Страхование имущества организаци

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:32, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время отечественный страховой рынок развивается все динамичнее. Множество отечественных предприятий обращается к участникам страхового рынка, для того чтобы при ведении хозяйственной деятельности посредством страховой защиты минимизировать потери от неизбежных имущественных рисков. Грамотно организованное страховое и перестраховочное покрытие позволяет компании снизить финансовые потери при наступлении непредвиденных и внезапных событий (страховых случаев).
Все эти обстоятельства и обуславливают актуальность рассмотрения вопросов страхования имущества предприятий.
Цель моей курсовой работы: раскрыть, развернуть, дать полную характеристику понятию страхования, страховых фондов. А также рассмотреть перспективы развития страховых имущественных организаций в РБ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 2
1 СУЩНОСТЬ И РОЛЬ СТРАХОВАНИЯ……………………………….4
1.1 Понятие имущественного страхования………………………….......4
1.2 Сущность и роль страхования………………………………………..6
1.3 Принципы страхования………………………………………………9
2 СТРАХОВЫЕ ФОНДЫ………………………………………………...13
2.1 Формы страховых фондов…………………………………………....13
2.2 Формы образования и использования страховых фондов………....14
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА В РБ………………………………………………………………………………….17
4.СТРАХОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ БЕЛОРУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕСТРАХОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «BELARUS RE»……………………………………………..22
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….28
6.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..29

Файлы: 1 файл

страхование имущества организаций).docx

— 62.92 Кб (Скачать)

Основываясь на предположении, что механизм передачи риска реализуется через формирование страхового фонда, можно сделать  вывод, что размер уплачиваемого в этот фонд взноса должен быть справедливым для всех его участников.

Каждый  участник фонда, желающий передать свой риск на страхование, приносит в страховую  компанию риски различной степени. Например:

  • деревянный дом может представлять собой опасность большую, чем дом, имеющий кирпичную конструкцию;
  • 18-летний водитель представляет собой больший риск, чем 35-летний; два 35-летних водителя, один имеющий семейный автомобиль, а другой — спортивный, также внесут в фонд различные риски;
  • человек, имеющий излишний вес, имеет более высокую вероятность ранней смерти, чем человек со средним весом;
  • работник физического труда в большей степени подвержен риску травмы, чем работник офиса.

Исходя  из вышеизложенного можно сделать  следующие выводы:

  1. Взносы в страховой фонд должны быть достаточными для выплат потенциально возможного возмещения в случае возникновения убытка, а также соответствовать размеру опасности и стоимости имущества и прочим факторам риска.
  2. Страховые взносы должны покрывать административные расходы по управлению этим фондом, быть достаточными для формирования резервов, из которых покрываются чрезвычайные убытки в неблагоприятные годы, а также гарантировать страховой компании определенную норму доходности.

При установлении размера страхового взноса необходимо учитывать два вышеназванных  принципа, а также надо удостовериться в том, что взнос в страховой  фонд каждого конкретного полисодержателя  должен быть сравним с взносами других с учетом тяжести и частоты  их рисков. Кроме того, уровень взносов  должен создавать возможность для  конкуренции на рынке. 

         2.2 Формы образования и использования страхового фонда 

Страховой фонд используется для возмещения имущественного ущерба при наступлении неблагоприятных  чрезвычайных событий и оказания помощи гражданам при наступлении  определенных событий в их жизни: временной или постоянной утраты трудоспособности, достижения совершеннолетия, вступление в брак и др. Кроме  того, средства страхового фонда используются для целей предотвращения или  уменьшения ущерба. Существуют две  категории принимаемых мер: предупредительные (превентивные), имеющие цель предупредить возможность возникновения бедствия (строительство дамб, огнестойкое и антисейсмическое строительство и т.д.) и подавляющие (репрессивные) - для ограничения разрушительной силы уже наступившего бедствия (тушение пожаров, проведение спасательных работ). Часть средств страхового фонда в виде временно свободных страховых ресурсов может инвестироваться в различные отрасли производства или ценные бумаги с целью получения прибыли страховыми компаниями. [10,с.86-88]

В условиях рыночной экономики страховой фонд определяется экономической необходимостью, а страхование является обязательным элементом рыночной инфраструктуры, экономическим рычагом стабилизации экономики.

Страховой фонд неразрывно связан с общественным воспроизводством, является его обязательным элементом и выступает в качестве экономического метода восстановления производственных сил, разрушаемых  стихийными силами природы или несчастными  случаями.

В практике существуют три основных формы создания страховых фондов: фонд самострахования (или его модификации - фонды риска), централизированные общегосударственные  резервы и фонды страховщика.

Под самострахованием понимается создание в децентрализованном порядке обособленного фонда  каждым предприятием или хозяйством в отдельности. Особое значение имеют  страховые фонды для сельскохозяйственного  производства, поскольку оно тесно  связано с климатическими и природными условиями и в большей степени, чем промышленность подвергается воздействию  стихийных сил. (создается фонд в  натуральной и денежной форме).

Централизованный  страховой (резервный) фонд образуется за счет общегосударственных ресурсов. Назначение этого фонда состоит  в обеспечении возмещения ущерба в случае глобальных катастроф, аварий и стихийных бедствий. Формируется  в денежной и натуральной форме. Прерогатива распоряжаться ими  принадлежит правительству.

Третья  форма создания страхового фонда - страхование - существенно отличается от рассмотренных  выше форм. При этом методе фонд создается  за счет страховых взносов участников страхования (предприятий, учреждений, организаций, отдельных граждан  и т.д.) и расходуется на строго определенные цели: на возмещение убытков  от стихийных бедствий и выплату  страховых сумм только участникам страхового фонда. Формирование фонда осуществляется в денежной форме в децентрализованном порядке, поскольку страховые взносы уплачиваются каждым страхователем, а выплата страхового возмещения и страховых сумм пострадавшим страхователям осуществляется на основе определенных правил, оговоренных в договоре страхования. [12,с.56-57] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА 
 

   Страховой рынок, являясь частью  финансово-кредитной системы, затрагивает  практически все аспекты деятельности  общества и относится к важнейшим  национальным приоритетам, поскольку  призван способствовать обеспечению  стабильного развития экономики  и социальной сферы.

    Главным предназначением страхования  является защита интересов граждан  и организаций при наступлении  различных неблагоприятных событий  за счет средств страховых  резервов, формируемых страховщиками  из уплаченных страховых взносов.  В республике в основном создана нормативная правовая база, регулирующая отношения в сфере страхования и страховой деятельности, образован национальный институт перестраховочной защиты. В то же время для усиления защищенности граждан и организаций, формирования долгосрочных ресурсов для экономики, а также создания условий для притока иностранного капитала необходимо повысить интенсивность развития отечественного страхового рынка.

   Республиканская программа развития  страховой деятельности на 2011–2015 годы (далее — Республиканская программа) разработана в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 143, 1/7866) в целях определения с учетом мирового опыта механизмов обеспечения устойчивого и динамичного развития национального рынка страховых услуг, позволяющего в полной мере удовлетворять потребности экономики и общества.

   Республиканская программа подготовлена  с учетом комплекса мер, предусмотренных  в Программе деятельности Правительства  Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2011 г. № 216 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 29, 5/33370). В ней обеспечена преемственность с    Республиканской программой развития страховой деятельности в Республике Беларусь на 2006–2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 1749 «О   Республиканской программе развития страховой деятельности в Республике Беларусь на 2006–2010 годы» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 5, 5/24458).

   Страхование является защитным  экономическим механизмом, направленным  на поддержание производства  и качества жизни людей. Современный  этап развития страхового рынка  Республики Беларусь начался  в 2001 году и характеризуется устойчивостью функционирования в результате стабилизации ситуации в экономике страны, а также качественных структурных изменений, обусловленных введением новых видов обязательного страхования.

   Развитию страхового рынка Республики  Беларусь способствовало принятие  указов Президента Республики  Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530, от 25 августа 2006 г. № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 143, 1/7870) и от 19 мая 2008 г. № 280 «О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 121, 1/9719), а также постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 1750 «Об утверждении Порядка инвестирования и размещения страховыми организациями средств страховых резервов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 5, 5/24459).

   На 1 января 2011 г. на страховом рынке Республики Беларусь осуществляли деятельность 24 страховые организации, в том числе 4 — осуществляющие виды страхования, относящиеся к страхованию жизни. Контрольные пакеты акций 8 страховых организаций, осуществлявших деятельность в 2010 году, принадлежали государству, 2 страховые организации созданы со 100-процентным иностранным капиталом. Доля иностранного капитала в совокупном уставном фонде страховых организаций республики на 1 января 2011 г. составила 2,4 процента.

В 2010 году объем поступлений страховых взносов по видам обязательного страхования достиг 673 млрд. рублей, выплат — 440 млрд. рублей, что к уровню 2005 года составило в действующих ценах 207 и 284 процента соответственно. Однако если в абсолютном выражении для объемных показателей сегмента обязательного страхования характерен постоянный рост, то в относительном выражении их динамика в последние годы существенно замедлилась (со 135 процентов в 2008 году до 113 процентов в 2010 году).

Основная  доля (более 90 процентов) поступлений страховых взносов и соответственно страховых выплат по обязательному страхованию приходится на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страхование строений, принадлежащих гражданам.

Сокращение  объемов поступлений страховых  взносов по видам обязательного  страхования компенсировалось активизацией деятельности страховых организаций  на рынке добровольного страхования, где совокупный прирост взносов  в 2010 году составил 151,5 млрд. рублей.

Развитие  добровольного страхования в  значительной степени определялось результатами работы в сегменте имущественного страхования, прежде всего страхования  имущества граждан. В 2006–2010 годах на долю имущественного страхования приходилось от 71 до 88 процентов всего объема страховых взносов по общему страхованию. В 2010 году страховые организации республики по видам добровольного имущественного страхования получили 455,8 млрд. рублей страховых взносов, что в 4,6 раза превышает уровень 2005 года. Достигнутые результаты являются следствием увеличения объемов строительства жилья, а также обновления гражданами и субъектами хозяйствования автомобильного парка.

Одним из важнейших условий обеспечения  устойчивого развития и функционирования страхового рынка, роста его емкости  является увеличение собственного капитала страховых организаций.

Капитализация страховых организаций будет  повышаться за счет внутренних и внешних  источников. Внутренними источниками  увеличения капитала страховых организаций  будут их прибыль и инвестиции в страховую деятельность резидентов Республики Беларусь. Внешние источники  увеличения капитала отечественных  страховых организаций — инвестиции нерезидентов Республики Беларусь.

Основными направлениями реализации данной задачи являются: повышение статуса и  привлекательности на международном  уровне страховых организаций за счет стимулирования притока средств  инвесторов и постепенного снятия ограничений  по доступу иностранного капитала на страховой рынок республики;

Основные  направления реализации задачи перехода на риск- ориентированный надзор и  оценку уровня достаточности капитала страховых организаций:

  • определение ключевых рисков, присущих страховому рынку, с учетом изучения основных подходов и методов их анализа в соответствии с международными нормами;
  • сбор и систематизация данных, необходимых для определения показателей, позволяющих количественно оценить уровень подверженности страховых организаций рискам;
  • поэтапный переход на международные стандарты финансовой отчетности;
  • разработка методологической базы по расчету показателей финансовой устойчивости;
  • внедрение в практику анализа специальных методов и алгоритмов оценки рисков на страховом рынке (стресс-тестирование);
  • оценка уровня достаточности собственных средств на основе рискового подхода и расчета экономического капитала (с использованием принципов платежеспособности, разработанных Международной ассоциацией органов страхового надзора).

Информация о работе Страхование имущества организаци