Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 21:24, курсовая работа
Основной целью данной работы является изучение классификации бюджетов предприятия. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- рассмотреть организационные аспекты бюджетирования;
- изучить виды бюджетов предприятия;
- охарактеризовать структуру генерального бюджета предприятия.
Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …2
Глава 1. Организационные аспекты бюджетирования … … … … … … … …3
1.1 Значение и понятие бюджетирования и бюджета … … … … … … … … 3
1.2 Принципы и функции бюджетирования … … … … … … … … … … … .8
1.3 Методы разработки бюджетов … … … … … … … … … … … … … … 12
Глава 2. Классификация бюджетов предприятия … … … … … … … … … .14
2.1 Виды бюджетов предприятия … … … … … … … … … … … … … … ..14
2.2 Характеристика генерального бюджета предприятия … … … … … … ..17
Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … ..24
Список использованной литературы … … … … … … … … … … … … … .25
1.2. Принципы и функции бюджетирования.
Бюджетированием называется процесс организации, подготовки и контроля бюджетов с целью разработки и принятия наиболее наилучших управленческих решений.
Бюджет – это финансовый план предприятия, который отражает в количественном выражении тактические и стратегические цели его деятельности и действия по их достижению.
Среди главных требований к бюджетам можно отнести следующие: целостность, соответствие задачам и целям финансовой стратегии организации, системность, сопоставимость, доступность, корректность, оперативность, согласованность и функциональность.
К основным принципам бюджетного планирования относятся:
1. Целевая направленность
2. Необходимость соответствия позициям учетной политики. Каждая организация самостоятельно составляет учетную политику для того, чтобы по каждому направлению своей деятельности обеспечить экономическую эффективность. Если показатели, которые рассчитаны в процессе формирования бюджетов, не отвечают требованиям учетной политики, появляются противоречия данных бюджетного и бухгалтерского учета, которые в дальнейшем могут привести к появлению сомнений в отношении обоснованности и достоверности, как информации, получаемой в процессе исполнения бюджетов, относительно реализуемой деятельности организации, так и бухгалтерской информации. Именно поэтому методология расчета бюджетных показателей и их перечень согласовываются с методологией бухгалтерского учета, а в процессе планирования бюджетных показателей принимается к сведению возможность получения информации для их расчета в бухгалтерском учете в системном порядке.
3. Учет особенностей отрасли финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Движение основного и оборотного капитала по областям экономики имеет свои особенности и различается числом и длительностью этапов создания конечных финансовых результатов деятельности организации. Технология бюджетного процесса должна быть более сложной и развернутой при условии что, чем больше количество данных этапов и чем дольше они во времени. Иначе бюджетирование не дает возможности эффективно планировать, учитывать и контролировать денежные результаты и финансовые потоки деятельности организации , а значит, способствовать укреплению ее финансового положения.
4. Учет важнейших направлений использования и распределения прибыли. Целевыми задачами хозяйственной деятельности организации определяются направления распределения и использования финансовых итогов, а также надобностью инвестирования капитала, исполнения ряда платежей и выплат и др. Ввести контроль использования прибыли и целевого применения собственных денежных ресурсов организации позволит формирование бюджетов с учетом обозначенных направлений.
5. Соответствие методам и принципам калькулирования себестоимости продукции. Учет затрат на производство в российской бухгалтерской практике реализуется в соответствии с номенклатурой калькуляционных статей расходов и экономических элементов затрат. Состав и структура калькуляционных статей расходов обусловливается характером производства, используемой технологией, а также зависит от перечня вырабатываемой продукции, осуществляемых работ и оказываемых услуг и оказывает влияние на размер конечного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта. Структура бюджетов организации, видовой состав и характер взаимосвязей бюджетных показателей определяются всеми этими факторами.
6. Обеспечение возможности
Кроме отмеченных выше принципов для обеспечения результативности ведения бюджетирования также нужно учитывать следующие требования, которые предъявляются к организации системы бюджетного управления:
1. Основой эффективно
2. В ходе реализации бюджетов нежелательность их корректировки. Объясняется это следующим. Если вносить изменения в бюджетные показатели в процессе исполнения бюджетов, то фактически полученные результаты деятельности хозяйствующего субъекта будут близки к плановым и не отметят значительных отклонений. При этом если же бюджетные показатели не изменять после их утверждения, то в конце отчетного периода в бюджете будут отражаться все существенные отклонения, которые помогут установить причины их появления и осуществить корректировочные изменения на следующий бюджетный период. Однако данное требование не нужно воспринимать буквально.
3. Конкретизация и детализация бюджетных показателей. Агрегирование статей бюджетов является причиной того, что они лишаются своей прозрачности и вносят затруднения в процесс бюджетного управления организацией. При этом важно учитывать, что детализация, обоснованность и конкретизация бюджетных показателей может быть обеспечена лишь в той мере, в которой позволяют внешние и внутренние обстоятельства деятельности хозяйствующего субъекта.
4. Привлечение к бюджетному
5. На базе анализа работы некоторых лиц и структурных подразделений хозяйствующего субъекта формирование системы бюджетирования и налаживание эффективного контроля (мониторинга) за итогами его деятельности.
Применение перечисленных принципов бюджетирования даст возможность организовать такую систему бюджетов, которая увеличит эффективность управления организацией и обеспечит исполнение главной цели ее существования и развития - получение в долгосрочной перспективе наивысшего финансового результата деятельности.
Следует отметить три основных функции бюджетирования:
1) функция планирования. Данная функция является самой важной. Бюджетирование является основой для внутрифирменного планирования. Исходя из стратегических целей предприятия, бюджеты решают задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам деятельности предприятия, все затраты и результаты приобретают денежное выражение.
2) функция учета. Бюджетирование является также основой для управленческого учета. Система учета должна представлять точные факты по подразделениям, видам продукции, районам торговли или комбинации этих показателей. Благодаря бюджетированию на предприятии появляется возможность получать точную информацию, сравнивать намеченные цели с действительными результатами деятельности предприятия;
3) функция контроля. Является также немаловажной для предприятия. Разумеется, как бы ни был хорош план, он остается бесполезным, если нет эффективного контроля его осуществления. Путем непрерывного сопоставления фактических данных с плановыми показателями можно оценивать деятельность на любом этапе. Бюджетное планирование позволяет выявить отклонения деятельности от того, что предполагалось бюджетом, и скорректировать действия.
Роль бюджетирования в управленческом учете состоит в том, чтобы отражать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме, своевременно представлять соответствующие показатели финансовой деятельности предприятия в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.
1.3 Методы разработки бюджетов
Можно выделить следующие два метода разработки бюджетов предприятия: метод прироста и метод нулевого базиса.
Метод прироста является традиционным. При подготовке бюджета часто применяется следующий подход: в основу его составления на предстоящий период закладываются данные о достигнутых ранее уровнях дохода и затрат. Затем эти данные перерабатываются с учетом ожидаемых цен, а также изменений объема или характера предпринимаемой деятельности. Таким образом, бюджеты подготавливаются на базе прироста затрат и доходов от достигнутого уровня деятельности. Недостаток этого метода в том, что неэффективные решения, «заложенные» на достигнутом уровне, переходят в бюджеты будущих периодов.
Метод нулевого базиса позволяет подготовить бюджет затрат для определенной сферы деятельности при минимальном уровне производства, а затем определить, оформив в решение в виде отдельного документа, затраты и выгоды от дополнительного прироста деятельности.
Суть метода в том, что каждый из видов деятельности, осуществляемый в рамках центра финансовой ответственности или же структурного подразделения, в начале года должен доказать свое право на дальнейшее существование путем обоснования будущей экономической эффективности выделяемых средств. В результате руководство получает информацию, позволяющую лучше определить приоритеты.
При сопоставлении данных методов выявляются как их недостатки, так и преимущества. Составление бюджета по методу прироста имеет несомненное преимущество: он оказывается относительно простым. С другой стороны, составление бюджета на основе нулевого базиса, хотя и более обоснованно, практически труднее осуществимо. Если применять его ко всем разрабатываемым бюджетам, то процесс потребует больших затрат времени.
Выбор того или иного метода разработки, видов и форм бюджетов определяется исходя из специфики деятельности, объемов производства и реализации, целей и задач деятельности предприятия и т. д.
Глава 2. Классификация бюджетов предприятия
2.1 Виды бюджетов предприятия.
Различные виды деятельности организации на следующий год должны координироваться путем подготовки конкретных программ действий. Эти программы называются бюджетом. Это финансовый документ, в котором отражаются такие показатели деятельности, как :
- планируемая величина дохода, которая должна быть достигнута в результате деятельности;
- расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода;
- капитал, который необходимо привлечь для достижения цели деятельности, и т.п.
Изучая многочисленные зарубежные и отечественные литературные источники, касающихся вопросов бюджетирования, можно убедиться в том, что существует несколько классификаций видов бюджетов предприятия. Классификация бюджетов по основным классификационным признакам приведена в таблице 1.
Таблица 1.
Классификационный признак |
Вид бюджета |
По сферам деятельности предприятия |
Бюджет по операционной деятельности |
Бюджет по инвестиционной деятельности | |
Бюджет по финансовой деятельности | |
По видам затрат |
Бюджет текущих затрат |
Бюджет капитальных затрат | |
По широте номенклатуры затрат |
Функциональный бюджет |
Комплексный бюджет | |
По методам разработки |
Фиксированный бюджет |
Гибкий бюджет | |
По длительности планируемого периода |
Ежедневный, понедельный, месячный, квартальный, годовой |
По периоду составления |
Оперативный бюджет |
Текущий бюджет | |
Перспективный бюджет | |
По непрерывности планирования |
Самостоятельный бюджет |
Непрерывный (скользящий) бюджет | |
По степени содержания информации |
Укрупненный бюджет |
Детализированный бюджет |
Финансовые (основные, главные) бюджеты: бюджеты доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс;
Операционные бюджеты: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет затрат на основные материалы, бюджет затрат труда, бюджет накладных расходов производства, бюджет коммерческих, бюджет управленческих расходов и др.;
Вспомогательные бюджеты: инвестиционный бюджет, кредитный план и др.
Бюджет по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности.