Внебюджетные фонды государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 08:36, реферат

Краткое описание

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи:
1)обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики;
2)расширение социальных услуг населения.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

Введение 
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. 
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: 
1)обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики; 
2)расширение социальных услуг населения. 
Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого, центрального денежного фонда государства - бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. 
В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема таких фондов, вызванная новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его предпринимательской деятельности. Множественность фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах- нехватка средств, в других - избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. 
С укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом превращается в закон, обязательный к исполнению. 
В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов, увеличиваются количество и объем этих фондов. Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ: 
у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики; 
строго целевое использование средств этих фондов обеспечивает более эффективный контроль, так как их автономность от бюджета и предназначение (решение новых важных задач) требуют особого внимания со стороны государства; 
возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях - наличии активного сальдо. 
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, а другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Созданные во многих странах фонды социального страхования предназначены для социальной поддержки определенных групп  населения. 
Создание других фондов обусловлено возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании внебюджетного фонда. Так, в ряде государств появились внебюджетные экономические фонды. 
Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств. 
Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный ход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения формировании фондов - специальные налоги и сборы, средств  из бюджета и займы. 
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных/местных бюджетов.  
Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий) или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющееся у внебюджетных фондов положительные сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов". 
Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи. 
При односторонних связях денежные средства идут одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетном фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или при использовании ими средств.  
Например, валютные фонды многих стран образуются за счет средств центрального бюджета в форме безвозвратных субсидий. Односторонняя связь появляется и в том случае, когда внебюджетный фонд перечисляет часть своих их ресурсов другим финансовым звеньям. Дорожный фонда США, созданный за счет специальных налогов, при наличии излишков предоставляет займы федеральному бюджету.  
При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так, фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся  кредитором  бюджета.  
При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними. 
В курсовой работе анализируется множество вопросов, связанных с раскрытием темы "Внебюджетные фонды государства", используется различная литература по данной теме, в том числе Законы РФ, Постановления Президента, Положения, Инструкции и т.д.
 

Финансы организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность.

Учреждения  и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, оказывают следующие услуги: 
- социального характера; 
- управленческие; 
- обороны страны; 
- по охране общественного порядка.  
Некоммерческими организациями признаются те организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют коммерческую прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и которым они соответствуют.

 
Некоммерческие организации могут  быть созданы в форме потребительских  кооперативов, общественных или религиозных  организаций (объединений), благотворительных  фондов, государственных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и в других формах, предусмотренных законом. 
Финансовые ресурсы этих организаций - это денежные средства, которые мобилизируются из разных источников на расширение и осуществление деятельности этих предприятий. Источники формирования этих ресурсов зависят от 2 факторов: 
- от вида  оказываемых услуг; 
- характера их предоставления (платные услуги, бесплатные, смешанные). 
Услуги могут  предоставляться потребителям: 
на платной основе - услуги в области культуры, искусства, юриспруденции (театры, кинотеатры, выставки, адвокатура, нотариат и т.д.); 
на бесплатной основе - услуги в области государственного управления, обороны страны, охраны общественного порядка и т.д. (услуги обществу в целом); 
на смешанной основе - услуги в области образования, здравоохранения, жилищного  хозяйства и т. д. 
Источники формирования финансовых ресурсов учреждений и организации, осуществляющих  некоммерческую деятельность: 
1) бюджетные средства, выделяемые на основе установленных нормативов; 
2) денежные средства, поступающие за предоставленные платные услуги; 
3) выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования; 
4) добровольные взносы и безвозмездно передаваемые учреждениям и организациям материальные ценности; 
5) прочие денежные поступления. 
Сфера государственного управления и обороны, где происходит оказание услуг обществу в целом, каждое юридическое и физическое лицо получает эти услуги бесплатно. Источник финансирования - бюджетные средства. Услуги социального характера - на платных началах (юридические консультации, адвокатура, зрелищные мероприятия, работа выставок). 
Платные услуги предоставляют потребителям в соответствии с действующими прейскурантами и договорными ценами. Источники остальных (смешанных) двух групп: частично государственный бюджет, частично выручка за предоставленные услуги, частично - добровольные взносы. Источники индивидуальных потребностей: выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования; добровольные пожертвования; выручка от деятельности. Использование денежных средств предприятий некоммерческого плана: 
1) выплата заработной платы; 
2) возмещение материальных и приравненных к ним затрат; 
3) расчет с другими предприятиями и банками; 
4) создание фондов экономического стимулирования. 
Денежные средства по результатам года остаются на расчетном счете предприятий, в бюджет не взимаются. При бюджетном финансировании составляется смета доходов и расходов, остальные предприятия работают на началах самоокупаемости и самофинансирования. На этих началах работают те предприятия, затраты которых полностью возмещаются из выручки от реализации не материальных благ и услуг. 
Объединения, которые создаются на основе принадлежности людей к одной профессии или определенной социальной группе, общих интересов, увеличений или подходов к решению задач общегражданского (идеологического) значения - это общественные объединения. К ним относятся: профсоюзы, партии, спортивные организации, целевые фонды (например, фонд конверсии). 
Финансовые отношения можно разделить на следующие группы: 
1. Отношения между общественными объединениями и их членами - это отношения по поводу уплаты вступительных и членских взносов, а также по различным выплатам и льготам из фондов общественных организаций. 
2. Отношения общественных объединений с предприятиями, производственными объединениями, учреждениями - это добровольные пожертвования. 
3. Отношения, внутри общественного объединения по формированию и использованию фондов (фонд заработной платы, капитальных вложений). 
4.Отношения между вышестоящими и нижестоящими объединениями - это передача доходов вышестоящим организациям, оказание помощи со стороны вышестоящей организации. 
5.Отношения между общественными объединениями и подведомственными производственно - хозяйственными организациями. 
На формирование финансов общественных организаций влияют два фактора: 
Первый состоит в том, что общественные объединения являются добровольными самодеятельными организациями граждан. 
Основной источник - вступительные и членские взносы. 
Второй заключается в том, что общественные объединения имеют определенную собственность (здания, сооружения). 
Общественные организации владеют этой собственностью на долевых началах. 
В расходной части отражены затраты средств, связанные с основной деятельностью общественных объединений: 
- на содержание аппарата; 
- на капитальное строительство и капитальный ремонт; 
- на административно - хозяйственные расходы; 
- на расходы на международные связи (если есть). 
Общественные объединения по уставной деятельности, как правило, не имеют финансовых обязательств перед государством. 
Финансы профсоюзов. Профсоюзы - это массовые организации, объединяющие трудящихся, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве, в сфере культуры и обслуживания. Денежные отношения профсоюзов складываются из трех групп: 
1) Отношения общественного объединениями с его членами. Эти отношения носят двухсторонний характер: уплата взносов, а обратно идет помощь. 
2) Отношения профсоюзов с предприятиями, организациями и учреждениями. Эти отношения предусматривают начисления на заработную плату и взносы в фонд государственного социального страхования; добровольные денежные пожертвования и добровольные взносы. 
3) Денежные отношения внутри системы профсоюзов, отношения между вышестоящими и нижестоящими организациями. 
4) Отношения с хозяйствующими субъектами. 
Профсоюзы не несут никаких обязательств перед государственным бюджетом по своей основной деятельности. Профсоюзы имеют собственные денежные средства. К ним относят: 
- вступительные и членские взносы; 
- доходы от платных мероприятий; 
- доходы от деятельности от хозяйственных организаций. 
Расходы соответствуют их уставным задачам: 
1) оказание материальной помощи; 
2) охрана труда; 
3) административно - хозяйственные расходы; 
4) организационные расходы (проведение съездов и т.д.).  
Специальные и благотворительные фонды. Специальные целевые фонды - особая форма организации финансов, которая характеризуется добровольным объединением денежных средств различных субъектов хозяйствования и населения для реализации конкретных целей и программ. Они создаются по инициативе общественности. Могут выступать как физические и юридические лица. Источники средств: поступления от предприятий, организаций, учреждений, а также населения в виде спонсорской помощи. Эти фонды не преследуют цели извлечения прибыли, хотя могут и получать прибыль. Они не имеют финансовых обязательств перед бюджетом. Благотворительные фонды - особая форма организации финансовых отношений, которая характеризуется добровольным характером поступления денежных средств для образования фондов и использования имеющихся средств на благотворительные цели. В основе деятельности фондов лежит устав, в котором определяются: цель создания фонда; основные принципы его функционирования; источники получения денежных средств. Благотворительные фонды - это юридические лица. Оперативное управление осуществляется платным аппаратом. (пример: Международный фонд милосердия и здоровья, Красного Креста и т.д.).

Благотворительные фонды: возможный источник финансирования

Л.С. Гомзин, студент Института финансов

С переходом  России к рыночной экономике появилось  огромное количество коммерческих предприятий, основной целью которых является получение прибыли и распределение  ее между учредителями. Однако существуют и некоммерческие организации, которые  также получают прибыль, но не распределяют ее между учредителями, а используют на финансирование уставной деятельности.

В России некоммерческие организации еще  не получили широкого распространения. Это связано с рядом причин, в первую очередь с тем, что  в стране нет мощных компаний, которые готовы тратить значительные суммы денег на благотворительность (в США основная форма некоммерческих организаций - это благотворительные фонды, которых насчитывается более 40 тысяч). Безусловно, есть некоммерческие организации и в Российской Федерации, но их направленность ограничена в основном заботой об охране окружающей среды и соблюдении прав отдельных социальных групп. Однако в РФ существует множество других сфер приложения "благотворительных денег" - это образование, охрана здоровья, научные исследования и др.

В данной статье освещаются некоторые вопросы  направления средств благотворительных  фондов в качестве источника финансирования проектов в некоммерческий сектор экономики.

Деятельность  благотворительных фондов связана  с предоставлением грантов.

Грант - средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным  учреждением или частным лицом) некоммерческой организации или  частному лицу для выполнения конкретной работы. Претендент подает заявку - письменное обращение с просьбой о выделении гранта. Заявка необходима для того, чтобы убедить дарителя вложить деньги в проект.

В роли доноров могут выступать государственные  учреждения разных стран, международные  организации, частные благотворительные  фонды, коммерческие структуры, религиозные, научные и другие общественные некоммерческие организации, а также частные лица. В РФ наиболее часто приходится иметь дело с фондами разных типов и целевыми государственными программами.

Государственные доноры - самые бюрократичные и требовательные. Их программы помощи обычно направлены на узко определенный круг потенциальных получателей, а требования к оформлению заявок и отчетности наиболее строги. Очень часто такие доноры ориентированы исключительно на граждан своего государства и не финансируют работу иностранцев. Однако в некоторых случаях они предоставляют гранты иностранным заявителям, обычно не напрямую, а через организацию-посредника.

"Получастные"  доноры - общественные организации,  получающие средства от государственных доноров и распределяющие их по организациям-заявителям. Например, World Learning, Национальный фонд защиты демократии, АЙРЕКС, Фонд Евразия и др. Сюда же можно отнести и международные организации, подобные Всемирному банку.

Частные доноры - это фонды, частные некоммерческие организации, получающие средства от частных граждан (пожертвования), либо корпорации (коммерческие фирмы), а также частные лица. Требования к оформлению заявки значительно менее жесткие, а отчетность упрощена. Однако некоторые частные фонды могут быть тоже весьма требовательны. Существует несколько типов частных благотворительных фондов.

Независимые фонды - как правило, организуются частным  лицом, семьей или несколькими лицами (фонд МакАртуров, фонд Рокфеллеров, фонд Сороса), а затем существуют на дивиденды с вложенного капитала. Такие фонды обычно имеют четко определенный список приоритетных направлений и набор стандартных критериев отбора заявок. Фонды формируют советы, рассматривающие заявки и выносящие решение о финансировании.

Ассоциированные фонды финансируются из средств компании (коммерческой организации), с которой они ассоциированы. Примерами могут быть Xerox Foundation Apple, Hewlett-Packard.

Обычно  такие фонды предоставляют гранты в области, совпадающей со сферой интересов корпорации. Решения о выдаче грантов принимаются советом, включающим руководство компании.

Есть  еще фонды другого рода. Назовем  их.

Фонды прямого действия - фонды, использующие свои ресурсы для поддержки собственных  исследований или непосредственного  предоставления услуг. Эти фонды специально создаются для поддержки каких-либо проектов.

Местные фонды создаются жителями конкретного  района, города, села для удовлетворения местных потребностей. Ориентированы  почти исключительно на оказание поддержки местным организациям.

Важно различать фонды и частные  организации-посредники. Первые имеют  средства и выдают их в виде грантов (фонд Сороса). Вторые не имеют собственных  средств, а лишь оказывают содействие в распределении чужих денег (информируют  общественность, помогают в оформлении заявок, оценивают и отбирают заявки, контролируют расход средств и предоставляют донору отчет). Примером может служить деятельность ISAR (бывший Институт советско-американских отношений) в распределении средств, выделенных US AID.

Благотворительные фонды - отнюдь не единственный источник финансирования, доступный для некоммерческих организаций.

Чтобы покрыть различные виды расходов, как-то: административные нужды, создание и содержание офиса, целевые проекты, долгосрочные программы, краткосрочные кампании - организация может использовать разные источники средств. Несколько примеров.

Членские  взносы. Люди, сочувствующие или  активно участвующие в работе организации, делают регулярный взнос  в общий фонд.

Сбор  пожертвований от частных лиц и организаций. Сбор может быть целевым, направленным на конкретное мероприятие, кампанию или на нужды организации вообще.

Получение государственного финансирования в  рамках конкретной программы - так, как  это делают научные учреждения. Например, средства на проектирование конкретных ООПТ (особо охраняемых природных территорий).

Учредительство - ряд организаций и/или физических лиц делают единовременный взнос, и  собранные деньги используются на уставную деятельность учрежденной организации.

Изготовление и продажа значков, маек, сувениров, тематических изданий и т.д. Организация платных благотворительных мероприятий (обедов, вечеров, просмотров кинофильмов, благотворительных аукционов и т.д.).

Вклад собранных средств в ценные бумаги и использование процентов с этого вклада на нужды организации (фонда).

Членские  взносы, доход с распродаж и  пожертвования "на нужды организации", равно как и другие поступления, на использование которых не наложено жестких ограничений; обычно тратятся на то, на что сложнее всего получить целевые пожертвования (зарплата секретаря, ремонт помещений, непредвиденные расходы и т.д.).

Средства  с жестко обусловленным целевым  назначением, как правило, направляются на проекты, имеющие легко доказуемый общественно полезный результат (создание заповедника, проведение выставки, организация информационной службы и т.д.). Чем яснее статья расходов связана с конечной пользой, приносимой обществу некоммерческой организацией и ее проектом, тем больше шансов покрыть эти расходы, получив грант по государственной программе или целевые пожертвования от компаний. Заявка на финансирование проекта может рассматриваться как объяснение того, каким образом различные расходы некоммерческой организации связаны с конечным результатом ее деятельности. И чем лучше заявка это объясняет, тем больше шансов на успех.

Информация о работе Внебюджетные фонды государства