Страхование предпринимательских рисков как традиционный способ преодоления и как способ управления такими рисками

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:28, реферат

Краткое описание

Кредит имеет длительную историю развития. Он возник как одна из разновидностей обмена в далекие исторические эпохи, и его развитие тесно связано с развитием хозяйственной деятельности человечества. Существует два вида кредита — натуральный и денежный кредит. Натуральный кредит появился в эпоху разложения первобытно — общинного строя. Он существует до сих пор и означает предоставление в ссуду товаров в натуральном виде. Денежный кредит возник вместе с появлением денег и вместе с ним прошел длительную историю развития. В рамках теории финансов рассматривается денежный кредит. Но это не означает, что натуральный кредит полностью утратил свое значение в современной экономике. Он продолжает развиваться, приобретает новые формы и часто действует совместно с денежным кредитом. Например, широко известный коммерческий кредит сочетает в себе натуральный (вещественный) кредит в форме переданного от одного хозяйственного субъекта к другому товара и денежное обязательство в форме векселя, который получатель товара выписывает поставщику.

Оглавление

Введение………………………………………………………………
Глава 1. Социально-экономическая сущность государственного кредита.
1.1. Понятие кредита…………………………..
1.2. Функции кредита………………………….
1.3. Формы государственного кредита……………………………
Глава 2. Государственный кредит в РФ.
2.1. Основные этапы развития государственного кредита и его особенности…………………………………………………….
2.2. Классификация государственных займов…………………….
2.3. Заемная деятельность государства на внутреннем рынке….………………………………………………………..
2.4. Заемная деятельность государства на внешнем рынке……..
2.5. Государство, как кредитор…………………………………….
Глава 3. Перспективы развития государственного кредита.
3.1. Управление государственным кредитом…………………….
3.2. Способы государственного финансово-кредитного регулирования………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………..
Введение

Файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 46.32 Кб (Скачать)

Сельхозбанк — банк финансирования социалистического сельского хозяйства. Такое хозяйство формировалось в результате развернутой коллективизации, заключавшейся в принудительном объединении крестьян и коллективные хозяйства — колхозы.

Цекомбанк и коммунальные банки — должны были финансировать в порядке безвозвратных вложений и долгосрочных ссуд все жилищное, коммунальное и культурное строительство, а также комплексное строительство новых городов и поселков.

Торгбанк - торговому банку следовало направлять финансы на капитальное строительство государственной торговли и промысловой кооперации. В 1956г. Торгбанк был ликвидирован, а его функции переданы Сльхозбанку и Цекомбанку.

Таким образом, в специализированных государственных  банках должны были концентрироваться  все предназначенные на капитальные  вложения средства народного хозяйства  как бюджетные, так и принадлежащие  предприятиям и хозяйственным организациям.

Финансирование  и кредитование капитальных вложений эти банки могли производить  только на основе утвержденных для  предприятий и хозяйственных  организаций планов капитального строительства  и планов финансирования. Правительство  подчеркивало, что важнейшей функцией специализированных банков является контроль за использованием отпущенных ими средств в соответствии с утвержденными планами и фактическим ходом строительства.

В отличии от банков периода НЭПа, осуществлявших в большей мере краткосрочное кредитование и выполнявших ряд других банковских операции (прием вкладов, инкассацию денег, расчеты между клиентами, товарно-комиссионные операции и пр.), задачи новых специальных банков заключались только в финансировании и кредитовании капитальных вложений. Это позволяло использовать их в качестве аппарата государственного контроля за капитальным строительством.

Специализация банков по отдельным отраслям народного  хозяйства давала возможность учитывать  особенности работы этих отраслей и  более эффективно проводить контроль за расходованием по назначению плановых капитальных вложений. Специальные банки были подчинены Народному комиссариату финансов СССР.

В соответствии с Указом Верховного Совета СССР от 7 апреля 1959г. Была проведена новая  реорганизация специальных банков. Были ликвидированы Цекомбанк и Сельхозбанк, Промбанку переданы операции, выполнявшиеся ранее Цекомбанком. Промбанк был переименован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений — Стройбанк СССР, Госбанку были переданы функции Сельхозбанка.

В середине 1972г. Стройбанк имел сеть учреждений из 1202 контор, отделений и своих уполномоченных при Госбанке. Перед Стройбанком  была поставлена задача добиваться усиления роли кредита и системы финансирования в повышении эффективности капитальных  вложений, так как в конце 60-х  гг. стало заметно проявляться  снижение эффективности общественного  производства, Правительством в это  время был принят ряд постановлений, в которых указывалось на необходимость  совершенствовать хозяйственный механизм, расширить роль товарно — денежных отношений.

Банковская  система в 60-70-е годы являлась жестко централизованной, так как Стройбанк  СССР лишь по форме был независим  от Госбанка СССР. Объемы кредитных  вложений определялись только для сбалансирования  планов развития с имеющимися бюджетными средствами.

При этом реальные кредитные ресурсы не имели практического  значения, так как в банковской системе СССР отсутствовали антиинфляционные ограничители, поскольку любой кредит одновременно создавал остатки на счетах клиента. Это в рамках единого  банка означало практически неограниченную депозитную эмиссию, т.е. эмиссию денег  в их безналичной форме. Основное внимание уделялось тому, чтобы не допустить сверхплановой трансформации  безналичных денег в наличные.

Госбанк СССР не только выполнял функции единого  кредитного центра страны, но и осуществлял  операционно-кассовое обслуживание бюджета. Он аккумулировал все поступления  в бюджет и выдавал ассигнования из бюджета. Взаимоотношения между  предприятиями и бюджетом строились  на запланированных отчислениях  в бюджет и ассигнований из него. В случае отклонения от плана поступлений  денег в бюджет Госбанк автоматически  предоставлял кредит. В результате ежегодно возрастали темпы инфляции, размеры которой скрывались от населения.

В начале 80-х гг. на фоне ухудшающейся экономической ситуации произошли первые изменения во внутренней политической обстановке. В 1985 году стало очевидно, что советская экономическая система находится в состоянии кризиса и что необходима перестройка. Начались поиски путей проведения экономической реформы, включая реформу кредитной системы.

Кредитная система  в переходный период. Создание двухуровневой  системы.

В период перестройки  во второй половине 80-х годов были предприняты первые шаги по реформированию советской кредитной системы. Предполагалось усилить роль банков в повышении  эффективности экономики путем  их отраслевой специализации. Для этого  в 1987г. Было принято решение реорганизовать систему спецбанков с учетом особенностей деятельности отдельных секторов экономики. В результате сформировалась система новых банков, включающая Госбанк СССР, Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Сбербанк СССР, Внешэкономбанк СССР.

Промстройбанк СССР был призван осуществлять кредитно- расчетное обслуживание текущей деятельности, финансирование и кредитование капитальных вложений промышленности, строительной индустрии, транспорта, связи и системы материально — технического снабжения.

Агропромбанк  СССР создавался для выполнения банковских операций предприятий, колхозов и других организаций, входящих в агропромышленный комплекс страны.

Жилсоцбанк СССР должен был производить операции по кредитно — расчетному обслуживанию и финансированию жилищно — коммунального хозяйства, государственной и кооперативной торговли, бытового обслуживания, легкой и местной промышленности, а также кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности. 

Сбербанк  СССР — банк, созданный на базе сберегательных касс, был призван аккумулировать сбережения населения и организовать для него безналичные расчеты. Ему предлагалось принять на кредитно — расчетное обслуживание небольшие предприятия, а также организовать выдачу и погашение краткосрочных и долгосрочных ссуд гражданам в связи с их потребительскими нуждами. Сбербанку было поручено обслуживание внутреннего государственного долга. Система Сбербанка охватывала более 70 тыс. сберегательных касс.

Внешэкономбанк  СССР был нацелен на обеспечение организации и проведении расчетов по экспортно — импортным и неторговым операциям, кредитования объединений, предприятий и организаций, осуществляющих внешнеэкономические связи. На этот банк возлагался контроль за исполнением сводного валютного плана, рациональным и экономным использованием валютных ресурсов страны, проведением операций на международных валютных и кредитных рынках, а также операций, связанных с наличной валютой и валютными ценностями.

Количество  филиалов специализированных банков достигло 5,5 тыс. без учета филиалов Сбербанка  СССР.

Изменились  функции Госбанка СССР, так как  кредитование расчетно- кассовое обслуживание народного хозяйства оп передал специализированным государственным банкам. Госбанку было предложено сконцентрировать свои усилия на решении, главным образом. Следующих задач:

·        Укрепление денежного обращения в стране, повышения устойчивости и покупательной способности рубля, организации оборота наличных денег;

·        Внедрение наиболее прогрессивных форм кредитования и расчетов, способствующих укреплению оборачиваемости оборотных средств и укреплению платежной дисциплины;

·        Координация функций специализированных банков и контроль по всем основным направлениям их деятельности;

·        Выполнение совместно с Внешэкономбанком операций по использованию иностранной валюты в стране и др.

Однако реорганизация  банковской системы была проведена  поспешно, без разработки определенной концепции и необходимой организационной  подготовки.

В процессе начатой в 1987г. Реформы банковской системы ставилась задача перевести на самоокупаемость конторы и отделения государственных специальных банков, расширить их права при сохранении централизованной системы управления банками. Однако это оказалось невозможным вследствие отсутствия четкого разграничения ресурсов, которыми они могли бы распоряжаться. Не было для этого и организационных предпосылок. Деятельность системы специализированных банков пришла в противоречие с нарождающимися рыночными отношениями. Этому в значительной степени способствовала меняющаяся ситуация в экономике. Правительство провозгласило право предприятий самостоятельно решать все хозяйственные вопросы. Была вновь, как и в период НЭПа, разрешена предпринимательская деятельность. Происходило массовое образование кооперативов, чаще всего путем выделения на самостоятельный баланс структурных подразделений крупных государственных заводов, фабрик и строительных организаций.

Как следствие  проведенной реформы низовые  звенья банков были выведены из подчинения одного центра и рассредоточены по отраслевому признаку между вновь созданным учреждениям. Критериями при их распределении служил удельный вес клиентуры, которая переходила к тому или иному спецбанку.

На уровне банковский отделений не удалось  провести специализацию, так как  во многих районах каждый банк не мог  открыть свой филиал ввиду незначительного  количества, относящегося к его профилю  кредитно — расчетных операций. В результате низовые звенья одного спецбанка попали в зависимость от всех других спецбанков, что осложнило их работу: они оказались вынуждены подчиняться указаниям из нескольких центров, выполнять множество различных поручений, отчитываться перед каждым из центров. При этом штаты низовых звеньев в ряде случаев сократились, а штаты выше стоящих звеньев, наоборот, увеличились.

Перестройка экономики сопровождалась ликвидацией  системы централизованного материально  — технического снабжения. Это возродило  обширную сеть посреднических и торговых организаций. Резко возросла потребность  в банковский услугах. Экономика страны нуждалась в эффективном и оперативном кредитно — расчетном обслуживании. Централизованная система государственных специализированных банков эту задачу решить не смогла из-за консервативности и инертности.

Несовершенство  новой системы проявилась не только в организационных недостатках. Произошло и качественное ухудшение  финансово — кредитного механизма. Во — первых, увеличение числа участников привело к путанице и задержкам в межбанковских расчетах. Во — вторых, новая система унаследовала старый механизм управления совокупным денежным оборотом, а он при функционировании нескольких самостоятельных банков оказался несостоятельным. Между банками возникли отношения неэкономической конкуренции, подчас переходящей в антагонистические противоречия.

Союзное Правительство  теряло рычаги управления народным хозяйством. Объясняется такая ситуация тем, что, провозгласив коренную экономическую  реформу и сделав первые шаги в  ее осуществлении, оно стремилось сохранить  основные принципы социалистической экономики. Был взят курс на построение «рыночного социализма» и планово управляемой  экономики. Период с 1988г., включая начало 1989г., характеризуется изменениями  в экономике и политике. Правительство  СССР осуществляло новую попытку  сохранить централизованную систему  банков, усовершенствовать ее, для  чего 31 марта 1989г. Было принято постановление  « О переводе государственных  специализированных банков СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование». Потребовалось перестройка системы  специализированных банков. Последние  из контролеров деятельности предприятий  должны были стать заинтересованные и надежными партнерами, обслуживающими клиентов. Филиалы государственных  банков переводились на самоокупаемость; основным показателем их деятельности должна была стать прибыль.

Однако учреждения банков не получили собственных капиталов, сохранялась по существу централизованная система управления ресурсами контор и отделений. Они продолжали работать по централизованным инструкциями и не могли адаптировать свою деятельность к решению повседневно возникающих проблем рыночной экономики в различных регионах страны.

Сохранение  централизованной банковской системы  противоречило интересам союзных  республик, независимость которых  к этому периоду уже была декларирована. В принятом ВС РСФСР в июле 1990г. постановлении «О государственном банке РСФСР и банках на территории республики»,все банки со своими службами на территории РСФСР, за исключением союзных правлений Госбанка и спецбанков, объявлялось ее собственностью. Республиканские правления Промстройбанка СССР, Жилсоцбанка СССР и Агропромбанка СССР упразднялись, а их учреждения превращались в самостоятельные коммерческие банки.

Информация о работе Страхование предпринимательских рисков как традиционный способ преодоления и как способ управления такими рисками