховано 21,1 млн. человек,
или 15,2% от общей численности застрахованных,
СМК ОАО “РОСНО-МС“ – 15,7млн. человек
(11,2%), “ОАО СК СОГАЗ - Мед“ – 11,4 млн. человек
(8,2%).
В структуре поступлений средств
основную долю составляют страховые
платежи – 457,3 млрд. рублей или 98,0 %.
Из них на ведение дела поступило
7,6 млрд. рублей, или 1,6 %. В общей сумме
расходов страховых медицинских
организаций 451,6 млрд. рублей (97,0%) израсходовано
на оплату медицинской помощи, оказанной
гражданам в рамках территориальной
программы обязательного медицинского
страхования.
Расходы на ведение дела составили
7,97 млрд. рублей, что на 0,9 млрд. рублей
больше, чем в 2008 году.
При росте расходов средств на ведение
дела в абсолютном выражении, их доля
в структуре расходов осталась на
уровне 2008 года и составила
1,7%.
Основными источниками доходов
бюджетов ТФОМС являются налоги, в
том числе страховые взносы в
части, зачисляемой на счета ТФОМС,
и страховые взносы на обязательное
медицинское страхование неработающего
населения.
В 2009 году в бюджеты территориальных
фондов обязательного медицинского
страхования поступило 551,5 млрд.
рублей, что на 14,5 млрд. рублей (2,7%) больше,
чем в 2008 году. Поступления налоговых
платежей составили 162,3 млрд. рублей
(в том числе единого социального
налога – 153,1 млрд. рублей), что
на 140 млн. рублей меньше, чем в
2008 году. Поступление средств на
обязательное медицинское страхование
неработающего населения (с учетом
пеней и штрафов) по сравнению
с 2008 годом возросло на 11,9 % и
составило 200,9 млрд. рублей.
В 2009 году поступление налоговых
платежей в среднем по Российской
Федерации на одного работающего
гражданина составило 2 682,6 рубля
(без учета районного коэффициента
– 2315,6 рубля, или 57,0% подушевого
норматива финансирования 4059,6 рубля на
2009 год); страховых взносов на одного неработающего
- 2445,7 рубля (без учета районного коэффициента
- 2111,1 рубля, или 52,0% подушевого норматива
финансирования 4059,6 рубля, утвержденного
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 05.12.2008 №913 "О программе
государственных гарантий оказания гражданам
Российской Федерации бесплатной медицинской
помощи на 2009 год).
Федеральный фонд ОМС является
юридическим лицом, подотчётным Правительству
РФ. Основные задачи этого фонда состоят
в обеспечении предусмотренных законодательством
РФ прав граждан в системе обязательного
мед страхования, достижении социальной
справедливости и равенства всех граждан
в системе обязательного мед страхования,
разработке и осуществлении комплекса
мероприятий по обеспечению финансовой
устойчивости системы обязательного мед
страхования и созданию условий для выравнивания
объёма и качества мед помощи, предоставляемой
гражданам на всей территории РФ.
Финансовые средства
Федерального фонда находятся в
государственной собственности
РФ, являются целевыми, не входят в состав
бюджетов, других фондов и изъятию
не подлежат.
Руководство деятельностью
Федерального фонда осуществляется
правлением и его постоянно действующим
исполнительным органом -исполнительной
дирекцией во главе с исполнительным директором.
Контроль за
деятельностью Федерального фонда осуществляет
ревизионная комиссия. Правление Федерального
фонда по мере необходимости, но не реже
одного раза в год, назначает аудиторскую
проверку деятельности Фонда. Отчёты о
доходах и использовании средств Федерального
фонда, а также о результатах его деятельности
ежегодно представляются сначала в Правительство
РФ, а затем и в Федеральное Собрание РФ
3. Роль внебюджетных
фондов в экономическом и социальном
развитии общества
Роль Фонда
социального страхования Российской
Федерации в контексте сегодняшней
темы наиболее очевидна на примере
реализации Федерального закона “Об
обязательном социальном страховании
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний”.
Этот закон
работает только три года, однако решил
одну из своих основных задач - обеспечение
в полном объеме возмещения вреда
пострадавшим работникам, получившим
трудовое увечье. Снята напряженность
по этому вопросу между работниками
и работодателями, существовавшая до
2000 года. Получили необходимую социальную
поддержку пострадавшие работники
ликвидируемых предприятий. И как
пример можно привести процесс реструктуризации
угольной отрасли, в результате которой
ликвидируемые шахты и разрезы
передали более 40 тыс. неработающих пострадавших
на обеспечение Фонда социального
страхования. Причем, передали без капитализированных
средств, что идет в разрез с существующим
законодательством. И на сегодняшний
день, как результат, в Фонде социального
страхования зарегистрировано более
двух миллионов предприятий-страхователей,
более 56 млн. работников застрахованных,
их которых более 500 тыс. пострадавших
потерявших связь с производством.
Если говорить о правовых нюансах этого
закона, то следует, что с точки зрения
гражданско-правового института профессионального
риска введение обязательного социального
страхования не создает рабочим никаких
новых прав и не налагает на предприятие
никаких новых обязанностей, а создается
лишь более новая удобная организация
для осуществления права, которое в гражданском
процессе не всегда можно защитить. Закон
в соответствии с Гражданским кодексом
непосредственно решает труднейшую задачу,
определяя объем и характер возмещения
вреда, причиненного повреждением здоровья.
Возмещению подлежит утраченный пострадавшим
заработок, который он имел или мог определенно
иметь, а также дополнительно понесенные
расходы, связанные с повреждением здоровья.
В том числе расходы на лечение, питание,
приобретение лекарств, протезирование,
посторонний уход, санаторно-курортное
лечение, приобретение специальных транспортных
средств, подготовка к другой профессии,
если установлено, что пострадавший нуждается
в ней, дополнительные виды уходов и бесплатное
обучение. Вот надо отметить, что недавно
принятые изменение и дополнение к данному
закону определили еще одну статью расходов,
которая будет связана с лечением пострадавших
после тяжелых травм. Однако для данного
закона остается актуальным вопрос об
определении основания распределения
обязательств между страхователями. Таким
основанием является степень опасности
причинения вреда работающим в процессе
его производственной и профессиональной
деятельности. В современном российском
гражданском законодательстве понятие
опасность причинения вреда введено статьей
1065 ГК РФ. Она так и называется: "Предупреждение
причинения вреда". В связи с эти интересно
была бы трактовка страхования, как форма
защиты от причинения вреда. И в этом случае
обязательным атрибутом страховых отношений
является именно возможное причинение
вреда. Однако, Закон определяет лишь страховой
случай, как уже свершившееся событие,
с наступлением которого у страховщика
возникает обязанность производить страховую
выплату, в частности связанную с возмещением
причинения вреда. И в определениях использованных
законом терминах также нет такого важного
термина, как опасность. В данном законе
несчастный случай на производстве определяется
как событие, в результате которого застрахованный
получил увечье или иное повреждение здоровья,
а класс профессионального риска, как
уровень производственного травматизма,
профессиональной заболеваемости и расходов
на обеспечение по страхованию, сложившихся
в отраслях, подотраслях экономики. То
есть законодательно зафиксированы лишь
последствия, результаты, а не возможные
причины, приводящие к этому результату.
Введено лишь понятие класса профессионального
риска, который связан с причинением вреда.
Но никак не учитывается обусловленность
именно данного причинения вреда вполне
конкретной опасности производственной
деятельности.
Приведенные существенные
проблемы и пробелы действующего
законодательства позволяют сделать
вывод, что именно они обусловили
противоречие, и стали основной причиной
столь серьезных нарекания страхователей
- работодателей, перекосов при расчетах
страховых тарифов по обязательному
социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, которые сейчас дифференцируются
в зависимости от класса профессионального
риска и от класса опасности производственной
деятельности. О.В. Измайлова. Роль государственных
внебюджетных фондов в обеспечении социальных
гарантий трудоспособного населения.
Профессия и здоровье/ Аналитический вестник
Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№ 24 (217) Следует
отметить, что это проблемы не сегодняшнего
дня. Они обсуждались в начале XX века при
проведении подготовительной работы по
введению в России обязательного страхования
рабочих от несчастных случаев. И чтобы
понять, чем определяется опасность различных
отраслей экономики, нужно обратиться
к изучению непосредственных причин несчастных
случаев, то есть к производственным и
технологическим процессам, при которых
произошли эти несчастные случаи. А для
этого необходимо перейти от рассмотрения
отраслей экономики в целом к определению
степени опасности каждой из них, а затем
к расчленению производства на отдельные
производственные моменты и выяснению
сравнительной опасности каждого из этих
моментов. Очевидно, что те отрасли, в которых
преобладают наиболее опасные процессы
производства, дают и наивысших коэффициент
травматизма.
В целях решения
указанных проблем Фонд уже третий
год формирует свою статистику. В
том числе и по несчастным случаям,
и по видам профессиональных заболеваний.
Если обратиться к этой статистике,
то на 1 января 2002 года у нас было
зафиксировано количество сообщений
о страховых случаях 108815, а на
1 января 2003 уже 134500, из которых, если говорить
о профзаболеваниях, около 10 тысяч.
Если говорить
о видах профзаболеваний, которые
регистрирует сегодня статистика Фонда
социального страхования, то наибольшее
их число связано с воздействием
физических факторов. После этого
идут заболевания, вызванные воздействием
промышленных аэрозолей, заболевания,
связанные с физическими перегрузками
и перенапряжением, все это фиксируется
в статистике фонда. Лидерами по профессиональным
заболеваниям являются те регионы, которые
связаны с угольной отраслью. Лидером
является Кузбасский регион - по заболеваниям,
вызванным именно промышленными
аэрозолями, физическими факторам -
перегрузками и перенапряжениями. За
ним следует Ростовская область.
По тем же проблемам выделяется Республика
Коми, Нижегородская, Пермская области
и, к сожалению, Свердловская и Челябинская
область тоже отличаются высокой
профессиональной заболеваемостью. Имея
свою статистику, Фонд сможет в скором
времени эффективно воздействовать
и на производственные риски страхователей
с помощью мер профилактики. Фонд
социального страхования осознает
необходимость развития этого направления,
как приоритетного. В связи с
этим, начиная с 2001 года, фонд приступил
к созданию своей системы профилактики.
На сегодня она состоит из трех
компонентов. Это стимулирование работодателей
к улучшению условий труда
через применение скидок и надбавок.
К сожалению, эта мера до настоящего
времени не является эффективной, постольку
методика определения скидок и надбавок
требует совершенствования. Второй
компонент - это финансирование обучения
отдельных категорий застрахованных
вопросам охраны труда. На эти цели
ежегодно, вот уже третий год тратится
более 350 млн. рублей. Третий компонент
- это частичное финансирование предупредительных
мер по сокращению производственного
травматизма и профессиональной
заболеваемости за счет страховых взносов.
Здесь можно привести некоторые
цифры. Так, в 2001 году средства, которые
направлялись на эти цели, использовались
в размере только 370 миллионов, в
2002 году - уже в размере 967 миллионов, и
в 2003 году - эти цифры (по предварительным
оценкам) достигли 1 миллиарда 285 тысяч.