Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:07, курсовая работа
Важеейшим элементом социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение - одна из ведущих отраслей социальной сферы. Затраты общества на здравоохранение имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли сферы обслуживания заключается в том что, оберегая и восстанавливая здоровье человека - главной составной части производительных сил общества,
Базовая программа ОМС должна охватывать все остальные виды медицинской помощи. Законодательство о медицинском страховании предусматривало изменение системы управления отраслью - создание системы фондов ОМС и страховщиков. В соответствии с Законом часть функций должна перейти от органов управления здравоохранением к фондам ОМС и страховщикам. Основные цели создания фондов ОМС - сохранение принципов общественного финансирования и создание инструментов, позволяющих осуществлять государственное управление объединенными источниками общественного финансирования в части системы ОМС. Система фондов ОМС призвана обеспечить сохранение права каждого гражданина на получение медицинской помощи по потребности вне зависимости от уровня благосостояния, места проживания и работы, а также предотвращения отбора страховыми медицинскими организациями «выгодных» клиентов. Основная функция фондов - создание условий выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам по базовой программе ОМС на всей территории страны.
В систему фондов ОМС входят Федеральный фонд ОМС (ФФОМС) и территориальные фонды ОМС (ФОМС). Основная функция ФФОМС - выравнивание условий деятельности территориальных ФОМС по обеспечению финансирования программ ОМС. Основные функции территориальных ФОМС:
-аккумулирование финансовых средств на ОМС граждан» -финансирование на основе дифференцированных подушевых нормативов страховых медицинских организаций, заключивших договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинских услуг в рамках программы ОМС;
-осуществление контроля за рациональным использованием средств ОМС.
Страховые медицинские организации имеют право: выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования; устанавливать размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию; принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги; контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи в соответствии с условиями договора, защищать интересы застрахованных.
Основными функциями страховых медицинских организаций являются:
-организация медицинской помощи застрахованным;
-оплата в соответствии с договорами с медицинскими учреждениями предоставленных застрахованным медицинских услуг в рамках программ ОМС;
-контроль качества предоставляемых медицинских услуг; защита прав и интересов застрахованных.
Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности и не входят в состав федерального и регионального бюджетов. Фонды обязательного медицинского страхования формируются за счет:
-части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых Федеральным Собранием РФ;
-ассигнований из федеральных и региональных бюджетов на выполнение программ обязательного медицинского страхования;
-добровольных взносов юридических и физических лиц;
-доходов от использования временно свободных финансовых средств фондов.
Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнением медицинского страхования и деятельностью страховой медицинской организации. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют правительство республик РФ, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местные администрации за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен. Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование определён Законом о едином социальном налоге. Его базовая ставка установлена в размере 3,1%, в том числе в федеральный фонд - 1,1% и в территориальные фонды- 2,0%. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование для бюджетных учреждений и организаций, а также нерентабельных государственных предприятий осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Министерство здравоохранения и социально развития РФ и ФФОМС, по согласованию с Минфином РФ, разработали и утвердили «Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью». Виды бесплатной медицинской помощи, оказываемой населению за счет средств ОМС приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Виды бесплатной медицинской помощи, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС
Амбулаторно-поликлиническая и стационарная медицинская помощь, предоставляемая больным по следующим заболеваниям:
1.Инфекционные и паразитные заболевания, исключая венерические болезни, туберкулез, СПИД
2.Онкологические заболевания
3.Болезни эндокринной системы
4.Кожные болезни
5.Нарушения питания
6.Заболевания нервной системы
7.Болезни крови
8.Иммунная патология
9.Заболевания сердца и сосудов
10.Глазные болезни
11.Болезни уха
12.Болезни органов дыхания
13.Болезни органов пищеварения
14.Все виды травм и отравлений
15.Болезни костно-мышечной системы
16.Некоторые виды врожденных аномалий
17.Некоторые другие заболевания
Большое значение в развитии здравоохранения, в увеличении средств, направляемых в эту отрасль социальной сферы, придается реализации Национального проекта «Здоровье».Проект включает такие направления, как «Развитие первичной медико-санитарной помощи» и «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью».
Главная задача направления «Развитие первичной медико- санитарной помощи» - повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи. Это будет достигаться на основе повышения уровня квалификации врачей участковой службы; снижения коэффициента совместительства в учреждениях, оказывающих первичную медико - санитарную помощь, 1,1; сокращение сроков ожидания диагностических исследований в поликлиниках до одной недели; обновление парка санитарного автотранспорта службы скорой медицинской помощи на 12 120 машин; снижение заболеваемости: гепатитом В - не менее чем в три раза, краснухой - не менее чем в 10 раз, гриппом в период эпидемии; раннего выявления наследственных болезней у детей, снижения материнской смертности до 29 на 100 тыс. родившихся живыми, младенческой смертности до 10,6 на 1 000 родившихся живыми и снижения временной нетрудоспособности не менее чем на 20%.
Для достижения таких показателей планируется:
-дополнительная подготовка 13 848 тыс. врачей;
-повышения уровня оплаты труда отдельных категорий врачей и медицинских сестер;
-оснащение муниципальных учреждений здравоохранения диагностическим оборудованием и службы скорой медицинской помощи санитарным автотранспортом. Организуется централизованная закупка диагностического оборудования для оснащения не менее 11 024 муниципальных поликлиник и не менее 12 120 машин скорой медицинской помощи, в том числе 480 реанимобилей;
-проведение мероприятий по профилактике, выявлению и лечению ВИЧ- инфицированных;
-проведение дополнительной иммунизации в рамках Национального календаря профилактических прививок. За два года предусматривается провести иммунизацию 25 млн. человек против гепатита В. 15 млн. человек против краснухи, 300 тыс. детей - против полиомиелита, 44 млн. человек- против гриппа;
-проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан. Проведение дополнительных медицинских смотров работников, занятых на производствах вредными и опасными производственными факторами;
-оплата медицинской помощи, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения женщинами в период беременности и родов. Задачей направления «Обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью» является повышение обеспеченности населения высокотехнологичной помощью в 2011 году до 45%.
Для этого планируется:
-строительство 15 центров высоких медицинских технологий в субъектах РФ. С учетом потребности населения планируется создание центров по следующим направлениям: сердечно-сосудистой хирургии, травматологии, ортопедии, эндокринологии, нейрохирургии, трансплантологии и репродуктивным технологиям; -увеличение в четыре раза объема высокотехнологичной медицинской помощи, закупаемой за счет средств федерального бюджета, у существующих федеральных специализированных медицинских организаций и вновь создаваемых центров высоких медицинских технологий. За два года привлечено 298 тыс. человек с применением высокотехнологичной медицинской помощи. Для осуществления мероприятий, предусмотренных проектом «Здоровье», будут выделены дополнительные ассигнования. В целом расходы по Проекту за прошедшие годы составили почти 209 млрд. рублей. В том числе на развитие первичной медико- санитарной помощи выделено более 159 млрд. рублей и на обеспечение населения высокотехнологичной помощью - более 48 млрд. рублей, и на информационную поддержку и управление проектом - более 1 млрд. рублей.
Также существенным источником ассигнований, направляемых в здравоохранение, являются средства ведомств и предприятий. В настоящее время ведомствам и предприятиям принадлежит около 15% всех амбулаторных учреждений и 6% больниц, в которых находятся 10% медицинских работников. Ведомственные медицинские учреждения финансируются за счет двух источников. Средства федерального бюджета. В расходах федерального бюджета на здравоохранение доля Министерства здравоохранения и социального развития РФ составляет около 78,8%, а доля других федеральных ведомств - 22%. Многие государственные и не государственные предприятия и организации имеют свои медицинские учреждения, финансируемые за счет средств этих предприятий. Кроме того, значительный объем направляется коммерческими организациями государственным медицинским учреждениям за предоставляемые ими платные медицинские услуги.
Значительным по размеру источником финансирования здравоохранения являются средства населения. Доля платности (официальную и теневую) российской медицины составляет 50% всех расходов на охрану здоровья в стране. Около 32 млрд. рублей направляется на оплату услуг медицинских учреждений, 37 млрд. рублей на приобретение лекарств и 0,2 млрд. рублей на добровольное медицинское страхование.
На сегодняшний день финансовые ресурсы отрасли здравоохранения формируются за чет бюджетных средств, взносов работодателей на ОМС, средств населения, средств ведомств и предприятий на содержание ЛПУ, а также Национального проекта «Здоровье».
2.Организация планирования и финансирования расходов бюджетов на здравоохранение.
*
Одной из основной задач системы финансирования здравоохранения является обеспечение на всей территории Российской Федерации возможности для реализации программы государственных гарантий населению в бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования. Совершенствование системы финансирования здравоохранения должно основываться на:
использовании финансовых ресурсов не только как платежа за те или иные медицинские услуги, но и как экономического инструмента управления качеством медицинской помощи и повышение ее социальной, медицинской и экономической эффективности ;
реализации заинтересованности первичного звена медико-санитарной помощи в оптимизации структуры медицинской помощи на всех ее этапах;
рациональном использовании дорогостоящих видов медицинской помощи, развитии стационарозамещающих технологий;
обеспечение целевых программ здравоохранения, а также инфраструктуры здравоохранения за счет бюджетного финансирования с использованием механизма государственных заказов, позволяющего, с одной стороны, концентрировать ресурсы для решения приоритетных задач развития здравоохранения, а с другой - контролировать их эффективное и целевое использование.
Расходы на здравоохранение предусматриваются в бюджетах всех уровней. Важным для оценки предусматриваемых объемов расходов на здравоохранение является подход к их планированию не только на основе заявленных потребностей, а исходя из реальных возможностей бюджета. В Федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов на здравоохранение и социальное развитие выделяется 4 689 818,6 млрд. рублей. В таблице 1.3 указанны некоторые статьи расходов.
Таблица 1.3
РзКБК | Наименование расходов | Млрд. руб. | Уд. Вес % |
| Всего | 4689818,6 | 100% |
| в т. ч. |
|
|
01 | Общегосударственные вопросы | 321334,7 | 6,8 |
09 | Здравоохранение, физическая культура и спорт | 3353659,9 | 71,5 |
09 | Стационарная медицинская помощь | 150733,0 | 3,21 |
09 | Прикладные научные исследования и разработки | 50000,0 | 1,0 |
09 | Федеральные целевые программы | 2 500,0 | 0,05 |
09 | Реализация государственных функций в области здравоохранения | 300000,0 | 6,4 |
01 | Межбюджетные трансферты | 85470,0 | 1,8 |
09 | Центральный аппарат | 572387,4 | 12,2 |