Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 20:12, курсовая работа
Цель работы – является всесторонний анализ теоретических вопросов организации управления дебиторской задолженностью предприятия.
Объектом курсовой работы является ОАО «Нефтихиммонтаж». Основной деятельностью компании является строительство и производство общестроительных работ по прокладке местных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи, включая взаимосвязанные вспомогательные работы
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
1.1 Сущность и классификация дебиторской задолженности
Содержание, цель и задачи политики управления
дебиторской задолженностью
1.3 Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской задолженностью
2 АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ОАО «НХМ»
2.1 Краткая характеристика ОАО «НХМ»
2.2 Анализ дебиторской задолженности ОАО «НХМ»
2.3 Анализ кредитной политики ОАО «НХМ»
2.4 Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью общества
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКЕОЙ ЗАДОЛЖЕНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
По возможности осуществления контроля выделяют контролируемую и неконтролируемую дебиторскую задолженность. Контролируемой считается дебиторская задолженность в том случае, если имеется заинтересованное аффилированное лицо, которому должна организация или которое должно организации. Прочие виды задолженности являются неконтролируемыми.
1.2 Содержание, цель и задачи
политики управления
Согласно статистике, 20-25% всех активов типичного промышленного предприятия составляет дебиторская задолженность, тогда как кредиторская задолженность - 10-15% пассивов.
Иными словами, дебиторская задолженность составляет внушительную часть активов компаний в современной экономике. Принимая во внимание эти факты, следует признать, что управление дебиторской задолженностью - важная часть краткосрочной финансовой политики фирмы. Оно прямо влияет на прибыльность компании. Помимо очевидных соображений, состоящих в том, что чем быстрее покупатель оплатит товар, тем быстрее полученные деньги будут вложены в оборот фирмы, следует помнить, что наличие дебиторской задолженности порождает издержки компании, явные и неявные. К последним надо отнести потерянные проценты от неэффективных инвестиций, омертвленных в долго не оплачиваемой дебиторской задолженности. Высокий уровень этих издержек снижает и бухгалтерскую, и экономическую прибыль компании.
Эффективное управление дебиторской задолженностью также является важнейшей характеристикой ликвидности фирмы, так как чем меньше средств омертвляется в дебиторской задолженности, чем меньше у нее «плохих» долгов, тем короче цикл денежного обращения, тем быстрее и аккуратнее она сама оплачивает свои обязательства. И кредиторы, и рейтинговые агентства будут внимательно изучать дебиторскую задолженность компании, решая вопросы ее кредитоспособности, ее кредитного рейтинга.
Соответственно задача управления дебиторской задолженностью состоит в ускорении платежей со стороны клиентов фирмы, снижении «плохих» долгов (т.е. таких долгов, выплаты по которым сомнительны или уже точно не поступят), в проведении эффективной политики продаж и продвижения на рынке.
При проведении в жизнь политики управления дебиторской задолженностью в руках финансового менеджера имеются управляемые переменные (т.е. те рычаги, которыми управляют лица, принимающие решения), которые могут быть поделены на две группы. Первая группа содержит три переменные кредитной политики, а именно: дисконтные ставки, дисконтный период и сроки кредитования.
Вторая группа включает три переменные политики возврата средств, а именно: затраты продавца по возврату средств от клиентов, размер пени за просроченную дебиторскую задолженность и срок, когда долги неплательщика продаются агентству по сбору долгов или когда поставщик подает в суд на такого покупателя с требованием его банкротства.
Переменные первой группы влияют на объем продаж, на структуру платежей, на цикл денежного обращения и на долю «плохих» долгов. Как правило, при увеличении ставки дисконтирования число покупателей, пользующихся ею, растет. Наоборот, при увеличении срока кредита меньше покупателей пользуются скидкой, так как вменены издержки, возникающие при отказе от использования скидки, снижаются.
Переменные второй группы также могут повлиять на объем продаж компании, на ее прибыльность и ликвидность. Очевидно априори, что в политике по возврату средств надо искать золотую середину или оптимум, если использовать математические термины. Жесткое следование условиям выработанной политики, высокие штрафы за просроченные платежи снизят вероятность неплатежей, но могут одновременно отпугнуть клиентов, как нынешних, так и потенциальных. О компании может сложиться репутация как об очень жестком, неуступчивом партнере. Напротив, более либеральная политика позволит привлечь клиентов, но, скорее всего, компании придется смириться с ростом «плохих» долгов.
Таким образом, политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления использованием оборотного капитала и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
В целях эффективного управления пой дебиторской задолженностью на предприятиях должна разрабатываться и осуществляться особая финансовая политика управления дебиторской задолженностью.
Управление дебиторской задолженностью включает в себя следующие направления деятельности:
– контроль за образованием и состоянием дебиторской задолженности;
– определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции (кредитной политики);
– анализ и ранжирование клиентов (на основе кредитных историй);
– контроль расчетов с дебиторами по отсроченным и просроченным задолженностям (на основе реестра старения дебиторской задолженности);
– прогноз поступлений денежных средств от дебиторов (на основе коэффициентов инкассации);
– определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов.
1.3 Роль и задачи анализа
в процессе управления
Как показывает практика, значительный удельный вес дебиторской задолженности в составе оборотных активов связан не только с общим состоянием экономики (дефицит денежных средств, массовые неплатежи, несовершенство нормативной и законодательной базы в части востребования задолженности), на ее величину существенное влияние также оказывают специфические условия деятельности предприятия, анализ которых позволяет воздействовать на состояние расчетов с дебиторами.
На величину дебиторской задолженности предприятия влияют:
– общий объем продаж и доля в нем реализации на условиях последующей оплаты. С ростом объема продаж, как правило, растут и остатки дебиторской задолженности;
– условия расчетов с покупателями и заказчиками. Чем более льготные условия расчетов предоставляются покупателям (увеличение сроков, снижение требований к оценке надежности дебиторов и др.), тем выше остатки дебиторской задолженности;
– политика взыскания дебиторской задолженности. Чем большую активность проявляет предприятие во взыскании дебиторской задолженности, тем меньше ее остатки и тем выше качество дебиторской задолженности;
– платежная дисциплина покупателей. Объективной причиной снижения платежной дисциплины покупателей и заказчиков следует назвать общее экономическое состояние. Кризисное состояние экономики, массовые неплатежи значительно затрудняют своевременность расчетов, приводят к росту остатков неоплаченной продукции, вместо денежных в качестве платежных средств используются суррогаты. К субъективным причинам можно отнести неэффективность мер, которые предпринимает предприятие по взысканию дебиторской задолженности, и льготные условия предоставления кредитов: чем более льготные условия предоставляются, тем ниже платежная дисциплина дебиторов;
– состояние бухгалтерского учета, обоснованность проведения инвентаризации, наличие эффективной системы внутреннего контроля;
– качество анализа дебиторской задолженности и последовательность в использовании его результатов. Качественная аналитическая работа на предприятии предусматривает формирование информации о величине и возрастной структуре дебиторской задолженности, наличии и объемах просроченной задолженности, а также конкретных дебиторах, задержка расчетов с которыми создает проблемы с текущей платежеспособностью предприятия.
Тем самым создаются предпосылки для перехода от пассивного управления дебиторской задолженностью, сводимого в основном к регистрации информации о составе и структуре задолженности, к политике активного управления, предполагающей целенаправленное воздействие на условия предоставления кредита покупателям.
Для того чтобы грамотно и качественно организовать этапы работ в ходе проведения анализа дебиторской задолженности, необходимо четко представлять цель и задачи анализа, выделить исполнителей и координаторов работ и распределить между ними обязанности по проведению анализа, определить сроки, периодичность и последовательность организационных этапов проведения анализа.
Цель анализа дебиторской задолженности - выявление путей оптимизации величины дебиторской задолженности, снижение риска неплатежей или недопустимого увеличения или непогашения задолженности и обязательств, направленное на улучшение платежеспособности и финансовой устойчивости организации.
Объект анализа - краткосрочная и долгосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, в том числе в виде отсрочки (рассрочки) платежа за реализованную продукцию (работы, услуги), по векселям к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, выданные авансы, прочие дебиторы.
При проведении анализа дебиторской задолженности можно выделить следующие задачи:
– оценить состав, величину, динамику и структуру дебиторской задолженности;
– проанализировать изменение соотношения дебиторской и кредиторской задолженности;
– исследовать их возрастную структуру дебиторской задолженности;
– охарактеризовать качество и оборачиваемость дебиторской задолженности;
– спрогнозировать оптимальную и вероятностную величину дебиторской задолженности;
– разработать базовые положения политики расчетов и обосновать условия предоставления коммерческого кредита отдельным покупателям;
– оценить изменение финансового состояния должников;
– выявить степень и характер влияния дебиторской задолженности на величину чистого оборотного капитала, объем продаж и показатели финансовой устойчивости;
– оценить эффективность использования дебиторской задолженности;
– составить факторные модели зависимости дебиторской задолженности и разработать методику их анализа.
2 АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ОАО «НХМ»
2.1 Краткая характеристика ОАО «НХМ»
Компания зарегистрирована 31 июля 2002 года регистратором Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району г.Астрахани. Генеральный Директор организации - Шатунов Владимир Викторович. Компания ОАО "Нефтехиммонтаж" находится по адресу 414056, Астрахань, ул. Московская, д. 96, основными видами деятельности являются:
Организация также осуществляет деятельность по следующим неосновным направлениям:
Основная отрасль компании - Специализированные организации, осуществляющие линейное строительство.
2.2 Анализ дебиторской задолженности ОАО «НХМ»
Проведем анализ ликвидности баланса и вычислим следующие коэффициенты:
Ктл = Оборотные активы предприятия / Краткосрочные обязательства
Ктл= 106877/113112 =0,94
Значения коэффициента ликвидности должны находиться в пределах от единицы до двух. В данном случае коэффициент ликвидности меньше единицы.
Значит предприятие не в состоянии оплачивать свои текущие счета. О долгосрочных обязательствах речи быть не может.
Коэффициент срочной ликвидности = (Оборотные активы - Запасы) / Краткосрочные обязательства
Ксл= (106877-17597)/113112=0,79
Нормальным считается значение коэффициента более 0,8. денежные средства и предстоящие поступления от текущей деятельности не полностью покрывают текущие долги организации.
Коэффициент абсолютной ликвидности = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Текущие обязательства
Кал=12627/113112=0.11
Нормальным считается значение коэффициента более 0,2
В нашем случае величина коэффициента не превышает среднестатистическое значение, что говорит о низкой платежеспособности предприятия на дату составления баланса.
Подводя краткие итоги анализа предварительный оценки финансового положения ОАО «Нефтихиммонтаж», можно заключить, что это общество находится в не устойчивом финансовом состоянии, обладает низкой ликвидностью и платежеспособностью.
Выяснив картину финансового состояния рассматриваемого общества, определим, насколько эффективно пострᴏено управление дебиторской задолженностью в организации.
В первой фазе анализа оценивается объем дебиторской задолженности рассматриваемой организации, дебиторская задолженность по отношению к оборотным средствам (таблица 1).
Таблица 1 Коэффициент отвлечения оборотных активов в счета к получению
Информация о работе Управление дебиторской задолженостью предпрития