Внебюджетные фонды: их сущность и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:18, реферат

Краткое описание

Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования.

Оглавление

Введение
1. Внебюджетные фонды: их сущность и значение
1.1 Сущность внебюджетных фондов
1.2 Значение внебюджетных фондов
2. Классификация внебюджетных фондов по функциональному значению и уровням управления
2.1 Пенсионный фонд РФ
2.2 Фонд социального страхования РФ
2.3 Фонды обязательного медицинского страхования
2.4 Государственный фонд занятости населения РФ
3. Роль внебюджетных фондов в экономическом и социальном развитии общества
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная Полине.docx

— 43.88 Кб (Скачать)
  • Содержание
  • Введение
  • 1. Внебюджетные фонды: их сущность и значение
  • 1.1 Сущность внебюджетных фондов
  • 1.2 Значение внебюджетных фондов
  • 2. Классификация внебюджетных фондов по функциональному значению и уровням управления
  • 2.1 Пенсионный фонд РФ
  • 2.2 Фонд социального страхования РФ
  • 2.3 Фонды обязательного медицинского страхования
  • 2.4 Государственный фонд занятости населения РФ
  • 3. Роль внебюджетных фондов в экономическом и социальном развитии общества
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

На историческом переходе от командно-административной к рыночной экономике Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих друг друга.

Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В  этих условиях, с одной стороны, возникает  потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном  уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических  потребностей. С другой стороны, в  условиях финансового кризиса, обусловившего  дефицит финансовых ресурсов, у центральной  власти возникает необходимость  ранжировать общественные потребности  по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым  оградив эти потребности от значительного  недофинансирования.

Постепенно из бюджета выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место  заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для  более эффективного использования  своих финансовых ресурсов. Специфика  внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование  их средств.

Внебюджетные  фонды - один из методов перераспределения  национального дохода государства  в пользу определенных социальных групп  населения.

Государство мобилизует в фонды часть доходов населения  для финансирования своих мероприятий.

В современных  условиях внебюджетной фонды представляют собой механизм перераспределения  национального дохода с целью  защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера. Кроме  того, внебюджетные фонды выступают  как совокупность финансовых средств  целевого назначения, находящихся в  руках органов власти.

В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов.

Бюджетами государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  являются:

1) бюджет Пенсионного  фонда Российской Федерации;

2) бюджет Фонда  социального страхования Российской  Федерации;

3) бюджет Федерального  фонда обязательного медицинского  страхования.

 Бюджетами  территориальных государственных  внебюджетных фондов являются  бюджеты территориальных фондов  обязательного медицинского страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         1. Внебюджетные фонды: их сущность и значение

 

Первоначально внебюджетные фонды появились в  виде специальных фондов и особых счетов задолго до возникновения  бюджета. Государственная власть с  расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер.  
С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось, в целом же наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов. С укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет.

Внебюджетные  средства с точки зрения финансовой науки определяются как денежные средства государства, имеющие целевое  назначение и не включаемые в государственный  бюджет.

По мнению некоторых  специалистов, внебюджетные средства следует толковать более широко - как ресурсы, включающие денежные и иные виды средств всех форм владения, использование которых не регламентировано бюджетным законодательством. При этом наблюдается большое разнообразие внебюджетных фондов. Ряд государственных внебюджетных фондов аккумулируют средства, адекватные бюджетным, и поэтому их внебюджетность формальна и во многих случаях малообоснованна.

Часть фондов, возникших  в качестве внебюджетных, была консолидирована  в бюджеты, и это создало институт целевых бюджетных фондов, который  до этого существовал в бюджетах в неявной форме, т.е. по отдельным  бюджетным средствам устанавливалась  прямая связь доходов с расходами  и последние были ограничены определенным кругом финансируемых объектов.

К внебюджетным относят также фонды, аккумулирующие средства различных общественных, коммерческих организаций и средства граждан, например негосударственные пенсионные фонды.

Т.о., внебюджетными  являются любые денежные фонды (за исключением  бюджетов), возникающие в результате перераспределения первичных доходов.

 

Внебюджетные  фонды представляют собой самостоятельные  финансово-кредитные учреждения и  организации, в большинстве своем  наделенные статусом юридического лица. Они независимы в правовом и экономическом  отношении от федерального бюджета  и бюджетов административно-территориальных  объединений.

Доходы и расходы  внебюджетных фондов не включаются в  общую сумму доходов и расходов бюджетов соответствующих административно-территориальных  объединений. Вместе с тем средства внебюджетных фондов находятся в  федеральной собственности.

Государство осуществляет руководство и правовую регламентацию  их деятельности. Органы государственной  власти, в частности, определяют целевое  назначение и задачи деятельности конкретного  внебюджетного фонда, источники  формирования его доходов, среди  которых важнейшим является обязательный платеж юридических и физических лиц, устанавливаемый законодательством. Кроме того, государство определяет направления использования средств, аккумулируемых внебюджетными фондами. Однако задачи оперативного руководства и управления формированием и использованием средств внебюджетных фондов выполняются правлениями соответствующих внебюджетных фондов, которые несут ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции тех или иных фондов, определяют перспективные задачи, утверждают бюджет, сметы расходов, отчеты об их исполнении, а также структуру и штаты внебюджетных фондов.

2. Классификация  внебюджетных фондов по функциональному  значению и уровням управления

В зависимости  от решаемых задач внебюджетные фонды  можно классифицировать по цели создания, периоду функционирования и охвату проблем.

В зависимости  от цели создания внебюджетные фонды  делятся на экономические, социальные, научнотехнические, внешнеэкономические, экологические, культурно-просветительские и т.п., с последующим их подразделением по конкретным функциональным, отраслевым и прочим признакам.

В зависимости  от предполагаемого периода функционирования программы или условно намеченного  времени для осуществления конкретных целей фонды могут быть бессрочного, долгосрочного или краткосрочного действия.

По охвату проблем  внебюджетные фонды могут быть общего и более конкретного характера.

Наиболее близки системе бюджетов государственные  внебюджетные фонды. Их, в отличие  от целевых бюджетных фондов, следует  рассматривать как отдельные  части системы государственных  финансов.

Другие внебюджетные фонды характеризуются либо территориальной, либо экономической или отраслевой направленностью. Это многочисленные внебюджетные фонды территорий, включая  территориальные фонды обязательного  медицинского страхования; внебюджетные фонды научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ (НИОКР) различных отраслей, а также  финансового регулирования ряда отраслей и некоторые другие государственные  и негосударственные отраслевые внебюджетные фонды.

Средства внебюджетных фондов находятся на специальных  счетах, открываемых исполнительным органом власти, органом управления внебюджетным фондом в банковских учреждениях, изъятию не подлежат и расходуются  в соответствий с целевым назначением, определяемым утвержденным представительным органом власти положением о фонде, исполнительным органом власти либо органом управления внебюджетным фондом.

В орган управления внебюджетного фонда в случаях, в порядке и на условиях, определяемых положением о фонде, могут входить  представители законодательных  и исполнительных органов власти, заинтересованных предприятий, учреждений и организаций, иные заинтересованные физические лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Пенсионный  фонд РФ

 

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная  система оказания социальных услуг  в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому  гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.

ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР  №442-1 «Об организации Пенсионного  фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного  обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд.

С созданием Пенсионного фонда  в России появился принципиально  новый механизм финансирования и  выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления  обязательных страховых взносов  работодателей и граждан.

В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах  Российской Федерации, 81 Отделение  Пенсионного фонда в субъектах  РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных  управлений во всех регионах страны. В  системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

Пенсионный фонд осуществляет ряд  социально значимых функций, в т.ч.:

1)учет страховых средств, поступающих  по обязательному пенсионному  страхованию; 

2)назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по  старости, по инвалидности, по случаю  потери кормильца), пенсии по государственному  пенсионному обеспечению, пенсии  военнослужащих и их семей,  социальные пенсии, пенсии госслужащих.  За счет средств Фонда получают  пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров; 

3)назначение и реализация социальных  выплат отдельным категориям  граждан: ветеранам, инвалидам,  инвалидам вследствие военной  травмы, Героям Советского Союза,  Героям Российской Федерации  и др.

4)персонифицированный учет участников  системы обязательного пенсионного  страхования. В системе учитываются  страховые пенсионные платежи  почти 63 млн. россиян; 

5)взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных  взносов. Информация о гражданах,  застрахованных в пенсионной  системе, поступает от 6,2 млн. юридических  лиц; 

6)выдачу сертификатов на получение  материнского (семейного) капитала;

7)управление средствами пенсионной  системы, в т.ч. накопительной  частью трудовой пенсии, которое  осуществляется через государственную  управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

8)реализацию  Программы государственного софинансирования пенсии. На данный момент в Программу вступили свыше 3 800 000 россиян.

 

Пенсионная система  функционирует на основе непрерывной  финансовой солидарности поколений - работающих граждан с нетрудоспособной частью населения.

Источниками формирования средств Пенсионного фонда являются обязательные страховые взносы работодателей  и работающих граждан, ассигнования из федерального бюджета, а также  займы, привлекаемые для покрытия временных  затруднений. Кроме того, при эффективной  организации финансового менеджмента  Пенсионный фонд, капитализируя временно свободные средства в государственные  ценные бумаги или помещая их на депозитные вклады в банках, может  иметь определённый доход.

Информация о работе Внебюджетные фонды: их сущность и значение