Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:07, курсовая работа
Важеейшим элементом социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение - одна из ведущих отраслей социальной сферы. Затраты общества на здравоохранение имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли сферы обслуживания заключается в том что, оберегая и восстанавливая здоровье человека - главной составной части производительных сил общества,
В структуре Федерального бюджета, наибольший вес занимает статья «Здравоохранение, физическая культура и спорт»-71,5%, что является закономерностью, 12.2% на содержание центрального аппарата, 6,8% на общегосударственные вопросы в области здравоохранения и т.д.
Как уже отмечалось, бюджетная система России включает федеральный, региональные и местные бюджеты. С принятием законодательства о местном самоуправлении произошло окончательное выделение муниципальной системы здравоохранения из некогда единой государственной системы здравоохранения страны. Произошел разрыв административной вертикали здравоохранения между федеральным уровнем и территориями. Отсутствие механизма совместного управления региональным здравоохранением государственными органами власти и органами местного самоуправления затрудняется процесс реализации единого для всех граждан и на всей территории Российской Федерации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Отсутствие консолидации бюджетов всех уровней, финансирование медицинских учреждений из различных источников, отсутствие единых критериев финансирования медицинских учреждений не позволяют эффективно управлять финансовыми потоками в условиях недостаточного финансирования. С 1 января 2006 года на территории 46 субъектов РФ вступил в действие Федеральный закон №131 от 06.10.2003 г. « Об общих принципах реализации местного самоуправления в Российской Федерации». Данными законодательными актами были разграничены полномочия между федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, в том числе и по формированию расходов бюджетов на здравоохранение.
На органы местного самоуправления возлагается обязанность по:
-организации оказания скорой медицинской помощи;
-первичной медико - санитарной помощи в стационарно- поликлинических учреждениях;
-медицинская помощь женщинам в период беременности, во время и после родов.
В настоящее время муниципальные учреждения здравоохранения получают финансовые средства из разных источников: местного бюджета и вышестоящих бюджетов в рамках целевых программ и национального проекта «Здоровье», средств территориального фонда ОМС, а также за счет оказания платных услуг.
Объём финансирования здравоохранения в Ростовской области за последние годы увеличился с 3,5 млрд. руб. в 2008 году до 15,2 млрд. руб. в 2010 году. Благодаря реализации в области широкомасштабных мер по укреплению ресурсной базы учреждений здравоохранения, эффективного использования средств и оборудования в области удалось улучшить отдельные медико - демографические показатели. Показатели рождаемости по сравнению с 2008 г. увеличился и составил 10,2 (на 1000 чел. населения). Показатели общей смертности, напротив, уменьшился с 15, 5 до 14,9. Материнская смертность снизилась с 9,8 до 9.2 на 100 тыс. живорожденных . уровень младенческой смертности снизился с 13,3 до 12,6 на 1000 родившихся живыми.
В структуре смертности населения области существенного изменения не произошло. По прежнему лидируют болезни системы кровообращения (58,7%), затем- новообразования (13,9%) и несчастные случаи, отравления, травмы (7,5%). Улучшились показатели, характеризующие здоровье населения. Рост первичной и общей заболеваемости в целом в области в 2009 г. по сравнению с 2008 г. практически остановился. При этом численность жителей области, находящихся на диспансерном наблюдении, увеличилась с 330,7 до 341 на 1000 населения, что обусловлено качественным проведением диспансеризации населения. Улучшились показатели, отражающие качество предоставляемой населению медицинской помощи. Возросли диагностические возможности первичного звена. Существенно увеличилось количество лабораторных анализов, функциональных и ренгенологических исследований. Более широкое использование аппаратуры привело к уменьшению удельного веса 4 клинической группы в общем числе больных с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного образования. Удельный вес больных туберкулёзом, выявленных в фазе распада, уменьшился с 39 до 37 процентов. Смертность от туберкулёза снизилась с 22,6 до 19,8 процентов.
Благодаря активным мероприятиям по иммунизации населения отмечено снижение заболеваемости вирусным гепатитом в- в 1,5 раза, краснухой - в 27,7 раза, гриппом - в 2,1 раза.
Такой результат стал возможен благодаря солидным инвестициям в здравоохранение Дона из бюджетов всех уровней. Из средств областного бюджета на приобретение оборудования и автотранспорта в 2010 году выделено 519,6 млн. руб. Помимо этого в рамках мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2007 году поступило оборудования на сумму 562,5 млн. руб. За 2 года реализации национального проекта за счет федерального бюджета в ЛПУ области поставлено почти 1800 единиц оборудования. Почти 400 единиц санитарного автотранспорта. Таким образом , за последнее 5 лет за счет средств областного бюджета и благодаря поступлениям автотранспорта в рамках национально проекта был на 80% обновлен и значительно увеличен парк санитарных автомобилей, что позволило сделать «скорую помощь» действительно скорой.
Не смотря на значительные ресурсные вливания в отрасль ряд территорий не считают нужным принимать участие в софинансировании мер по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения. Так, в прошедшем году не выделены средства из местных бюджетов в Тарасовском, Милютинском, Куйбышевском районах. Объем финансирования указанных направлений в Ремонтненском и Волгодонском районах не превысил 46 тыс. руб. Размер финансовых средств выделенных на капитальный ремонт областных и муниципальных учреждений здравоохранения из средств областного бюджета, составил почти 1 млрд. 9 млн. руб.
В течении нескольких лет в области реализуются целевые программные мероприятия по борьбе с распространением заболеваний, имеющих социально- значимый и массовый характер, в том числе с туберкулезом, предупреждению заболеваний, вызываемых ВИЧ-инфекцией, вакцинопрофилактике, по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, а также комплексная целевая программа «Онкология». Финансирование всего комплекса целевых мероприятий из средств областного бюджета в 2009 году составило 181 млн. 225,5 млн. руб.
Населению области предоставляется высокотехнологичная медицинская помощь. Использовано 5188 квот на высокотехнологичную медпомощь в федеральных центрах. Кроме того, на средства областного бюджета, вне выделенных квот, жители области направлялись на консультацию и лечение в московские и петербургские научно-исследовательские институты. В прошедшем году на оказание дорогостоящей кардиохирургической помощи жителям из областного бюджета было выделено 70 млн.руб. Центр кардиологии сосудистой хирургии выполнил по федеральному заказу 381 операцию. Было проведено более 850 операций за счет областных средств.
В бюджете на 2011 г. на финансирование отрасли заложено более 18 млрд. руб. продолжиться укрепление материально-технической базы областного здравоохранения, реконструкция и ремонты лечебных учреждений, закупка оборудования.
Поставлена задача: до 2012 года привести в надлежащее состояние все специализированные медицинские учреждения. В ближайшие три года в области будет реализована программа «Демография», включающая в себя проведения скрининга новорожденных, оказание кардиохирургической помощи населению. Ассигнования на эти цели увеличатся с 81,5 млн. руб. в 2009г. до 157,4 млн. руб. в 2011 г. В целях улучшения демографической ситуации в области в 2010-2012 г. будет осуществлено строительство областного перинатального центра. Его ежегодное финансирование из средств федерального и областного бюджетов составит 750 млн. руб.
В 2011 году также предусматривается участие учреждений здравоохранения в областной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения на территории Ростовской области» на 2010-2013 годы» с вливанием средств из федерального бюджета.
В 2007 г. область приняла участие в реализации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, в пилоте работает 29 учреждений. Сроки окончания его реализации продлены до июня 2011 г. Всего же ЛПУ получат по пилотному проекту более 335 млн.руб. Деньги направляются на повышение зарплаты и приобретения оборудования для стационаров. В течении трёх лет в области реализуются мероприятия по улучшению обеспечения ЛПУ области врачебными кадрами. В 2010г. из областного бюджета были выделены 105,4 млн. руб., в том числе 80 млн. руб. на приобретение жилья. Средства на кадровые мероприятия заложены в областном бюджете на 2008-20 Юг.
Одним из критериев оценки эффективности работы муниципальных образований по развитию медицинской помощи в территориях являются социологические опросы. В целом в области более 40% опрошенных указали на недостаточное качество медицинской помощи, оказываемой населению. Учитывая все достижения и акцентируя внимание на недоработках Коллегия министерства здравоохранения Ростовской области приняла решение рекомендовать главам муниципальных образований, обеспечить со финансирование из местных бюджетов расходов на здравоохранение, руководителям здравоохранения на местах обеспечить эффективную работу по организации медицинского обслуживания населения, усилить контроль использования оборудования. По результатам деятельности органов управления здравоохранением муниципальных образований в 2010 году по критериям, утвержденным Администрацией области. В рейтинге территорий первое место среди районов занял Цимлянский район, второе- Целинский район, третье- Аксайский район. Среди городов первые места разделили Азов и Батайск, Новочеркаск .
В бюджете Азовского района на 2008 и на плановый период 2009 и 2010года, по решению Азовского районного Собрания депутатов, на здравоохранение было выделено 82230,5 руб. в таблице 1.3 указанны некоторые статьи расходов на здравоохранение.
Таблица 1.4
Состав и структура расходов на здравоохранение Азовского района на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов.
РзКБК | Наименование расходов | Млрд.руб | Уд.вес,% |
| Всего | 82230,5 | 100,0 |
| в т.ч. |
|
|
09 | Больницы, клиники, госпитали, медико – санитарные части | 25050,0 | 30,4 |
09 | Межбюджетные трансферты | 35500,0 | 43,1 |
09 | Фельдшерско – акушерские пункты | 11216,9 | 13,6 |
09 | Денежные выплаты медецинскому персоналу | 5439,7 | 6,6 |
09 | Целевые программы муниципальных образований | 1350,0 | 1,6 |
09 | Центральный аппарат | 1188,5 | 1,4 |
Как видно, в структуре расходов муниципального бюджета на 2010 год и плановый период, наибольший вес занимают расходы по разделам «Межбюджетные трансферты» - 43,1%, «Больницы, клиники, госпитали, медико-санитарные части»- 30,4%, «Фельдшерско-акушерские пункты».
В настоящее время в 19 субъектах РФ проводится эксперимент по созданию централизованной системы финансирования лечебно-профилактических учреждений из одного источника, так называемое «одноканальное финансирование», о котором говорится в Послании Президента российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Одноканальное финансирование учреждений здравоохранения предусматривает включение в состав тарифа на медицинские услуги дополнительных статей расходов медицинских учреждений, в настоящее время за счет средств ФОМС финансируется оплата труда с начислениями,
медикаменты и перевязочные средства, реактивы и химикаты, продукты питания, мягкий инвентарь, проведение лабораторных исследований. Все остальные статьи расходов оплачиваются за счет бюджетных средств и за счет предоставления платных услуг. Положительными сторонами одноканального финансирования оплаты медицинской помощи по полному тарифу являются полное возмещение затрат медицинских учреждений при оказании медицинской помощи, определение реальных потребностей в финансовых средствах на здравоохранение. Однако основной проблемой для решения задачи выделения средств из одного источника является определение размера средств, необходимого для нормального функционирования учреждений здравоохранения, при одноканальном финансировании на муниципальные бюджеты ложиться обязанность по содержанию учреждений здравоохранения, и расходы органов местного самоуправления не будут зависеть от стоимости услуг. Для медицинских учреждений важно, сколько будет выделяться средств из территориальных ОМС на оказание медицинских услуг. От этого зависти размер фонда оплаты труда каждого медицинского учреждения, объем средств на медикаменты и т.д. Кроме того, при расчете подушевого норматива финансирования ЛПУ необходимо применение поправочных коэффициентов, учитывающих стоимость комплексной медицинской услуги, это необходимо для того, чтобы не уравнивать стоимость медицинской помощи для всех муниципальных образований, поскольку это приведет к снижению объемов финансирования учреждений здравоохранения крупных городов. Система одноканального финансирования предусматривает включение в систему ОМС медицинских учреждений, финансируемых до настоящего времени из бюджетов всех уровней. Так, из местного бюджета финансируется служба станции скорой помощи, фельдшерско-акушерские пункты, содержание паталого-анатомических лабораторий, врачебных и фельдшерских здравпунктов в учебных заведениях. Оплата оказания медицинской помощи в стационарах производится за законченный случай лечения по однородным группам заболеваний по утвержденным тарифам.