Сущность внебюджетных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:40, реферат

Краткое описание

В настоящее время государственная бюджетная система включает в себя:
- республиканский бюджет;
- бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты);
- внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования).
Рассмотрим более подробно систему внебюджетных фондов.

Оглавление

Введение
1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов и их характеристика
2. Специальные фонды в финансовых системах зарубежных стран
3. Характеристика государственных внебюджетных фондов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

сущность внебюджетных фондов.doc

— 92.00 Кб (Скачать)


 

Министерство образования  и науки Кыргызской Республики

 

Кыргызский экономический университет

 

им. М. Рыскулбекова

 

            

 

                             

         

 

по предмету: Финансы

                 

 

На тему: Сущность внебюджетных фондов.

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

                                            Выполнил: Нармаматов А. М

                                               Руководитель: _____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бишкек 2012


 

Содержание

 

Введение

1. Социально-экономическая  сущность внебюджетных фондов  и их характеристика

2. Специальные фонды  в финансовых системах зарубежных  стран

3. Характеристика государственных  внебюджетных фондов

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды.

Каждому звену финансовой системы присущи свои специфические  формы и методы образования и  использования денежных фондов и доходов.

Финансовая система состоит из двух укрупненных подсистем: государственных и муниципальных финансов (которая подразделяется на государственные бюджетные фонды и фонды специального назначения) и финансов хозяйствующих субъектов (которая подразделяется на финансы коммерческих и некоммерческих организаций).

Бюджетная система - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права.

В настоящее время  государственная бюджетная система  включает в себя:

- республиканский бюджет;

- бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты);

- внебюджетные фонды  (пенсионный фонд, фонд социального  страхования, фонды обязательного  медицинского страхования).

Рассмотрим более подробно систему внебюджетных фондов.

 

 

1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов и их характеристика

 

Внебюджетные фонды создаются в различных государствах на определенный срок или действуют постоянно. Их появление в западных странах было связано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств, необходимые в первую очередь для удовлетворения таких важнейших "общественных благ", как социальное обеспечение, бесплатное здравоохранение, снижение безработицы и др.

Аккумуляция и использование  этих средств государством производятся специфическими методами. Поэтому правомерно выделение внебюджетных фондов в  самостоятельное звено государственных  финансов. По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно объединить в две группы: социального назначения; межотраслевого и отраслевого характера. Кроме того, образуются внебюджетные фонды территориального назначения.

Внебюджетные средства - это финансовые ресурсы государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в бюджет.

Внебюджетные средства находятся в распоряжении органов  государственной власти соответствующего уровня и концентрируются в специальных  фондах, предназначенных для финансирования определенных мероприятий. Таким образом, внебюджетные фонды - это способ организации государственных финансовых ресурсов.

Необходимость создания внебюджетных фондов состоит в следующем: в рамках бюджета практически  отсутствует закрепленность доходов за конкретными видами расходов, существует возможность перелива средств по статьям расходов, сокращения финансирования по важным статьям расходов, в частности, социальным. Выходом из такой ситуации является формирование финансовых ресурсов за пределами бюджета и использование их для финансирования отдельных общественных потребностей на основе оперативной самостоятельности.

Специальные фонды, создаваемые  государством, известны еще в эпоху  феодализма, когда с расширением  деятельности государства возникли новые виды расходов, которые отражались на особых счетах и покрывались из источников, созданных для конкретных целей. Но такие специальные фонды имели временный характер, количество их постоянно менялось. С формированием капитализма происходит унификация специальных фондов. Сегодня в отдельных развитых странах насчитывается от 30 до 80 специальных фондов, которые формируются, в основном, двумя способами:

- выделяются из государственных  или местных бюджетов;

- создаются по особому  решению законодательного органа.

Источниками внебюджетных фондов могут быть специальные налоги и сборы, субсидии из бюджета, займы. Конкретный перечень источников определяется задачами, для реализации которых  создаются фонды.

Источниками формирования внебюджетных фондов в основном являются:

- социальный налог;

- налоги, установленные  для соответствующего фонда;

- целевые отчисления  в соответствующий фонд;

- средства бюджета;

- отчисления от прибыли  организаций;

- займы, полученные  фондом у ЦБ или коммерческих банков;

- прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом;

- добровольные взносы  граждан и организаций и т.д.

Налоговый кодекс КР рассматривает в качестве основного источника формирования внебюджетных социальных фондов социальный налог. Он предназначен для мобилизации средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Плательщиками единого  социального налога являются работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- фермерские хозяйства;

- физические лица.

Не платят социальный налог организации и индивидуальные предприниматели переведенные актами законодательной власти.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, объектом обложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

В целях усиления контроля за использованием государственных  финансовых ресурсов была произведена  консолидация государственных внебюджетных фондов в республиканском бюджете. Это касалось тех фондов, доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий и организаций. Целевая направленность консолидированных фондов сохранилась. Консолидация не распространяется на государственные целевые внебюджетные фонды социального назначения: пенсионный фонд, фонд социального страхования , фонд обязательного медицинского страхования.

 

 

2. Специальные фонды в финансовых системах зарубежных стран

 

Наиболее известной  формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе выступают государственный и местные бюджеты. Но ограниченность ресурсов и ряд факторов обусловливают целесообразность параллельного использования и другой формы — специальных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственные процессы и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильности экономики. Во-вторых, правительство получает денежные средства, находящиеся в значительной мере вне эффективного финансового контроля со стороны законодательной власти, т.к. эти фонды, как правило, автономны от бюджета. В-третьих, отвлекая часть определенных расходов из бюджета, внебюджетные фонды сокращают его дефицитность. Активное сальдо фондов может использоваться для покрытия дефицита бюджета через кредитные операции.

Таким образом, специальные  правительственные фонды — это  форма перераспределения и использования  финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования своих мероприятий. Порядок образования и использования данного звена финансовой системы регламентируется законодательством. К ним относятся различные фонды, специальные сметы и счета.

В финансовой системе  зарубежных стран специальные фонды занимают важное место. Объем концентрируемых в них средств значителен. Во Франции спецфонды по размеру приближаются к государственному бюджету страны, в Японии из них финансируется свыше половины государственных расходов, в Великобритании — 1/3. На специальные фонды возлагаются прежде всего такие функции, как экономическая и социальная. С их помощью возможно:

- влиять на процесс  производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных  предприятий;

- обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

- оказывать социальные  услуги населению путем выплаты  пособий, пенсий, субсидирования  и финансирования социальной  инфрастуктуры в целом;

- предоставлять займы,  в т.ч. зарубежным партнерам,  включая иностранные государства.

В основу классификации  специальных фондов могут быть положены различные признаки (см. таблицу 1).

Источники формирования специальных  фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития.

Следовательно, источники формирования спецфондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер. Они могут быть разными на территории государства, различаясь по административно-территориальным единицам.

Главными методами мобилизации  средств при образовании фондов выступают специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств государственного и местных бюджетов, ресурсы из которых поступают в виде безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых поступлений.

Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением  фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных  и реализуемых программ. Часть  средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Специальные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования, а, во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.

 

Таблица 1. Специальные правительственные фонды зарубежных стран.1

Виды фондов

Наименование фондов

По сроку действия

Временные

Фонд немедленной помощи и фонд европейской программы  восстановления (ФРГ, первые послевоенные годы). Касса Юга (Италия, с 1950 г.)

Постоянные

Дорожные фонды в  различных странах

По принадлежности

Государственные

Инвестиционные, валютные фонды и т.д.

Местные

Заемные фонды

Межгосударственные

МВФ, МБРР, различные фонды  ЕС

По цели использования

Экономические

Фонд реконструктивной финансовой корпорации. Фонд перестройки  и развития экономики (США); Западногерманский фонд выравнивания бремени войны;

Фонд экономического и социального развития (Франция);

Резервный инвестиционный фонд (Швеция); Инвестиционный бюджет в  Японии

Научно-исследовательские

Национальный научный  фонд (ННФ) и Научный фонд бюро стандартов (НФБС) в США;

Фонд национальной корпорации по развитию исследований (Великобритания)

Кредитные

Фонды Банка Франции, Банка для внешней торговли, депозитно-сохранной  кассы (Франция);

Фонд администрации  фермерского кредита, фонд экспортно-импортного банка (США);

Фонды финансовых корпораций и фонды специальных банков, Японский банк развития, экспортно-импортный  банк (Япония)

Социальные

Фонд страхования по старости, инвалидности и на случай потери кормильца; фонд страхования государственных служащих; фонд помощи нуждающимся (США);

Фонд пенсионного страхования  рабочих и служащих, фонд страхования  по болезни, фонд страхования по безработице (Германия);

Фонд национального  страхования, пенсионные фонды государственных  предприятий (Великобритания); Фонд страхования здоровья, фонд национальных пенсий, фонд страхования от производственного травматизма, фонд страхования от безработицы (Япония);

Национальный институт социального страхования, Национальный институт страхования по болезни, Национальное учреждение соцстрахования

государственных служащих (Италия);

Фонд страхования по болезни, инвалидности и материнству; пенсионный фонд, фонд помощи семьям; национальный фонд помощи безработным (Франция)

Государственные фонды

имущественного

и личного страхования

ДГЭК (Великобритания);

КОФАСЕ (Франция);

Гермес Тройарбайте (ФРГ);

Ассоциация страхования  экспортных кредитов (США)

Военно-политические

фонды

Конфиденциальные (секретные) фонды федерального бюджета (США)

Информация о работе Сущность внебюджетных фондов