Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:09, дипломная работа
В работе раскрыты основы управления финансовыми рисками, принципы и этапы политики управления банковскими рисками.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ
1.1 Истоки и этапы развития предпринимательства в России
1.2 Предпринимательский риск как экономическая категория
1.3 Классификация предпринимательских рисков
2 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ РИСКАМИ
2.1 Основы управления рисками
2.1.1 Системный подход к управлению рисками
2.1.2 Классификация решений управления рисками
2.1.3 Типовые алгоритмы риск-решений
2.2 Анализ и оценка рисков
2.2.1 Анализ рисков
2.2.2 Потери и факторы риска в оценке предпринимательского риска
2.2.3 Оценка ущерба
2.2.4 Стратегическое моделирование рисков и ущерба
2.3 Сущность риск-менеджмента предпринимательской деятельности
2.3.1 Риск-менеджмент как форма предпринимательства
2.3.2 Организация риск-менеджмента
2.3.3 Приемы риск-менеджмента
2.4 Финансирование риска и затраты на него
2.4.1 Пути финансирования риска и затраты на него
2.4.2 Источники финансирования
2.4.3 Структура затрат при различных методах управления риском
2.4.4 Финансирование риска и анализ эффективности методов управления
3 РИСКИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Финансовые риски
3.2 Риски при ипотечном кредитовании
4 РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1 Банковские риски: роль и значение классификации в процессе управления
4.2 Управление основными банковскими рисками
4.2.1 Оценка кредитного риска
4.2.2 Анализ кредитоспособности заемщика по методике Сбербанка РФ
4.2.3 Оценка риска потребительского кредита
4.2.4 Процентный риск
4.2.5 Риск ликвидности
4.2.6 Операционный риск
4.3 Принципы и этапы политики управления банковскими рисками
4.4 Специальные (целевые) методы управления банковскими рисками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Способами обеспечения необходимого уровня ликвидности являются:
- отзыв или конверсия кредитов;
- продажа части портфеля ссуд и инвестиций;
- распределение активов и пассивов путем составления таблицы всех счетов пассивов в целях выявления, какую часть каждого вида пассива следует разместить в ликвидные статьи активов для поддержания определенных коэффициентов ликвидности;
- расширение масштабов пассивных операций по привлечению средств клиентов;
- выпуск обращающихся депозитных сертификатов, облигаций и т. д .;
- получение займов от Центрального банка и т. д.
С проблемой управления риском потери ликвидности коммерческий банк сталкивается каждый день. Недооценка этого вопроса может в конечном итоге привести к неплатежеспособности и даже краху кредитной организации. Для российских коммерческих банков проблема анализа и управления риском потери ликвидности осложняется нестабильностью финансовой ситуации в стане. Следовательно, оценка и управление риском ликвидности является важной составляющей в риск - менеджменте банка.
4.2.6 Операционный риск
Банковской деятельности присущи не только специфические банковские риски, но и операционные, т.е. риск, возникающий по причине осуществления различных действий (операций) в процессе банковской деятельности. К операционным рискам часто относят и убытки, обусловленные ошибками в используемой модели или методах оценки и управления рисками. []
Операционный риск подразделяется на несколько подвидов рисков, количество которых зависит от специфики деятельности банка. Наиболее часто встречающиеся составляющие операционного риска приведем в таблице №3.
Рассмотрим подробнее некоторые подвиды операционного риска.
Традиционно о человеческих ресурсах больше пишут в связи с проблемами управления персоналом и в меньшей степени – в связи с управлением рисками. Однако высшее и среднее руководство банка и его филиалов, начальники служб управления персоналом в своей деятельности должны учитывать кадровую составляющую рисков, связывать в единый процесс две системы – управление рисками и управление людьми.
Известно, что процесс управления персоналом включает несколько элементов: подбор и найм персонала; определение целей и задач, формулирование требований; оценка результатов, движение персонала, развитие и обучение; оплата труда и стимулирование.
На каждом этапе, соответственно, возникают риски, но одновременно появляются условия для их минимизации.
Большинство кадровых рисков можно отнести к операционным, так как они связаны с нарушениями технологий, процедур и корпоративных правил, со сбоями во внутреннем контроле и организации, с невыполнением должностных обязанностей, низкой квалификации, ошибками и злоупотреблениями.
Можно выделить риски, самым непосредственным образом связанные с людскими ресурсами. Так, еще до появления конкретных людей на рабочих местах может возникнуть должностной риск, характер которого состоит в
Таблица №7 - Элементы операционного риска
Технологические риски | Риски, постоянно присутствующие при проведении банковских операций и возникающие в силу организационно-технологических особенностей данного банка. |
Риск клиринговой системы | Вероятность уменьшения доходов в связи со спецификой используемой процедуры клиринга. |
Риск системы регистрации прав собственности (риск депозитарной системы и регистратора) | Вероятность недополучения прибыли в силу особенностей технологии перерегистрации прав собственности, применяемых в депозитарии и/или у регистратора. |
Риски, порождаемые информационной системой | Вероятность несоответствия ожидаемых и полученных доходов в связи с недостатком или использованием неверной информации. |
Несистематические риски | Несистематическая составляющая риска в данном случае проявляет себя в ситуациях вызванных не закономерным течением событий, а ошибочными действиями персонала или непредвиденным отказом технических средств. Следует однако четко различать степень риска сбоя технических средств и потенциальные потери, закономерно возникающие вследствие технологических особенностей какой-либо из систем. Например, ненадлежащего управления чрезвычайными ситуациями, в частности из-за отсутствия соответствующих регламентов. |
Ошибочные действия (Риск неправильной линии поведения) | Под ошибочными действиями здесь понимается 1. Ошибка в процессе управления персоналом 2. Неверный прогноз 3. Неверная стратегия 4. Неадекватная система вознаграждения Существует концепция, выдвинутая в 1976 г. Майклом Дженсеном и Уильямом Меклингом, которая носит название “агентские издержки” и отражает тот факт, что для современной корпорации структура прав собственности и управления такова, что интересы управленческого звена не всегда совпадают с интересами собственников. Основное противоречие заключается в том, что сиюминутные критерии оценки деятельности фирмы приносят в жертву большой текущей прибыли (и соответственно вознаграждению управляющего персонала) интересы долгосрочного роста бизнеса. Результаты возможного дисбаланса интересов обычно не так легко выявить и трудно измерить. 5. Технические риски В качестве технического можно оценивать риск, связанный с использованием программного обеспечения учета и исполнения банковских операций (получение и обработка клиентских поручений, обработка результатов сделок и формирование соответствующих отчетов и распоряжений, а также динамическая оценка возникающих в процессе рисков) не соответствующего уровню обрабатываемой информации |
Чрезвычайные ситуации | Вероятность изменения суммы прибыли в связи с возникновением ситуаций чрезвычайного характера. |
несоответствии самой должности видам деятельности, целям, задачам, функциям и технологиям. Причинами его может быть неадекватное штатное расписание или искаженное описание должности. Подобные ситуации приводят к сбоям в технологических и управленческих цепочках, появлению белых пятен в должностной структуре, дублированию функций или его отсутствию там, где это необходимо. Минимизировать этот риск можно формированием обоснованной структуры должностей. Полномочий и ответственности, а также составив методически грамотные описания должностей и процедур деятельности. Затем на конкретных должностях появляются работники – менеджеры, специалисты, клерки, - и может возникнуть квалификационно-
Существует риск злоупотреблений и недобросовестности, который напрямую зависит от уровня работы по подбору и найму персонала, от эффективности деятельности служб безопасности, результативности контрольно-ревизионного аппарата, наконец, от стиля руководства. Его устремлений, корпоративной культуры. Следует подчеркнуть, что общая организация дела имеет большее особое значение в борьбе со злоупотреблениями и недобросовестностью сотрудников, чем сила репрессий и наказаний, так как воздействует на причины, а не на следствия.
Особенно актуальным для российских банков в условиях нестабильности и динамичного организационного развития является риск неприятия сотрудниками нововведений. Любые изменения – внедрение новых продуктов, технологий и услуг; структурные реорганизации; корректировки в системе оценки, оплаты и стимулировании персонала и прочее нередко вызывают сознательные или несознательные, явные или скрытые противодействия со стороны людей, так как вносят элемент нестабильности в их существование. Этот фактор может оказаться не менее серьезным в реализации различных проектов, чем финансовые, технологические, ресурсные и иные препятствия, поэтому следует уделять внимание управлению этим процессом, созданию благоприятного климата. В первую очередь это касается политики управления персоналом. Здесь можно выделить несколько уровней изменений по мере роста их значимости:
- в средствах, используемых для выполнения прежней работы (например, автоматизация);
- в способах, методах, технике и правилах проведения различных работ (например, изменение цепочек документооборота, внедрение новых инвестиционных схем, освоение новых услуг и операций);
- в распределении функциональных и должностных обязанностей, а также в организации работы (например, создание новых подразделений и должностей, реорганизация, перераспределение полномочий);
- в целях, задачах и стратегии (например, при существенных изменениях в окружающей рыночной среде, при переходе от универсальности к специализации);
- базовых концепциях и корпоративных установках (например, при смене собственника, слияниях и поглощениях).
Таким образом, по любой перечисленной группе рисков можно выявить соотношение между кадровыми и «инструментальными» составляющими в общей системе риск - менеджмента. В результате устанавливается соответствие между технологиями совершения операций, штатным расписанием и системой управления рисками.
Внедрение новой телекоммуникационной и компьютерной технологии в банковском деле осуществляется по двум главным направлениям. Это, во-первых, все возрастающее использование новых технических возможностей для произвольного процесса и организации труда внутри банковских учреждений. И, во-вторых, создание на базе новой технологии принципиально новых форм и методов обслуживания банковских клиентов, улучшение качества традиционных банковских услуг.
Однако в современных условиях в процессе использования информационных технологий возникают риски, которые можно подразделить на риски, связанные с обработкой банковской информации, с обеспечением безопасности проведения банковских операций, сбоем в программах, а также с внедрением новых банковских технологий.
Наиболее существенными проблемами внедрения и использования автоматизированной обработки банковской информации являются: отрыв от систем обработки операционно-учетной информации, несовместимость новых технологий с установленным оборудованием и программными продуктами, обеспечение банковской безопасности, не достаточный уровень квалификации работников автоматизированного отдела, низкий уровень насыщенности клиентов банка средствами коммуникации. Данные проблемы можно решить только при использовании новых информационных технологий: интеллектуальное программное обеспечение, интегрированные сети, позволяющие вести обмен приложениями между рабочими местами в сетях любой протяженности, а также система обработки изображений платежных документов.
Таким образом, в перспективе успешная деятельность банка возможна лишь на основе применения интегрированных автоматизированных банковских систем с аналитической компонентой, решающей взаимосвязанные комплексы банковских задач и накапливающей информацию в центральной базе данных, к которой обеспечивается оперативный доступ, а также обеспечивающая управленческих работников финансовыми прогнозами и оценкой эффективности финансовой деятельности банка.
Инвестирование в новые технологии позволяет коммерческим банкам получить неоспоримые преимущества на рынке банковских услуг, снизить издержки на производство банковской продукции, открыть новые источники прибыли. Крупные банки имеют больше возможностей для инвестирования в технологии. В то же время, банки принимают на себя дополнительные риски, что требует особенно тщательного контроля за вводимыми факторами производства и их стоимостью.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что контроль над операционными рисками затруднен с помощью количественных параметров. Управление данной категорией рисков требует построения в банке всеобъемлющей системы внутреннего контроля, предусматривающей, в частности, правильное разграничение полномочий и функций.
2.2 Принципы и этапы политики управления банковскими рисками
Управление банковскими рисками представляет собой, прежде всего, одну из функций банковского менеджмента (финансовый менеджмент).
Управление банковскими рисками можно рассматривать как целенаправленное воздействие на развитие банковской деятельности и минимизацию потерь. Воздействие должно подчиняться определенным правилам и законам. Объектом управления является весь банк в целом. Субъектом управления в данном случае выступает специальная группа людей, которая посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления.
Через систему управления банковскими рисками практически осуществляются цели и задачи банковской политики. Управление банковскими рисками является важнейшим процессом механизма сознательного использования теории вероятности и рисков, на базе которых и возникает теория управления рисками. Она зависит от политики отдельно взятого банка - на микроуровне и Банка России – на макроуровне.
Управление банковскими рисками основывается на определенных принципах, основными из которых являются (рис. 2):
1. Осознанность принятия рисков. Банковский менеджер должен сознательно идти на риск, если он надеется получить соответствующий доход от осуществления банковской операции. Естественно, по отдельным операциям после оценки уровня риска можно принять тактику "избежания риска", однако полностью исключить риск из банковской деятельности невозможно, так как банковский риск — объективное явление, присущее большинству проводимых операций. Осознанность принятия тех или иных видов банковских рисков является важнейшим условием нейтрализации их негативных последствий в процессе управления ими.