Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:56, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы. Развитие рынка государственных ценных бумаг характеризуется положительными тенденциями и происходит на фоне сохраняющегося равновесного состояния системы долгосрочных базовых факторов, в числе которых устойчивая динамика обменного курса и относительно низкий уровень инфляции.
ВВЕДЕНИЕ
4
1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЦЕННЫХ БУМАГ
6
1.1
Сущность государственных ценных бумаг
6
1.2
Виды государственных ценных бумаг
10
1.3
Становление и развитие рынка ценных бумаг в Казахстане
13
2
СОСТОЯНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
16
2.1
Современное состояние рынка ценных бумаг
16
2.2
Роль банков в развитии рынка ценных бумаг
20
3
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
24
3.1
Актуальные проблемы развития рынка ценных бумаг
24
3.2
Перспективные направления развития рынка ценных бумаг
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
35
Планируется:
Еще раз подчеркнем, что для привлечения на фондовый рынок максимально широкого спектра инвесторов государство в большей степени будет ориентироваться на возможности внутренних инвесторов. Основная ставка может быть сделана на различные формы коллективного инвестирования. Государство также должно поддерживать иностранных портфельных инвесторов, ориентированных на долгосрочное присутствие на казахстанском рынке ценных бумаг. Необходимо защитить внутренний финансовый рынок с помощью контроля притока иностранных инвестиций в те или иные секторы экономики, а также их перераспределение, исходя из приоритетов государства.
Отечественный рынок ценных бумаг должен предоставить гражданам республики возможность беспрепятственного участия в процессе становления рынка и использования ценных бумаг как альтернативного варианта инвестирования свободных финансовых ресурсов. Именно эти возможности позволят реализовать предлагаемую Национальной комиссией Республики Казахстан по ценным бумагам модель развития рынка ценных бумаг. В целом, при выполнении всех запланированных мероприятий в Казахстане удастся создать все необходимые условия для развития рынка ценных бумаг в качестве регулятора всех рыночных отношений и механизма мобилизации свободных финансовых ресурсов в различные отрасли и секторы экономики. Рынок государственных ценных бумаг формировался постепенно. Во-первых, наращивались объемы обращающихся на рынке ценных бумаг. Это относится как к первичному (см. рисунок 2), так и к вторичному рынку ГЦБ (см. рисунок 3).
Примечание: [составлено автором]
Рисунок 2.- Объем выпущенных ГЦБ
Примечание: [составлено автором]
Примечание: [составлено автором]
Рисунок 3.- Объемы сделок на вторичном рынке ГЦБ
Создание за относительно короткое время удовлетворительно функционирующего рынка государственных ценных бумаг является плюсом для экономики страны, тем не менее данный рынок имеет противоречия, которые должны быть устранены путем его дальнейшего совершенствования. Во-первых, этот рынок концентрирует большую часть всех свободных рыночных ресурсов, отвлекая их тем самым от инвестиционных вложений в реальный сектор экономики. Поэтому должен сохраняться контроль за тем, чтобы эмиссия ГЦБ оставалась в границах, не подрывающих инвестиционные перспективы. Во-вторых, постоянное наращивание выпуска государственных долговых обязательств приводит к повышению расходов государства по обслуживанию долга, а также нарушает соотношение потоков финансовых ресурсов между государством и предприятием[21].
Противоречия функционирования рынка ГЦБ могут быть преодолены путем дальнейшего совершенствования этого сегмента финансового рынка.
Основными направлениями дальнейшего развития внутреннего рынка государственных ценных бумаг, на наш взгляд, станут:
- снижение доходности
- реструктуризация внутреннего долга в пользу более долгосрочных заимствований;
- расширение круга держателей государственных ценных бумаг;
- развитие сектора
Основным условием развития финансового рынка является снижение доходности государственных ценных бумаг, так как высокая доходность ведет не только к увеличению стоимости обслуживания государственного долга, но и повышает общий уровень цен на заемные ресурсы. Сейчас многие коммерческие банки рассматривают рынок ГЦБ как наиболее надежный и в достаточной степени доходный объект вложения свободных финансовых ресурсов. Именно поэтому в своем арсенале они в большинстве случаев имеют два основных источника доходов - вклады в инструменты рынка государственных ценных бумаг и комиссионные за предоставление услуг. Все это значительно осложняет ситуацию с инвестированием реального сектора экономики.
Необходимо отметить, что в процессе развития все же удалось значительно снизить доходность государственных ценных бумаг, за счет активизации на рынке накопительных пенсионных фондов данная тенденция, возможно, будет сохраняться. Однако достичь оптимального уровня доходности, соответствующего реальным возможностям экономической системы, на сегодняшний день пока не удалось.
Одной из мер по снижению стоимости обслуживания государственного долга является его реструктуризация в пользу более долгосрочных заимствований. Министерством финансов предпринимаются шаги по удлинению сроков займов, тем не менее сейчас, как и прежде, в структуре рынка ГЦБ большую часть занимают краткосрочные инструменты.
Кроме того, стоимость обслуживания государственного долга можно уменьшить, увеличив число инвесторов, желающих участвовать в кредитовании государства. На сегодняшний день актуальным является привлечение на рынок населения и нерезидентов. Что касается населения, то сегодня оно практически не участвует на рынке государственных долговых обязательств. В Казахстане по-прежнему основная доля государственных ценных бумаг приобретается первичными дилерами за свой счет. Ранее, до апреля 2008 г Министерством финансов Республики Казахстан эмитировались национальные сберегательные облигации, предназначенные для размещения в т.ч. и среди физических лиц. Но в связи с переходом к режиму свободно плавающего обменного курса тенге в настоящее время данные ценные бумаги оказались практически не востребованы. Поэтому для привлечения сбережений населения необходимо использовать новые ликвидные инструменты, которые могут быть возвращены эмитенту в любое время или по истечении определенного срока держания. При этом важную роль играет стоимость государственных облигаций, которая должна быть минимальной, т.е. доступной большинству граждан.
Помимо привлечения сбережений населения, значительно увеличить возможности инвестиционного механизма позволяет участие нерезидентов на рынке ценных бумаг. Первый шаг в направлении решения данной задачи уже сделан - принято принципиальное решение о допуске нерезидентов на внутренний рынок государственных ценных бумаг.
Перспектива участия иностранных инвесторов на рынке ценных бумаг будет напрямую зависеть от умения преодолеть кризис доверия со стороны западных инвесторов, которые еще очень плохо знакомы с условиями и особенностями отечественного фондового рынка, чтобы в больших масштабах заняться операциями с новыми для них инструментами.
Дальнейшее совершенствование рынка государственных долговых обязательств предполагает развитие сектора государственных ценных бумаг местных исполнительных органов.
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О бюджетной системе» местные исполнительные органы имеют право заимствовать средства у юридических и физических лиц, иностранных государств для финансирования региональных инвестиционных программ, согласованных с правительством Республики Казахстан. Заимствование может осуществляться в форме договоров (соглашений) займа или выпуска ценных бумаг местных исполнительных органов. Основываясь изданном праве, Мангыстауская область впервые в истории финансового рынка Казахстана произвела эмиссию валютных облигаций местных исполнительных органов на сумму около 3 млн. долл. США. Этому примеру вскоре последовали местные исполнительные органы Атырауской области, городов Алматы и Астаны.
Таким образом, первые шаги в развитии рынка муниципальных ценных бумаг сделаны. Однако в настоящее время предложение ГЦБ местных исполнительных органов еще весьма ограничено.
Превратить рынок муниципальных облигаций в мощное средство привлечения капитала можно лишь предпринимая меры по дальнейшему его совершенствованию. Во-первых, необходимо решить макроэкономическую проблему, связанную с деньгами «под матрасом», которые необходимо заставить работать на экономику страны. Во-вторых, нужно завершить формирование первоначальной нормативно-правовой базы, регулирующей выпуск государственных ценных бумаг местных исполнительных органов, а также разработать стандарты бухгалтерского учета, которые сделают местные органы управления более прозрачными структурами. В-третьих, рынку муниципальных ценных бумаг необходима эффективно организованная и функционирующая инфраструктура в лице профессионалов по проектированию, юридическому оформлению и рейтингованию займов. В-четвертых, эффективному функционированию рынка муниципальных ценных бумаг будет способствовать развитие местного самоуправления в республике.
Потенциал рынка муниципальных ценных бумаг неограничен, и его развитие может стать одним из ключевых компонентов роста экономики в ближайшие годы.
Говоря о дальнейшем развитии рынка государственных ценных бумаг, нельзя не затронуть вопроса о перспективах заимствования на международных рынках капитала.
Перспективы казахстанских
В будущем возможен выход на рынок
еврооблигаций и
В Казахстане будет сформирована система государственного регулирования фондового рынка, позволяющая обеспечить эффективную защиту прав и охраняемых законом интересов инвесторов. Для создания реальных механизмов реализации данной задачи будет, прежде всего, усилена роль Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам как органа государственного регулирования рынка ценных бумаг. В этих целях в ходе реализации Программы:
– будут расширены полномочия Национальной комиссии в части регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг с предоставлением ей права на самостоятельное наложение административных санкций по отношению к данным участникам;
– Национальной комиссии будут представлены дополнительные права на осуществление контроля за деятельностью эмитентов с правом наложения административных санкций в части выполнения ими отдельных норм законодательства, определяющих порядок их деятельности и входящих в компетенцию Национальной комиссии;
– в наиболее крупных областных центрах республики будут созданы территориальные подразделения Национальной комиссии;
– будет разработан и представлен для принятия Парламентом Республики Казахстан закон «О защите прав и охраняемых законом интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
Вывод: в целом формирование развитого и устойчивого рынка государственных долговых обязательств в перспективе будет зависеть от общей экономической ситуации в стране. Государству же необходимо создать все условия для развития стимулов к сбережению, накоплению и трансформации их в инвестиции.
Краткие выводы по результатам работы: Важное место среди инструментов фондового рынка занимают государственные ценные бумаги (ГЦБ). Во всем мире государства и их учреждения являются крупнейшими заемщиками капитала.
С помощью рынка государственных ценных бумаг осуществляется заимствование государством временно свободных денежных средств у коммерческих банков, финансовых компаний и населения, и полученные таким образом денежные ресурсы используются для неинфляционного финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов. Кроме того, данный сектор фондового рынка имеет особо важное значение Для экономики страны как инструмент денежно-кредитной политики, как ключевой показатель состояния финансовой системы государства, а также ориентир Для зарубежных инвесторов.
В Казахстане в последние годы наблюдается некоторое увеличение личных сбережений населения, хотя их удельный вес от ВВП пока еще низок. Ограниченность личных сбережений, психологическая неподготовленность населения к инвестированию в ценные бумаги явились одной из причин передачи государственной собственности широким массам населения на безвозмездной основе с использованием механизмов ПИКов (приватизационных инвестиционных купонов).
Многие страны на протяжении своей
истории прибегали к
Решающую роль в воссоздании рынка ценных бумаг сыграли приватизация и акционирование государственных предприятий - акционерные общества стали главными субъектами этого рынка. По существу, казахстанский рынок ценных бумаг существует немногим более восьми лет. Первые его элементы появились в 2000 г., когда на базе законодательства СССР стали создаваться АО, брокерские фирмы, фондовые биржи.
Естественно, в годы его становления не складывалось четкого понимания того, что такое ценные бумаги, зачем и как регистрировать их эмиссии, как защищать права инвесторов и т.д. Поэтому 2000 - 2003 гг. рассматриваются как «учебный период». Если проследить за дальнейшим развитием рынка ценных бумаг, то можно увидеть, что в 2004 - 2005 гг. государство осознавало, что существующая инфраструктура фондового рынка явно не совершенна и требует дальнейшего развития. В этих целях 28 марта 2005 г. Правительство своим постановлением утвердило Программу развития рынка ценных бумаг в Республике Казахстан. Появились первые регистраторы и учебные центры, которые подготовили около тысячи специалистов. 31 декабря 2005 г. было принято Постановление Правительства «Об утверждении перечней хозяйствующих субъектов, часть которых будет реализована на фондовой бирже», т.е. «Программа «голубые фишки».