Валютная система и валютные отношения. Участие России в международном финансовом органе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

В условиях возросшей взаимозависимости практически все государства заинтересованы в сотрудничестве с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями, которые составляют одно из важнейших звеньев международной финансовой системы и являются основным источником необходимых финансовых ресурсов для стран с развивающейся и переходной экономикой

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И
ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА………………………………………………………………...5
1.1. Понятие валютной системы и валютных отношений ……………………............5
1.2. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование…………………...9
1.3. Валютный контроль в РФ. Органы и агенты валютного контроля…………….13
2. УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ФИНАНСОВОМ
ОРГАНЕ ………………………………………………………………………………….17
2.1. Финансовая система Российской Федерации……………………………………17
2.2. Политика сотрудничества России с Международным валютным
фондом и группой Всемирного банка………………………………………………….22
2.3. Создание международного финансового центра в Российской Федерации………………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...39

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

Современные особенности функционирования экономик стран - членов банков и их новые внешнеэкономические связи оказали влияние на приоритеты кредитной политики данных организаций. Они прекратили кредитование крупных государственных объектов, перейдя к обслуживанию предприятий различных форм собственности, особенно малых и средних частных компаний, выпускающих потребительские товары, а также предприятий в сферах транспорта, туризма и т.д. Российская Федерация - крупнейший акционер этих банков. Главной проблемой российского сотрудничества с этими банками является урегулирование задолженности, общая сумма которой составляет 1,1 млрд. долл. Долг планируется переоформить в еврооблигации Российской Федерации с погашением в 2010 и 2030 гг., при этом часть процентных платежей будет производиться денежными средствами.

В последние годы расширяется сотрудничество России с МФО на основе не только официального членства в них, но и развития договорных отношений и в первую очередь с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) и Северным инвестиционным банком (СИБ). Перспективы развития сотрудничества России с ЕИБ прорабатывались с середины 1990-х годов. Данный банк входит в структуру ЕС как автономная организация. В соответствии с интересами и политикой ЕС ЕИБ осуществляет свою деятельность во многих странах мира.

В настоящее время Российская Федерация является членом различных международных валютно-кредитных и финансовых институтов, а также развивает сотрудничество с некоторыми МФО на договорной основе. Сотрудничество осуществляется на различных уровнях:

1) ведущие мировые финансовые институты - МВФ и группа Всемирного банка;

2) ЕБРР, созданный специально для кредитования переходных экономик;

3) организации бывшего СЭВ - МБЭС и МИБ, адаптированные к современным условиям;

4) новые региональные межгосударственные банки - Черноморский банк торговли и развития и Межгосударственный банк СНГ;

5) европейские банки - ЕИБ, СИБ (на договорной основе).

Сотрудничество России с каждой из этих организаций имеет разные цели, задачи и пути их решения, отличается различной эффективностью.

 

 

 

 

 

2.3. Создание международного финансового центра в Российской Федерации

Мировая глобализация диктует сегодня жесткие условия развития экономики, одно из которых - наличие развитого финансового рынка. Более того, жесткая международная конкуренция заставляет сегодня делать выбор только из двух вариантов: иметь высокоразвитый эффективный национальный финансовый рынок или не иметь никакого, привлекая финансирование с использованием ресурсов мировых финансовых центров (США, Великобритании, Восточной Азии).

Создание в Российской Федерации международного финансового центра (далее – МФЦ) должно способствовать повышению привлекательности российских финансовых институтов для национальных и зарубежных участников – инвесторов, эмитентов, финансовых посредников (депозитариев, брокеров и др.).

Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации (далее – Концепция) разработана Минэкономразвития России в августе – октябре 2008 года с участием Минфина России, ФСФР России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Банка России, правительства Москвы, с привлечением представителей бизнеса, финансовых институтов, представителей экспертного сообщества. При разработке Концепции были учтены мировой опыт построения международных финансовых центров и проведённый анализ регулирования финансового рынка в Российской Федерации.

Проект Концепции был одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 5 февраля 2009 г.

План мероприятий по созданию МФЦ в Российской Федерации был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2009 г. № 911-р.

В настоящее время в соответствии с Планом мероприятий по созданию МФЦ федеральными органами государственной власти осуществляется работа над законопроектами, направленными на расширение инструментария российского финансового рынка, создание конкурентоспособной инфраструктуры организованной торговли, увеличение объема долгосрочных инвестиционных ресурсов, совершенствование корпоративного законодательства и корпоративного управления, совершенствование налогообложения операций на финансовом рынке.

За годы экономических реформ Москва превратилась в крупнейший финансовый центр страны, со значительным отрывом опережающий другие города России по уровню развития финансовой инфраструктуры и концентрации финансовых ресурсов. Сегодня в столице находится большая часть ведущих финансовых институтов: крупнейшие банки, страховые компании, пенсионные фонды, биржи и т. д. Через финансовую систему города проходит более 80% финансовых ресурсов страны.

Ведущая российская биржевая площадка также находится в Москве. Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) входит в десятку крупнейших бирж мира: на нее приходится более 80% оборота организованного рынка ценных бумаг в России, причем около 30% сделок на ММВБ совершается нерезидентами (на 1 декабря 2010 года суммарный объём торгов ММВБ составил 798 463,44 млн. руб. ($25 467,87 млн.)).

В Москве представлены и работают все ведущие национальные компании. Большинство крупных иностранных компаний, работающих на разных региональных рынках России, свои головные офисы также разместили в Москве. Уже сегодня российская столица является одним из ведущих городов мира по величине городского бюджета, запланированный размер которого на 2010 год составлял 1 трлн. 137 млн. руб. (объем расходов бюджета запланирован на уровне 1 трлн. 245 млн. руб.). В июне 2010 года доходная часть бюджета была увеличена на 60,7 млрд. рублей — до 1 трлн. 60,8 млрд. руб. — доходы увеличились в том числе на сумму свыше 40 млрд. руб. за счет собственных доходов городского бюджета и почти 19 млрд. руб. субвенций и субсидий из федерального бюджета. Все это делает дальнейшую интеграцию Москвы в мировую финансовую систему объективной необходимостью, которая в будущем может привести к значительному усилию ее международной роли.

При этом в практическом плане превращение Москвы в международный финансовый центр означает привлечение новых инвестиционных ресурсов в город, рост налогооблагаемой базы, увеличение количества рабочих мест для высококвалифицированных специалистов, что особенно важно для Москвы, имеющей большое число ВУЗов и академических учреждений. Это также приведет к увеличению объема выплачиваемой в городе заработной платы, а значит, и к повышению уровня жизни населения и увеличению общего объема потребительского спроса. Это направление дальнейшего развития города напрямую коррелирует с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной 17.11.2008 г. Правительством Российской Федерации.

Принимая во внимание важность проблемы развития в городе Москве сектора финансовых услуг международного уровня и превращения города Москвы в один из ведущих международных финансовых центров, Правительство Москвы 19 мая 2009 года утвердило Постановление № 445-ПП «О концепции развития города Москвы как национального и международного центра финансовых услуг».

Формируя ключевые приоритеты для стратегического развития города на долгосрочную перспективу, Правительство Москвы видит дальнейшее развитие столицы как ведущего мирового финансового центра, который не только активно участвует в глобальных экономических процессах, но в значительной степени формирует и определяет дальнейшее развитие мировой экономики, обладая высокой концентрацией связанного с финансами крупного бизнеса, соответствующим уровнем развития системы образования и подготовки специализированных кадров, высокоразвитой городской инфраструктурой и благоприятной социальной средой обитания, привлекательной и удобной для проживания людей, в том числе и широкого круга бизнесменов и туристов.

Мировой опыт создания современных международных финансовых центров в Сингапуре и Китае (в Гонконге и Шанхае) наглядно показал, что для успешной реализации таких проектов необходимо наличие нескольких макроэкономических опорных «точек роста», создающих предпосылки для возникновения и развития такого центра.

Подобными «точками роста» традиционно считаются следующие:

- экономика с потенциалом масштабного роста;

- устойчивая национальная валюта;

- публичное владение акционерным капиталом;

- либеральное регулирование экономикой страны.

Следует отметить, что Москва уже сегодня отвечает некоторым из перечисленных выше критериев, а в отношении остальных — стремится к их достижению.

Предпосылка первая — наличие экономики с потенциалом масштабного роста. С 2000 года Россия в целом и Москва в частности занимали ведущие места в мире по темпам экономического роста в реальном выражении. Стремительно рос ВВП и РВП, увеличивался объем потребительского рынка, существенно укреплялись позиции российских компаний, в том числе и на мировом рынке, многие из которых уже превратились в крупных инвесторов за рубежом.

Предпосылка вторая — устойчивая национальная валюта. За последние несколько лет при скачкообразных изменениях курса доллара и евро рубль демонстрировал завидную стабильность курса и укреплялся относительно ведущих мировых валют, и даже в сложных условиях мирового финансового кризиса российская кредитно-финансовая система благодаря поддержке со стороны государства выстояла без серьезных сбоев.

Предпосылка третья — публичное владение акционерным капиталом. Несмотря на то, что основная собственность на средства производства и права использования природных ресурсов в России по-прежнему сосредоточена в руках немногочисленной социальной группы, ситуация в стране динамично меняется к лучшему: в крупном российском бизнесе развивается акционерная культура, многие российские компании открывают свой капитал и выходят на внутренний и зарубежные фондовые рынки для публичного размещения своих акций, а частные инвесторы вкладывают в них свободные средства, которых также в стране становится все больше.

Предпосылка четвертая — либеральное регулирование экономикой страны, когда рынки капитала функционируют по установленным государством правилам, но хозяйствующие субъекты работают без излишнего вмешательства надзорных органов — остается задачей, которая решается на федеральном уровне. Кроме того, развитию столицы России как международного финансового центра будет способствовать принятие специального, стимулирующего его развитие налогового и финансового законодательства, которое сделает выгодной и инвестиционно привлекательной концентрацию мировых инвестиционных ресурсов в городе.

Реализация Москвой намеченных глобальных экономических планов не только не будет означать стагнацию других, уже сложившихся финансовых площадок (в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и т. д.), но и станет локомотивом ускоренного развития других региональных финансовых рынков страны, которые будут динамично расти под влиянием позитивного синергетического эффекта Москвы как международного финансового центра.

Успешная деятельность в этом направлении предусматривает тесное сотрудничество федеральных органов власти, Правительства Москвы и частного бизнеса. Так, подготовленная Министерством экономического развития и торговли РФ Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации исходит из необходимости создания в Москве одного из ведущих международных финансовых центров. Правительство Москвы также видит одним из главных приоритетов в своей дальнейшей деятельности создание благоприятных условий для развития финансовой системы и связанного с финансами крупного бизнеса в городе.

Учитывая все вышесказанное и благодаря принятым на федеральном уровне мерам по дополнительной поддержке российской кредитно-финансовой системы в условиях мирового финансового кризиса, можно полагать, что к 2020 году Москва имеет все необходимое для того, чтобы войти в пятерку ведущих финансовых центров мира, а в ближайшие 10 лет, как минимум, претендовать на лидерство на региональном финансовом рынке стран СНГ, Балтии и Восточной Европы.

7 июля 2010 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение «О рабочей группе по созданию международного финансового центра в Российской Федерации при Совете при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации ». Согласно этому документу, в целях координации мероприятий по созданию финансового центра в Российской Федерации была образована рабочая группа по созданию международного финансового центра в РФ при Совете при Президенте РФ по развитию финансового рынка Российской Федерации. Также были утверждены Положение о рабочей группе по созданию международного финансового центра в Российской Федерации при Совете при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации и состав этой рабочей группы. Руководителем рабочей группы по созданию международного финансового центра в РФ при Совете при Президенте РФ по развитию финансового рынка Российской Федерации был назначен А.С. Волошин. Координация деятельности Правительства РФ, связанная с международной интеграцией, в том числе с развитием торгово-экономических отношений и содействием экономической интеграции РФ и государств — участников СНГ, и рабочей группы по созданию международного финансового центра в РФ при Совете при Президенте РФ по развитию финансового рынка Российской Федерации была возложена на Первого заместителя Председателя Правительства РФ И.И. Шувалова.

Было одобрено предложение негосударственного образовательного учреждения «Российская экономическая школа (институт)» о создании центра анализа и разработок в сфере развития финансовых рынков в форме некоммерческой организации для обеспечения консультационного сопровождения деятельности по созданию международного финансового центра в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проделанного в работе анализа можно сказать, что международные валютно-кредитные учреждения, такие как Международный валютный фонд и Всемирный банк играют значительную роль в организации международных кредитных отношений и поддержании стабильности международных расчетов. Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной. В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.

Информация о работе Валютная система и валютные отношения. Участие России в международном финансовом органе