Роль России в мировых валютно-финансовых отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

 выяснить причины возникновения и проследить историю развития международных экономических и валютно-финансовых организаций;

 оценить деятельность валютно-финансовых организаций в Российской Федерации, на примере взаимоотношений с МВФ, группой Всемирного банка, Парижским и Лондонским клубами.

Оглавление

Введение

1. Роль России в мировых валютно-финансовых отношениях

1.1 Характер взаимодействия России с Международным Валютным Фондом.

1.2 Анализ динамики и современного состояния сотрудничества России с системой Всемирного Банка.

2. Тенденции динамики развития международных финансово-валютных отношений

2.1 Тенденции динамики развития сотрудничества РФ с международными финансово-кредитными организациями.

2.2 Пути совершенствования участия России в мировых валютных отношениях

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Роль России в мировых валютно-финансовых отношениях.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

      Задачи, намечаемые к решению в рамках проектов, должны быть конкретны и четко определены, а сроки – реалистичны. В противном случае неизбежны многочисленные корректировки и содержания проекта, и его графика, в ходе которых задачи меняются, а сроки растягиваются. Возникает опасность подмены исходных институциональных задач более техническими и частными (например, проект развития службы занятости и социальной защиты превратился, по сути, в проект закупки компьютерного оборудования для регионов).

      В проектах нужна более тесная увязка с проводимыми исследованиями, в том числе с исследованиями самого Банка в России. Опасно начинать большой институциональный проект, пока не закончены основные исследования и не собрано достаточно эмпирической информации. Исследовательский цикл должен быть лучше синхронизирован с проектным циклом (например, по проектам правовой реформы, развития рынка капитала). Российские исследователи должны активнее привлекаться к обсуждению исследований и их выводов.

      В ходе разработки и реализации проектов в России не оправдался механический перенос стандартных схем, применявшихся в других странах. Опыт 90-х гг. наглядно показал, что стандартные представления о механизмах роста и распространения бедности, отражавшие ситуацию в странах Центральной и Восточной Европы, оказались неадекватными в условиях России. В итоге «стандартные» инструменты для лечения как провалов рынка, так и провалов государства зачастую не адекватны поставленным задачам.

В последние годы отмечается активизация со­трудничества России с МБР не только путем не­посредственного членства в них, но и на основе договорных отношений (если это позволяют усло­вия деятельности данных организаций).

 


2. Тенденции динамики развития международных финансово-валютных отношений

2.1 Тенденции динамики развития сотрудничества РФ с международными финансово-кредитными организациями

 

Проведенные в последние четыре года ключевые преобразования в налоговой, административной, социальной сфере, сфере земельных отношений позволили снять социальную напряженность в обществе и поднять экономику России на новый более качественный уровень, что подтверждается последовательным повышением кредитного рейтинга России, а также предоставлением России статуса страны с рыночной экономикой Европейским Союзом и США.

Тем не менее, Россия по-прежнему обладает характерными чертами такими как: относительно высокий уровень инфляции, достаточно низкий уровень доходов большей части населения и их значительная дифференциация, сохраняющая слабость и уязвимость товарных рынков и банковской системы, недооценка фондового рынка, высокие административные барьеры, острая необходимость в реформе естественных монополий и ЖКХ. Кроме этого, по-прежнему сохраняется зависимость государственного бюджета России от сырьевых факторов.

В настоящее время принята программа социально-экономического развития Российской Федерации. Она предусматривает прежде всего повышение конкурентоспособности России. Усилившиеся в конце прошлого века тенденции к глобализации значительно обострили проблему конкурентоспособности страны. В отсутствие значимых межстрановых барьеров для перемещения капитала, рабочей силы, технологий, информации первостепенное значение для России приобретает проблема поддержания национальной конкурентоспособности в борьбе за привлечение мировых экономических ресурсов, а также за удержание собственных. В этих целях необходимо:

      повышение конкурентоспособности государственного управления (государственного регулирования, государственных услуг, управления государственной собственностью);

      повышение конкурентоспособности бизнеса - рост эффективности производства (в том числе энергоэффективности и производительности труда), инновационной направленности, выход значительной доли бизнеса “из тени” уход от сырьевой направленности структуры экономики;

      повышение конкурентоспособности “человеческого капитала” формирование конкурентоспособной на мировом рынке системы образования, обеспечивающей потребности экономики в квалифицированных специалистах, способной поддерживать научный потенциал страны, сохранять и повышать средний уровень образования населения, а также модернизация систем здравоохранения и социальной поддержки населения.

В этой связи, с учетом того, что финансовые и интеллектуальные ресурсы МФО могут рассматриваться только как дополнение к внутренним ресурсам Российской Федерации, сотрудничество с МФО должно обеспечивать решение основных задач социально-экономического развития России, определенные в Программе.

Исходя из Программы социально-экономического развития можно определить следующие основные направления использования ресурсов МФО в России:[7]

      диверсификация экономики для обеспечения устойчивости высокого экономического роста;

      модернизация социальной сферы;

      развитие инфраструктуры;

      повышение эффективности государственного сектора.

Принимая во внимание возможности МФО по содействию реализации программы социально-экономических преобразований в России, представляется нецелесообразным в ближайшей перспективе полный отказ от заимствований у МФО. Полный отказ от заимствований возможен и целесообразен только в результате снижения зависимости бюджетной системы России от доходов, обусловленных внешнеэкономической конъюнктурой, приобретения Россией устойчивого рейтинга первоклассного заемщика, и перехода на проектное финансирование стратегических программ и мероприятий развития экономики в рамках долгосрочного бюджетного планирования.

Устойчивый профицит федерального бюджета Российской Федерации свидетельствует о возможностях государства финансировать весь перечень первоочередных проектов, обеспечивающих реализацию программы социально-экономических преобразований. Таким образом, Россия в среднесрочной перспективе в меньшей степени может быть заинтересована в финансовых ресурсах международных финансовых организаций. На первый план выходят такие преимущества сотрудничества с МФО как возможность реализации проектного подхода и использование международного опыта при подготовке и реализации стратегических значимых программ институциональных реформ и крупномасштабных инвестиционных проектов. При этом существенную роль играет готовность МФО гарантировать финансирование этих программ и проектов вне зависимости от возможных негативных изменений международной и внутренней экономической конъюнктуры, влекущих за собой удорожание государственных заимствований и (или) сокращение доходов федерального бюджета.

Исходя из этих концептуальных подходов, можно выявить следующие тенденции сотрудничества МФО, позволяющие в полной мере использовать преимущества такого сотрудничества в условиях сокращения потребности России в финансовых ресурсах МФО, обеспечения устойчивого сокращения внешнего долга Российской Федерации и ограничений в наращивании непроцентных расходов, связанных со снижением налоговой нагрузки на экономику.

Несмотря на положительный эффект от сотрудничества с МФО, нельзя не учитывать ограничения, накладываемые текущей макроэкономической и бюджетной ситуацией, стоящих задач по ограничению темпов роста непроцентных расходов, сокращению объема внешнего долга. Государственная поддержка в форме суверенных займов должна предоставляться только в случаях наличия обоснованных конкурентных возможностей и преимуществ использования средств займов МФО перед альтернативными источниками финансирования, соответствовать основным критериям отбора проектов МФО.

В условиях высоких цен на нефть, рекордного профицита текущего платежного баланса и огромных резервов естественно возникает вопрос о целесообразности дальнейшего развития сотрудничества с Всемирным банком. Очевидно, что в такой ситуации Россия не нуждается в масштабных заимствованиях. В то же время Всемирный банк для России - это далеко не только источник дешевого финансирования инвестиционных проектов. Банк накопил более чем пятидесятилетний опыт в качестве глобального партнера в деле развития. Россия может и далее пользоваться этим опытом для облегчения формирования эффективных программ по вопросам развития и использования мировой "передовой практики", для финансирования долголетних программ реформирования, привлечения инвестиций частного сектора и облегчения диверсификации внутренних источников для экономического роста.

Многие страны со средним уровнем доходов также сталкиваются с необходимостью решать одновременно проблемы достижения быстрого и устойчивого роста и сокращения бедности с тем, чтобы они могли догнать западные промышленно развитые страны на протяжении жизни следующего поколения. Такие страны, как Бразилия, Мексика, Китай и Индия развили стратегическое партнерство с Банком, то есть, определили, по каким направлениям, с помощью каких продуктов и услуг и в каких секторах ресурсы Банка могут быть использованы с наибольшей выгодой. Они выработали ясно определенную роль, приспособленную к их требованиям к развитию, для того чтобы как можно полнее воспользоваться уникальными преимуществами Банка.

В 2009 г. бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации ожидаются в размере 2 780,9 млн. дол. США (68 687,8 млн. руб.). В 2010 - 2011 гг. указанные бюджетные ассигнования составят 2 663,1 млн. дол. США (69 239,7 млн. руб.) и                 2 516,1 млн. дол. США (68 690,0 млн. руб.) соответственно. Уменьшение объема бюджетных ассигнований связано в основном с сокращением объема государственного внешнего долга Российской Федерации и укреплением рубля по отношению к доллару США.

В основу прогноза выплат по обслуживанию государственного внешнего долга в 2009 - 2011 гг. положен сценарий, учитывающий как валютные, так и процентные риски.

В 2009 - 2010 гг. объем погашения государственного внешнего долга Российской Федерации в 2009 - 2010 гг. увеличится соответственно на       171,5 млн. руб. и 2 012,2 млн. руб. и составит в 2009 г. - 3 367,2 млн. дол. США (83 169,7 млн. руб.), в 2010 г. - 2 914,6 млн. дол. США (75 779,9        млн. руб.). Увеличение указанных бюджетных ассигнований связано с уточнением объема исполнения обязательств перед владельцами некоторых видов облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа, а также с уточнением объема погашения по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств, банков и фирм, осуществляемых в форме товарных поставок. Кроме того, в 2009 г. предполагается урегулирование задолженности перед кредиторами Лондонского клуба в объеме 34,0 млн. дол. США (839,8 млн. руб.). В 2011 г. на погашение государственного внешнего долга Российской Федерации планируется направить 4 319,5 млн. дол. США (117 922,1 млн. руб.).

В 2009 г. порядка 47,4% погашаемого государственного внешнего долга Российской Федерации приходится на государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в 2010 - 2011 г. указанное соотношение составит порядка 46,5% и 71,2% соответственно. Увеличение объема погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по государственным ценным бумагам Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в 2011 г. против объема, предусмотренного в 2010 г., связано с погашением обязательств Российской Федерации по облигациям внутреннего государственного валютного облигационного займа VII серии в сумме 1 750,0 млн. дол. США (47 775,0 млн. руб.).

Сумма погашения основного долга по кредитам иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, и международным финансовым организациям в иностранной валюте составит в 2009 г. - 1 772,0 млн. дол. США (43 769,2 млн. руб.), в 2010 г. - 1 558,2 млн. дол. США          (40 514,3 млн. руб.) и в 2011 г. - 1 244,4 млн. дол. США (33 970,9 млн. руб.).

Бюджетные ассигнования, предусмотренные на возможное исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в 2009-2010 годах увеличатся соответственно на 1 512,3 млн. руб. и 3 564,9 млн. руб. и составят в 2009 г. - 924,1 млн. дол. США (22 825,3 млн. руб.), в 2010 г. - 1 347,0 млн. дол. США (35 022,0 млн. руб.). В 2011 г. на указанные цели планируется направить 694,3 млн. дол. США (18 954,4 млн. руб.).

Объем предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам в 2009 - 2010 гг. увеличится соответственно на 11 050,0 млн. руб. и 12 089,7 млн. руб. и составит в 2009 г. - 1 366,7 млн. дол. США (33 756,9 млн. руб.), в 2010 г. - 1 637,8 млн. дол. США (42 583,3 млн. руб.). В 2011 г. на указанные цели планируется направить 2 000,0 млн. дол. США (54 600,0 млн. руб.).

В 2009 г. платежи в уплату процентов по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств, составят 150,5 млн. дол. США (3 716,4 млн. руб.). В 2010 - 2011 гг. указанные платежи составят 147,3 млн. дол. США (3 830,3 млн. руб.) и 132,2 млн. дол. США      (3 609,5 млн. руб.) соответственно.

Платежи процентов и комиссий по кредитам международных финансовых организаций в 2009 г. определены в сумме 256,5 млн. дол. США (6 335,8 млн. руб.), в 2010 г. - 266,3 млн. дол. США (6 923,2 млн. руб.) и в 2011 г. - 236,2 млн. дол. США (6 448,9 млн. руб.). При этом, по-прежнему, значительная доля выплат (более 80%) приходится на процентные платежи по кредитам, предоставленным Международным банком реконструкции и развития (МБРР).

Купонные платежи по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, составят 2 373,9 млн. дол. США      (58 635,6 млн. руб.), в 2010 г. - 2 249,5 млн. дол. США (58 486,2 млн. руб.), в 2011 г. - 2 147,7 млн. дол. США (58 631,7 млн. руб.).

Привлечение финансовых несвязанных кредитов от правительств иностранных государств и от международных финансовых организаций в 2009 - 2011 гг. не предусматривается.

Кроме того, предусматривается постепенное сокращение объемов внешних заимствований у международных финансовых организаций по действующим проектам. В связи с этим объем использования целевых иностранных кредитов, предоставляемых международными финансовыми организациями, в 2009 - 2010 гг. уменьшится на 3 246,9 млн. руб. и 5 610,2 млн. руб. соответственно и составит в 2009 г. - 410,2 млн. дол. США (10 131,9 млн. руб.), в 2010 г. - 210,5 млн. дол. США (5 473,0 млн. руб.). В 2011 г. указанный показатель планируется в объеме 80,8 млн. дол. США                   (2 205,8 млн. руб.).

Информация о работе Роль России в мировых валютно-финансовых отношениях