Сущность и необходимость кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 03:19, реферат

Краткое описание

В результате неравномерности движения основных и оборотных капиталов у одних предприятий образуются свободные денежные средства, у других в связи с потребностью в крупных единовременных затратах образуется их недостаток. Естественным становится появление отношений, которые устраняют несоответствие между временем производства и временем обращения средств, разрешают относительное противоречие между временным оседанием средств и необходимостью их использования в народном хозяйстве. Таким отношением является кредит.

Файлы: 1 файл

сущность кредита.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

     Государственные внешние заимствования – займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте. 

  1. РФ  как гарант
 

     Бюджетный кодекс рассматривает государственную гарантию как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых РФ или субъект РФ – гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дана гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Гарантии предоставляются на конкурсной основе. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству.

     В законе о федеральном бюджете  устанавливаются верхние пределы  государственных гарантий, предоставляемых  в валюте РФ и в иностранной  валюте. Общая сумма гарантий в  валюте РФ включается в состав внутреннего  долга, а в иностранной валюте – внешнего. При предоставлении гарантий обязательно проверяется финансовое состояние ее получателя.

     Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сбербанке и может  выступать гарантом по долговым обязательствам различных юридических лиц. 

  1. РФ  как кредитор
 

     В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:

  1. бюджетные учреждения. Не имеют права получать кредиты у других кредитных учреждений, юридических и физических лиц, за исключением ссуд из бюджета и государственных внебюджетных фондов;
  2. государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  3. юридические лица, не являющиеся бюджетными , ГУП и МУП;
  4. органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

     Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе. Способами обеспечения возвратности бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Бюджетный кредит предоставляется юридическим лицам, не имеющим просроченной задолженности.

     Минфин  при подготовке бюджета определяет объем кредитов и доводит его  до Министерства экономики, Министерства промышленности и торговли не позднее, чем за  4 месяца до начала финансового  года для конкурсного отбора инвестиционных проектов.

     Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

     Размер  ссуд не должен превышать 40% необходимого объема средств, остальные средства должны обеспечиваться за счет альтернативных федеральному бюджету источников. Финансирование проектов некоммерческого характера, связанных с выполнением социальных функций правительства может финансироваться в 100% размере. 

  1. Займы территорий
 

     Порядок выпуска и размещения ценных бумаг  субъектами РФ регулируется федеральным  законом «Об особенностях эмиссии  и обращения государственных  и муниципальных ценных бумаг» от 29.07.98 г. Государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта РФ. Существует ряд ограничений на заемную деятельность территорий:

    1. предельный объем государственного долга субъекта РФ (также и муниципального долга) ограничен объемом дохода соответствующего бюджета без учета финансовой помощи бюджетов других уровней;
    2. предельный объем заемных средств, направляемых субъектом РФ на финансирование дефицита бюджета, не должен превышать 30% (для муниципальных образований 15%) объема доходов Субъекта РФ без учета финансовой помощи и привлеченных средств;
    3. предельный объем расходов на обслуживание долга субъекта РФ не должен превышать 15% объема расходов его бюджета (аналогично для муниципалитетов).

     Внутренние  займы территорий разделяются на займы у физических и юридических  лиц и займы у федерального бюджета.

     Заимствования у физ. и юр. лиц осуществляют 60 субъектов РФ, не у всех все проходило  гладко, в результате повышения процентных ставок, регионы вынуждены были продолжать заимствования по рыночным ставкам  и многие отказались от размещения облигаций.

     Заимствование средств из бюджета осуществляется в форме бюджетных кредитов и  ссуд. Однако последнее время все  более острой становиться проблема непогашения ссуд субъектами РФ. В  качестве опыта решения этой проблемы можно привести Постановление Правительства, согласно которому непогашенные задолженности в виде товарного кредита переоформляются в ценные бумаги субъектов РФ для последующей их реализации по рыночной стоимости.

     Процедура внешних заимствований Субъектов  РФ включает следующие этапы:

  • решение органа законодательной власти о предельном объеме эмиссии ценных бумаг;
  • утверждение органом исполнительной власти условий выпуска займа;
  • утверждение эмитентом решения о выпуске;
  • получение разрешений ЦБ РФ и Государственного таможенного комитета;
  • регистрация выпуска в Минфине РФ;
  • для документарной формы выпуска – изготовление сертификатов;
  • размещение ценных бумаг;
  • представление отчета об итогах размещения.

     Кроме того, на внешний займ распространяются ограничения внутреннего займа. Правом осуществлять внешние заимствования наделяются только субъекты, бюджеты которых не получают помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, это – Москва, Санкт-Петербург и Нижегородская область. В настоящее время даны разрешения на выпуск внешних облигационных займов органам исполнительной власти республики Коми, Татарстан, Ленинградской, Орловской, Самарской, Свердловской, Московской, Челябинской областей, Красноярского края. 
 
 

     13. Специальные внебюджетные  фонды 
 

     Внебюджетные  фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных (местных) органов власти и имеющих целевое назначение.

       Их появление произошло задолго  до возникновения бюджета в  виде специальных фондов и  особых счетов, которые предназначались для специальных целей. Фонды, как правило, носили временный характер, выполнив определенную функцию, они ликвидировались. С укреплением государства фонды объединялись, и на их основе был создан бюджет. Однако в настоящее время роль фондов существенно возросла. Их возникновение связано с появлением определенной группы расходов, которые требуют особого внимания.

     Внебюджетные  фонды создаются двумя путями:

  1. выделение из бюджетов определенных расходов, имеющих особо важное значение;
  2. формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.

     Материальным  источником внебюджетных фондов, как  и других звеньев финансовой системы, является НД. Главными методами мобилизации  НД при формировании фондов являются специальные налоги и сборы, средства и з бюджета и займы.

     Разнообразие  внебюджетных фондов определяет разнообразие связей между фондами и звеньями финансовой системы. При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду, например, валютные фонды образуются в форме безвозвратных субсидий центрального бюджета. При двусторонних связях денежный поток движется в двух направлениях, например, фонды социального страхования при наличии активного сальдо покупают государственные ценные бумаги. При многосторонних связях внебюджетный фонд одновременно взаимодействует с разными финансовыми звеньями.

     Объем концентрируемых в специальных  фондах значителен, так во Франции  специальные фонды по размеру  приближаются к государственному бюджету  страны,  в Японии из специальных фондов финансируется более половины государственных расходов, в Великобритании – 1/3.

     В финансовой системе РФ государственные  внебюджетные фонды были образованы в соответствии с Законом «Об  основах бюджетного устройства и  бюджетного процесса в РСФСР» (10.10.91 г.), решение об образовании внебюджетных фондов принимают Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления.

     Перед внебюджетными фондами стоят  задачи обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

     Внебюджетные  фонды находятся в собственности  государства, но являются автономными  и изъятию не подлежат. Они имеют, как правило, строгое целевое  назначение, которое отражается в названии фонда.

     Существуют  следующие виды классификации внебюджетных фондов:

  1. по экономическому содержанию: социальные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социальной поддержки населения и др.; экономические – дорожный фонд, НИОКР и др.;
  2. от правового статуса: федеральные – находящиеся в собственности федеральной власти; региональные – создаваемые по решению представительных органов субъектов Федерации и местных органов самоуправления.

     С конца 1993 г. большинство внебюджетных фондов, кроме социальных были включены в бюджет, однако сохранена направленность целевого использования средств  этих фондов.

     Охарактеризуем  важнейшие внебюджетные социальные фонды:

     Пенсионный  фонд Российской Федерации образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г. Средства ПФР формируются за счет страховых взносов работодателей и работающих, ассигнований из бюджета, часть средств поступает за счет капитализации временно свободных ресурсов,

     Руководство ПФР осуществляет Правление и его постоянно действующий орган – исполнительная дирекция, которой подчиняются отделения в республиках в составе РФ, национально-государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (городах, районах) имеются уполномоченные фонда.

     Фонд  социального страхования  РФ создан постановлением СМ от 25.12.90 г. в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и улучшения материальных условий определенных групп населения и предназначен для выплаты различных пособий, путевок, содержания санаторно-оздоровительных учреждений.

     ФСС состоит из региональных отделений, центральных отраслевых отделений  и филиалов отделений. Для обеспечения  деятельности создан центральный аппарат  и аппараты органов фонда в региональных и отраслевых отделениях. При ФСС образуется Правление, а при отделениях – координационные советы. Руководит фондом председатель, назначаемый Правительством РФ.

     ФСС образуется за счет страховых взносов  хозяйствующих субъектов, ассигнований из федерального бюджета, доходов от инвестирования средств, добровольных взносов.

     Фонд  обязательного медицинского страхования Российской Федерации образован в соответствии с законом от 28.06.91 г. для усиления заинтересованности и ответственности застрахованных лиц и государства, предприятия, учреждения в охране здоровья работников. ФОМС создаются на федеральном и региональном уровнях, в районах и городах создаются филиалы.

     ФОМС  формируются за счет страховых взносов  и бюджетных ассигнований.  Плательщиками выступают предприятия, организации, учреждения, а также органы исполнительной власти, осуществляющие платежи за неработающих граждан.

     Средства  перечисляются на собирательный  счет РКЦ, который в пределах территории финансирует работу страховых компаний, имеющих лицензии для проведения соответствующей работы. Всем гражданам вручается страховой полис по месту жительства или месту работы.

Информация о работе Сущность и необходимость кредита