Управление денежными потоками

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является – изучение анализа денежных потоков предприятия, рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия
Основными задачами курсовой работы являются:
· исследовать сущность денежных средств, их роль в кругообороте, раскрыть понятие денежного потока;
· провести анализ денежных потоков предприятия;
· предложить рекомендации по решению проблем, стоящих перед хозяйствующим субъектом

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы денежных потоков, значение и задачи их анализа…………………………………………………………………………………..….…..5
1.1. Денежные потоки как экономическая категория, их роль в кругообороте средств предприятия. Понятие денежных потоков............................................................................5
1.2. Значение и задачи анализа денежных потоков……………………………………….….9
1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая учет денежных потоков…………..……..13
1.4. Принципы управления денежными потоками…………………………………..………16
2. Анализ денежных потоков на предприятии (на примере ООО «Жаннет»)………….. 22
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Жаннет»................................................... 22
2.2. Анализ состава и структуры динамики денежных потоков ООО «Жаннет»............. 23
3. Рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия ООО «Жаннет»... 32
Заключение.................................................................................................... 36
Список использованных источников.............................................................. 39

Файлы: 1 файл

управление денежными потоками.docx

— 134.07 Кб (Скачать)

 
 
 
По результатам анализа можно  сделать следующие выводы. 
 
В 2009 году в ООО «Жаннет» поступления по основной деятельности составили 7337202 тыс. руб. Основной источник данных поступлений - реализация продукции, работ, услуг (6497953 тыс. руб.) Расходы по основной деятельности составили 6290933 тыс. руб. и были связаны с оплатой за сырье и материалы (4041190 тыс. руб.), выдачей заработной платы рабочих и служащих (1021855 тыс. руб.) и др. нуждами предприятия. 
 
Следует отметить неравномерность квартальных поступлений и расходов по вышеупомянутым статьям. 
 
В целом, по данному направлению деятельности предприятия обеспечен стабильный положительный поток денежных средств, что свидетельствует об эффективности и прибыльности производственно-хозяйственной деятельности. 
 
Превышение притока денежных средств от реализации долгосрочных активов по отношению к оттоку средств на инвестиции обусловил появление в 2009 году чистого потока денежных средств по инвестиционной деятельности в размере 164862 тыс. руб. Реализация основных средств при этом составила 298198 тыс. руб., долгосрочные финансовые вложения - 107482 тыс. руб. Таким образом, реализация имущества превышает вложения, однако эта разница не столь значительна в масштабе деятельности предприятия. 
 Косвенный метод изучения факторов формирования денежных потоков 
Косвенный метод базируется на принципах анализа финансовых ресурсов. Исходной базой расчета выступает прибыль, которая путем последовательных корректировок доводится до величины денежного потока. Прямой и косвенный методы расчета денежного потока противопоставляют друг другу следующим образом: прямой метод исходит из принципа “сверху - вниз” – от выручки к денежному потоку; а косвенный метод базируется на принципе “снизу-вверх” – от прибыли к денежному потоку.  
 
При формировании информации о денежных потоках косвенным способом величина прибыли до налогообложения за отчетный период корректируется путем исключения влияния на нее неденежных операций с помощью следующих наиболее распространенных поправок: 
 
  восстанавливаются суммы амортизационных отчислений, процентов к уплате, убытка от продажи основных средств и прочих долгосрочных активов, которые первоначально уменьшили величину прибыли;  
 
  исключается доход от инвестиций, а также суммы уменьшения оценочных резервов, которые первоначально были отнесены в кредит счета прибылей и убытков.  
 
Произведем расчеты по анализируемому предприятию косвенным методом, основываясь на данных Приложения В 
 
                                                                                                           
 
Таблица 3. Анализ потоков денежных средств ООО «Жаннет» за 2009 г косвенным методом

 
Наименование показателя

 
1 квартал

 
2 квартал

 
3 квартал

 
4 квартал

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
Основная деятельность

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
Нераспределенная прибыль

 
332 803

 
-110 363

 
150 247

 
303 193

 
Амортизационные отчисления

 
0

 
0

 
0

 
0

 
Изменение суммы текущих активов (-)

 
422 536

 
-448 439

 
-298 164

 
307 998

 
Краткосрочные финансовые вложения

 
-37 267

 
9 780

 
-20 729

 
33 491

 
Дебиторская задолженность

 
480 753

 
-445 463

 
-304 757

 
291 899

 
НДС по приобретенным ценностям

 
9 415

 
-12 442

 
-26 896

 
28 407

 
Запасы

 
-30 365

 
-314

 
54 218

 
-45 799

 
Прочие текущие активы

 
0

 
0

 
0

 
0

 
Изменение суммы текущих обязательств (+)

 
370933

 
385789

 
-430375

 
27973

 
Кредиторская задолженность

 
370 933

 
385 789

 
-430 375

 
27 973

 
Прочие текущие обязательства

 
0

 
0

 
0

 
0

 
Денежные средства по основной деятельности

 
281 200

 
723 865

 
18 036

 
23 168


 
 
 
По результатам анализа можно  сделать следующие выводы. 
 
В анализируемом периоде поступления кредитов и займов, эмиссия акций составили 530334 тыс. руб., в то время как возврат кредитов и займов, выплата дивидендов и выкуп акций составили отток денежных средств в сумме 1714928 тыс. руб. Чистый денежный поток, соответственно, составил в отрицательном значении 1714928 тыс. руб.  
 
Учитывая небольшой объем привлекаемых средств в 2009 году, можно прогнозировать снижение оттока средств по данному направлению деятельности предприятия в будущих периодах. 
 
Значительное влияние на динамику потока средств по финансовой деятельности оказывает накапливаемая нераспределенная прибыль прошлых лет. 
 
3.  Рекомендации по улучшению финансового состояния и эффективному управлению денежными потоками предприятия ООО «Жаннет» 
   Реклама относится к деятельности сферы услуг.  Рекламой по определению Российского законодательства считаются все виды объявлений,  извещений и сообщений,  передающие информацию с коммерческой целью при помощи средств массовой информации. 
 
      Фирма работает по методу определения результата от реализации по оплате работ,  услуг (т. е. по поступлению денег на расчетный счет предприятия или в кассу). 
 
      Переход к рыночной экономике,  организация  производства  с  различными  формами собственности и хозяйствования потребовали более тщательного и системного (комплексного) подхода к анализу финансового состояния предприятия и необходимости разработки финансовой стратегии. 
 
      Проблема непосредственного выживания,  или способности платить по своим счетам,  большей частью возникает из - за невозможности продать произведенную предприятием продукцию.  К первоочередным мерам по решению этой проблемы относятся:  усиление системы продаж и продвижение продукции на рынок.  Эта мера позволяет продать скопившиеся излишки продукции и получить дополнительные оборотные средства. 
 
      Продвижение продукции на рынок состоит из: 
 
4.        работы с клиентами; 
 
5.        гибкой ценовой политики; 
 
6.        создания дилерской сети; 
 
7.        экономического стимулирования работы по привлечению клиентов. 
 
      С клиентами,  особенно крупными,  следует работать на местах,  в максимальной степени выявляя и удовлетворяя их потребности. 
 
      Гибкая ценовая политика - обязательный инструмент современной конкурентной борьбы.  Гибкая ценовая политика представляет собой систему скидок,  позволяющую каждому клиенту получать оптимальный для него уровень сервиса и качества. 
 
      Создание дилерской сети - каналов распределения продукции - служит необходимой мерой современного бизнеса. 
 
      Экономическое стимулирование работы по привлечению клиентов приводит к согласованию интересов предприятия и сотрудников. 
 
      При привлечении партнеров могут быть использованы две стратегии: 
 
8.        поиск постоянных,  надежных и проверенных партнеров; 
 
9.        поиск партнеров,  наиболее благоприятных при данной конъюнктуре рынка. 
 
      Первая стратегия позволяет экономить на издержках по поиску и проверке надежности партнеров,  в том числе на юридической проработке договоров,  потерях от неисполнения партнерами своих обязательств,          издержках по защите своих интересов в суде. 
 
      Вторая стратегия позволяет работать с партнером,  предлагающим лучшие условия.  Оборотной стороной стратегии служат возможные потери в случае неисполнения партнерами своих обязательств. 
 
      Политика привлечения партнеров строится на основе: 
 
10.    экономического стимулирования работы по привлечению партнеров; 
 
11.    экономических прав подразделений; 
 
12.    интеграции (способ оформления отношений партнеров). 
 
      Без достаточного экономического стимулирования работы по привлечению партнеров работники предприятия будут наблюдать за этой проблемой как сторонние наблюдатели.  Экономические права подразделений позволят им самостоятельно заняться поиском партнеров,  что существенно снижает стоимость упущенных возможностей. 
 
      Интеграция позволяет закрепить отношения с партнерами,  снизив риски понести издержки вследствие некорректного поведения партнеров,  а также ухода старых и поиска новых партнеров. 
      Финансовое состояние является важнейшей характеристикой деловой активности и надежности предприятия.  Оно определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве,  являясь гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности, как самого предприятия,  так и его партнеров. 
 
      Устойчивое положение предприятия является результатом умелого,  просчитанного управления всей совокупностью производственных и хозяйственных факторов,  определяющих результаты деятельности предприятия 
 
      Задачами по улучшению финансового состояния являются:  
 
-  объективная оценка использования финансовых ресурсов на предприятии,   
 
- выявление внутрихозяйственных резервов  
 
- укрепления финансового положения 
 
улучшение отношений между предприятиями и внешними  финансовыми,  кредитными органами. 
           Для исследуемой организации можно предпринять следующие меры по улучшению управления потоками денежных средств: 
 
1. Немного увеличить коэффициент ликвидности до нормального значения, что обеспечит организации ликвидность. 
 
2. Постараться сократить сроки погашения дебиторской задолженности, используя частичную предоплату или другие методы воздействия на дебиторов (пени, штрафы, неустойки и др.). 
 
3. Направлять свободные денежные средства на финансовую деятельность. Организация практически не занимается финансовой деятельностью, которая при определенных обстоятельствах (наличии квалифицированного персонала, и других) могла бы приносить дополнительную прибыль, которая, заметим налогом не облагается, так как такие доходы облагаются налогом у источника их возникновения. 
 
4. Основные источники расходования денежных средств - расходы на аренду и содержание помещений, инвентаря и других активов, заработная плата и амортизация собственных основных средств. Заметим что начисление амортизации не сопровождается реальным оттоком денежных средств. Заработная плата практически не подлежит уменьшению. Следовательно нужно попытаться снизить расходы на содержание помещений и других активов. 
 
         Таким образом были даны рекомендации для улучшения управления денежными потоками.   
 
Заключение. 
 
На основе проведенного исследования управления денежными потоками были получены следующие выводы и рекомендации: 
 
1. Денежные потоки - один из центральных элементов жизнедеятельности любого предприятия. Управление ими является неотъемлемой частью управления всеми финансовыми ресурсами предприятия для обеспечения цели предприятия - получения прибыли. 
 
2. В рыночных условиях управление денежными потоками становится наиболее актуальной проблемой управления всем предприятием, потому что именно здесь сосредоточены основные пути получения положительных финансовых результатов.   
 
3. В данной работе было рассмотрено понятие денежных потоков, проанализирована их роль в функционировании предприятия, дано теоретическое описание методов исследования денежных потоков, применены методы прогнозирования для описания будущего состояния основных показателей состояния денежных потоков применительно к объекту исследования. 
 
4. Сделаны основные выводы и разработаны рекомендации для улучшения управления денежными потоками  на объекте исследования: 
 
-     увеличить коэффициент ликвидности до нормального значения; 
 
-     сократить сроки погашения дебиторской задолженности; 
 
-     попытаться получить больше прибыли от основной деятельности; 
 
-     направлять свободные денежные средства на финансовую деятельность; 
При анализе потоки денежных средств рассматриваются по трем видам деятельности: основная, инвестиционная и финансовая. Для анализа денежных потоков используют прямой и косвенный методы.  
 
Анализ состава и структуры денежных средств касса составляет незначительный удельный вес, Наибольшую долю занимают категории «расчетные счета» и «прочие денежные средства». Структура денежных средств предприятия не является стабильной. Учет денежных средств регулируется законом «О бухгалтерском учете и отчетности». 
 
В 2009 году в ООО «Жаннет» поступления по основной деятельности составили 7337202 тыс. руб. Основной источник данных поступлений - реализация продукции, работ, услуг (6497953 тыс. руб.) Расходы по основной деятельности составили 6290933 тыс. руб. и были связаны с оплатой за сырье и материалы (4041190 тыс. руб.), выдачей заработной платы рабочих и служащих (1021855 тыс. руб.) и др. нуждами предприятия. Поступления и расходы по вышеупомянутым статьям осуществлялись неравномерно в течение года. 
 
В целом, по данному направлению деятельности предприятия обеспечен стабильный положительный поток денежных средств, что свидетельствует об эффективности и прибыльности производственно-хозяйственной деятельности. 
 
Превышение притока денежных средств от реализации долгосрочных активов по отношению к оттоку средств на инвестиции обусловил появление в 2000 году чистого потока денежных средств по инвестиционной деятельности в размере 164862 тыс. руб. Реализация основных средств при этом составила 298198 тыс. руб., долгосрочные финансовые вложения - 107482 тыс. руб. Таким образом, реализация имущества превышает вложения, однако эта разница не столь значительна в масштабе деятельности предприятия. 
 
По финансовой деятельности приток средств составил 530334 тыс. руб., отток - 1714928 тыс. руб., чистый денежный поток в отрицательном значении - 1714928 тыс. руб. Значительное влияние на динамику потока средств по финансовой деятельности оказывает накапливаемая нераспределенная прибыль прошлых лет. 
 
На основании рассчитанных показателей ликвидности и платежеспособности можно сказать, что баланс на конец 2008 года являлся ликвидным, каждая группа актива покрывает сопоставимую с ней группу пассивных обязательств предприятия. Предприятие является платежеспособным и кредитоспособным.  
 
Список использованных источников 
1.  Федеральный закон от 21 ноября 1996г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с учетом изм. и доп. от 03.11.2006г.).  
 
2. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998г. N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (с учетом изм. и доп. от 26.03.2007г.).  
 
 3.  Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000г. N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (с учетом изм. и доп. от 18.09.2006 г.).  
 
4.  Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.10.2008г. № 106н. (ПБУ 1/2008). 
 
5. Санникова И. Н. Комплексный экономический анализ: Учебное пособие/ И. Н. Санникова– М.: Барнаул – 2003. 
 
6. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2006. 
 
7.     Бланк И.А. Управление денежными потоками. -К: Эльга, Ника-Центр, 2002.  
 
8.     Гинзбург А. И. Экономический анализ / А.И. Гинзбург. – СПБ.: Питер, 2007. – 208 с. 
 
9.     Сергеев И. В. Экономика предприятия: Учебное пособие/ И. В. Сергеев– М.: Финансы и статистика, 2005. . 
 
10. Скляренко В. К. Экономика предприятия: Учебник/ В. К.Скляренко, В.М. Прудников– М.: ИНФРА-М, 2006. . 
 
11. Титов В.И. Экономика предприятия: Учебник/ В.И. Титов– М.: Эксмо, 2008.  
 
12. Кожарский В.В. Анализ движения денежных средств // Планово-экономический отдел. -2004. -№5. 
 
13. Косач О.Ф. Методики анализа и оценки движения потоков денежных средств // Бухгалтерский учет и анализ. -2003. -№8. 
 
14. Краснова С.В. Характеристика денежных потоков предприятий в рамках ФПГ // Финансы. -2004. -№6.  
 
15. Рубинштейн Т.Б. Планирование и расчеты денежных средств фирм и компаний. -М.:"Ось- 89", 2001 
 
16. В.В.Осмоловского. -Мн.: Новое знание, 2001 
 
 
 


Информация о работе Управление денежными потоками