Счетная палата Российской Федерации и ее функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью этой работы станет рассмотрение и изучение Счетной палаты в качестве органа финансового контроля Российской Федерации.
Объектом исследования в представленной работе является деятельность Счетной палаты РФ, а предметом исследования, в свою очередь, является организация и проведение финансового контроля счетной палатой РФ.

Оглавление

Введение 3
Историческое развитие Счетной палаты Российской Федерации 5
1. Счетная палата как орган государственного финансового контроля 7
1.1 Статус Счетной палаты РФ 7
1.2 Задачи Счетной палаты и принципы осуществления контроля 10
1.3 Виды контрольной деятельности, осуществляемые Счетной палатой РФ 15
2. Контрольно-ревизионная деятельность Счётной палаты 18
2.1 Методы проведения контрольно-ревизионной деятельности Счётной палатой РФ 18
2.2 Анализ деятельности Счетной палаты в 2000 – 2011 годах. 20
3. Проблемы и перспективы развития института финансового контроля представительных органов власти в РФ 27
3.1 Проблемы современной системы финансового контроля 27
3.2 Направления совершенствования системы финансового контроля 30
Заключение 35
Практическая часть 38
Список использованной литературы 74

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 329.01 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжский государственный  технологический университет»

(ФГБОУ ВПО «ПГТУ»)

 

 

 

Кафедра Экономики и финансов

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Финансы»

на тему «Счетная палата Российской Федерации и ее функции»

 

 

 

Выполнил: ст. гр. ФК-31

Апаков С. О.

Проверила: проф. каф.  ЭиФ

Торопова Е. В.

 

 

 

Йошкар-Ола

2012

 

Содержание

 

Введение 3

Историческое  развитие Счетной палаты Российской Федерации 5

1. Счетная  палата как орган государственного  финансового контроля 7

1.1 Статус  Счетной палаты РФ 7

1.2 Задачи  Счетной палаты и принципы  осуществления контроля 10

1.3 Виды контрольной  деятельности, осуществляемые Счетной  палатой РФ 15

2. Контрольно-ревизионная  деятельность Счётной палаты 18

2.1 Методы  проведения контрольно-ревизионной  деятельности Счётной палатой  РФ 18

2.2 Анализ  деятельности Счетной палаты  в 2000 – 2011 годах. 20

3. Проблемы  и перспективы развития института  финансового контроля представительных  органов власти в РФ 27

3.1 Проблемы  современной системы финансового  контроля 27

3.2 Направления  совершенствования системы финансового  контроля 30

Заключение 35

Практическая  часть 38

Список использованной литературы 74

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современное развитие экономик стран мира невозможно без осуществления  контрольной деятельности со стороны  государства в области целевого и разумного расходования бюджетных средств. Именно поэтому государственный контроль является гарантом обеспечения законности и дисциплины. Контрольная деятельность является важной составляющей частью органов исполнительной власти, государственного управления.

В России всегда существовали определенные проблемы, зачастую решаемые с использованием контрольных мер. В современной созданы и создаются все новые и новые контрольные органы и органы управления, наделенные большой долей контрольных функций. Из всей системы контрольных органов основным является Счетная палата РФ. Именно этот субъект государственного контроля дает мощный импульс развития контрольной деятельности и развития системы государственного контроля в целом.

Механизм контроля в управленческих системах представляет собой форму реализации принципа обратной связи. Управлять - это значит действовать обдуманно и целеустремленно, стремиться достичь определенной цели. Одним из элементов механизма управления является обратная связь между объектом и субъектом управления, в которой доводится основная информация о состоянии объекта управления.

Действие механизмов контроля осуществляется между предприятиями, внутри предприятий, внутри органов управления, между органами управления, иными словами на всех этапах и во всех сферах общественной жизни.

Все вышесказанное указывает  на то, что эффективность действия контрольных механизмов оказывает  прямое влияние на эффективность функционирования государства и экономики. Именно этим определяется ключевое место контроля в системе управления.

В настоящее время меры по созданию эффективной системы  государственного контроля, предпринимаемые  правительством не дают желаемого результата.

Высокий уровень эффективности  и открытости механизма государственного управления, представляет собой основу для доверия инвесторов и населения. Весьма необходимо повысить качество эффективности государственного аппарата в целом на фоне его нынешней деградации. Данный факт должен стать своеобразным толчком к созданию в России внутреннего механизма, который обеспечит непрерывное совершенствование системы государственного контроля.

Вот уже на протяжении 17 лет Счетная палата РФ довольно успешно осуществляет свою деятельность в области государственного финансового контроля. С момента начала работы Счетной палаты все время возникают постоянные споры о её правовом статусе, её месте и роли в ряду других органов государственного финансового контроля, а также её полномочиях и реальных возможностях.

Таким образом, целью этой работы станет рассмотрение и изучение Счетной палаты в качестве органа финансового контроля Российской Федерации.

Объектом исследования в представленной работе является деятельность Счетной палаты РФ, а предметом исследования, в свою очередь, является организация и проведение финансового контроля счетной палатой РФ.

 Главными задачами  данной работы являются:

    • рассмотрение Счетной палаты в качестве органа государственного финансового контроля;
    • изучение контрольно-ревизионной деятельности Счетной Палаты РФ и анализ ее деятельности в 2000 – 2011 годах;
    • исследование проблем и перспектив развития института финансового контроля представительных органов власти в РФ.

Историческое  развитие Счетной палаты Российской Федерации

 

Образование Счетной палаты произошло в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Спустя некоторое время на основании Федерального Закона от 11 января 1995г. №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» была закреплена необходимость создания конституционного органа – Счетной палаты, что определило ее как постоянно действующий независимый орган государственного финансового контроля, который подчиняется исключительно Федеральному Собранию Российской Федерации. Так же законом была определена сфера деятельности для Счетной палаты Российской Федерации. На основании отдельных положений Конституции Российской Федерации был установлен порядок формирования Счетной палаты.

В соответствии с Федеральным  Законом «О Счетной палате Российской Федерации» была образована Коллегия Счетной палаты, предназначенная для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации Государственной Думе, Председателем Счетной палаты, заместителем Председателя Счетной палаты и аудиторами Счетной палаты. Первое заседание Коллегии Счетной платы было проведено 18 апреля 1995г.

Однако фактическое начало деятельности Счетной платы относят к началу   июня 1995 года.

С первых дней своей работы Счетная палата направила свою деятельность на реализацию её главной функции, которая определена Федеральным Законом, то есть на обеспечение контрольной деятельности связанной с исполнением федерального бюджета. В довольно короткие сроки Коллегии Счетной палаты удалось организовать работу, результатом чего стало, к концу 1995 года, проведение 303 ревизий и тематических проверок на 400 объектах, вследствие которых был выявлен ущерб на сумму в 5,8 трлн. рублей (в действующих ценах).

За 1996-1997 годы объёмы деятельности Счетной палаты существенно увеличились не только в направлении количества и качества контрольных мероприятий, но и в части числа объектов, которые были охвачены проверками, что способствовало накоплению практического опыта в области организации и проведения контроля за исполнением федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, использованием и управлением федеральной собственности. Также за эти два года Счетной палате РФ удалось наладить связи со счетными и контрольными палатами и органами парламентского контроля других государств и многими международными организациями, отношения с которыми получили дальнейшее развитие. Благодаря чему Счетная палата смогла значительно расширить свои возможности при многостороннем сотрудничестве в рамках международных объединений.

Международные деловые связи  и использование иностранного опыта в области финансового контроля сделали возможным для Счетной палаты РФ повысить эффективность свой деятельность, перенять некоторые методы работы и с долей критики оценить установившуюся за рубежом систему государственного финансового контроля. Находясь в составе членов Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ), Счетная палата в июле 1996 года стала членом Азиатской организации высших органов финансового контроля (АЗОСАИ).

Делегации от Счетной палаты РФ приняли активное участие во многих важных мероприятий в рамках этих организаций таких как семинар АЗОСАИ в Сеуле, заседание рабочей группы ИНТОСАИ в Буэнос-Айресе, III Конгресс ЕВРОСАИ в Праге, семинар ООН - ИНТОСАИ в Вене.

Кроме того образовались прочные деловые контакты Счетной палаты с контрольными органами иностранных государств, были подписаны соглашения о сотрудничестве с Контрольной палатой Республики Беларусь и Счетной палатой Бразилии, также продолжили свое развитие отношения с Федеральной Счетной палатой Германии.

1. Счетная палата как орган государственного финансового контроля

1.1 Статус Счетной палаты РФ

 

Согласно Федеральному закону «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата - это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему.

Как уже было сказано  выше, создание Счетной палаты было предусмотрено на основании Конституции РФ - в норме ч. 5 ее ст. 101 говорится, что Совет Федерации и Государственная Дума для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета образуют Счетную палату. Данная норма также предопределяет и издание ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации”, так же в данной норме сказано, что состав и порядок деятельности Счетной палаты определяются в соответствии с федеральным законом. Но несмотря на это в Конституции РФ закреплены нормы, которые служат основой при формирования состава Счетной палаты: на основании п. "и" ч. 1 ст. 102 к ведению Совета Федерации относятся назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 103 к ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Непосредственно о  самом создании Счетной палаты также говорится и в ст. 265 п. 2 Бюджетного кодекса РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ) как об одном из прав законодательных (представительных) органов (соответственно - Федерального Собрания РФ), предоставляемых им в области осуществления финансового контроля. Данная формулировка этой нормы объясняется тем, что статья 265 расположена в 26 главе БК РФ, посвященной основам государственного и муниципального финансового контроля. Данная норма закрепляет право создания Федеральным собранием РФ собственных контрольных органов, среди которых присутствуют Счетная палата, контрольные палаты и другие органы законодательных (представительных) органов. Таким образом, норма п. 2 ст. 265 БК РФ совместно с нормами п. 4 ст. 5, п. 3 ст. 26.13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ), ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формируют федеральную законодательную основу для создания контрольно-счетных органов в субъектах РФ и в муниципальных образованиях с аналогичными правами и обязанностями, как и у Счетной палаты РФ.

В качестве одной из основ конституционного строя в статье 10 Конституции РФ установлено, что осуществление государственной власти в России происходит на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. На основании части 1 ст. 11 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной Дума), Правительством РФ, судами РФ.

В постановлении  от 18 января 1996 г. № 2-П Конституционным  судом была выражена правовая позиция  в отношении разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, что предполагает установление строгой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, полностью исключающей возможность концентрации власти в «руках» у одной из этих ветвей и обеспечивающей самостоятельное функционирование и взаимодействие всех ветвей власти. В свою очередь органы законодательной и исполнительной власти действуют исключительно пределах своей компетенции и совершенно независимо друг от друга. При этом каждая власть формируется на основе самостоятельности, а полномочия одной власти в отношении прекращения деятельности другой допустимы лишь в условиях сбалансированности таких полномочий, которая обеспечивается на основе решений, принятых на законодательном уровне.

В Федеральном законе «О Счетной палате Российской Федерации” установлено, что деятельность Счетной палаты осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации», другими законами РФ. Другими словами, деятельность Счетной палаты регулируется Конституцией РФ и иными законодательными актами федерального значения - федеральными конституционными законами и федеральными законами. Такой уровень правового регулирования деятельности Счетной палаты заложен в приведенной выше норме ч. 5 ст. 101 Конституции РФ, в соответствии с которой состав и порядок деятельности Счетной палаты определены федеральным законом.

Согласно статье 11 ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации  ряд вопросов в отношении ее деятельности, таких как внутренние вопросы деятельности Счетной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счетной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счетной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности, находится под регулированием Регламента Счетной палаты, который утверждается ее Коллегией.

Необходимо отметить, что при правовой регламентации  деятельности Счетной палаты имеют  огромное значение соглашения, заключаемые  Счетной палатой со счетными и контрольными палатами и органами парламентского контроля иностранных государств и их международными объединениями, а также с органами государственной власти России и другими государственными органами, организациями.

Информация о работе Счетная палата Российской Федерации и ее функции