Управление проблемными кредитами

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:31, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель дипломной работы заключается в изучении особенностей работы банков с проблемными кредитами.
Эта цель определила ряд конкретных задач:
- определение причин возникновения проблемных кредитов;
- изучить зарубежный опыт работы банков с проблемными кредитами;
- определение правильной организации работы банков с проблемными кредитами;
- определить основные направления в решении вопроса проблемных кредитов.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы понятия «проблемные кредиты»
1.1 Проблемные кредиты: понятие и причины возникновения
1.2 Классификация и учет проблемных кредитов
1.3 Характеристика рынка неработающих кредитов в России и за рубежом
Глава II. Особенности работы коммерческого банка с проблемными кредитами (на примере ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»)
2.1 Кредитная политика банка
2.2 Этапы работы банка с проблемными кредитами
2.3 Рекомендации по организации работы банка с проблемными кредитами
Глава III. Основные направления в решении вопроса проблемных кредитов
3.1 Реструктуризация долга как основной способ работы банков с проблемными кредитами
3.2 Взаимодействие банков с коллекторскими компаниями
3.3 Пути совершенствования организации работы банков с проблемными кредитами
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 342.53 Кб (Скачать)

Наиболее оптимальное  сочетание способов обеспечения  обязательства должника заключается  в следующем: поручительство физических лиц – владельцев акций/долей  компаний-должника; поручительство иных компаний группы лиц должника и залог  имущества поручителей, обеспечивающий надлежащее исполнение обязательств поручителей  по договорам поручительства.

Указанное сочетание способов обеспечение обязательств позволяет  минимизировать риск признания соглашения о реструктуризации недействительным в случае введения процедуры банкротства  должника, т.к. их реализация не влечет уменьшение имущества непосредственно  компании-должника, и, соответственно, интересы иных кредиторов не страдают.

Следует отметить, что ценность поручительства как способа обеспечения  обязательства недостаточно высока с учетом того, что кредитный риск кредитора не исчезает, а возникает  в отношении других лиц. В этой связи залог имущества поручителей  является необходимой мерой, позволяющей  свести кредитный риск к минимуму.

К недостаткам залога, с  точки зрения кредитора, можно отнести  то, что в связи с отсутствием  регистрации права залога в отношении  движимого имущества, удостовериться в том, что на момент заключения договора о залоге такого имущества оно  не находиться в залоге у третьих  лиц, практически невозможно. В этом случае второй и каждый последующий залогодержатель смогут рассчитывать на удовлетворение своих требований из стоимости заложенного имущества только после удовлетворения предыдущего залогодержателя.

Риск неисполнения или  ненадлежащего исполнения нового обязательства. В случае новации заемного обязательства  в обязательство по передаче имущества, риск неисполнения или ненадлежащего  исполнения нового обязательства должником  может заключаться в следующем: возможна просрочка передачи имущества; неисполнение обязательства по передаче имущества; передача имущества с  недостатками по качеству или ассортименту.

По своей правовой природе  новые обязательства меду сторонами  должны квалифицироваться как купля-продажа  имущества. К сожалению, в данном случае напрямую невозможно использоваться те же способы минимизации рисков кредитора, которые были предложены применительно к кредитным рискам. Связано это с тем, что поручительство эффективно работает только в случае, когда оно обеспечивает денежное требование. Для возникновения денежного  требования в договоре купли-продажи  необходимо чтобы кредитор отказался  от договора и потребовал возврата суммы долга в полном объеме. Проблема в том, что отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать  уплаты суммы долга кредитор (покупатель) может только в исключительных случаях, предусмотренных в ГК РФ (нарушение  условий договора о количества или  ассортимента товара, существенные недостатки товара по качеству). Расширить список данных случаев в соглашении невозможно в силу императивности соответствующих  норм ГК РФ.

Какие меры может принять  кредитор, чтобы выйти из данной ситуации? Проверить качество, количество и ассортимент передаваемого  должником имущества до момента  заключения соглашения о реструктуризации долга с привлечением соответствующих  экспертов; обеспечить передачу имущества  должником до или одновременно с  заключением соглашения о реструктуризации долга; получить гарантийные обязательства  должника в отношении качества передаваемого  имущества (данная мера будет минимизировать риски в случае наличия скрытых  дефектов в имуществе). Гарантийные  обязательства должника могут обеспечиваться поручительствами и залогом по аналогии с уже предложенными способами  минимизации кредитных рисков.

Указанные выше меры также  применимы в случае передачи имущества  должником в качестве отступного.

Указанные способы минимизации  рисков позволят банкам свести к минимуму потери в процессе кредитования и  обеспечить приемлемую доходность от этой деятельности. В каждой конкретной сделке могут быть свои особенности, требующие применения иных способов минимизации рисков.

В последнее время банки  активно проводят реструктуризацию кредитов, пытаясь таким образом  замаскировать реальный объем проблемной задолженности. Тем не менее, треть  таких кредитов, по мнению аналитиков рейтингового агентства «Эксперт РА», погашена не будет. А сами банки допускают, что процент невозврата будет  еще выше — вплоть до половины реструктурированных  займов. При этом больше всех реструктуризацией  увлекаются банки, не входящие в топ-200.

Как отмечается в исследовании агентства «Проблемные активы в  банковском секторе: штормовое предупреждение», к концу 210 года доля реальных проблемных активов возрастет до 20-22 %, и только 9-10 % «плохих» кредитов из этого числа окажутся просроченными — все остальные были реструктурированы. По подсчетам экспертов, треть реструктурированных займов сегодня составляют кредиты, по которым в среднесрочной перспективе не будут погашены ни проценты, ни основной долг. Еще около 6-7 % «плохих» долгов проданы коллекторам или переведены на счета небанковских компаний.

Основным способом работы российских банков с проблемными  кредитами остается реструктуризация, считают в рейтинговом агентстве S&P. Это грозит банкам ростом безвозвратных  потерь по ссудам, уже к концу  года они составят 4,7% от кредитного портфеля. Банкиры считают, что работать так, чтобы этот прогноз сбылся, им не дадут, прежде всего, нормативы ЦБ.

Согласно базовому сценарию агентства S&P, доля проблемных кредитов в портфелях российских банков (включают просроченные и реструктурированные) будет снижаться в трехлетней перспективе. К конце этого года она достигнет 36% от портфеля, к концу 2011-го — 24%, к концу 2012 года — 14%.

Несмотря на ожидания снижения доли просроченных и реструктурированных  кредитов, S&P считает, что резервы  банков будут расти — вместе с  долей безвозвратных потерь по кредитам. Потребность в резервировании, которая  отражает уровень безвозвратных  потерь, согласно базовому сценарию, в  этом году будет на уровне 4,7% от кредитного портфеля, а по итогам 2012 года достигнет 8,6%, ожидают аналитики агентства. По сравнению с прошлогодним (14%) нынешний прогноз на 2012 год несколько  улучшился.

Невозвратными потерями грозят банкам реструктурированные кредиты, составляющие около двух третей проблемных — реструктуризация была основным способом работы с проблемными кредитами  с начала кризиса, отмечает кредитный  аналитик S&P Екатерина Трофимова. "Даже после отмены с 1 июля послаблений  ЦБ по резервированию просроченных и  реструктурированных ссуд практика работы банков не изменится,— считает  она.— Просто банки будут иначе  отражать реструктуризацию, выдавая  новые ссуды на погашение старых".

Банкиры такой способ считают  мало выполнимым. "Выдать новую ссуду  на погашение старой довольно сложно, так как кредит должен иметь целевое  назначение,— говорит первый зампред  Судостроительного банка Андрей Егоров.— Если банк укажет в назначении, что кредит дается на погашение старой ссуды, то качество нового кредита будет  не лучше старого, по стандартам ЦБ. Если же банк попробует завуалировать  назначение кредита, то ЦБ нетрудно будет  обнаружить эту цепочку и опять  же потребовать дорезервирования, поэтому  смысла такая схема не имеет". 

Не разделяют участники  рынка и оценки рейтинговых агентств относительно роста проблемной задолженности. "Если говорить о проблемных кредитах, которые принято называть NPL и  в которые мы включаем ссуды третьей, четвертой и пятой категорий  качества по методологии ЦБ, то к  концу этого года данный показатель может вырасти до 17-18%",— считает  начальник управления стратегического  анализа Юникредит банка Валерий  Инюшин. По его словам, реструктуризацию банк количественно не оценивает, в  отношении безвозвратных потерь вообще сложно что-либо оценивать. "Достаточное  количество банков, в том числе  государственных, перевели часть своих  проблемных кредитов своим же дочерним инвесткомпаниям и ЗПИФам. Какую  долю из них считать потерянной, непонятно",— уточняет господин Инюшин. По мнению директора финансового  департамента Бинбанка Андрея Хохлова, уровень проблемных кредитов будет "несколько ниже", чем оценивает S&P. Чрезмерно пессимистические оценки рейтинговых агентств господин Хохлов объясняет тем, что в период кризиса в адрес агентств было много нареканий из-за того, что они присваивали необоснованно высокие рейтинги. Сейчас рейтинговые агентства впали в другую крайность, считает он.[6]

Несомненно, порой реструктуризация носит оздоровляющий характер, благодаря  ей на предприятиях разработаны программы  выхода из кризиса, что улучшило их финансовое положение. Но во многих случаях, реструктуризировав кредит, банки просто отсрочили время его возврата.

3.2 Взаимодействие банков  с коллекторскими компаниями

Collection (от англ. Collect –  собирать, взимать, инкассировать)  – это профессиональное, технологически  отработанное взыскание бесспорной  задолженности. Collection направлено на  возвращение плохих долгов. Коллекторский  бизнес предусматривает не только  применение юридических средств  (иски, исполнительное производство), но и психологические способы  воздействия на должника. При  этом коллекторы действуют с  соблюдением требований действующего  законодательства. Не допускается  взыскание долгов с помощью  неправомерных действий.

Профессиональные коллекторские  агентства появились более 150 лет  тому назад в Западной Европе. Расцвет  коллекторского бизнеса приходится на 70-е годы ХХ века. Это объясняется  возросшей потребностью в таких  структурах с ростом кредитной деятельности – ипотеки, выдачи кредитных пластиковых  карт и т.д. Внутренние службы по сбору  просроченной задолженности (in house debt agencies) американских и европейских банков работали с должниками в течение 60-120 дней, а затем, все неполученные долги передавались коллекторским  агентствам.

Коллекторские агентства  активно развивались, их число стремительно росло. Если в 70-х годах один банк работал с 3-5 агентствами, то в 80-х  годах их было 25-30. В 90-х годах коллекторские  агентства стали объединяться и  банки также перешли на работу с 4-6 фирмами одновременно. Наряду с  этим, при просрочке по кредиту  до 180 дней, финансово-кредитные структуры  стали работать с должниками сами.

Первые коллекторские  агентства появились в США. Сегодня  в стране действуют 6500 подобных структур. Отработана устойчивая процедура работы банков с проблемными кредитами. В первый месяц возникновения  неплатежа банк действует самостоятельно, звонит задолжнику и просит погасить долг. Если должник быстро откликается  на напоминание, то кредитная линия  может быть возобновлена. На 30-й день задолженности кредит признается проблемным, на эту сумму начисляют повышенные проценты, штрафы, пени. Если задолжник  кредит погасит, то он может быть возобновлен, но это происходит только примерно в 30 процентах случаев.

90-й день - это последний  день, когда банки работают по  проблемному кредиту. На 91-й день  разбираться поручается независимому  коллекторскому агентству, а сам  кредит блокируется. И если  даже заемщик погасит свой  долг, кредитный продукт все равно  уже не возобновляется.

На 210-й день долга информация о должнике уже поступает из коллекторского агентства в кредитное бюро. И  там заводится на него дело.

В США плата за услуги коллекторских фирм зависит от того, на какой стадии они подключаются к работе с "плохим" кредитом. На ранних этапах досудебных решений агентства  берут 20-25 процентов от суммы взимаемого долга, на более поздних, "запущенных" стадиях - 45-50 процентов. Такая разница  возникает потому, что несмотря на наличие судебного решения самое  главное в работе коллекторского агентства - это не получить постановление  суда, а вместе с институтом судебных приставов добиться его исполнения.[7]

В США сегодня самый  большой и насыщенный рынок коллекторских  услуг. Здесь работают свыше 6300 коллекторских  агентств. В Великобритании таких  служб значительно меньше – 450-500 компаний. В этих странах коллекторские  агентства и компании занимаются возвратом просроченной задолженности  населения. На рынке коллекторских  услуг в США и Великобритании работают также юридические фирмы, для которых взыскание долгов является дополнительным видом деятельности.

Сегодня в Европе услугами коллекторских агентств пользуется большое число компаний, представляющих почти все отрасли экономики. Например, услуга по управлению дебиторской  задолженностью стала столь же естественной, как страхование и лизинг. В  Европе создана законодательная  база, а практика деятельности коллекторских  компаний доказала свою эффективность.

Поэтому за рубежом коллекторские  услуги имеют стабильный спрос, а  многие компании - долгосрочный опыт сотрудничества с коллекторами. Каждый европейский  банк работает с коллекторскими компаниями. В России список таких компаний намного  меньше, в основном это банки и  другие кредитные организации, страховые, телекоммуникационные, торговые компании и сектор ЖКХ, и отношения все  больше развиваются стихийно.

История развития российского  рынка коллекторских услуг насчитывает  всего лишь около 5 лет, и отношения  между банками и коллекторскими компаниями только начинают приобретать  определенные черты; формируются единые условия проведения сделок. Коллекторы в России в основном работают с  просроченной задолженностью 360 дней и  выше. Это - главное отличие в работе российских и иностранных коллекторских  компаний, т.е. срок, а также и качество передаваемых на обслуживание портфелей. Соответственно, приходится применять  иные методы сбора просроченной задолженности. Важно отметить и недостаточно, с  точки зрения законодательства, проработанную  схему мер в случае неуплаты долгов и низкую финансовую грамотность  населения России.

Информация о работе Управление проблемными кредитами