Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:07, курсовая работа
Важеейшим элементом социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение - одна из ведущих отраслей социальной сферы. Затраты общества на здравоохранение имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли сферы обслуживания заключается в том что, оберегая и восстанавливая здоровье человека - главной составной части производительных сил общества,
3.Совершенствование практики планирования и финансирования медицинских учреждений.
Несмотря на проведенную в последнее время реформу в здравоохранении в финансовом обеспечении этой отрасли имеются серьёзные недостатки. Постоянное недофинансирование отрасли ведет к сокращению профилактических мероприятий. Снижению материально-технической оснащенности учреждений, росту заболеваемости населения. Огромным экономическим потерям государства, ухудшению социального климата в стране. В этих условиях важным фактором улучшения финансового обеспечения является не только увеличение финансовых ресурсов, но и эффективность их использования, т. е. повышение результативности направляемых в отрасль бюджетных средств. Прогнозы и планы развития здравоохранения, расширение их материально-технической базы, а также число занятых здесь трудовых ресурсов требуют постоянного и всевозрастающего выделения финансовых ресурсов. В связи с этим повышается роль экономического анализа деятельности этой отрасли. Конечной целью такого анализа является разработка методов повышения социальной и экономической результативности деятельности медицинских учреждений. Важнейшая задача в области организации, экономики и финансирования здравоохранения - определение путей достижения максимального медицинского и экономического эффекта. При этом особое значение имеет разработка предложений по наиболее эффективному , рациональному и экономному использованию средств направляемых на содержание медицинских учреждений.
Социально-экономическая эффективность медицинской помощи, рассматривается как соотношение результатов и затрат на оказание медицинской помощи населению с основными показателями здоровья всех слоев общества. Такой критерий целевого распределения бюджетных средств рассматривается в качестве основы выделения финансовых средств учреждениями здравоохранения. Бюджетирование, ориентированное на результат, должно заменить традиционный подход к сметному планированию в здравоохранении. Основной недостаток существующего ныне принципа сметного финансирования, заключается в полной финансовой зависимости бюджетного учреждения от учредителя, то есть достаточность финансирования медицинского учреждения зависит от доходной базы соответствующего бюджета. В условиях реформирования государственных и местных финансов ведется работа по формированию методики оценки бюджетных расходов в области здравоохранения, создаются системы планирования и мониторинга результативности на основе качественных и количественных показателей, а также определение стандартов оказания медицинских услуг. В результате должно быть устранено несоответствие между государственными обязательствами в сфере здравоохранения и финансовыми ресурсами. Добиться баланса между этими категориями можно только путем расчета потребностей населения в видах и объемах медицинской помощи, определив при этом, какие виды медицинской помощи будут предоставляться населению бесплатно и в полном объеме, а какие на платной основе. Помимо бюджетных средств, большое значение в развитии здравоохранения, в увеличении средств, направляемых в эту отрасль, придается реализации Национального проекта «Здоровье». Проект включает такие направления, как «Развитие первичной медико-санитарной помощи» и «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью».
Приоритетный проект «Здоровье» положил начало глубоким преобразованиям в сфере здравоохранения. Впервые за многие годы осуществлены значительные финансовые вложения в отрасль-в кадры, материально-техническую базу, развитие первичной и высокотехнологичной медицинской помощи. Нацпроект «Здоровье» в 2006-2007 годах развивался по трем направлениям. Осуществлялись мероприятия по развитию первичной медицинской помощи, профилактике заболеваемости и повышению доступности высокотехнологичной медицинской помощи. Более 42 тысяч единиц диагностического оборудования поставлено в 10 тысяч ЛПУ первичного звена. В результате практически все амбулаторно-поликлинические учреждения страны были оснащены современным рентгенологическим, ультразвуковым, лабораторным, эндоскопическим и электрокардиографическим оборудованием. Это позволило сократить время ожидания диагностических обследований в муниципальных учреждениях с 10 до 7 дней. Одновременно с поставкой оборудования проводилась работа по повышению квалификации медицинского персонала. За время реализации нацпроекта переподготовку прошли 26 тысяч участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики- по сути треть врачей первичного звена. В 2011 году предполагается, что ещё 11 тысяч специалистов пройдут переподготовку.
Узким местом в здравоохранении до начала реализации проекта «Здоровье» была работа служб скорой медицинской помощи. За эти годы ситуация существенно изменилась. На 70% обновлен парк автомобилей скорой медицинской помощи. В службу поставлены специально оснащенные реанимобили для взрослых и детей, а также машины повышенной проходимости для труднодоступных местностей. Результатом этих мероприятий стало уменьшение времени ожидания скорой помощи с 35 до 25 минут, появилась возможность оказания медицинской помощи во время пути в клинику.
Особое внимание за предыдущий период уделялось улучшению работы службы родовспоможения. Программой «Родовой сертификат» охвачено более 92% рожениц. Оплачены услуги по оказанию медицинской помощи 2,6 млн. женщин и более 300 тысячам детей, которые наблюдались в поликлиниках в течении первого года жизни. Родовые сертификаты позволили привлечь в систему роддомов и женских консультаций дополнительные финансовые ресурсы. 2,6 млрд. рублей было направленно в женские консультации и 7,6 млрд. рублей - в роддома. Улучшилось лекарственное обеспечение беременных на амбулаторном этапе. По уровню массового обследования новорожденных детей мы впервые достигли показателей развитых стран. Сейчас во всех регионах России новорожденные обследуются на пять наследственных заболеваний. Дети с выявленными заболеваниями получают необходимое лечение, что позволяет сохранить им жизнь и в дальнейшем улучшить её качество. Результатом работы службы в новых условиях стало снижение младенческой смертности. Для сравнения, в январе 2009 года этот показатель на 15% ниже, чем в 2008 году.
Проведена дополнительная диспансеризация и углубленные медицинские осмотры 10,6 млн. человек. На 2011 год запланировано еще 9 млн. человек. Проведение массовой диспансеризации россиян, большинство из которых- работники бюджетной сферы , позволило выявить большое число заболеваний на ранней стадии и определить индивидуальные программы лечения, что дало возможность снизить риски перехода данных заболеваний в хронические формы и риски инвалидности. Сократилось число случаев временной нетрудоспособности. Пациенты с выявленными хроническими заболеваниями были взяты на постоянный учет. Особое внимание уделялось диагностике социально опасных заболеваний. Проведено обследование населения РФ с целью выявления ВИЧ, а также гапатитов В и С. Инфицированные лица взяты под диспансерное наблюдение. Увеличен объем лечения граждан, нуждающихся в антиретровирусной терапии, а также тех, у кого обнаружены формы заболеваний- гепатиты В и С и ВИЧ-инфекция. Благодаря четкому выполнению календаря профилактических прививок достигнуто снижение заболеваемости корью, краснухой, дифтерией, эпидемическим паротитом и вирусным гепатитом В. Обеспеченна иммунная защита в группах населения РФ с повышенным риском заболевания гриппом в преддверии его сезонного подъема.
Серьёзные подвижки произошли в оказании высокотехнологичной медицинской помощи. Причем это коснулось не только федеральных центров, но и учреждений субъектов РФ, что позволило сделать более доступной для населения страны. В оказании высокотехнологичной помощи в 2010 году участвовало 73 лечебных учреждения субъектов РФ. В рамках проекта началось строительство 14 центров высоких медицинских технологий. В итоге число людей, которые смогут получить помощь, увеличится в 2011 году до 195 тысяч, а в 2012-м-до 240 тысяч. Следствием развития направлений нацпроекта «Здоровье» стало значительное воздействие на демографическую ситуацию в стране. За годы реализации проекта коэффициент рождаемости увеличился на 11 %, а коэффициент смертности снизился на 9%. Однако негативные тенденции уменьшения населения России пока сохраняются. Чтобы преодолеть этот демографический тренд, понадобиться еще много лет. Сохраняется и чрезмерно высокая смертность населения в трудоспособном возрасте, что является сегодня, самой критической точкой в российской демографической ситуации. Концепция демографической политики РФ до 2025 года, утвержденная у казом президента в октябре 2007 года, в подавляющей своей части адресована сфере здравоохранения. Поэтому для достижения целей, поставленных в концепции, необходимы системные изменения в отрасли. Приоритетным в развитии национального проекта «Здоровье» в 2009-2012 годах станет уменьшение смертности населения от управляемых причин (сердечнососудистых заболеваний и вследствие дорожно-транспортных происшествий). Будут продолжены уже начатые программы по совершенствованию оказания высокотехнологичной помощи, профилактики заболеваемости и развитию первичного звена. В 2009-2012 годах на эти цели предусмотрен 271 млрд. рублей. Уровень смертности населения страны от сердечно-сосудистых заболеваний является одним из самых высоких в мире. Ежегодно это становится причиной смерти более 1 млн. человек, из которых 100 тысяч уходят из жизни в трудоспособном возрасте. Предусмотрено расширить внедрение методов малоинвазивной сосудистой хирургии, что позволит уже в первые часы развития заболевания оказать медицинскую помощь больному, предотвратить необратимые изменения, летальный исход, а также максимально сохранить трудоспособность. На реализацию этих мероприятий в 2010-2013 годах будет направленно 8 млдр. рублей, в том числе в 2011-м- 3,6 млрд.
Смертность при ДТП наступает в основном из-за несвоевременной доставки и возможности оказать квалифицированную медицинскую помощь пострадавшим. В рамках нацпроекта предусмотрено обеспечение медицинским оборудованием и санитарным автотранспортом именно тех учреждений, которые находятся сегодня вдоль семи федеральных трасс. На реализацию этого направления нацпроекта планируется выделить в 2008-2012 годах 7,4 млрд. рублей, в том числе 2,6 млрд. рублей в 2011-м.
Одна из задач, поставленных в концепции демографической политики,- повышение внимания к институту семьи. Это нацеливает нас не останавливаться на достигнутом, а продолжать улучшение качества медицинских услуг в учреждениях родовспоможения. Снижая при этом материнскую и младенческую смертность, максимально используя механизм привлечения родовых сертификатов. На решение этих задач направленно строительство в стране оснащенных современным медицинским оборудованием 23 перинатальных центров. Кроме того, впервые в 2008-2009 годах планируется введение аудиологического скрининга детей первого года жизни. В течении двух лет эти обследования будут проводиться в 60 субъектах РФ, а в 2010 году- еще в 25.
Все направления нацпроекта одновременно ориентированны и на улучшение демографической ситуации. В настоящее время завершается разработка проекта плана мероприятий правительства по реализации первого этапа концепции демографической политики. Наряду с перечисленными направлениями нацпроекта предусматривается осуществление конкретных действий по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям имеющим детей. Планируется принятие специальных мер по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентно способности на рынке труда, а также по разработке и реализации программ, направленных на популяризацию здорового образа жизни. Реализация указанных мероприятий позволит уменьшить остроту демографического процесса и сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 года.
Для того чтобы достичь показателей, заложенных в концепции демографической политики до 2025 года, необходима серьезная модернизация, системные преобразования в здравоохранении в целом. Главной целью должно быть обеспечение такого объёма и качества медицинских услуг, которые соответствовали бы потребности населения, современному уровню развития медицинской науки. Должны быть созданы правовые, экономические и организационные условия, позволяющие провести преобразования, обеспечивающие достижение этой цели. В этой связи потребуется решить ряд практических задач. Прежде всего, необходимо существенно улучшить систему управления отраслью. Это означает повышение качества прогнозирования и эффективности планирования ресурсов в здравоохранении. Второе - создать систему управления качеством медицинской помощи. Основой здесь должна стать единая система стандартизации медицинской помощи и переход от сметного финансирования ЛПУ к принципам оплаты медицинской помощи по объему и качеству её оказания вне зависимости от места ее предоставления. Третье- модернизировать систему ОМС, сформировать институты защиты прав пациентов и страхования профессиональной ответственности медработников. Четвертое- обеспечить дальнейшее развитие отечественной науки и производства медицинской техники.
Важнейшей задачей является создание условий и стимулов для увеличения средств, инвестируемых гражданами и работодателями в улучшение состояние здоровья, обеспечение высокого приоритета здоровья в системе социальных ценностей общества.
Критерием оценки эффективности реализации поставленных задач должна являться устойчиво положительная динамика показателей здоровья населения - таких как низкая смертность, минимальный низкий уровень младенческой и материнской смертности, стабилизация показателей первичной и общей заболеваемости с качественным изменением ее структуры, уровень заболеваемости социально значимыми болезнями. Идет разработка стандартов качества для учреждений здравоохранения, которая позволит определить, насколько эффективно были израсходованы средства, какую отдачу для общества они дают. В связи с этим наиболее актуальным представляется решение следующих задач:
-разработка, согласование и внедрение в практику набора показателей, характеризующих результаты деятельности медицинских учреждений здравоохранения;
-установление нормативных значений этих показателей в целях контроля за повышением доступности и качества медицинской помощи;
-введение оценки полноты выполнения «стандарта оказания медицинской помощи» по всем его составляющим;
-проведение анализа удовлетворенности пациента от полученной медицинской помощи;
-на амбулаторно-поликлиническом уровне осуществление ведомственного контроля обоснованности назначения лекарственных средств отдельным категориям граждан, имеющим право на получение социальных льгот, правильности оформления медицинской документации и выписки рецептов;
-реформирование системы оплаты труда медицинских работников по конечному результату их деятельности;
-в целях закрепления молодых специалистов необходимо расширить практику заключения трехсторонних договоров (вуз, регион, студент). В настоящее время Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с органами управления здравоохранения субъектов Российской Федерации ведут работу для решения поставленных задач, а также повышения результативности использования финансовых ресурсов.
3