Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:28, реферат
Кредит имеет длительную историю развития. Он возник как одна из разновидностей обмена в далекие исторические эпохи, и его развитие тесно связано с развитием хозяйственной деятельности человечества. Существует два вида кредита — натуральный и денежный кредит. Натуральный кредит появился в эпоху разложения первобытно — общинного строя. Он существует до сих пор и означает предоставление в ссуду товаров в натуральном виде. Денежный кредит возник вместе с появлением денег и вместе с ним прошел длительную историю развития. В рамках теории финансов рассматривается денежный кредит. Но это не означает, что натуральный кредит полностью утратил свое значение в современной экономике. Он продолжает развиваться, приобретает новые формы и часто действует совместно с денежным кредитом. Например, широко известный коммерческий кредит сочетает в себе натуральный (вещественный) кредит в форме переданного от одного хозяйственного субъекта к другому товара и денежное обязательство в форме векселя, который получатель товара выписывает поставщику.
Введение………………………………………………………………
Глава 1. Социально-экономическая сущность государственного кредита.
1.1. Понятие кредита…………………………..
1.2. Функции кредита………………………….
1.3. Формы государственного кредита……………………………
Глава 2. Государственный кредит в РФ.
2.1. Основные этапы развития государственного кредита и его особенности…………………………………………………….
2.2. Классификация государственных займов…………………….
2.3. Заемная деятельность государства на внутреннем рынке….………………………………………………………..
2.4. Заемная деятельность государства на внешнем рынке……..
2.5. Государство, как кредитор…………………………………….
Глава 3. Перспективы развития государственного кредита.
3.1. Управление государственным кредитом…………………….
3.2. Способы государственного финансово-кредитного регулирования………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………..
Введение
Многие учреждения
специализированных банков стали самостоятельно
реорганизовываться в коммерческие
банки, объявлять себя независимыми
от системы, которая ими раньше руководила.
Начался массовый переход клиентуры
из учреждений государственных
Таким образом, уже к концу 1990г. была произведена административная ломка существовавшей общесоюзной централизованной банковской системы. Этот процесс проходил при отсутствии соответствующей правовой базы. Только 2 декабря 1990г. ВС РСФСР принял закон «О банках и банковской деятельности в РСФСР». В стране уже функционировали более 300 коммерческих банков. Российские законы закрепили начавшееся в стране создание новых банков, не зависимых от органов власти при решении вопросов банковской коммерческой деятельности. В России была ликвидирована государственная монополия в банковском деле. Правления специализированных банков упразднены. Их филиалы путем разгосударствления и акционирования преобразовались в коммерческие банки. Система коммерческих банков начала развиваться и концу 1993г. на территории России функционировали более 2 тыс. таких банков и тысячи их филиалов. В деятельности коммерческих банков уточнялись и совершенствовались их взаимоотношения Центральным банком РФ.
Годом формирования двухуровневой банковской системы можно считать 1990г. Первый (верхний) уровень банковской системы представлен Центральным банком РФ и его территориальными управлениями в областях и краях, а также национальными банками республик, входящих в Российскую Федерацию.
Взаимоотношения
между Центральным банком РФ и
коммерческими банками
2.2 Структура кредитной системы РФ.
Структура современной кредитной системы России выглядит следующим образом:
I. Центральный банк РФ.
II. Банковская система: коммерческие банки, сберегательные банки, ипотечные банки.
III. Специализированные кредитно — финансовые учреждения, страховые компании, инвестиционные банки, пенсионные фонды, финансово — строительные компании и прочие.
В Российской
Федерации все кредитные
Под коммерческим банком понимается коммерческая организация, которая на основании лицензии Центрального банка РФ привлекает на условиях возвратности денежные средства и другие ценности физических и юридических лиц и, размещают их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять расчетные и другие банковские операции.
Кредитные учреждения — это юридические лица, не являющиеся банками, с установленным размером уставного фонда, которым по лицензии Центрального банка РФ предоставляется право осуществлять отдельные банковские операции, за исключением денежных операции с физическими лицами.
Центральный
банк России является главным банком
государства. Он независим от распорядительных
и исполнительных органов власти. Центральный
банк — это экономически самостоятельное
учреждение. Он осуществляет свои расходы
за счет собственных доходов.
2.1 Российская Федерация как заемщик
В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. По договору государственного займа заемщиком выступает РФ, субъекты РФ, а заимодавцами - граждане или юридические лица. Государственные займы являются добровольными и изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.
Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем позаимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный государственный долг России как внутренний, так и внешний свидетельствует о кризисе финансов страны.
В соответствии
с Законом РФ "О государственном
внутреннем долге Российской Федерации"
под государственным внутренним
долгом понимаются долговые обязательства
Правительства РФ перед юридическими
и физическими лицами. Таким образом,
следует различать
Обеспечением государственного долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных правительством, государственных займов или других долговых обязательств, гарантированных Правительством.
Государственный
внутренний долг состоит из задолженности
прошлых лет и вновь возникшей задолженности.
Российская Федерация не несет ответственности
по долговым обязательствам национально-территориальных
образований Российской Федерации, если
они не были гарантированы Правительством
РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных
и административно-
Как отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.
Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.
Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.
Кредитная деятельность РФ на мировой арене регулируются Федеральным Законом "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям", принятым Государственной Думой 7 декабря 1994 г. и одобренным Советом Федерации 17 декабря 1994 г.
В настоящее время Российская Федерация является крупным заемщиком как внутри страны, так и на международной арене.
2.2 Заемная деятельность РФ на внутреннем рынке
В последние
годы заемная деятельность Правительства
РФ на рынке ценных бумаг стремительно
активизируется, что объясняется
отказом от использования кредитов
Центрального Банка для покрытия
бюджетного дефицита. При этом для
привлечения средств
В результате возникла парадоксальная ситуация: самые надежные государственные бумаги являются одновременно и самыми доходными, а следовательно, и самыми популярными. Как следствие основная масса средств инвесторов, вовлеченная в операции с ценными бумагами, идет не в производство, а на финансирование федеральных расходов и обслуживание внутреннего государственного долга. Тем самым государственный кредит начинает оказывать негативное воздействие на экономическое развитие страны. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга РФ стало самовоспроизводящимся процессом.
Государственный внутренний долг РФ на начало 1995 г. оценивался в 88 400 млрд. руб. Эта сумма складывалась из следующих компонентов:
млрд. долл. | % | ||
Задолженность Правительства РФ | 86591 | 98,0 | |
ЦБ по кредитам на покрытие бюджетного дефицита | 59.749 | 67,6 | |
предприятиям и населению | 26.842 | 30,4 | |
в
результате выпуска
государственных
краткосрочных бескупонных |
11.000 | 12,4 | |
государственных казначейских обязательств | 5.500 | 6,2 | |
Задолженность
по:
АПК, переоформленная в казначейские векселя |
5.600 | 6,3 | |
государственным казначейским векселям | 1.540 | 1,7 | |
целевому займу СССР 1990 г. | 2.400 | 2,7 | |
целевым вкладам и чекам на автомобили | 700 | 0,8 | |
государственному
внутреннему займу
1991 г. |
80 | 0,1 | |
государственному займу 1992 г. и другим займам, полученным у населения | 22 | 0,02 | |
Задолженность
ЦБ РФ:
по гарантиям Правительства РФ |
1.425,6 | 1,6 | |
внутренний долг ЦБ РФ, принятый от бывшего СССР | 1.000 | 1,1 | |
задолженность ЦБ РФ по кредитным ресурсам | 335 | 0,4 | |
Сберегательного Банка СССР | 90,6 | 0,1 | |
Прочая задолженность | 383,4 | 0,4 | |
Итого государственный внутренний долг РФ | 88.400 | 100 | |
В процентах к ВВП | 14-15 | ||
В том числе по обязательствам бывшего СССР | 3.525,6 | 4 | |
Законом "О федеральном бюджете на 1996 г." верхний предел государственного внутреннего долга на конец 1996 г. установлен в сумме 316,0 трлн. руб.
Как видно из приведенных данных, в прошедшие годы наибольший удельный вес в финансировании задолженности Правительства РФ имели кредиты ЦБ РФ. При этом их доля увеличивалась. Если в 1993 г. на долю кредитов ЦБ приходилось 65,2%, то в 1994 г. - уже 67,6%. В 1995 г. эта тенденция коренным образом была изменена. Разработанная финансовая политика предполагает, что новые позаимствования целиком и полностью должны финансироваться за счет других источников.
Запланированный на 1996 финансовый год предельный размер дефицита федерального бюджета в размере 88 550 млрд. руб. должен быть покрыт за счет внутренних источников в общей сумме 56 100 млрд. руб., что вдвое больше показателя 1995 г., и источников внешнего финансирования в общей сумме 32450 млрд. руб. Поэтому сектор государственных ценных бумаг будет стремительно расти, и к концу года его объем должен достигнуть 153 трлн. руб.
Важная роль в финансировании бюджетного дефицита принадлежит государственным краткосрочным бескупонным облигациям (ГКО). Впервые они были выпущены в 1993 г. В соответствии с "Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107, операции с ГКО могут осуществляться только через уполномоченных дилеров, получивших специальную лицензию, дающую право на проведение операций с ГКО.
ГКО являются
краткосрочным заемным
Реализация ГКО осуществляется со скидкой с номинала. В целях упрощения расчетов цена устанавливается в процентах к номиналу. Погашение производится ЦБ по номиналу. Таким образам доход инвестора складывается за счет разницы между ценой погашения и ценой покупки.
Первичное размещение ГКО совершается на аукционе, на который официально зарегистрированные дилеры ЦБ подают собранные от всех желающих заявки на приобретение облигаций, в которых указываются цена и количество приобретаемых ГКО. Допускается подача заявки без указания цены. Такие заявки называются неконкурентными. Объем неконкурентных заявок заранее ограничивается эмитентом.
Эмитент в зависимости от суммарного спроса и объема выпуска определяет цену отсечения, т.е. минимальную цену, допустимую с его точки зрения для реализации облигаций. Все заявки поступившие по данной цене и выше, подлежат удовлетворению; заявки, в которых были указаны более низкие цены, не удовлетворяются, т.е. отсекаются.