Сущность нематериальных инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение сущности нематериальных (интеллектуальных) инвестиций.
В процессе написания работы решались следующие задачи:
1) изучение теоретических аспектов нематериальных (интеллектуальных) инвестиций;
2) проведение анализа интеллектуальной инвестиционной деятельности в Республике Казахстан;
3) рассмотрение совершенствования нематериальной (интеллектуальной) инвестиционной политики в Республике Казахстан.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ) ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Сущность, понятие и классификация интеллектуальных инвестиций 5
1.2 Инвестиционный проект: понятия, стадия, оценка 12
2 АНАЛИЗ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 17
2.1 Основные направления инвестиционной политики в Республике Казахстан 17
2.2 Анализ состояния нематериального инвестиционного климата в РК 20
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ) ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

Курсовая ФКИ+.docx

— 91.21 Кб (Скачать)

Выход на новый уровень  реформ позволил приступить к реализации Стратегии развития Казахстана на период до 2030 года, обнародованной в Послании Президента РК Н. Назарбаева. Одними из важнейших приоритетов являются стратегия экономического роста, основанная на построении рыночной экономики, активной роли государства, привлечения иностранных  инвестиций, а также стратегия  эффективного использования энергетических ресурсов страны и достижение макроэкономической стабилизации.

Республика Казахстан  обладает богатейшими ресурсами  полезных ископаемых, обширными сельскохозяйственными  угодьями, квалифицированными кадрами, а также значительным промышленным потенциалом, но для их дальнейшего  эффективного использования не хватает  денежных средств. На сегодняшний день ни Правительство Казахстана, ни внутренние инвесторы не в силах обеспечить полностью необходимый объем  инвестиций в те или иные отрасли  народного хозяйства. Поэтому возникает  необходимость в привлечении  иностранных инвестиций, особенно в  такие стратегически важные отрасли  экономики как топливно-энергетическая или минерально-сырьевая.

Таким образом, импорт международного капитала в Республику Казахстан  на сегодняшний день является одним  из наиболее эффективных и скорейших  путей оживления казахстанской  экономики. При чем, необходимо отметить тот факт, что капитал из-за рубежа может быть привлечен по двум основным каналам: портфельные, в частности инвестиционные кредиты, и прямые иностранные инвестиции. В первом канале превалирует форма правительственного кредита, требующая выполнения предоплаты, предоставления правительственной гарантии и возврата с процентами. При скудном бюджете республики эта форма привлечения капитала постоянно держит государство в напряжении, поэтому со временем себя отживает[18,с.225].

Сегодня и в перспективе  предпочтение отдается прямым инвестициям, которые имеют ряд существенных преимуществ перед другими формами  экономического воздействия:

      • являются прямым источником капиталовложений в производство товаров и услуг, обеспечивая привлечение новейших мировых технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга;
      • не ложатся бременем на внешний долг страны;
      • способствуют интеграции национальной экономики в мировую благодаря разнообразному производственному и научно - техническому сотрудничеству, поднимая деловую и хозяйственную активность.

Таким образом, наиболее приемлемой для Казахстана формой привлечения  иностранного капитала являются прямые инвестиции. Для достижения наилучшего результата в данном процессе необходимо создать все условия для иностранных  инвесторов. То есть необходимо создать  благоприятный инвестиционный климат.

Для создания более благоприятного инвестиционного климата в Казахстане необходим целый ряд различных  мер:

      • совершенствование законодательной базы;
      • либерализация внешней и внутренней торговли;
      • формирование частного сектора;
      • развитие рыночной инфраструктуры;
      • устойчивость банковской системы;
      • развитие валютного рынка;
      • упорядочение принятия управленческих решений в государственных органах и многие другие факторы.

Таким образом, наиболее важным фактором, которому придают наибольшее значение иностранные инвесторы, является дальнейшее совершенствование законодательной  базы, так как это прямой способ поддержки со стороны государства  капиталовложений зарубежных инвесторов. В принципе, уже не мало сделано в осуществлении государственной поддержки прямых инвестиций, к примеру, уже закрепленными в нашем законодательстве являются следующие аспекты:

      • предоставление государственных гарантий по защите интересов инвесторов;
      • свобода репатриации прибыли и вывоза капитала;
      • упрощенная процедура регистрации предприятий;
      • свободный доступ иностранных предприятий к приватизации объектов, возможность приобретения земли и недвижимости;
      • формирование рыночной системы ценообразования;
      • свобода предпринимательской деятельности;
      • предоставление льгот и преференций инвесторам для реализации проектов в приоритетных секторах экономики[19,с.317].

Основными законодательными актами в формировании общегосударственной  системы по поддержке и привлечению  иностранных и отечественных  прямых инвестиций, помимо Конституции  страны, являются:

      • Гражданский, Налоговый и Таможенный кодексы;
      • законы об иностранных инвестициях, о государственной поддержке прямых инвестиций, о валютном регулировании, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах;
      • указы Президента РК, имеющие силу Закона, о недрах и недропользовании, о нефти, о земле, о страховании и другие.

Таким образом, государственная  поддержка прямых инвестиций заключается  в законодательных гарантиях  обеспечения инвестиционной деятельности (необходимые законодательные акты), установлении системы льгот и  преференций, наличии единственного  государственного органа, уполномоченного  представлять Республику Казахстан  перед иностранными инвесторами.

Целью государственной поддержки  прямых инвестиций является создание благоприятного инвестиционного климата  для обеспечения ускоренного  развития производства товаров, работ  и оказания услуг в приоритетных секторах экономики.

Необходимость привлечения  в экономику страны крупномасштабных инвестиционных ресурсов, рационального  и эффективного использования иностранных  и отечественных инвестиций потребовала  создания единого государственного органа. В соответствии с Законом  РК "О государственной поддержке  прямых иностранных инвестиций" был создан Государственный комитет  РК по инвестициям, основным предназначением  которого является содействие инвестиционной активности в целях динамичного  развития экономики и общества.

Таким образом, процесс государственной  поддержки прямых инвестиций в РК, а также взаимодействие государства  с различными субъектами экономики  выглядит следующим образом:

1. проведение правовой  реформы (в рамках которой ожидается  принятие еще ряда законов  помимо существующих, а также  дальнейшее совершенствование уже  существующих законодательных актов);

2. облегчение бремени  налогообложения (предоставление  льгот и преференций);

3. предоставление государственных  гарантий;

4. административная реформа  (направленная на четкое определение  функций государственного управления  и преодоление бюрократизма);

5. поддержание макроэкономической  стабилизации (жесткий контроль  со стороны государства денежно-кредитной  политики, темпов инфляции, приверженность  государства политике экономических  реформ);

6. организационное оформление  иностранного и отечественного  корпоративного капитала в лице  транснациональных и национальных  компаний, акционерных обществ и  финансово-промышленных групп, составляющих  сегодня стержень экономики и  тесное сотрудничество которых  с государством, становится неизбежным  и оправданным; 

7. серьезный капитал заинтересован  в поддержке государства в  виде прямого содействия государства  в продвижении конкурентоспособной  продукции на мировые рынки  сбыта, в создании благоприятных  условий при реализации проектов  реконструкции промышленности и  производственной инфраструктуры  и т.д. [20,с.389].

Правительство Казахстана намерено усилить государственное воздействие  на инвестиционные процессы. Речь идет, прежде всего, о согласовании инвестиционного  развития ключевых производств. Также  предстоит увязать стратегические интересы республики и практические действия государства и капитала, заключение соглашений должно предусматривать  взаимные обязательства государства  и ведущих вкладчиков капитала в  осуществлении крупных, стратегически  важных проектов в целях структурно-технологической  перестройки экономики, другими  словами согласование ценовой, тарифной, таможенной и валютной политики, а  также других направлений взаимодействия.

На современном этапе  развития Казахстан нуждается не только в зарубежных, но и в отечественных  инвестициях, вкладываемых одновременно в различные отрасли экономики. При чем со стороны государства будут приложены все усилия по дальнейшему углублению и расширению экономического сотрудничества.

 

2.2 Анализ состояния  нематериального инвестиционного  климата в РК

 

По мнению международных экспертов, в Казахстане действует эффективная  система государственной поддержки  инвестиционной деятельности (благоприятное  налоговое законодательство, высокий  уровень защиты интеллектуальной собственности, наличие инвестиционных преференций  и др.). Эффективному государственно-частному партнерству способствует реально  работающее законодательство о концессиях. А социальная и политическая стабильность, согласие между народами являются надежной гарантией вложенных инвестиций.

В стране принята Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы, главной целью которой является рост ВВП страны на 50% от уровня 2008 года, доведение доли несырьевого сектора до 40% общего объема национальной экономики и увеличение доли инновационных предприятий. В рамках Программы только в текущем году в Казахстане будет создано 144 новых современных производства. Всего же планируется реализовать 237 проектов на общую сумму около 50 млрд.долларов США, в том числе в металлургии - 37 проектов, в АПК – 54 проекта, в стройиндустрии – 34, в химии и фармацевтике – 27, в энергетике – 21, в машиностроении – 19, в нефтепереработке – 18, инфраструктурные проекты – 14. Их реализация позволит создать более 200 тысяч рабочих мест.

Информация об инвестиционных проектах и производимой казахстанскими предприятиями  продукции, представленными на презентации, вызвала большой интерес со стороны  приглашенных представителей российского  и иностранного бизнеса. Состоялся  конкретный, предметный разговор, достигнуты договоренности о проведении дальнейших переговоров, совместных мероприятий  и встреч.

Несмотря на то, что за это время Казахстану и Литве приходилось развиваться в сложной экономической ситуации, по мере выхода из кризиса появляются новые возможности для наращивания экономического взаимодействия, реализации совместных инвестиционных проектов. И это заметно по темпам товарооборота. Если по итогам 2010 г. двусторонний товарооборот сократился на до 176, 5 млн долл. США, то за январь-август 2011 г. он увеличился на 178,2 млн долл. По состоянию на июль 2011 г. в Казахстане зарегистрировано 158 предприятий с участием литовского капитала. В основном эти предприятия заняты в сфере оптовой и розничной торговли, обрабатывающей промышленности, информации, связи и транспорта.

В связи с этим учитывая, что существенным фактором оценки инвестиционного климата любой страны, безусловно, является наличие достаточных гарантий защиты интересов инвесторов - как с точки зрения норм национального законодательства, так и признания и исполнения в данной стране норм международных соглашений между нашими странами 7 марта 1997 года в г. Алматы заключена Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и на капитал.

Учитывая, что перед налоговыми органами наших стран стоят задачи по совершенствованию налогового законодательства, адаптации международного опыта в сфере налогообложения, сегодняшнее заключение Соглашения между Министерством финансов Республики Казахстан и Государственной налоговой инспекцией при Министерстве финансов Литовской Республики об обмене информацией по вопросам налогообложения способствует углубленному расширению сотрудничества для взаимного обмена информацией между налоговыми органами.

Краткосрочный экономический индикатор (КЭИ) в январе-марте 2012 года к январю-марту  предыдущего года составил 104,6%.

Реальный  сектор экономики.Объем промышленного производства в январе-марте 2012 года составил 4057,0 млрд. тенге, что на 2,9% больше по сравнению с январем-мартом 2011 года. В горнодобывающей промышленности и разработке карьеров индекс физического объема составил 99,8%. Увеличилась добыча угля и лигнита (102,9%), природного газа (105,0%). В обрабатывающей промышленности в отчетном периоде произошел рост на 8,6%. Электроснабжение, подача газа, пара и воздушного кондиционирования увеличилось на 7,5%, водоснабжение снизилась– на 7,4%.

Информация о работе Сущность нематериальных инвестиций