Влияние цели оценки бизнеса на выбор стоимости и процедуру расчёта

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа рассматривает одну из таких проблем, как влияние цели оценки на выбор стоимости и процедуру расчёта. Эта тема до сих пор не исчерпала себя, так как при оценивании того или иного объекта оценки всегда возникают множество вопросов: что/кто является субъектом оценки? Какова цель данного субъекта(купля-продажа, слияние-поглощение, реструктуризация, получение кредита, залог и т.д.)? каков рассматриваемый бизнес( может, это какой-нибудь уникальный бизнес, единственный в своём роде, или же такой специфический бизнес, который невозможно будет продать целиком, а только по активам)?

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты понятий цель и стоимость оценки бизнеса 5
1.1. Обзор целей оценки бизнеса 5
1.2. Понятия стоимости, применяемые при оценке бизнеса. 10
1.3. Нормативные документы, регламентирующие виды стоимости, применяемые в оценке бизнеса. 17
Глава 2. Взаимосвязь цели оценки бизнеса и выбора вида стоимости. 19
Заключение 25
Библиография 27

Файлы: 1 файл

куросовая работа по оценке бизнеса.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования 

ФИНАНСОВый университет ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

Факультет «Финансы и кредит»

Кафедра «Оценка и управление собственностью» 
 
 

курсовая  работа

на тему:

«Влияние  цели оценки бизнеса на выбор стоимости и процедуру расчёта» 
 
 
 

                  Выполнила: студентка группы ОС 4-3 Эрднеева Данара

                  Научный руководитель: к.э.н., доцент Синогейкина Е.Г. 
                   
                   

Москва 2010

 

Содержание 

 

Введение

На современном  этапе развития экономики России оценочная деятельность набирает всё  большую популярность, т.е. повышается спрос на услуги, предоставляемые  оценщиками. Российский рынок оценки существует не так давно, как за рубежом, однако за столь небольшой период времени он достаточно хорошо развился. Тем не менее как и в любой дисциплине, в оценке бизнеса всегда будут существовать вопросы, которые всегда актуальны.

Данная курсовая работа рассматривает одну из таких проблем, как влияние цели оценки на выбор стоимости и процедуру расчёта. Эта тема до сих пор не исчерпала себя, так как при оценивании того или иного объекта оценки всегда возникают множество вопросов: что/кто является субъектом оценки? Какова цель данного субъекта(купля-продажа, слияние-поглощение, реструктуризация, получение кредита, залог и т.д.)? каков рассматриваемый бизнес( может, это какой-нибудь уникальный бизнес, единственный в своём роде, или же такой специфический бизнес, который невозможно будет продать целиком, а только по активам)? Какую стоимость выбрать? Таким образом, возникает ряд проблем, с которыми сталкивается оценщик в ходе проведения оценки.

Важно отметить, что работа раскрывает теоретические аспекты  понятий цель и виды стоимости, применяемые в оценочной деятельности согласно различным стандартам. Также приводятся некоторые примеры целей оценки, которые возникают в соответствующей деятельности. Проводится их классификация по разным характеристикам, например, по объектам оценки, по субъектам оценки и т.д. Кроме того, рассматриваются нормативные документы, которые регулируют оценочную деятельность, а в частности, цели и виды стоимости. Поднимаются некоторые проблемы, связанные со стандартизацией на национальном и международном уровнях, а также соответствию результатов оценки стоимости МСФО. Далее автор попытался разъяснить и привести примеры взаимосвязи целей и различных баз оценки стоимости, а также их влияние на процедуру расчёта.

 

Глава 1. Теоретические аспекты понятий цель и стоимость оценки бизнеса

    1. Обзор целей оценки бизнеса

В процессе развития рыночной экономки в России появились разнообразные виды хозяйственной деятельности, формы собственности, институты, вследствие чего возникли ряд проблем и вопросов. Отсюда  необходимость появления оценочной деятельности. Для чего вообще нужна оценка стоимости? Отвечая на этот вопрос, важно отметить тот факт, что с возникновением различных форм собственности, развитием фондового рынка, кредитования  центральным становится вопрос – а сколько стоит тот или иной объект и право собственности.

По мнению автора, далее следует ответить: а для чего, с какой целью  проводится оценка стоимости бизнеса? Согласно Федеральному Стандарту Оценки №2 «целью оценки является определение стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку.» Однако ФСО №2 не отвечает на поставленный вопрос выше. Для этого автор считает следует откатиться к основным этапам проведения оценки.

Общие этапы, которые выделяет оценщик при проведении оценки:

  • Цель. Чёткая формулировка цели оценки в зависимости от заказа клиента и его экономического интереса.
  • Стоимость. Выбор стоимости соответствующий цели оценки. Здесь наблюдается прямая зависимость: без цели невозможно определить стоимость и не в коем разе не наоборот.
  • Информация. На данном этапе собирается вся необходимая информация, затем обрабатывается.
  • Метод. Здесь проводится обоснование выбранного метода оценки стоимости.
  • Расчёт. Данный этап заключается в том, что рассчитывается величина стоимости соответственно методу, вносятся поправки.
  • Итоговая величина. Выводится итоговая величина.
  • Проверка и согласование результатов.

Отсюда  следует, что все этапы взаимосвязаны  именно в строгой последовательности. Значит, определяющим является первый этап – ЦЕЛЬ – основополагающий для дальнейших действий оценщика, исходя из него вытекают все последующие этапы.

Анализируя  первый этап, можно понять, что цель оценки бизнеса зависит и от того, кто является субъектом оценки. Согласно ФЗ «Об оценочной деятельности в  
Российской Федерации» субъектами оценочной деятельности «признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица, деятельность которых регулируется настоящим Федеральным законом (оценщики), а с другой – потребители их услуг (заказчики)».Таким образом, субъектом могут являться само предприятие, либо юридическое лицо, держатель акций или акции, собственник компании(предприятия), кредитные учреждения, страховые компании, фондовые биржи, инвесторы, государственные органы и т.д.

Рассматривая основные этапы, важно отметить то, что прежде чем приступить к выбору стоимости, подходов и методов, которые применяются в процессе оценки, нужно понимать причины и цели, которые преследует оценщик. Кроме того, при этом один и тот же объект оценки на одну дату может обладать разной стоимостью в зависимости от целей его оценки.

Таким образом, примерно можно увязать  субъект и разнообразные цели так:

  • Собственник – обоснование цены купли-продажи предприятия в целом либо его доли; установление размера выручки от упорядоченной ликвидации; выбор варианта распоряжения собственностью; реструктуризация предприятия, сделки слияния-поглощения, выделение самостоятельного предприятия из холдинга и т.д.
  • Предприятие как юридическое лицо – обеспечение экономической безопасности предприятия, повышение текущей эффективности управления предприятием (оценка эффективности менеджмента), дополнительная эмиссия акций, разработка плана развития (будущие доходы, устойчивость предприятия, деловая репутация); оценка кредитоспособности предприятия с целью получения кредита под залог.
  • Кредитные учреждения – проверка финансовой дееспособности заёмщика; определение размера ссуды, выдаваемой под залог (здесь стоит отметить, что стоимость активов по бухгалтерской отчётности может значительно отличаться от их рыночной стоимости);
  • Страховые компании – установление размера страховых взносов; определение суммы страховых выплат.
  • Фондовые биржи – проверка обоснованности котировок ценных бумаг; расчёт конъюнктурных характеристик.
  • Инвесторы – обоснование целесообразности инвестирования в то или иное предприятие;  определение приемлемой цены предприятия для включения его в инвестиционный проект.
  • Государственные органы – приватизация; определение налогооблагаемой базы для различных налогов (налог на прибыль, налог на имущество); оценка для судебных целей; выручка от принудительной ликвидации через процедуру банкротства.

Кроме того, согласно законодательству Российской Федерации оценка может производиться  в отношении следующих объектов оценки: «отдельные материальные объекты (вещи); совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия); право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества; права требования, обязательства (долги); работы, услуги, информация;

иные  объекты гражданских прав, в отношении  которых законодательством Российской Федерации установлена возможность  их участия в гражданском обороте.»1 Соответственно, оценке могут подлежать НМА (товарные знаки, «гудвилл», другие средства индивидуализации), отдельные элементы имущества бизнеса, что в свою очередь порождает огромное разнообразие целей оценки бизнеса. Хотелось бы отметить следующие наиболее распространённые и интересные. Оценка движимого или недвижимого имущества в целях вклада в уставный капитал или же в целях залога для получения кредита; оценка земельных участков, не участвующих в производственном процессе или же вообще не участвующих в бизнесе, для целей сдачи в аренду(организация лизинга) или в целях продажи(то есть принятие решения для более эффективного использования имеющихся ресурсов); оценка средств индивидуализации предприятия или товарного знака в целях определения стоимости НА, «гудвилл», так как деятельность некоторых предприятий основана именно на НА, встречаются такие, которые вообще не имеют материальных активов, также в целях вклада в УК, кроме того, для определения ущерба, нанесённого деловой репутации третьей стороной.

В завершение можно сделать выводы, а именно:

  • Оценка бизнеса – это упорядоченный, целенаправленный процесс, который подчиняется строго последовательным общим этапам проведения оценки;
  • Основополагающим для данного процесса является определение цели оценки, причин оценки, которые преследует заказчик в своих экономических интересах; определив цель оценки, оценщиком выбираются вид стоимости, собирается информация, обосновывается выбор метода, непосредственно расчёт и т.д.
  • Цели оценки имеют большое разнообразие, их можно типировать по разным признакам, например, по субъектам оценки, по объектам оценки (оценка отдельных элементов бизнеса, оценка оборудования, оценка НА).

 

    1.  Понятия стоимости, применяемые при оценке бизнеса.

Обсуждение  методов оценки стоимости не может  проводиться без определения общепризнанного вида стоимости. Исходя из вышеописанных этапов, вторым является определение вида стоимости, которая вытекает из цели оценки.

Всем  известно, что рынок в целом  покупает исключительно те активы, которые могут принести доход  от их использования, соответственно, чтобы выбрать тот или иной вид стоимости, необходимо определить, прежде всего, источник формирования дохода. Так выделяют два источника формирования дохода при использовании предприятия:

  • Доход от деятельности предприятия;
  • Доход от распродажи активов предприятия.

Отсюда  могут выделяться также два вида стоимости:

  1. Стоимость действующего предприятия – это стоимость предполагает, что предприятие продолжает действовать на рынке и приносить прибыль. Она отражает первый источник формирования;
  2. Стоимость предприятия по активам – это стоимость, которая отражает, что предприятие будет ликвидировано или расформировано, предприятие оценивается поэлементно. Соответственно, второй источник формирования дохода.

Далее автор предлагает рассмотреть виды стоимости, которые определены в различных стандартах оценки.

Основным  видом стоимости для оценки является рыночная стоимость. Согласно Федеральному стандарту оценки №2:

Рыночная  стоимость – это «наиболее  вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

  1. одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
  2. стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
  3. объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
  4. цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
  5. платеж за объект оценки выражен в денежной форме.»2

Ещё данный Федеральный стандарт выделяет следующие виды стоимости, отличные от рыночной:

  • Инвестиционная стоимость;
  • Ликвидационная стоимость;
  • Кадастровая стоимость.

Кроме федеральных стандартов существуют Международные стандарты оценки, которые в свою очередь также определяют несколько видов стоимости, отличных от рыночной, а именно:

  • Справедливая стоимость;
  • Синергетическая стоимость;
  • Инвестиционная стоимость или ценность;
  • Специальная стоимость.3

Информация о работе Влияние цели оценки бизнеса на выбор стоимости и процедуру расчёта