Внебюджетные фонды государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 08:36, реферат

Краткое описание

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи:
1)обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики;
2)расширение социальных услуг населения.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

Прежде  чем обращаться в фонды, следует  ответить на два вопроса: какие фонды  с наибольшей вероятностью захотят  финансировать проект (работу) некоммерческой организации? из каких источников самим  легче и удобнее получать финансирование? На решение этих двух вопросов влияют следующие факторы.

География: большинство фондов и других источников финансирования ограничивают свою деятельность определенными частями света, регионами, странами, областями или районами. Это может касаться и места проведения работы, и местоположения организации, выполняющей проект. Так, например, фонды США, финансирующие работу американских организаций по охране лесов Сибири, могут отказаться финансировать аналогичную работу, проводимую российской организацией из Новосибирска.

Но следует  помнить и то, что иностранные  и международные фонды сравнительно недавно начали свою деятельность в  РФ, но число их постоянно растет.

Тематика: как правило, благотворительный  фонд финансирует проекты строго ограниченной тематики. Не следует посылать заявку на создание, например, заповедника в фонды, специализирующиеся на проблемах помощи престарелым или борьбы с загрязнением.

Тип поддержки: фонды часто ограничивают типы работ (мероприятий), которые они готовы финансировать, как то: поездки, приобретение оборудования, услуги консультантов, зарплата персонала, капитальное строительство.

Тип получателей  грантов: различные источники финансирования и программы в рамках этих источников, как правило, ограничивают тип получателей грантов, как то: индивидуальные исследования, студенты, неправительственные экологические организации, органы местного самоуправления, научно-исследовательские институты.

Информация  о географических, тематических и  других ограничениях на деятельность источника финансирования (фонда) обычно доступна и присутствует в любом описании деятельности фонда. Этой информации может быть недостаточно, чтобы решить, в какие фонды обращаться, но достаточно, чтобы не обращаться в те фонды, где проект не пройдет по объявленным критериям.

Помимо  объявленных фондом ограничений  полезно изучить:

- какие  организации уже получили поддержку  от данного фонда;

- в какой  форме была предоставлена поддержка;

- названия  проектов, на которые были выделены  гранты.

Изучение  прецедентов позволяет выяснить пристрастия данного источника  финансирования и не только воздержаться от обращений в неперспективные  фонды, но и лучше подготовить  предложения в перспективные. Следует  помнить, что фонды, как правило, консервативны и как бы ни был гениален и привлекателен проект, шансы его невелики, если он выходит за рамки основных традиционных сфер деятельности фонда.

Чтобы решить, стоит ли подавать заявку в  данный фонд, полезно выяснить ежегодный  объем предоставляемых сумм, количество полученных грантов, их размеры и другие данные, по которым можно косвенно судить о шансах заявителей. Любой источник финансирования характеризуется средним размером выдаваемых грантов, верхним и нижним пределом этих сумм. Многим фондам, и особенно государственным агентствам, зачастую бывает невыгодно присуждать гранты меньше определенной суммы в связи с большими бюрократическими издержками по их рассмотрению.

Значительная  часть фондов предпочитает поддерживать уже известные им организации, что  можно легко выяснить, изучая прецеденты выдачи грантов за последние годы. Некоторые фонды предпочитают выдавать "стартовые гранты" организациям, начинающим новые проекты, и не поддерживают одни и те же организации в течение ряда лет. Многие фонды предпочитают выдавать гранты "в складчину", то есть при условии, что кто-то еще одновременно профинансирует тот же проект. Другие фонды, напротив, требуют, чтобы поддержанные ими проекты не финансировались больше никем.

И наконец, фонд может не принимать никаких  обращений и сам запрашивать заявки у организаций, отобранных экспертами фонда.

Выбрав  несколько наиболее многообещающих потенциальных источников финансирования, можно обратиться к ним с предложениями. В документах конкретного фонда  обычно указывается наиболее приемлемая форма обращения (требуется предоставление полной заявки, соответствующей заданной форме). Многие фонды считают нужным встретиться или побеседовать по телефону с потенциальными заявителями; значительная часть предпочитает сначала получить письмо-запрос с кратким изложением проекта и описанием заявителя.

Представляется, что письмо-запрос - наиболее распространенная и надежная форма обращения. С  одной стороны, это заставляет четко  сформулировать суть проекта, с другой - представляет основу для будущего конструктивного диалога при личной встрече. Письмо-запрос кроме руководителя проекта подписывает глава совета некоммерческой организации или руководитель государственного учреждения, чем подтверждается, что руководство всемерно поддерживает проект, а это существенно для получения гранта.

После ознакомления с письмом-запросом фонд может встретиться с заявителем либо попросит прислать полную заявку на финансирование, либо пришлет вежливый отказ.

Заявка  может быть изложена на одной странице (если таковы требования фонда) или занимать много страниц. Она может быть написана в виде письма или более формального документа.

Иностранные фонды, имеющие представительства  в России (фонды Сороса, МакАртуров и др.), как правило, принимают  заявки, написанные по-русски. Но даже в этом случае лучше не рассчитывать на переводчиков фондов и подавать заявки на двух языках.

Заявка, направляемая в государственный  фонд, как правило, более подробна, чем направляемая в частный. Довольно часто государственные учреждения в своих указаниях подробно описывают критерии оценки каждого раздела проекта. Если предлагается ограничить проект десятью страницами, напечатанными через один интервал, не следует печатать его через два интервала, думая, что это улучшит впечатление. Заявку могут отклонить просто на основании того, что нарушены правила ее оформления.

Заявки  в государственные учреждения, кроме  того, должны быть представлены на особых бланках: например, титульный лист с  указанием названия проекта, фамилий  исполнителей, запрашиваемой общей  суммы, числа людей, вовлеченных в проект, и т.д.; страховая форма (в частности, для оценки степени риска для исполнителей проекта) и пр.

Обобщая вышесказанное, можно подчеркнуть, что использование благотворительных  фондов в качестве источника финансирования различных проектов не такое уж безнадежное дело. Если есть блестящая идея, но нет достаточных средств для ее осуществления, то, оценив возможности фондов по предоставлению средств на подобные проекты, имеется реальный шанс получить необходимые деньги.

Средства, предоставляемые благотворительными фондами, можно также использовать в организации конференций, семинаров, форумов, посвященных проблемам окружающей среды, образования, охраны здоровья. Например, Фонд Евразия в 1997-1998 гг. финансировал проекты по организации обучающих семинаров и тренингов.

В настоящее  время помощью благотворительных  фондов могут воспользоваться вузы, научно-исследовательские институты, общественные объединения и организации. Используют средства фондов различные  ассоциации и объединения в части финансирования мероприятий по проблемам защиты прав работников, повышения квалификации менеджеров по кадрам.

Однако  такой путь привлечения средств  еще не воспринимается в России как  реальный источник финансирования, и  это тормозит развитие некоммерческого сектора в экономике РФ. Также нельзя не учитывать текущую ситуацию, при которой фонды, особенно зарубежные, неохотно направляют денежные средства в нашу страну.

Глава 1.Внебюджетные фонды Российской Федерации. 
Гражданским кодексом РФ (статьей 118) установлено, что фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели 
Фонды в российской (да и в мировой) экономике суть весьма интересное, многовариантное (с точки зрения состава, назначения, источников средств) явление.  
Существуют фонды государственные и негосударственные, бюджетные и внебюджетные, национальные и международные, федеральные, территориальные и местные, отраслевые, межотраслевые и специальные, благотворительные, паевые, инвестиционные и т. д. При таком многообразии фондов тем более необходимы выделение их общих и специфических черт, а также их классификация. 
Общие для всех разновидностей фондов характеристики сводятся к следующему. 
Во-первых, - наличие специфической формы аккумулирования финансовых ресурсов. 
Во-вторых, - некоммерческий статус, т.е. ориентация деятельности фонда не на получение прибыли, а на выполнение целевой задачи, признанной обществом, местным сообществом либо конкретной группой, в обмен на их поддержку (некоммерческий статус не отрицает необходимости и возможности получения прибыли за счет деятельности фонда).  
В-третьих, - особый характер движения финансовых средств (первичен сбор, аккумулирование источников, вторичное их распределение при обязательности целевого характера расходования).  
Каждая из вышеперечисленных групп фондов имеет отличительный набор источников формирования финансовых ресурсов и различающиеся правила распределения (расходования) собранных средств, общим для них является публичность отчетности об использовании имущества. 
Фонды как особая форма аккумулирования финансовых ресурсов обеспечивают высокую экономическую эффективность механизма финансирования за их счет различных проектов и программ.  
Их преимущества в мобилизации ресурсов и формировании средств, связаны, прежде всего, с устойчивостью, относительной независимостью фондов - как правило, эти средства образуются за счет конкретных взносов, взимаемых с регулярной периодичностью.  
Существует также множественность источников финансирования, т.е. смешанное финансовое участие в реализации конкретных целей ряда заинтересованных сторон. 
Имеет свои особенности и механизм задействования доходных источников фондов. Он существенно отличается от используемого механизма для формирования бюджетных доходов.  
Основная их часть, как известно, образуется за счет налогов - инструмента внеэкономического, административного принуждения. Спектр же инструментов формирования доходов фондов носит гораздо более выраженный экономический, добровольный характер.  
Кроме платежей, близких к налоговым (принудительным), он включает имеющие уже чисто экономическую природу обязательные и добровольные страховые отчисления, а также добровольные пожертвования на конкретные цели.  
Таким образом, источники ресурсов фондов разнообразнее тех, что формируют бюджетные ресурсы, здесь используются не только внеэкономические, но гораздо в большей степени - экономические (стимулирующие экономический интерес), а также добровольные (стимулирующие творческий, моральный интерес) инструменты. 
Серьезными преимуществами располагают фонды и с точки зрения распределения собранных финансовых ресурсов, эффективности их использования. Во-первых, это присущие фондам конкурентные начала в распределении ресурсов, осуществляемом, как правило, на конкурсной основе в различных формах (гранты, льготные кредиты и т.д.); во-вторых, - селективная поддержка приоритетных в данный конкретный момент направлений развития; в-третьих, - адресность выделяемых ресурсов.  
Все это придает гибкость управлению теми процессами, ради которых и создаются конкретные фонды. Подтверждением такого вывода является быстрый и динамичный рост фондов в самых различных отраслях и сферах деятельности - в области государственного и муниципального управления, в страховании (социальном и коммерческом), в отраслях народного хозяйства, и т.п. 
Фондовая форма аккумулирования финансовых ресурсов получает все большее распространение в бюджетной сфере, особенно при формировании федерального бюджета РФ (в его составе образуются целевые бюджетные и резервные фонды, фонд финансовой поддержки регионов и т.д.). Но особенно широко эта форма развивается во внебюджетной сфере. 
Все многообразие видов фондов, активно развивающихся в российской экономике, можно классифицировать, объединив их в две группы, включающие ряд подгрупп.  
Первая группа - бюджетные фонды, в том числе - целевые; резервные (Президента РФ, Правительства РФ и др ), Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ.  
Вторая группа - внебюджетные фонды, в том числе:  
государственные социально-страховые (Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования), отраслевые, межотраслевые, специальные; 
поддержки предпринимательства, развития конкуренции, фонды поддержки науки и др.;  
внебюджетные фонды субъектов РФ; местные муниципальные; негосударственные социально-страховые; благотворительные; другие фонды. 
Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (от 17 октября 1991 г.). Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода. 
Решение об образовании внебюджетных фондов принимает федеральное Собрание РФ, а также государственные, представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. 
Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства (например, фонды НИОКР), а также оказывать социальную помощь гражданам РФ (за счет различно создаваемых социальных фондов). 
Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение. 
К доходам внебюджетных фондов относятся: 
специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; 
отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций; 
средства бюджета; 
прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом; 
займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков. 
В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в том числе социальные:  
Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд обязательной социальной поддержки населения и др.; 
экономические - Федеральный и территориальные Дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и др. 
По Указу Президента РФ (22 декабря 1993 г.) преобладающая часть внебюджетных фондов, преимущественно экономических, доходы которых формировались за счет отдельных платежей юридических лиц, должны объединиться с федеральным бюджетом РФ и бюджетами субъектов Федерации (соответственно).  
В федеральный бюджет включаются средства следующих бюджетных фондов: Федерального, дорожного фонда РФ, Федерального экологического фонда РФ, Фонда социального развития Департамента налоговой полиции РФ, Фонда развития таможенной системы РФ, Государственного фонда борьбы с преступностью и др.  
Для учета доходов и расходов этих фондов в Центральном Банке РФ и Главном управлении федерального казначей Минфина РФ открываются специальные бюджетные счета, руководство которыми возлагается на государственные органы, уполномоченные управлять средствами этих фондов.  
Законодательным (представительным) органам субъектов Федерации рекомендовано также консолидировать в cooтветствующих бюджетах средства территориальных дорожных фондов и других внебюджетных фондов, образованных по решений ям властей указанных органов.  
Необходимость объединения внебюджетных фондов с соответствующими бюджетами вызвана недостаточным финансовым контролем за поступлением и использованием их ресурсов поскольку налоговые органы по существу ответственности за эти средства не несут.
 
 

Список  литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://www.vestnik.fa.ru/ 
 
1.Финансовое право: Учебник, Отв. Редактор Н.И.Химичева , 2-е изд., 
перераб. и доп.- М: Юристъ,2000.-600с. 
 
2.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145-ФЗ (ред. 
05.08.2000)

Информация о работе Внебюджетные фонды государства