Таким образом, финансовый контроль,
с одной стороны, является одной
из завершающих стадий управления
финансами, а с другой, он выступает
необходимым условием эффективности
управления ими. Сложность понимания
финансового контроля обусловлена
сложностью самой категории финансов.
Так же как финансы являются основой любой
сферы общественной деятельности и в то
же время отражают их материальную результативность,
так и финансовый контроль является как
бы лакмусовой бумагой, на которой
реально проявляется весь процесс движения
финансовых ресурсов, начиная от стадии
формирования финансовых ресурсов, необходимых
для начала осуществления деятельности
в любой сфере, и кончая получением финансовых
результатов этой деятельности.
Для
осуществления финансового контроля
создаются особые контрольные органы,
укомплектованные высококвалифицированными
специалистами. Их права, обязанности
и ответственность строго регламентированы,
в том числе и в законодательном
порядке.
Финансовый контроль как особая
область контроля, связанная с
использованием стоимостных категорий,
имеет определенную сферу применения
и соответствующую целевую направленность.
Объектом финансового контроля
являются денежные, распределительные
процессы при формировании и
использовании финансовых ресурсов,
в том числе в форме фондов
денежных средств, на всех уровнях
и звеньях экономики страны.
Непосредственным предметом проверок
выступают такие финансовые (стоимостные)
показатели, как прибыль, доходы,
налог на добавленную стоимость,
рентабельность, себестоимость, издержки
обращения, отчисления на различные
цели и в фонды. Эти показатели
имеют синтетический характер, поэтому
контроль за их выполнением, динамикой,
тенденциями охватывает все стороны производственной,
хозяйственной и коммерческой деятельности
объединений, предприятий, учреждений,
а также механизм финансово-кредитных
взаимосвязей.
Перед
финансовым контролем стоят следующие
задачи: содействие сбалансированности
между потребностью в финансовых
ресурсах и размерами денежных доходов
и фондов народного хозяйства; обеспечение
своевременности и полноты выполнения
финансовых обязательств перед государственным
бюджетом; выявление внутрипроизводственных
резервов роста финансовых ресурсов,
в том числе по снижению себестоимости
и повышению рентабельности; содействие
рациональному расходованию материальных
ценностей и денежных ресурсов на предприятиях,
в организациях и бюджетных учреждениях,
а также правильному ведению бухгалтерского
учета и отчетности; обеспечение соблюдения
законодательства и нормативных актов,
в том числе в области налогообложения
предприятий, относящихся к различным
организационно-правовым формам; содействие
высокой отдаче внешнеэкономической деятельности
предприятий, в том числе по валютным операциям
и др.
Финансовый контроль тесно связан
с ответственностью предприятий,
организаций, учреждений, а также
государственных и финансово-банковских
структур за выполнение финансовой дисциплины.
Эта ответственность может быть выражена
как в административных, так и в экономических
(материальных) мерах воздействия на нарушителя
финансовой дисциплины. Экономические
меры воздействия конкретно проявляются
через финансовые санкции, являющиеся
теми рычагами финансового механизма,
которые содействуют повышению эффективности
производства, его интенсификации, экологическому
оздоровлению и т.д.
2.2.
Формы финансового контроля
В
экономически развитых странах финансовый
контроль распадается на две, взаимодействующие,
но обособленные сферы: государственный
и негосударственный финансовый
контроль.
Государственный финансовый контроль
- комплексная и целенаправленная
система экономико-правовых действий
конкретных органов власти и
управления, базирующихся на положениях
основных законов государства.
Определяющую роль в организации
финансового контроля играет
конституция страны. Правовой регламент
контроля зависит от типа государства,
его социально-политической ориентации,
уровня экономического развития,
соотношения форм собственности.
Государственный финансовый контроль
призван отслеживать стоимостные
пропорции распределения валового
национального продукта. Он распространяется
на все каналы движения денежных
ресурсов, так или иначе связанные
с формированием государственных
ресурсов, полнотой и своевременностью
их поступления и целевым использованием.
Государственные контролеры наделены
правом осуществлять ревизии
и проверки как в государственном секторе,
так и в сфере частного и корпоративного
бизнеса, если таковые предопределены
общенациональными экономическими интересами.
Негосударственный финансовый контроль
подразделяется на внутренний (внутрифирменный,
корпоративный) и внешний (аудиторский).
Государственный и негосударственный
виды контроля, несмотря на схожесть
методов, существенно отличаются
конечными целями. Главная цель
государственного контроля - максимизировать
поступление ресурсов в казну
и минимизировать государственные
издержки управления, а негосударственного
с (главным образом, внутрифирменного)
- напротив, минимизировать свои
отчисления в пользу государства
и другие издержки с целью
повышения нормы прибыли на
вложенный капитал. И то же
время обе сферы контроля ограничены
правовыми рамками действующих
законов.
Мировое сообщество на основе
многолетнего опыта разработало
основные принципы организации
государственного финансового контроля,
к реализации которых стремится
каждое современное цивилизованное
государство. Эти принципы изложены
в Лимской декларации (принята IX Конгрессом
Международной организации высших органов
финансового контроля (ИНТОСАИ),в республике
Перу ,в г.Лима,1977г.). К ним относятся такие
универсальные принципы, как независимость
и объективность, компетентность и гласность.
Независимость контроля должна быть обеспечена
финансовой самостоятельностью контрольного
органа, более длительными по сравнению
с парламентскими сроками полномочий
руководителей органов контроля, а также
их конституционным характером. Объективность
и компетентность подразумевают неукоснительное
соблюдение контролерами действующего
законодательства, высокий профессиональный
уровень работы контролеров на основе
строго установленных стандартов проведения
ревизионной работы. Гласность предусматривает
постоянную связь государственных контролеров
с общественностью и средствами массовой
информации.
Из этих базовых принципов
вытекают и другие, носящие более
прикладной характер, в том числе:
1. результативность;
2. четкость и логичность предъявляемых
контролерами требований;
3. неподкупность субъектов контроля;
4. обоснованность и доказательность
информации, приведенной в актах
проверок и ревизий; превентивность
(предупреждение вероятных финансовых
нарушений);
5. презумпция невиновности (до суда)
подозреваемых в финансовых преступлениях
лиц;
6. согласованность действий различных
контролирующих органов и др.
Принимая законы, прямо или косвенно
затрагивающие систему организации
финансового контроля, государство
ориентируется на вышеназванные
принципы. В то же время в
каждом государстве существует
свой регламент (порядок и последовательность)
контрольных действий, что в конечном
итоге сказывается на результатах.
2.3.
Виды финансового контроля
Виды финансового контроля весьма
разнообразны. Их принято классифицировать
по следующим критериям:
1. Регламент осуществления - обязательный
(внешний), инициативный (внутренний);
2. Время проведения - предварительный,
текущий (оперативный), последующий;
3. Субъекты контроля - президентский,
контроль законодательных органов
власти и местного самоуправления,
контроль исполнительных органов
власти, контроль финансово-кредитных
органов, внутрифирменный, аудиторский;
4. Объекты контроля - бюджетный, контроль
за внебюджетными фондами, налоговый,
валютный, кредитный, страховой, инвестиционный,
контроль за денежной массой.
2.4.
Методы финансового
контроля
Различают следующие методы проведения
контроля:
1. проверки;
2. обследования;
3. надзор;
4. анализ финансового состояния;
5. наблюдение (мониторинг);
6. ревизии.
Проверки производятся по отдельным
вопросам финансово-хозяйственной
деятельности на основе отчётных,
балансовых и расходных документов.
В процессе проверки выявляются
нарушения финансовой дисциплины
и намечаются мероприятия по
их устранению.
Обследование в отличие от
проверки охватывает более широкий
спектр финансово-экономических
показателей обследуемого экономического
субъекта для определения его
финансового состояния и возможных
перспектив развития. В ходе обследования
могут осуществляться контрольные
обмеры выполнения работ, расхода
материалов, топлива, энергии и
т.д.
Надзор производится контролирующими
органами за экономическими субъектами,
получившими лицензию на тот
или иной вид финансовой деятельности,
и предполагает соблюдение ими
установленных правил и нормативов,
нарушение которых влечёт за
собой отзыв лицензии. Например,
осуществляется надзор со стороны
ЦБ России за деятельностью
коммерческих банков; со стороны
Департамента страхового надзора
Минфина России - за страховыми
фирмами.
Анализ финансового состояния
как разновидность финансового
контроля предполагает детальное
изучение периодической или годовой
финансово-бухгалтерской отчетности
с целью общей оценки результатов
финансовой деятельности и ликвидности,
обеспеченности собственным капиталом
и эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг) - постоянный
контроль со стороны кредитных
организаций за использованием
выданной ссуды и финансовым
состоянием предприятия-клиента;
неэффективное использование полученной
ссуды и снижение ликвидности
может привести к ужесточению
условий кредитования, требованию
досрочного возврата ссуды.
Ревизия - наиболее глубокий и
всеобъемлющий метод финансового
контроля, представляющий собой
взаимосвязанный комплекс проверок
финансово-хозяйственной деятельности
предприятий, учреждений и организаций,
проводимых с помощью определенных
приемов фактического и документального
контроля. Ревизия проводится для
установления целесообразности, обоснованности,
экономической эффективности совершенных
хозяйственных операций, проверки
соблюдения финансовой дисциплины,
достоверности данных бухгалтерского
учета и отчетности - для выявления
нарушений и недостатков в
деятельности ревизуемого объекта.
По полноте охвата хозяйственной
деятельности субъекта различаются
ревизии1:
1. полные - предусматривают проверку всех
сторон финансово-хозяйственной деятельности
объекта;
2. частичные - проводятся для проверки
отдельных сторон или участков
финансово-хозяйственной деятельности
хозяйствующих субъектов;
3. комплексные - являются наиболее
полными, охватывающими все стороны
деятельности проверяемого предприятия,
учреждения, организации, охватывают
хозяйственную и финансовую деятельность
субъекта контроля, вопросы сохранности
и эффективного использования
материальных, трудовых и финансовых
ресурсов, качества и состояния
бухгалтерского учета и отчетности.
Для проверки узких технических
и технологических вопросов к
ревизии привлекаются соответствующие
специалисты. Это позволяет при
проведении комплексной ревизии
обеспечить эффективность и полноту
ее результатов;