Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:14, контрольная работа
В странах с развитой рыночной моделью экономики прогнозирование и планирование являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Нацелено применяя такой инструмент, эти страны, как известно, добились большого успеха в техническом прогрессе, повышении уровня жизни населения и других социально-экономических областях.
Введение………………………………………………………………………3
1. Сущность прогнозирования и планирования………………………………4
2.Важнейшие принципы прогнозирования и планирования в условиях рыночной экономики………………………………………………………….9
3.Необходимость прогнозирования и планирования в условия рыночной экономики………………………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………..15
Список литературы……………………………………………………………..16
Индикативный план включает
в себя концептуальную(концепция социально-экономическою
В настоящее время индикативное планирование получает все большее признан не и применение практически во всех государствах мира. Данная форма предполагает отход от жесткого директивного планирования и предусматривает регулирование экономики на основе набора индикаторов в виде макроэкономических показателей. Оно носит преимущественно рекомендательный характер, однако в руках государства остается система прямых и косвенных регуляторов в виде льгот, лицензий, квот, бюджетных субсидий, дотаций для достижения поставленных целей.
Однако индикативное планирование
само по себе не является панацеей в решении всех
социально-экономических
Разработка прогнозов и планов
должна основываться на методологических
принципах. Основополагающим принципом прогнозирования
К важнейшим методологическим принципам как прогнозирования, так и планирования следует отнести принципы: системности, непрерывности, комплексности, адекватности, целенаправленности и приоритетности, оптимальности, сбалансированности и пропорциональности, социальной ориентации, сочетания отраслевого и регионального аспектов планирования.
Принцип системности предполагает исследование количественных и качественных закономерностей в экономических системах, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения должен отталкиваться от определения общей цели системы и подчинять деятельность всех подсистем достижению этой цели(4,123с). Он позволяет расчленить любую систему на множество подсистем (экономика делится на комплексы, последние — на подкомплексы и т.д.). Этот принцип предполагает создание системы показателей, методов, моделей, которые соответствовали бы содержанию каждого объекта и позволяли бы построить целостную картину его развития.
В связи с непрерывностью экономического развития, совершенствованием производства на базе развития науки и техники должен соблюдаться принцип непрерывности планирования, т.е. преемственности прогнозов, планов. В соответствии с этим принципом должны разрабатываться прогнозы и планы различного временного аспекта и увязываться между собой. Так, среднесрочные планы должны разрабатываться на основе перспективных направлений, отражаемых в долгосрочных планах, краткосрочные — исходя из показателей среднесрочных планов. Долгосрочные планы должны корректироваться и продлеваться на соответствующий период. Это обусловлено возникновением новых потребностей общества, крупными изменениями в технике и другими причинами.
Принцип целенаправленности и приоритетности требует, чтобы каждый план носил целевой характер, т.е. был направлен на достижение определенных целей, а в качестве приоритетов выделялись отрасли экономики и социально-экономические проблемы, от развития и решения которых зависит развитие экономики в целом(5,124с). Этот принцип позволяет сосредоточить ресурсы на главных направлениях развития экономики и решении проблем общегосударственного значения. Принцип приоритетности реализуется в тесной связи с принципом комплексности, предполагающим рассмотрение всех сторон объекта исследования в его связи и зависимости с другими процессами и явлениями. При обеспечении приоритета в развитии важнейших отраслей должно предусматриваться соответствующее развитие всех других отраслей. С этими принципами в тесной связи должен реализовываться принцип социальной ориентации, требующий обеспечения приоритетного решения социальных проблем.
С целью обеспечения наиболее
эффективного функционирования экономики должен
соблюдаться принцип
Принцип адекватности целесообразно в большей
мере рассматривать применительно к моделированию социально-
Сбалансированное и пропорциональное развитие экономики возможно при учете в процессе разработки прогнозов и планов принципа сбалансированности и пропорциональности. Сущность этого принципа заключается в балансовой увязке показателей, установлении пропорций и обеспечении их соблюдения.
По характеру и значимости все пропорции подразделяются на ряд групп: общеэкономические, меж- и внутриотраслевые, территориальные, внешнеэкономические.
Особая значимость в переходный период к рыночным отношениям должна придаваться формированию общеэкономических пропорций и обеспечению их соблюдения. К общеэкономическим пропорциям следует отнести соотношения: между спросом и предложением, потреблением и накоплением, доходами и расходами государства, денежной массой и товарными ресурсами, производством средств производства и производством предметов потребления, ростом производительности труда и заработной платы и др. Нарушение указанных пропорций вызывает негативные явления в экономике (инфляцию, спад производства и т.д.).
Не менее важными являются межотраслевые пропорции, характеризующие соотношение между различными отраслями экономики. Устанавливаются они с помощью межотраслевого баланса.
Внутриотраслевые пропорции представляют
собой соотношение между отдельными видами
сопряженных производств. Например, в легкой
промышленности соотношение между
Территориальные пропорции характеризуют сорт-
Внешнеэкономические пропорции — это соотношение между производством продукции внутри страны и объемами экспорта и импорта товаров.
Принцип сочетания отраслевого и
Значение планирования, достижение и поддержание высоких темпов экономического роста в целях обеспечения более высокого уровня жизни населения, постоянно и закономерно возрастает.
Формирование рыночных отношений
не исключает необходимости
При любой экономической
системе, любой форме собственности
планирование и прогнозирование
деятельности предприятия является
объективной необходимостью(3,
Определяющую роль планирования
в обеспечении эффективной
Б. Бручкус и Ф. Хайек выступали не против планирования вообще, а против планирования, подавляющего конкуренцию, инициативу и самостоятельность, результатом которого является экономика принуждения.
Никакие директивные задания
«сверху» не нужны. Хотя определенные
рекомендации, ориентиры в форме
показателей индикативного
Крайности не нужны, механическое отрицание полезности любого планирования так же вредно, как и его гиперболизация. Планирование - важнейший элемент системы управления любой деятельностью. Отрицать или принижать роль планирования - равнозначно отрицать или принижать роль управления.
Формы и методы планирования могут быть разными, они зависят от множества факторов: внешних и внутренних условий деятельности, отраслевой принадлежности предприятия, масштабов деятельности, состава и интересов собственников и другое. «Втискивать» формы планирования деятельности всех предприятий в единые обязательные, «общепринятые» методики не следует. Встречающиеся в экономической литературе утверждения (нередко со ссылкой на известные авторитеты) о наличии в западных странах единой, сложившейся системы внутрифирменного планирования беспочвенны. Можно говорить лишь о наличии значительного опыта внутрифирменного планирования, осуществляемого в разных формах, при наличии ряда общих, оправдавших себя принципов и подходов. При любых условиях планирование представляет собой органическое единство двух основополагающих элементов - определение целей деятельности фирмы и средств их достижения.
Проблема прогнозирования и планирования в течение последних десятилетий XX века стали особенно сложными вследствие быстрых изменений в экономике.
Планирование - это процесс
принятия управленческого решения,
основанный на обработке исходной информации
и включающий в себя выбор и
научную постановку целей, выбор
средств и путей их достижения
посредством сравнительной