Совершенствование финансовой системы на современном этапе развития экономики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассмотрим особенности финансовой системы в условиях рыночной экономики. Раскроем сущность, структуру финансовой системы, взаимосвязь всех его звеньев. Рассмотрим систему финансовых рычагов и стимулов которые применимы в настоящий момент в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………5


1 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА – ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЗВЕНЬЯ, ЭЛЕМЕНТЫ И МЕСТО В ЭКОНОМИЧЕСКОМ МЕХАНИЗМЕ……………………………….6

1.1 Понятие, структура и функции финансовой системы……………….6

1.2 Сущность финансового механизма…………………………………...9

1.3 Звенья и элементы финансовой системы……………………............11


2 ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО………………………………………………………….17

2.1 Финансовое регулирование………………………………………….17

2.2 Финансовые рычаги и стимулы……………………………………...24


3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………27


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….32


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………34

Файлы: 1 файл

Финансовая система.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

    Во  всех случаях каждая из рассматриваемых  сфер, с точки зрения воздействия на общественное воспроизводство, содержит определенные функциональные звенья (мобилизации ресурсов, финансирование, стимулирование и т. п.), имеющие количественную и качественную определенность.[5,c.107]

    Количественная  определенность проявляется в сумме  ресурсов, выделяемых на те или иные цели, что является первоосновой функционирования финансового механизма, так как без соответствующих ассигнований невозможно  решение  каких-либо  задач  по  развитию  общества. Одновременно важно и то, каким образом осуществлялось формирование предоставленных ресурсов, в каких формах и по каким каналам происходило их движение, на каких условиях они выделялись и использовались. Это характеризует качественную  определенность  действия финансового механизма. Как известно, свой  «вклад» в современное кризисное состояние финансов внес так называемый затратный механизм управления производством (оценка станков по весу, «стройки века», огромное незавершенное строительство и т. п.), что приводило к распылению средств, непроизводительному их использованию.

    Функционирование  финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризуют два метода (подсистемы) финансового воздействия на развитие общества: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Установление их приоритетности определяется направлениями финансовой политики государства. При этом, чем выше уровень развития общества и его народного хозяйства, тем значительнее роль финансового регулирования.

    Финансовое  обеспечение реализуется посредством установленной системы, которая может осуществляться в нескольких формах: самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования. Особое место в рыночных условиях занимает привлечение финансовых ресурсов с помощью акций и других ценных бумаг. Различные формы финансового обеспечения, как правило, применяются одновременно, путем установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними. Нахождение и обоснование таких пропорций — важнейшая задача финансовых работников всех рангов.

    Количественные  параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее активной частью финансового механизма. Их неоднократно подвергают корректировке, учитывая изменения в условиях производства и задач, стоящих на данном этапе перед Республикой Беларусь. Как известно, в последние годы неоднократно изменялись ставки налога на добавленную стоимость, акцизы и другие налоговые платежи.

    Финансовое  регулирование как метод финансового воздействия связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности. Поскольку финансы выражают распределительные отношения, то и содержание финансовых методов регулирования различных сторон развития общества заключается в том, что они по сути являются конкретными формами, способами распределения, основывающимися на сальдовом и налоговом методах.

    Сальдовый метод предполагает осуществление  распределения доходов по элементам с выделением итогового (сальдового) остатка. Промежуточные элементы при этом методе определяются на основе специальных расчетов.

      При налоговом методе сумма  дохода распределяется  по нормативам(ставкам,  срокам), устанавливаемым законом для отдельных элементов. Каждому из них в системе распределительных отношений придается определенное целевое назначение в виде закрепленных за ними функций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, амортизационные  отчисления   и  т.   п.).

    Финансовое  обеспечение и финансовое регулирование, равно как и каждая сфера, а также звенья взаимосвязаны и взаимозависимы. Однако их функционирование осуществляется относительно самостоятельно, что требует согласования и увязки всех составляющих финансового механизма.

    Функционирование  финансового механизма обеспечивается через определённые организационные структуры. К ним относятся: правовое регламентирование, планирование (прогнозирование) и управление. Правовое регулирование, заключающееся в разработке  и принятии законодательных актов по организации финансовой деятельности, осуществляют органы государственной власти. Так, Президент Республики Беларусь издает законы о налогах, о бюджете на соответствующий финансовый год и другие подобные документы. Министерство финансов, местные финансовые и налоговые органы на основе действующего законодательства и постановлений Совета Министров Республики Беларусь разрабатывают инструкции и другие материалы, позволяющие в пределах предоставленной им компетенции устанавливать единые правила организации финансовой деятельности, обеспечивающие соблюдение финансовой дисциплины, проведение финансовой политики, отвечающей современному состоянию экономического развития белорусского государства.

    Объектом  финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а результатом — составление различных видов финансовых планов и прогнозов, бизнес-планов. Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой.

    Управление  финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью особых приемов и методов, в том числе стимулов, имеющих две стороны — поощрение и санкции.

    В современных условиях хозяйствования, особо важное значение имеет усиление научного обоснования управленческих решении по финансам, учет опыта государств, осуществляющих свою деятельность в условиях рыночного хозяйства.

    Схематически  финансовый механизм хозяйствующих  субъектов можно представить в следующем виде (схема 1).

    С созданием современной экономической  модели, как известно, изменились методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства. Вместо централизованного управления всей финансовой деятельностью хозорганов, строго регламентировавшего состав фондов, пропорций, условий их образования и использования посредством установления плановых заданий, норм, нормативов и т. п., используются разнообразные косвенные финансовые инструменты. С их помощью, а следовательно, при активном участии финансового механизма, в народном хозяйстве регулируется общий уровень финансовых ресурсов, монопольная и внешнеэкономическая деятельность, обеспечивающая необходимость соблюдения правовой и договорной дисциплины, стимулирование развития производства, совершенствование хозяйственной деятельности в республике.[1,c.147] 
 

    

    

      

      

    

    

      

    

    

      

    

      

    

      
 
 
 

Рис.2.1 Структура финансового механизма

Примечание. – Источник: собственная разработка. 

    Наряду  с действием финансового механизма  в производственной сфере коммерческой деятельности, важное значение имеет его организация и в непроизводственной сфере. Причем здесь его формы подверглись особенно существенной перестройке, направленной на более полное удовлетворение потребностей граждан в квалифицированном социально-культурном обслуживании. Перестройка финансового механизма в этой сфере, позволила расширить самостоятельность в использовании находящихся в распоряжении учреждений и организаций финансовых средств: полученных от продажи, сдачи в аренду, обмена зданий, сооружений, транспортных средств, инвентаря; от перевода большого числа учреждений и организаций на платные начала их функционирования; пересмотра в сторону увеличения тарифов на оказываемые услуги и т. п.

    Действующий финансовый механизм в отраслях социально-культурного обслуживания характерен сочетанием бюджетного финансирования с развитием платных услуг. Произошла и перестройка системы бюджетного финансирования — переход на нормативный метод покрытия затрат, предусматривающий возмещение потребностей учреждений и организаций, финансируемых из бюджета на основе нормативов, определенных из расчета социальных расходов на одного жителя или других показателей. Отменена и ранее действующая жесткая регламентация использования бюджетных ассигнований. Осуществлен переход, от выделения средств из бюджета по отдельным статьям расходов к их финансированию по нормативам, комплексно отражающим целевую направленность деятельности этих учреждений и организаций (с сохранением выделения средств на некоторые статьи).

    Денежные  средства, поступившие из всех источников, образуют фонд финансовых ресурсов, используемый на нужды учреждения (заработная плата, фонды экономического стимулирования, расчеты с другими организациями, банками и т. п.). Остатки не используемых за год средств остаются в распоряжении организаций, учреждений. 
 
 
 

2.2 Финансовые рычаги и стимулы 

    При расходовании фондов финансовых ресурсов, как централизованных, так и децентрализованных, используются финансовые рычаги, связанные с финансированием капитальных вложений, расходованием оборотных средств,  фондов экономического стимулирования, дотаций, пенсионных источников, сумм страховых возмещений по всем видам страхования, пособий, стипендий и др.

    Каждый  финансовый рычаг выполняет определенную функцию и имеет конкретную характеристику. Однако в совокупности они взаимосвязаны между собой  и  представляют целостную систему показателей, используемых  при  организации  и  регулировании  финансовых   отношений.

    Участвуя  в формировании и  использовании  фондов денежных ресурсов, финансовые рычаги должны воздействовать на экономическую деятельность хозорганов, стимулировать экономический рост, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, выполнять все другие задачи, связанные с организацией производства в условиях коммерческого расчета. Воздействие финансовых рычагов на развитие общественного производства зависит от функций, которыми они наделены, и от реализации этих функций на практике. Так, исторический опыт показывает, что налоги при правильном их применении приносят огромную пользу государству,  а при ошибочном — непоправимый вред. Даже технический момент в налоговой практике играет очень важную роль. Классическим примером этого в истории советской экономики является факт замены продразверстки продналогом. В результате этого, налог стал взиматься в другой форме и это привело к положительным результатам, хотя тяжесть обложения сохранилась почти на прежнем уровне. Отсюда вывод — все финансовые рычаги требуют к себе самого внимательного отношения, как при их разработке, так и при применении.[5,c.89]

    Важное  значение играет, как в производственной, так и непроизводственной деятельности система финансовых стимулов, являющихся рычагами воздействия на общественное производство. Превращение финансов в инструмент, обеспечивающий органическое включение товарно-денежных отношений в механизм управления рыночной экономикой,  усиление воздействия финансов на производство в современных условиях хозяйствования происходит путем совершенствования всех форм финансовых отношений, в том числе и посредством активизации финансовых стимулов — поощрением за хорошие показатели деятельности и применением санкций за нарушения.

    Различного рода стимулы, выражающие содержание финансового механизма, могут быть применены при формировании доходов, накоплений и фондов. Широкий спектр различных льгот предусмотрен по налогам, взимаемым в бюджет путем частичного или полного освобождения предприятий от их уплаты. Целью стимулирования является увеличение средств, направляемых на мероприятия, связанные с развитием производства,   с   социальными   потребностями   работников, природоохранными действиями, благотворительными целями, расширением производства отдельных видов продукции (работ, услуг). При сокрытии же доходов или уплате их с опозданием применяются разного рода санкции как экономического, так и административного характера, вплоть до уголовной ответственности.

    Льготы  и санкции применяются и при  организации финансирования и кредитования производственной деятельности предприятий и организаций всех форм собственности. Например, они могут быть применены за нецелевое использование средств, несвоевременное погашение банковских ссуд.

    Важное  значение имеет и разработка количественных параметров каждого элемента финансового механизма, т. е. определение ставок, норм и нормативов выделения и изъятия средств, объема отдельных фондов, уровня расходования финансовых ресурсов и пр.

    Одним из основополагающих принципов деятельности законодательных и исполнительных органов, связанных с применением финансовых рычагов и стимулов, разработкой норм и нормативов, является оперативный учет изменений хозяйственных процессов и своевременное воздействие на них, направленное на повышение эффективности экономического развития государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Совершенствование финансовой системы на современном этапе развития экономики Республики Беларусь