Сущность фискальной политики, ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 07:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства. Роль фискальной политики в целостном экономическом управлении велика. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет, государственными денежными доходы. В условиях рынка фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.

Оглавление

Введение
1. Сущность фискальной политики, ее виды
2. Инструменты фискальной политики
3. Особенности фискальной политики в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курс(2).docx

— 45.19 Кб (Скачать)

 

Очевидно, чем выше налоги, тем меньшим  доходом будет располагать субъект, а значит меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет тех  факторов, которые могут стимулировать  либо тормозить экономическое развитие и благосостояние общества.

 

Такой инструмент фискальной политики государства как налоги тесно  связан с другим инструментом бюджетно-налоговой  политики - государственными расходами. Средства, изымаемые в виде налогов, идут в государственный бюджет, впоследствии расходуясь на различные цели государства. В условиях действующего законодательства РФ основная часть бюджета наполняется  за счет платежей налогоплательщиков - юридических лиц.

 

В настоящее время получила распространение  точка зрения о необходимости  дополнительного существенного  сокращения налоговых ставок по основным налогам. В обоснование этого  авторы указывают, что несмотря на временное падение объема налоговых поступлений, в долговременной перспективе улучшаются условия инвестирования, увеличится производство товаров и услуг, повысится занятость населения и, вследствие роста налогооблагаемой базы, начнут расти доходы государства [5, с. 347].

 

Под государственными или правительственными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки  товаров и услуг.

 

Государственные закупки товаров  и услуг могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета  школ, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.

 

Государство увеличивает свои закупки  в период спада и кризиса и  сокращает во время подъема и  инфляции в целях поддержания  стабильности производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержания  на нем равновесия между спросом  и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических функций государства.

 

Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом  развитии общества. Отсюда они объективно необходимы и в то же время превышение ими разумных пределов может привести к финансовой нестабильности в национальной экономике, чрезмерному дефициту государственного бюджета.

 

Государственные расходы выступают  в форме:

 

- государственного заказа, который  распределяется на конкурентной  основе;

 

- строительства за счет капитальных  вложений;

 

- расходов на оборону, управление  и т.д. 

 

Основная часть государственных  расходов проходит через госбюджет, включающий в себя бюджеты федерального правительства и местных властей.

 

Государственный бюджет - это годовой  план государственных расходов и  источников их финансового покрытия (доходов). В современных условиях бюджет является также мощным рычагом  государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных  мероприятий.

 

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство  страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также  выполнения необходимых социально-экономических  функций.

 

Расходы показывают направление и  цели бюджетных ассигнований и выполняют  функции политического, социального  и экономического регулирования. Они  всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное  предоставление государственных средств  из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим  расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое  предполагает возвратный характер кредита. Надо заметить, что безвозвратность  предоставления финансовых ресурсов не означает произвольности в их использовании. Всякий раз при применении финансирования государство разрабатывает порядок  и условия использования денег  для целевого направления и обеспечения  общего экономического роста и улучшения  жизни населения.

 

Структура государственных расходов в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными  традициями, организацией образования  и здравоохранения, но главным образом  характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.

 

Государственные трансферты, являясь  одним из инструментов фискальной политики, представляют собой выплаты государственных  органов, не связанные с движением  товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства, полученные от налогоплательщиков, через пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию и т.д. [6, с. 671]. Трансфертные платежи имеют  более низкий мультипликатор по сравнению  с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных  расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом  трансфертных платежей является то, что  они могут быть направлены определенным группам населения. Социальные трансферты (пенсии, стипендии, различные пособия) входят в средний доход, и эти  выплаты позволяют увеличить  бюджет семьи на 10-12% [6, с. 409].

 

Инструменты фискальной политики по-своему влияют на экономическую ситуацию, помогая достичь целей, поставленных перед фискальной политикой. Основными  инструментами фискальной политики государства являются изменение  налогов и трансфертных платежей. Инструменты фискальной политики взаимосвязаны  и их роль в реализации той или  иной политики государства велика.

 

3. Особенности фискальной политики  в России

 

 

Фискальная политика оказывает  большое влияние на развитие государства  и на складывающуюся ситуацию в стране. Поэтому очень важно анализировать  существующую фискальную политику и  прогнозировать последствия еще  только планируемой фискальной политики. Таким образом, для выбора наиболее правильной и экономически целесообразной фискальной политики необходим ее системный  анализ и прогнозирование последствий, так как фискальная политика играет большую роль в развитии государства, влияя на социальное положение граждан государства, на состояние государственного бюджета и на деловую активность предприятий.

 

Рассмотрим фискальную политику, проводимую в России.

 

По оперативным данным Федеральной  налоговой службы, в консолидированный  бюджет Российской Федерации в 2008г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 7948,9 млрд.рублей, что на 14,3% больше, чем в 2007 году. В декабре 2008г. поступления в консолидированный бюджет составили 528,5 млрд.рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 36,6%. Подробно поступление налогов представленор в приложении 3.

 

В 2008г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило  федеральных налогов и сборов 7265,3 млрд.рублей (91,5% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 403,5 млрд.рублей (5,1%), местных налогов и сборов - 90,7 млрд.рублей (1,1%), налогов со специальным налоговым режимом - 184,7 млрд.рублей (2,3%) [12].

 

Если мы рассмотрим таблицу, представленную в приложении 3 и построим диаграмму  посткупления налогов (рис.2), то увидим, что основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2008г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 31,6%, налога на добычу полезных ископаемых - 21,5%, налога на доходы физических лиц - 21,0%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 12,6%.

 

Рис. 2 Структура поступивших налогов [12].

 

Однако в России существуют проблемы, связанные с просроченной налоговой  задолженностью. По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность  по налогам и сборам, учитываемая  с момента ее возникновения (без  учета задолженности по уплате пеней  и налоговых санкций), в бюджетную  систему Российской Федерации на 1 января 2009г. составила 559,1 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2008г. она сократилась на 2,8%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых - на 18,1%, на добавленную стоимость - на 2,7%, акцизам в целом - на 3,3%, из нее на вина - 65,0%, дизельное топливо - на 60,1%, табачную продукцию - на 33,2%, легковые автомобили и мотоциклы - на 12,2%, пиво - на 8,1%, автомобильный бензин - на 3,7%. Увеличилась задолженность по акцизам на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт сырец из всех видов сырья) - на 41,5%, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% включительно (за исключением вин) - на 21,9%, налогу на прибыль организаций - на 4,9% [12]..

 

Задолженность по уплате пеней и  налоговых санкций (штрафов) на 1 января 2009г. составила 407,8 млрд.рублей, что ниже задолженности по налогам и сборам на 27,1%.

 

На рисунке 3 представлена динамика и структура просроченной задолженности.

 

Рис.3 Динамика задолженности по налогам  и сборам [12].

 

Рассмотрим теперь какое место  налоги занимают в формировании бюджета РФ.

 

В приложении 4 дана структура бюджета  по поступлениям и расходам. Из данной таблицы видно, что налоги составляют 73 % всех поступлений в бюджет. Остальную  часть составляют доходы от внешнеторговой деятельности (22, 4 %). Если рассматривать  долю налоговых поступлений в  ВВП, то тут их доля составляет 28,4 %.

 

Исходя из вышеприведенных значений, можно сказать, что Россия во многом зависит от проведения эффективной  фискальной политики, поскольку фискальная политика является основным источником формирования доходной части бюджета  РФ.

 

В этой связи хотелось бы выделить основные направления налоговой  политики в период с 2008-по 2010 гг.

 

К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено  формирование основ современной  налоговой системы государства  с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.

 

Введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой  системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность и  результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует  нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

 

Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой  политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях  неэффективность налоговой системы  связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования  законодательства о налогах и  сборах, судебной системы, органов государственной  власти и управления в целом. В  среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков  налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация  с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.

 

В среднесрочной перспективе будет  продолжено совершенствование системы  администрирования налогов в  России. В частности, предполагается принятие следующих мер:

 

а) Совершенствование подходов к  проведению налоговых проверок;

 

б) Повышение уровня информационного  обеспечения и автоматизации  налоговых органов;

 

в) Обеспечение информационного  взаимодействия между налоговыми, таможенными, правоохранительными и иными  органами;

 

г) Совершенствование системы государственной  регистрации юридических лиц  и предпринимателей без образования  юридического лица.

 

С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с  учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной  перспективе, необходимо отметить следующие  цели налоговой политики:

 

1) Отказ от увеличения номинального  налогового бремени в среднесрочной  перспективе при условии поддержания  сбалансированности бюджетной системы

 

2) Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности  налоговой системы за счет  внедрения современных подходов  к налоговому администрированию,  пересмотра налоговых льгот и  освобождений, интеграции российской  налоговой системы в международные  налоговые отношения.

 

Среди основных направлений, в которых  предполагается развивать налоговую  политику в среднесрочной перспективе, необходимо выделить следующие направления.

 

1. Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения. В настоящее время получила широкое распространение практика минимизации обязательств по налогам с корпораций путем произвольного манипулирования ценами сделок при осуществлении операций между связанными или контролируемыми лицами. В частности, среди способов намеренного уменьшения налоговых обязательств можно выделить регистрацию одной из сторон сделки в юрисдикции с пониженным налогообложением, использование налоговых льгот или специальных льготных налоговых режимов, наличие убытков по данным налогового учета, а также неуплату налогов в результате незаконной ликвидации предприятия-налогоплательщика.

 

Еще одним негативным эффектом использования  трансфертного ценообразования  группами компаний в условиях российской налоговой системы является перемещение  мобильной налоговой базы между  регионами страны, в результате чего за счет выгод, получаемых отдельными регионами, потери несет не только бюджетная  система в целом, но бюджеты прочих субъектов Российской Федерации.

 

В данный момент для России актуальным является вопрос противодействия использованию  подобных трансфертных цен связанными или контролируемыми компаниями в целях минимизации своих  налоговых обязательств. Основной задачей  налоговых органов является не предотвращение использования трансфертных цен, а  недопущение бюджетных потерь какого-либо государства от их использования.

Информация о работе Сущность фискальной политики, ее виды