Валютная система и валютные отношения. Участие России в международном финансовом органе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

В условиях возросшей взаимозависимости практически все государства заинтересованы в сотрудничестве с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями, которые составляют одно из важнейших звеньев международной финансовой системы и являются основным источником необходимых финансовых ресурсов для стран с развивающейся и переходной экономикой

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И
ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА………………………………………………………………...5
1.1. Понятие валютной системы и валютных отношений ……………………............5
1.2. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование…………………...9
1.3. Валютный контроль в РФ. Органы и агенты валютного контроля…………….13
2. УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ФИНАНСОВОМ
ОРГАНЕ ………………………………………………………………………………….17
2.1. Финансовая система Российской Федерации……………………………………17
2.2. Политика сотрудничества России с Международным валютным
фондом и группой Всемирного банка………………………………………………….22
2.3. Создание международного финансового центра в Российской Федерации………………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...39

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

фондом и группой Всемирного банка

 

Международные финансовые организации (МФО) создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики.

Этими задачами могут быть:

- операции на международном валютном и фондовом рынке с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;

- межгосударственные кредиты – кредиты на осуществление государственных проектов и финансирование бюджетного дефицита;

- инвестиционная деятельность/кредитование в области международных проектов (проектов, затрагивающих интересы нескольких стран, участвующих в проекте как напрямую, так и через коммерческие организации-резиденты);

- инвестиционная деятельность/кредитование в области «внутренних» проектов (проектов, непосредственно затрагивающих интересы одной страны или коммерческой организации-резидента), осуществление которых способно оказать благоприятное воздействие на международный бизнес (например, инфраструктурные проекты, проекты в области информационных технологий, развития транспортных и коммуникационных сетей и т.п.);

- благотворительная деятельность (финансирование программ международной помощи) и финансирование фундаментальных научных исследований.

В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после второй мировой войны созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации.

Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ), организованные на основе Бреттонвудского соглашения стран-участниц международной конференции.

Международный валютный фонд (МВФ) — специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне (США). На Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт — высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года — официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит. В настоящее время МВФ объединяет 187 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.

МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь привязывании её к международным финансовым потокам.

После распада СССР, в 1992 г. Россия вступила в Международный валютный фонд. Практически двадцатилетний опыт отношений России с МВФ в целом свидетельствует о положительном эффекте, который принесло вступление в эту организацию, поскольку оно дало возможность получить кредиты для покрытия бюджетного дефицита, а также открыло доступ к другим внешним источникам заимствования. Особенностью отношений МВФ с Россией стал их долгосрочный характер, а функции МВФ в этих отношениях расширялись: от кредитного источника до гаранта внешней платежеспособности. В последние годы на ежегодных совещаниях Правительства РФ и совместной миссии МВФ и Всемирного банка удалось существенно сблизить позиции сторон в аспекте оценки основных макроэкономических показателей, достигнуть широкого консенсуса по ключевым пунктам структурных реформ, которые рассматриваются в качестве важного элемента поддержания экономической стабильности в стране. Обе стороны характеризуют отношения сотрудничества как "деловые и реалистические". Перспективы сотрудничества с МВФ не связываются с имевшей место ранее политической составляющей. Россия поддерживает отношения с Фондом в целях использования механизмов этой организации при ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры, то есть не исключается возможность получения кредитов МВФ при резком падении цен на основные российские экспортные товары.

Международный валютный фонд (МВФ) повысил прогноз по росту мировой экономики в 2011г. с 4,2% до 4,4%. При этом прогноз по росту ВВП Российской Федерации на 2011г. повышен с 4,3% до 4,5%, говорилось в обновленном докладе МВФ World Economic Outlook (WEO), представленном в Йоханнесбурге, где руководство международной организации провело пресс-конференцию.

В целом, как отмечалось в докладе международной организации, мировая экономика продолжает восстанавливаться от последствий кризиса. При этом мировому сообществу все еще необходимо предпринимать активные действия для решения насущных проблем, включая высокий уровень безработицы, сложности банковского сектора в развитых странах, а также риски перегрева развивающихся экономик.

Так, в целях укрепления мировой экономики МВФ предлагает незамедлительно решать существующие долговые и финансовые проблемы в Европе. Кроме того, необходимо устранять финансовые дисбалансы и проводить более глубокие реформы финансовых систем развитых стран. Для стимулирования роста МВФ советует снижать безработицу и создавать благоприятные условия для фискальной консолидации, направленной на снижение бюджетных дефицитов и сокращение госдолга отдельных стран. "Медленный рост создает проблемы для быстрой консолидации, однако начинать данный процесс необходимо уже сейчас", - подчеркивается в докладе WEO.

Таким образом, анализируя рост мировой экономики, экономисты МВФ сошлись во мнении, что восстановление проходит двумя разными путями. С одной стороны, можно различать по-прежнему достаточно медленные темпы в промышленно развитых государствах. С другой - восстановление развивающихся стран проходит довольно оживленно.

Что же касается роста экономики в России, то, по оценкам МВФ, ВВП страны в 2011г. вырастет на 4,5% в годовом исчислении, а в 2012г. - на 4,4%. Стоит отметить, что пересмотренный прогноз роста превышает прежние данные, когда рост отечественной экономики в 2011г. прогнозировался на уровне 4,3%. По оценке МВФ, в 2010г. российская экономика выросла на 3,7% в годовом исчислении.

МВФ прогнозирует, что средняя цена нефти в 2011г. составит 90 долл./барр. (базовый сценарий), тогда как в октябре 2010г. организация прогнозировала среднюю цену "черного золота" в 79 долл./барр. Вероятно, повышение прогноза по росту российской экономики связано во многом именно с более высокими ценовыми ожиданиями от нефтяного рынка.

Крупнейшей международной финансово-экономической организацией является Группа Всемирного банка. Миссия Группы Всемирного банка заключается в сокращении бедности и содействии экономическому росту. Различные подразделения Группы Всемирного банка участвуют практически во всех областях развития, работая по самым разным направлениям — от проведения экономических и аналитических исследований до оказания финансовой и технической помощи правительствам и частным предприятиям. Им принадлежит важная поддерживающая роль в содействии развивающимся странам. В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации.

Вначале Всемирный банк ассоциировался с Международным банком реконструкции и развития, осуществлявшим финансовую поддержку в восстановлении после Второй мировой войны Западной Европы и Японии. Позднее в 1960 г. была создана Международная ассоциация развития, которая взяла на себя часть функций, связанных с политикой этого банка.

В настоящее время под Всемирным банком фактически понимают две организации:

1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

2. Международная ассоциация развития (МАР).

В разное время к ним присоединились созданные для решения задач Всемирного банка ещё три организации:

1. Международная финансовая корпорация (МФК).

2. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА).

3. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

Все пять организаций входят в Группу организаций Всемирного банка и называются Группой Всемирного банка. В отдельных случаях под Всемирным банком по-прежнему понимается Международный банк реконструкции и развития, который до сих пор составляет основу деятельности Всемирного банка.

Осенью 1991 года Всемирный банк открыл своё временное представительство в Москве. 7 января 1992 года правительство Российской Федерации подало заявку на вступление в члены МВФ и Группы Всемирного банка. Россия стала членом этих организаций в июне 1992 года. В начале 1993 года банк открывает постоянное представительство в Москве, в котором в настоящее время работает около 70 человек, в основном — российских граждан. В июне 1993 года банк организовал многостороннюю встречу в Париже для обсуждения наиболее приоритетных реформ в России и координации связанной с ними внешней помощи.

Сотрудничество России с Группой организаций Всемирного банка формируется в соответствии с изменениями социально-экономических условий в стране. В Отчете о ходе осуществления Стратегии партнерства России и Всемирного банка (30 июля 2009 года) представлены документальные данные, свидетельствующие о том, что в 2007-2009 гг. на традиционных направлениях сотрудничества произошел перенос центра тяжести с предоставления финансовых ресурсов на услуги по предоставлению знаний. Портфель проектов сократился с 22 до 13 проектов (1,3 млрд. долларов США), а новыми направлениями делового сотрудничества стали платные услуги (21 соглашение общей стоимостью 9,5 млн. долларов США) и кредитные операции на суб-национальном уровне по линии Группы организаций ВБ (6 займов на общую сумму 119 млн. долларов США).

Отчет о ходе осуществления Стратегии партнерства России и Всемирного банка содержит указание на увеличение срока действия Стратегии до трех лет - с 2009 до 2011 года, и подтверждение актуальности основных четырех целей сотрудничества, которыми являются:

- диверсификация экономики в целях обеспечения устойчивого развития и неуклонного экономического роста;

- повышение качества и эффективности государственного управления государственного управления;

- совершенствование системы предоставления коммунальных и социальных услуг;

- повышение глобальной роли России в качестве донора. Банк активно сотрудничает с МФК не только в рамках кредитных операций на суб-национальном уровне, но и в рамках работы по решению ключевых задач на приоритетных направлениях развития, включая обеспечение эффективного использования энергоресурсов.

Повышение роли России в качестве донора. Этот уникальный аспект партнерства сформировался в результате оказания Группой организаций ВБ поддержки России в период ее председательства в Группе восьми в 2006 году. Совместная деятельность включает мероприятия по повышению потенциала и практическому обучению в рамках совместных программ оказания содействия для целей развития. В настоящее время представляется помощь в повышении потенциала для создания системы отчетности и нормативной базы для проектов внешнего содействия при поддержке со стороны Департамента международного развития Великобритании и правительственных фондов. В феврале 2010 года при поддержке Банка и ОЭСР в Москве проходила международная конференция «Новые партнерства в области финансирования мирового развития». В том же месяце было подписано соглашение с четырехлетним сроком действия между Всемирным банком и Правительством РФ о сотрудничестве для оказания содействия странам региона ЕЦА с низком уровнем доходов. Оно основано на ранее приобретенном успешном опыте, включая опыт осуществления программы поддержки в борьбе с малярией в Замбии и Мозамбике, оказания содействия в повышении доступности энергоснабжения для жителей бедных деревень в Восточной Африке и создание траст-фондов для повышения качества базового образования, разработки международной методики повышения финансовой грамотности и оказания поддержки в преодоления кризиса, связанного с ростом цен на продовольствие в Кыргызстане и Таджикистане.

Партнерство для получения знаний. По сути, партнерство с Россией основано на предоставлении доступа к международным знаниям. С 2007 года Банк предоставляет России информационно-аналитическую поддержку, например, в форме регулярного издания Докладов об экономике России, и аналитических публикаций, включая публикации на следующие темы:

1. «Незадействованный энергетический резерв России».

2. «Региональное развитие и точки роста: долгосрочная проблема перехода к рыночной экономике в РФ».

3. «Реформирование системы здравоохранения ради улучшения состояния здоровья населения Российской Федерации: Задачи на 2008 год и последующий период».

4. «Возможные механизмы для финансирования инфраструктуры в России».

5. «Как обеспечить увеличение предложения доступного жилья в РФ».

В настоящее время Банк финансирует 25 проектов в России.

Осознавая ценность знаний и опыта местных специалистов Всемирный банк активно сотрудничает с ними в процессе реализации своих проектов. 80% сотрудников представительства Всемирного банка в Москве - национальные кадры. Как и в других странах Всемирный банк в рамках решаемых им задач большое внимание уделяет аналитической деятельности и консультациям.

Он регулярно публикует доклады об экономической ситуации в России. Кроме того, расположенные в Москве Центр обучения вопросам глобального развития и Центр общественной информации Банка помогают делиться опытом и знаниями с российскими партнерами.

Деятельность группы Всемирного банка в России отражается в его утвержденной стратегии, которая несмотря на внутренний характер документа разрабатывается с учетом позиции страны-заемщика, в частности, России. После одобрения данный документ становится основой сотрудничества Всемирного банка с Россией, определяя в первую очередь объемы и направления кредитования, а также оказания технической помощи. Конкретные заемные операции, включенные в стратегию, в последующем подлежат одобрению советом директоров по упрощенной процедуре, без специального обсуждения. Основные положения первых стратегий группы Всемирного банка в отношении России разрабатывались на базе материалов, предоставляемых правительственной комиссией по сотрудничеству с МФО, в которых излагалась позиция российской стороны относительно заимствований на ближайшие годы. Такой подход на стадии программированы стратегического взаимодействия предполагает соответствие предлагаемой политики Всемирного банка потребностям социально-экономической ситуации в стране, а также ее согласование с содержанием экономических реформ.

Информация о работе Валютная система и валютные отношения. Участие России в международном финансовом органе