Виды бюджетов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является изучение классификации бюджетов предприятия. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- рассмотреть организационные аспекты бюджетирования;
- изучить виды бюджетов предприятия;
- охарактеризовать структуру генерального бюджета предприятия.

Оглавление

Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …2
Глава 1. Организационные аспекты бюджетирования … … … … … … … …3
1.1 Значение и понятие бюджетирования и бюджета … … … … … … … … 3
1.2 Принципы и функции бюджетирования … … … … … … … … … … … .8
1.3 Методы разработки бюджетов … … … … … … … … … … … … … … 12
Глава 2. Классификация бюджетов предприятия … … … … … … … … … .14
2.1 Виды бюджетов предприятия … … … … … … … … … … … … … … ..14
2.2 Характеристика генерального бюджета предприятия … … … … … … ..17
Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … ..24
Список использованной литературы … … … … … … … … … … … … … .25

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.DOC

— 210.00 Кб (Скачать)

Бюджет по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности.

Бюджет по финансовой деятельности призван соответствующим образом детализировать показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств.

Бюджет текущих затрат состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности, и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированных в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг).

Бюджет капитальных затрат представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т. д.

Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат (например, бюджет оплаты труда персонала).

Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат (например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т. п.).

Гибкий бюджет является скорее динамическим, чем статическим. Разрабатывается с учетом возможности изменений, которые будут внесены в него при колебаниях выпуска, реализации и других параметров деятельности, влияющих на уровень доходов и расходов предприятия. В случае гибкого бюджета характер изменения затрат по каждому пункту учитывается путем пересмотра заложенных в бюджет допущений в свете фактически достигнутого уровня деятельности. Гибкий бюджет является эффективным средством для сравнения фактических затрат с предписанными для выбранного уровня активности.

Фиксированный (статичный) бюджет должен оставаться без изменений независимо от объемов выпуска и другого достигнутого уровня деятельности. То есть это бюджет, основанный только на одном уровне активности (для одного объема производства или продаж). Он подходит для предприятий, уровень производства (реализации) которых предсказуем и достаточно стабилен или, наоборот, у которых изменение уровня деятельности в производстве не внесет изменений в затраты или годовой доход. Фиксированный бюджет относительно прост при составлении и не нуждается в пересмотре при изменениях уровня деятельности. Тем не менее даже при составлении бюджета такого типа должна быть возможность при необходимости внести по крайней мере незначительные корректировки.

Оперативный бюджет - это бюджет, прямо связанный с достижением целей предприятия, например план производства, материально-технического снабжения.

Текущий бюджет - краткосрочный бюджет, направленный на планирование текущих целей предприятия.

Перспективный бюджет - бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры предприятия.

Самостоятельный бюджет - изолированный, не зависящий от других бюджетов.

Непрерывный (скользящий) бюджет - по мере того как заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляется новый.

Укрупненный бюджет - бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются в обобщенном виде.

Детализированный бюджет - бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим.

2.2. Характеристика  генерального бюджета.

Бюджет, который охватывает общую деятельность предприятия, называется генеральным. Его цель — объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами. В результате составления генерального бюджета создаются:

  • прогнозируемый баланс;
  • план прибылей и убытков;
  • прогноз движения денежных средств.

 

    Генеральный бюджет любой организации состоит  из двух частей:

- операционного бюджета — включающего план прибылей и убытков, который детализируется через вспомогательные (частные) сметы,  
отражающие статьи доходов и расходов организации;

- финансового бюджета — включающего бюджеты капитальных вложений, движение денежных средств и прогнозируемый баланс.    

Информация, содержащаяся в бюджете, должна быть предельно точной - определенной и  значащей для ее пользователя. Этот документ может:

1.Содержать лишь данные:    

а) о доходах,    

б) о расходах,    

в) о доходах и расходах, которые могут быть не всегда сбалансированы;

2.Разрабатываться в любых единицах измерения — как стоимостных, так и натуральных;

3.Составляться как для организации в целом, так и для ее подразделений - центров ответственности, что позволяет скоординировать их  
действия.    

Бюджеты разрабатываются управленческой бухгалтерией совместно с руководителями центров  ответственности, процесс разработки, как правило, идет снизу вверх.    

Бюджет  может разрабатываться на годовой  основе (с разбивкой по месяцам) и  на основе непрерывного планирования (когда в течение I квартала пересматривается смета II квартала и составляется смета  на I квартал следующего года, т.е. бюджет все время проецируется на год вперед).    

Несмотря  на единую структуру, состав элементов  генерального бюджета (особенно его  операционной части) во многом зависит  от вида деятельности организации. В  связи с этим можно выделить такие основные его типы, как:

  1. генеральный бюджет торговой организации;
  2. генеральный бюджет производственного предприятия.

 

 

    Генеральный бюджет торговой организации состоит  из операционного и финансового  бюджетов. Как видно на рис. 1 оба бюджета содержат ряд частных бюджетов, которые связаны между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены.

 Рисунок 1. Структура генерального  бюджета торговой организации

 

Операционный  бюджет. Разработка данного документа начинается с определения плана продаж, т. е. с формирования бюджета реализации, Это наиболее ответственный момент планирования, предполагающий исследование рынка, определение динамики спроса с учетом сезонных колебаний и иных факторов, изучение стратегии конкурентов и т.п.    

После того как руководству организации  становится ясен возможный объем реализации товара, с учетом имеющихся запасов на начало планируемого периода и бюджета запасов товаров на конец периода разрабатывается бюджет закупок товаров. От предполагаемых объемов закупок зависят бюджеты себестоимости товаров, затрат на маркетинг, коммерческих затрат. Конечной целью работы над операционным бюджетом является разработка плана прибылей и убытков.    

Себестоимость проданных товаров определяется как сумма запасов товаров  на начало периода и закупок товаров  за период, уменьшенная на стоимость  товарного запаса на конец периода.    

В таблице 2 показан порядок определения значений показателей, необходимых для составления плана прибылей и убытков торговой организации.    

Финансовый  бюджет. Его цель заключается в разработке прогнозируемого баланса, который является результатом как финансовых, так и нефинансовых операций организации. Он составляется с использованием данных плана прибылей и убытков, бюджета капитальных вложений и прогноза движения денежных средств.     

Таблица 2

Статья  отчета

Как найти

Выручка от продажи товаров

Себестоимость проданных товаров 

 

Запасы товаров  на начало периода 

Закупки товаров

Запасы товаров на конец периода 

Операционные расходы

Выплата процентов по кредитам

Составить бюджет продаж

Составить бюджет себестоимости проданных товаров на

основе вспомогательных бюджетов

Даны в отчетности

Составить бюджет закупок

Определяются  руководством

Составить бюджет операционных расходов

Составить прогноз движения денежных средств


 

 

    Генеральный бюджет производственного  предприятия также состоит из операционного и финансового бюджетов. Как и в случае торговой организации, все частные бюджеты здесь также взаимосвязаны.     

Финансовый  бюджет по своей структуре аналогичен бюджету торговой организации, тогда как операционный имеет свои особенности. Первый шаг в его планировании — составление бюджета продаж. Он определяется возможностями сбыта на рынке. Здесь учитывают влияние следующих факторов:

  • деятельность конкурентов;
  • стабильность поставщиков и покупателей;
  • результативность рекламы;
  • сезонные и другие колебания спроса;
  • политика ценообразования.

 

    При планировании объема продаж используются различные методы: статистические прогнозы с применением математических методов, экспертные оценки специалистов отдела сбыта и др.

Рисунок 2. Генеральный бюджет производственного  предприятия 

 

    

Исходя  из бюджета продаж разрабатывают  производственный бюджет, на основе которого составляют бюджет закупки материалов, бюджет по труду и бюджет общепроизводственных расходов. Далее готовят бюджет затрат по маркетингу и бюджет коммерческих расходов. Конечной целью работы над операционным бюджетом является разработка плана прибылей и убытков.    

Чтобы определить себестоимость проданной продукции на промышленном предприятии необходимы следующие данные:     

- себестоимость реализованной продукции,  руб.;     

- запасы готовой продукции на  начало периода, руб.;     

- себестоимость произведенной  за период продукции, руб.;     

- запасы готовой продукции на  конец периода, руб.      

Таким образом, для составления бюджета  себестоимости реализованной продукции  необходимо составить бюджет себестоимости  произведенной продукции и оценить запасы готовой продукции на начало и конец планируемого периода.    

Запасы  готовой продукции на начало периода  приводятся в балансе предприятия. Стоимость запасов на конец периода  определяется в бюджете запасов  на конец отчетного периода, который разрабатывается по решению руководства.    

Следовательно, для построения бюджета себестоимости произведенной продукции необходимо составить:

  1. бюджет производства;
  2. бюджет закупок материалов;
  3. бюджет затрат по прямой заработной плате;
  4. бюджет общепроизводственных расходов.

В бюджете коммерческих затрат детализируются все предполагаемые расходы, связанные со сбытом продукции и услуг в будущем периоде. За разработку, а затем исполнение бюджета коммерческих расходов, может нести ответственность отдел продаж.

Бюджет общих и административных затрат представляет собой детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом, и необходимых для поддержания деятельности в целом по предприятию в будущем периоде. Разработка этого бюджета необходима для обеспечения информации, которая требуется для подготовки бюджета денежных средств, а также для целей контроля этих расходов. Эта информация также необходима для определения финансового результата деятельности предприятия в планируемом периоде. Большинство элементов этого бюджета составляют постоянные затраты.

На основе подготовленных периодических бюджетов необходимо разработать прогноз себестоимости реализованной продукции, используя данные бюджетов использования материалов, затрат труда и общепроизводственных расходов. Информация о доходах берется из бюджета продаж. Используя данные об ожидаемых доходах и себестоимости реализованной продукции и, добавив информацию из бюджетов коммерческих затрат и общих и административных расходов, можно подготовить прогнозный отчет о прибылях и убытках.

 

 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение курсовой работы можно сделать следующие выводы: Бюджетирование – это процесс согласованного планирования и управления деятельностью организации с помощью бюджетов (смет) и экономических показателей, позволяющих определить вклад каждого подразделения в достижение общих целей.

Бюджет – это финансовый план, охватывающий все стороны деятельности организации, позволяющий сопоставить все понесенные затраты и полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий период времени в целом и по отдельным подпериодам.

Функции бюджета направлены на планирование, учет и контроль предприятия.

Различают несколько видов бюджетов в управленческом учете, в зависимости от принципов построения, области, которую охватывает бюджет и срока действия бюджетов.

Также в данной курсовой работе был рассмотрен порядок разработки генерального бюджета. Он состоит из операционного и финансового бюджетов, содержащих ряд частных бюджетов, которые связаны между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены. Необходимость составления каждого из них обусловлена неоднородностью деятельности предприятий, организаций, не стабильностью экономического положения страны, повышенным инфляционным уровнем. В условиях нашей экономики необходим тщательный анализ, высокий уровень планирования деятельности предприятия, что позволит эффективно управлять финансами, прежде всего движением денежных средств, принимать точные и взвешенные в финансовом отношении управленческие решения. Каждый отдельный бюджет в общей структуре генерального бюджета способен полностью раскрыть состояние того или иного уровня предприятия, указать доходность от каждого вида продукции, его ресурсоемкость. Генеральный бюджет показывает руководству, как его планы скажутся на финансовом состоянии организации.

Информация о работе Виды бюджетов предприятия