Управление проблемными кредитами

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:31, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель дипломной работы заключается в изучении особенностей работы банков с проблемными кредитами.
Эта цель определила ряд конкретных задач:
- определение причин возникновения проблемных кредитов;
- изучить зарубежный опыт работы банков с проблемными кредитами;
- определение правильной организации работы банков с проблемными кредитами;
- определить основные направления в решении вопроса проблемных кредитов.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы понятия «проблемные кредиты»
1.1 Проблемные кредиты: понятие и причины возникновения
1.2 Классификация и учет проблемных кредитов
1.3 Характеристика рынка неработающих кредитов в России и за рубежом
Глава II. Особенности работы коммерческого банка с проблемными кредитами (на примере ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»)
2.1 Кредитная политика банка
2.2 Этапы работы банка с проблемными кредитами
2.3 Рекомендации по организации работы банка с проблемными кредитами
Глава III. Основные направления в решении вопроса проблемных кредитов
3.1 Реструктуризация долга как основной способ работы банков с проблемными кредитами
3.2 Взаимодействие банков с коллекторскими компаниями
3.3 Пути совершенствования организации работы банков с проблемными кредитами
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 342.53 Кб (Скачать)

При изучении структуры запасов  и затрат основное внимание целесообразно  уделить выявлению тенденций  к изменению таких элементов  текущих активов, как производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция и товары. Так, рост запасов и затрат может привести к временному увеличению значения коэффициента текущей ликвидности. Однако необходимо проанализировать, не происходит ли это  увеличение за счет необоснованного  отвлечения активов из производственного  оборота, что в итоге приведет к росту кредиторской задолженности  и ухудшению финансового состояния  предприятия.

Высокие темпы роста дебиторской  задолженности по расчетам за товары, работы и услуги, по векселям могут  свидетельствовать о том, что  данное предприятие активно использует стратегию товарных ссуд для потребителей своей продукции. Кредитуя их, предприятие  фактически делится с ними частью своего дохода. В то же время, если платежи  предприятию задерживаются, оно  вынуждено брать кредиты для  обеспечения хозяйственной деятельности, увеличивая собственную кредиторскую задолженность.

Необходимым элементом анализа  является исследование результатов  финансовой деятельности и направлений  использования полученной прибыли. Исходная информация содержится в прилагаемой  к балансу предприятия форме  № 2 «Отчет о финансовых результатах  и их использовании».

В случае если предприятие  убыточно, кредитный специалист делает вывод об отсутствии источника пополнения собственных средств для ведения  предприятием нормальной хозяйственной  деятельности. Если в ходе хозяйственной  деятельности предприятия получена прибыль, следует оценить пропорции, в которых прибыль направляется на платежи в бюджет, отчисления в резервные фонды, фонды накопления и фонды потребления. При этом наличие значительных отчислений в  фонды потребления можно рассматривать  как одну из характеристик избранной  предприятием стратегии в осуществлении  финансовой деятельности. А вот при  неплатежеспособности предприятия  данная часть прибыли — это  потенциальный резерв его собственных  средств, которые путем изменения соотношений в распределении прибыли между фондами потребления и накопления нужно было бы направить на пополнение оборотных средств.

При рассмотрении кредита, проявляющего признаки «проблемности», необходимо выяснить причины их возникновения. При этом следует учитывать, что  в ряде случаев указанные признаки могут иметь и другое толкование (отличное от проблемного). Например, изменение  в планах деятельности клиента может  быть вызвано изменением общей коңюнктуры рынка, что не дает возможности заемщику прибыльно работать на привычном  для него сегменте рынка. В случае же, если обнаружено отклонение показателей  финансовой отчетности (например, снижение выручки, рост кредиторской и дебиторской  задолженности), необходимо проанализировать аналогичные финансовые показатели за прошлые годы. Если изменение  финансовых показателей связано  с сезонным характером бизнеса —  это еще не свидетельствует о  реальном ухудшении финансового  состояния заемщика в целом.

Признаками финансового  неблагополучия заемщика, с точки  зрения кредитного специалиста, являются:

—нецелевое использование  кредита;

—падение оборотов по кредиту;

—проведение кредитования с нарастающим итогом (перекредитование);

—поступление негативной информации о заемщике со стороны  службы экономической защиты Банка, деловых партнеров, других банков;

—моральное и физическое старение залогового имущества;

—ухудшение финансового  состояния Гаранта или Поручителя заемщика;

—задержка или неполная выплата процентов за пользование  предоставленными кредитными средствами.

Независимо от того, являются ли признаки «проблемности» кредита  финансовыми или нефинансовыми, ответственный кредитный специалист должен предпринять следующие меры, которые позволят разработать план мероприятий по улучшению качества предоставленного кредита:

— провести полный анализ финансового  обеспечения кредита заемщика и  составить заключение;

—собрать полную информацию о том, в каких направлениях работа банка с данным заемщиком подвержена риску;

—ежедневно контролировать поступления денежных средств за счет заемщика и в случае длительного  отсутствия поступлений средств  на расчетный (валютный) счет потребовать  объяснения причин;

—проверить правильность юридического оформления всей кредитной  документации, особенно документации по обеспечению возврата кредита;

—изучить возможность  получения обеспечения в случае, если кредит не обеспечен.

В случае признания кредита  «проблемным» разрабатывается план действий банка, направленный на возврат  кредита, который включает в себя ряд мероприятий. Их можно разделить  на две основные группы:

1. Мероприятия по организационной,  финансовой и иной помощи банка  проблемному заемщику, способствующие  преодолению кризиса и выполнению  обязательств заемщика перед  банком, в том числе:

—разработка программы изменения  структуры задолженности (пересмотр  графика платежей по возврату ссудной  задолженности и выплате процентов, изменение форм кредитования и т.д.);

—работа с руководством заемщика по выявлению проблем и  поиску их решений;

—назначение управляющих, консультантов  и кураторов для работы с предприятием от имени банка;

—расширение кредита, выдача дополнительных ссуд, перевод долга  с «просроченного» на текущий;

—увеличение собственного капитала компании за счет владельцев или других сторон;

—получение дополнительной документации и гарантий и др.

2. Мероприятия, непосредственной  целью которых является возврат  кредита в кратчайшие возможные  сроки:

—реализация обеспечения;

—продажа долга заемщика третьей стороне;

—обращение к Гарантам и Поручителям;

—принятие мер правового  характера;

—оформление документов о  банкротстве и др.

Можно выделить четыре основных способа разрешения конфликта «Заемщик—  Банк» с помощью этой группы мероприятий.

Первое, что возможно предпринять  в данной ситуации, — это пересмотреть условия действующего кредитного договора, например, изменить процентную ставку и сроки платежей. В пользу пересмотра условий соглашения свидетельствует  относительно положительная рентабельность предприятия заемщика, а также  то, что он является постоянным клиентом банка.

Второй способ — расширение кредита, т.е. выдача дополнительных средств. При этом статус долга изменяется с «просроченного» на «текущий». Тем самым банк признает, что трудности  заемщика временны, а дальнейшее сотрудничество — выгодно.

Третьим способом, связанным  с прерыванием действующего кредитного договора, является продажа части  активов заемщика для погашения  долга. Решение о продаже части  активов принимается клиентом добровольно, поскольку он отвечает перед банком только залогом.

Наиболее радикальный, четвертый, способ — ликвидация залога. При  его реализации взаимоотношения  между банком и клиентом, как правило, полностью прерываются.

Чтобы приведенные схемы  действий с «проблемными» кредитами  были успешно реализованы на практике, нужно наладить систему учета, анализа, а также управления кредитным  риском.

Единственное условие, которое  должно быть соблюдено банком-кредитором, — это предварительное обращение  со своим письменным требованием  к основному должнику. Отказ последнего от его удовлетворения дают кредитору  право обратиться непосредственно  к поручителю. Важным является также  положение о том, что поручительство прекращается по истечении указанного в договоре срока окончания поручительства. Если же договором такой срок не предусмотрен, он считается равным одному году со дня наступления срока  исполнения должником основного  обязательства.

Следует обратить внимание на зарубежный опыт. Так, в американских коммерческих банках существует целая  система, помогающая выявить причины  возникновения проблемных кредитов, а также спрогнозировать само их появление. Согласно этой системе  к возникновению сомнительных кредитов приводят факторы, зависящие и не зависящие от банка. К первым факторам относятся все аспекты, связанные  с кредитным процессом, т.е. с адекватным анализом кредитной заявки, кредитной  документации и т.д. К независящим  от банка факторам относятся неблагоприятные  экономические условия, в которых  оказался заемщик, стихийные бедствия. Неблагоприятные экономические  условия, воздействующие на производственную деятельность заемщика, американские коммерческие банки конкретизируют следующим образом:

1. Большинство фирменных  крахов - результат плохо организованного  менеджмента. Типичные проблемы - недостаток глубины и разнообразия  управленческой экспертизы, неудовлетворительные  плановые и бухгалтерские службы, общая некомпетентность. Как правило,  несовершенный менеджмент связан  с издержками роста, когда динамично  развивающаяся компания сталкивается  с недостатками сильно зацентрализованного  управления, которое не в состоянии  охватить все детали хозяйственного  процесса.

2. Небольшие компании  часто оказываются перед проблемой  недостаточности первоначальных  вложений. Это происходит в результате  недооценки общей стоимости бизнеса,  в котором собирается преуспеть  данная компания, и переоценка  срока, через который ожидается  получение прибыли. Данная проблема  признается компанией слишком  поздно, когда акционерный капитал  уже исчерпан, а кредиторы отказывают  в дополнительном финансировании.

3. Высокий уровень финансового  коэффициента и коэффициента  текущих расходов. Финансовый коэффициент  отражает отношение внешних долгосрочных  обязательств к собственному  капиталу корпорации. При высоком  финансовом коэффициенте и при  падении объема реализации резко  увеличиваются затраты по обслуживанию  долга. Под коэффициентом текущих  расходов понимается отношение  фиксированных затрат к валовым  затратам. Соответственно при высоком  коэффициенте и при снижении  объема реализации компания ощущает  резкое уменьшение прибыли.

4. Когда компания начинает  неоправданно резко увеличивать  объемы продаж своей продукции,  то возрастает риск ее неоплаты. Причина в том, что компания  теряет бдительность в подборе  покупателей, не уделяя внимания  их платежеспособности. В этой  ситуации банк предпринимает  рестриктивные меры, направленные  на приостановление роста активов,  настаивая на том, чтобы фирма  притормозила реализацию продукции  покупателям с сомнительной платежеспособностью.

5. Новые компании сталкиваются  с серьезными проблемами при  выходе на рынок. В конкурентной  борьбе фирма может избрать  как наступательную, так и защитную  тактику. Наступательная тактика  связана с завоеванием рынка  с помощью различных мероприятий  (снижения цен, роста объема  реализации и т.д.), которые могут  привести даже к временной  потере дохода. Цель защитной  тактики - стабилизировать доходы  путем возможного сокращения  объема реализации. Если фирма  не адаптируется к условиям  конкурентной борьбы, то погибает.

6. Многие небольшие фирмы  не в состоянии прибыльно развиваться  в условиях общего экономического  спада. 

Перечисленные факторы, влияющие на ухудшение хозяйственной деятельности компании, действуют автономно, независимо от банка. Но банк, зная, где у фирмы  возникли слабые места, может и должен дать соответствующие рекомендации, предотвращающие появление несвоевременно погашенных ссуд. Большое внимание американскими коммерческими банками  уделяется прогнозированию проблемных кредитов на первой и второй стадиях  кредитного процесса, т.е. этапах анализа  кредитной заявки и ее исполнения. Банковская практика предлагает обращать внимание на следующие основные моменты, которые помогают в кредитном  процессе выявить потенциальные  проблемные кредиты:

·  недавняя финансовая несостоятельность заемщика, расхождения и противоречия в информации о заемщике;

·  заемщик ищет партнера, на чьи связи можно рассчитывать;

·  моральные качества руководителя (борьба за власть в руководстве среди партнеров, между членами семьи владельцами компании, частые смены в руководстве, строптивый, неуравновешенный характер руководителя, стремление руководства заемщика ускорить кредитный процесс, оказать давление на банковского работника);

·  круг поставщиков и покупателей у заемщика не диверсифицирован, ослаблен контроль заемщика за своими дебиторами;

·  заемщик относится к той отрасли, которая в данный момент испытывает проблемы;

·  упрощенное ведение баланса, т.е. активы и пассивы не детализируются по статьям;

·  заемщик не представляет четко цель кредита;

·  у заемщика нет ясной программы погашения ссуды;

·  отсутствие резервных источников погашения кредита;

·  заемщик не имеет материального (сырьевого и т. д.) обеспечения;

·  нарушения в периодичности предоставления заемщиком отчетных данных о своей хозяйственной деятельности;

·  отклонения от нормы порядка ведения банковских счетов (нарушения в системе овердрафта и т. п.);

·  пересмотр условий кредитования; изменения в схеме погашения кредита; просьба о пролонгации ссуды;

·  отклонения показателей хозяйственно-финансовой деятельности компании заемщика от плановых или ожидаемых;

·  отклонения в системе учета и контроля заемщика. 

 

1.2 Классификация и учет  проблемных кредитов

Потенциальные и реально  существующие проблемные кредиты требуют  применения таких процедур, как их классификация по степени риска, создание резервов под них, учет проблемных кредитов, а также списание кредитов. Указанные процедуры описываются  ниже.

Классификация активов. Все  большее число банков классифицируют кредитные риск по каждому кредиту  в момент его предоставления. Исходная классификация и рейтинг позволяют  банкам балансировать риск своих  кредитных портфелей и сообщать о первоочередных направлениях проверок. При появлении каких-либо проблем  классификации меняется в зависимости  от степени риска и вероятности  погашения кредитов. Банки сами классифицируют свои кредиты в соответствии с  установленными органами надзора нормами. Такая классификация может быть скорректирована, если в результате проведенной регулирующими органами проверки будет установлено, что  классификация была слишком «мягкой». Проблемные кредиты могут классифицировать также с точки зрения возможности  их «спасения».

Информация о работе Управление проблемными кредитами