Управление дебиторской задолженостью предпрития

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – является всесторонний анализ теоретических вопросов организации управления дебиторской задолженностью предприятия.
Объектом курсовой работы является ОАО «Нефтихиммонтаж». Основной деятельностью компании является строительство и производство общестроительных работ по прокладке местных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи, включая взаимосвязанные вспомогательные работы

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

1.1 Сущность и классификация дебиторской задолженности

Содержание, цель и задачи политики управления
дебиторской задолженностью

1.3 Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской задолженностью

2 АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ОАО «НХМ»

2.1 Краткая характеристика ОАО «НХМ»

2.2 Анализ дебиторской задолженности ОАО «НХМ»

2.3 Анализ кредитной политики ОАО «НХМ»

2.4 Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью общества

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКЕОЙ ЗАДОЛЖЕНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсовая тема управление дебиторской задолжностью организации.docx

— 102.96 Кб (Скачать)
 

2011

2012

2013

Дебиторская задолженность

38100

39732

74611

Общая сумма оборотных активов

59997

76222

106877

Коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, (п.1 / п. 2), %

 

63,5

 

52,1

 

69,8


 

Диаграмма, представленная на рисунке 1, наглядно демонстрирует объем (или уровень) дебиторской задолженности открытого акционерного общества «» и его динамику в предшествующий период.

Рисунок 1.Объем (или уровень) дебиторской задолженности ОАО «НХМ»

Во второй фазе анализа выполняется оценка оборачиваемости и качества дебиторской задолженности по следующей совокупности параметров:

  1. оборот дебиторской задолженности и средний срок оплаты счетов дебиторов (средний период инкассации);
  2. реестр «старения» счетов дебиторов;
  3. коэффициент просроченной дебиторской задолженности;
  4. прогнозирование безнадежной дебиторской задолженности.

 

  1. Важнейшим ϶элементом анализа дебиторской задолженности является оценка ее оборачиваемости. Тенденцию изменения этого показателя частенько используют при определении обоснованности скидки за ранние платежи. Чем выше скорость оборота, тем меньше средств инвестировано в дебиторскую задолженность. Количество оборотов дебиторской задолженности рассчитывается по формуле:

RT = NS / AR    , где

RT - количество оборотов дебиторской задолженности,

NS - суммарная выручка за год,

AR - среднее значение дебиторской задолженности.

 

Значения, приведенные в таблице 2, ясно показывают, что количество оборотов (конвертации в денежные средства) дебиторской задолженности за последний 4 года изменилось незначительно и составляет 6 раз в год.

 

 Таблица 2.Количество оборотов дебиторской задолженности ОАО «НХМ»

 

2011

2012

2013

Годовой доход с продаж

25905

11356

20091

Дебиторская задолженность

38100

39732

74611

Количество оборотов дебиторской задолженности (п.1 /среднее п.2 ),дн

3,52

1,43

2,82


 

Для дальнейшего анализа преобразуем коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в показатель продолжительности оборота дебиторской задолженности в днях (DSO). Средний срок оплаты счетов дебиторов рассчитывается по формуле:

DSO = 360 / RT    ,где

DSO - средний срок оплаты счетов дебиторов,

RT - количество оборотов дебиторской задолженности.

 

Таблица 3 Показатель срока кредита ОАО «НХМ»

 

2011

2012

2013

Число дней периода.

360

360

360

Количество оборотов дебиторской задолженности, дн

3,52

1,43

2,82

Средний период дебиторской задолженности, дн.

102

252

128


 

Уменьшившийся практически в четыре раза срок оплаты дебиторов говорит о повышении ликвидности дебиторской задолженности рассматриваемой организации.

  1. Более совершенным методом оценки качества и контроля дебиторской задолженности ОАО «НХМ» является реестр «старения» счетов дебиторов, где все счета дебиторов общества ранжируются по убыванию величины задолженности. Реестр «старения» счетов дебиторов более информативен, чем просто расчет среднего срока погашения задолженности.

 

Из данных таблицы 5 понятно, что 12,6 % задолженности являются текущими, 0,5 % просрочены не более чем на месяц. Сумма задолженностей сроком 30 - 60 дней существенно ниже, чем сумма более ранней задолженности сроком возникновения 0 - 30 дней. Это наталкивает на мысль, ҹто усилено внимание к группе дебиторов. Сотрудникам фирмы необходимо обратить особое внимание на задолженность сроком возникновения 60- 90 дней и свыше 90 дней.

 

Таблица 5. Реестр «старения» счетов дебиторов ОАО «НХМ»

Дебиторы

0-30дн.

30-60дн.

60-90 дн.

Свыше 90 дней

Всего

Доля, %

ООО « ГазпромСтройИнвест»                                       

32000

 

20040

8500

60540 т.р.

85,8

ОАО « Промфинстрой»                                                   

130

 

7000

 

7130 т.р.

10,1

ООО «Двигательмонтаж НК»

     

1201

1201 т.р.

1,7

ЗАО «Второе саратовское предприятие»

 

340

443

 

783 т.р.

1,1

ООО «ПСО Казань» 

     

439

439 т.р.

0,6

Прочие дебиторы

121

42

   

163 т.р.

0,2

Всего

32251

382

27483

10140

70256 т.р.

 

Доля, %

45,9

0,5

39,1

14,4

   

 

3) В процессе этого анализа используется также коэффициент просроченной дебиторской задолженности, который вычисляется по формул

ORR = OR / R = 38005 / 70256 = 0, 541 или 54,1 %   , где

ORR - коэффициент просроченной дебиторской задолженности,

R - дебиторская задолженность,

OR - просроченная дебиторская задолженность.

Вычисленный коэффициент говорит о том, что 54,1 % всей дебиторской задолженности ОАО «НХМ» является просроченной. Этот высокий показатель сигнализирует о проблеме низкого качества дебиторской задолженности, что в свою очередь приводит к проблеме низкой ликвидности дебиторской задолженности. Как следствие этого, возникают проблемы с финансированием деятельности.

4) По причине сказанного выше возникает необходимость прогнозирования безнадежной дебиторской задолженности (таблица 6). Доля безнадежных долгов находится в прямой зависимости от продолжительности периода, в течение которого дебитор обязуется погасить свою задолженность. Согласно этой концепции проведены расчеты, которые позволяют заключить, что фирма не получит 6291,1 тыс. руб., что составляет почти 9 % всей дебиторской задолженности. На эту сумму должен быть сформирован резерв по сомнительным долгам.

 

Таблица 6 Прогнозирование безнадежной дебиторской задолженности ОАО «НХМ»

Классификация дебиторов по срокам задол-женности, дн

Сумма дебиторской за-долженности

Вероятность безнадежных долгов

Сумма безнадежных долгов

Реальная дебиторская задолженность

0 - 30

32251

0,025

806,3

31444,7

30 - 60

382

0,05

19.1

362,9

60 - 90

27483

0,075

2061,2

25421,8

90 - 120

8000

0,1

800

7200

120 - 150

2000

0,15

300

1700

150 - 180

140

0,3

42

98

Итого

70256

0

4028,6

66277,4


 

Зафиксируем полученные результаты:

  1. доля оборотных активов в общих активах фирмы в 2013 г. составляет (106877 * 100 / 137862)=77,5%;
  2. объем дебиторской задолженности 2013 г. увеличился по сравнению с 2011 г. почти в 2,36 раза (70256 / 29739);
  3. объем продаж 2013 г. по сравнению с 2011 г. снизился на 68,7 % (253483 /368850);
  4. количество оборотов дебиторской задолженности в год – 2,82 раз;
  5. средний реальный период оборота дебиторской задолженности составляет 60 дней против установленных 30 дней. Это говорит о снижении ликвидности дебиторской задолженности;
  6. взвешенное старение счетов дебиторов составляет 30 дней;
  7. коэффициент просроченной дебиторской задолженности – 0,541 или 54,1 %;
  8. задолженность сроком возникновения 30 - 60 дней дает 0,5 % просроченных счетов дебиторов;
  9. сумма прогнозируемой безнадежной дебиторской задолженности составляет 4028,6 тыс. руб. (5,7% от всей суммы дебиторской задолженности).

На фоне полученных результатов анализа дебиторской задолженности, можно заключить, ҹто в ОАО «НМХ» работа со счетами дебиторов ведется явно неудовлетворительно. Результатом этого явилось сложившееся негативное положение с оборачиваемостью дебиторской задолженности, увелечением объема дебиторской задолженности, низкое качество дебиторской задолженности, определяемое высоким коэффициентом просроченной оплаты.

 

2.3 Анализ кредитной политики  ОАО «НХМ»

На первом этапе анализа определяются принципы кредитной политики ОАО «НХМ». Реализация продукции в кредит осуществляется в форме товарного (коммерческого) кредита. Тип кредитной политики, по нашему мнению консервативный (или жесткий), потому что:

1) установлен минимальный срок предоставления кредита - 30 дней;

2) отсутствует система  скидок при осуществлении досрочных  расчетов за приобретенную продукцию.

При этом лишь 45,9 % (8751 / 70256) дебиторов заплатили на 30 день, т. е. вовремя. Это значит, что большая половина денежных средств, иммобилизованных в дебиторскую задолженность ОАО «НХМ», находится на медленно оплачиваемых счетах, часть из которых может превратиться в безнадежные долги. Это служит сигналом к изучению фирмой просчетов своей кредитной политики.

На втором этапе анализа определяется политика предоставления коммерческих кредитов в ОАО «НХМ»:

– срок установленного кредита  30 дней;

– система скидок, стандарты кредитоспособности и политика инкассации полностью отсутствуют;

– основной кредитный инструмент - открытый счет;

На третьем этапе анализа определяется годовая процентная ставка по сумме кредиторской задолженности. Она вычисляется по следующей формуле:

CV = 360/Р = 360/30 = 12 % годовых

Как видать из результата вычислений, в настоящий момент в ОАО «НХМ» стоимость кредита составляет 12 % годовых (360 / 30).

На четвертом этапе анализа выяснено, что современные формы рефинансирования дебиторской задолженности отсутствуют в фирме.

Зафиксируем полученные результаты:

  1. отсутствие стратегического направления кредитной политики;
  2. фирма предоставляет своим контрагентам тридцатидневный кредит и без льготных условий (система скидок отсутствует);
  3. полностью отсутствуют стандарты кредитоспособности;
  4. в числе партнеров фирмы присутствуют контрагенты с высокой степенью риска;
  5. политика инкассации в ОАО «НХМ» не сформирована;
  6. основной кредитный инструмент, используемый в ОАО «ЦМД» - открытый счет;
  7. стоимость предоставляемого кредита составляет 12 % годовых;
  8. современные формы рефинансирования дебиторской задолженности отсутствуют на предприятии.

Перечисленные выше результаты анализа кредитной политики ОАО «НХМ» позволяют понять, что в организации отсутствует продуманная стратегия кредитной политики. Политика фирмы в области оплаты счетов к получению является излишне жесткой (условие «нетто, 30»). Об этом свидетельствует тот факт, что немногочисленные счета к получению (45,9 %) по данным реестра «старения» счетов дебиторов оплачиваются точно в срок. Вместе с тем в фирме отсутствуют какие-либо стандарты кредитоспособности (т. е. кредит и предоставляется всем претендентам без исключения) и политики инкассации.

В такой ситуации, видимо, было бы целесообразно несколько смягчить стандартные условия оплаты, применяемые для контрᴏля за погашением дебиторской задолженности и одновременно выработать менее лояльную политику инкассации. В совокупности такие меры являются признаками умеренного типа кредитной политики.

 

2.4 Основные направления  совершенствования управления дебиторской  задолженностью общества

 

Ранее выполненный анализ позволяет утверждать, что основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью, призванные поддержать жизнеспособность общества ОАО «НХМ» в обозримом будущем, на наш взгляд, могут быть следующие: проведение мер финансового оздоровления, разработка адекватной кредитной политики, применение анализа и контроля дебиторской задолженности, а также обеспечение активного использования современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.

Разработка кредитной политики ОАО «НХМ». Используя матрицу кредитной политики фирмы, выбираем компромиссное решение. Выполняя предложенное условие необходимо одновременное изменение нескольких характеристик текущей кредитной политики:

1) увеличение периода предоставления кредита до 45 дней;

2) введение системы скидок: 3 % («3 / 10, n / 45»);

3) повышение стоимости  кредита с 12 % до 24 % в год, ҹто должно стимулировать клиентов воспользоваться скидкой;

4) установление стандартов  кредитоспособности. Решение о кредите  должно основываться на предпочтении  надежности платежа. При анализе  кредитоспособности рекомендуется использование метода «3 С»: желание, способность  и капитал.

Целесообразно также формирование информационной базы, сгруппировав покупателей по уровню кредитоспособности. Для ее разработки можно использовать информацию по исполнению платежей, данные об участии фирмы в официальных мероприятиях, судебных разбирательствах, арбитраже, а также иные сведения, характеризующие контрагентов; общую информацию - структура фирмы, ее история, биографические данные руководителей, список банков, ведущих дела с компанией отзыв о компании, публикуемый в прессе.

Информация о работе Управление дебиторской задолженостью предпрития