Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:43, курсовая работа
Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
выяснить причины возникновения и проследить историю развития международных экономических и валютно-финансовых организаций;
оценить деятельность валютно-финансовых организаций в Российской Федерации, на примере взаимоотношений с МВФ, группой Всемирного банка, Парижским и Лондонским клубами.
Введение
1. Роль России в мировых валютно-финансовых отношениях
1.1 Характер взаимодействия России с Международным Валютным Фондом.
1.2 Анализ динамики и современного состояния сотрудничества России с системой Всемирного Банка.
2. Тенденции динамики развития международных финансово-валютных отношений
2.1 Тенденции динамики развития сотрудничества РФ с международными финансово-кредитными организациями.
2.2 Пути совершенствования участия России в мировых валютных отношениях
Заключение
Список использованной литературы
Всемирный Банк является инвестиционным банком, оказывающим посреднические услуги между инвестором и получателем, занимая у одного и давая в займы другому. Владельцами Банка являются правительства 156 стран-членов, имеющих акционерный капитал в Банке, стоимость которого в 1991г. оценивалась примерно в 175 млрд. долларов.
Всемирный Банк (ВБ) включает в себя две большие организации: Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР) и Международную Ассоциацию Развития (МАР)[3]. Помимо того, в ВБ входит ряд других организаций: объединенная с ВБ, но юридически и финансово независимая от него – Международная Финансовая Корпорация, которая мобилизует финансирование частных предприятий в развивающихся странах; Международный Центр по урегулированию инвестиционных споров и Многостороннее Агентство по гарантии инвестиций (МАГИ).
Персонал ВБ насчитывает более 6000 человек, работающих в 40 отделениях по всему миру (однако 95% его служащих работают в Вашингтонской штаб-квартире). Персонал Банка представляет собой коллектив разных специалистов: экономистов, инженеров, градостроителей, агрономов, статистиков, адвокатов, экспертов по портфелю ценных бумаг, сотрудников по вопросам кредитования, экспертов по оценке стоимости проектов, специалистов по телекоммуникации, водоснабжению и канализации, перевозкам, образованию, энергетике, застройке сельской местности, народонаселению и здравоохранению и во многих других областях.[4]
МБРР получает большинство финансовых средств, которые он использует для кредитования развития стран, посредством займов на рынке через выпуск облигаций (имеющих категорию ААА, т.к. их погашение гарантируется правительствами стран-членов) отдельным лицам и частным организациям в более чем 100 странах. МАР, занимающаяся выдачей льготных кредитов, в основном финансируется пожертвованиями от стран-доноров. Банк является главным заемщиком на мировых рынках капитала и самым большим заемщиком – не резидентом практически во всех странах, где продаются его ценные бумаги.
Банк также берет взаймы посредством продажи облигаций и векселей напрямую правительствам, их представительствам и центральным банкам. Поступления от продажи этих облигаций в свою очередь ссуживаются развивающимся странам под приемлемые нормы процента для оказания помощи в финансировании тех проектов и программ по изменению политики, которые имеют шансы на успех.
Всемирный Банк ссуживает деньги только кредитоспособным правительствам развивающихся стран. Чем беднее страна, тем благоприятнее условия, на которых она может получить кредиты у Банка. Те развивающиеся страны, у которых валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения превышает 1 200 долларов, могут получить кредиты от МБРР. (Подушный ВНП представляет собой долю материальных ценностей, полученных путем деления стоимости товаров и услуг, произведенных в стране за один год, на численность населения, проживающего в этой стране). Эти кредиты выдаются под процент немного выше рыночного, под который занимает сам Банк, и, как правило, должны быть выплачены в течение 12- 15 лет.
МАР дает кредиты только правительствам очень бедных развивающихся стран, чей подушный ВНП составляет меньше чем 1 200 долларов, и примерно 80% всех кредитов МАР получают страны с ежегодным подушным доходом ниже 700 долларов. По МАР- кредитам проценты не выплачиваются, и срок их погашения обычно составляет 35-40 лет.
Всемирный Банк существует для содействия развитию бедных стран посредством оказания им технической помощи и финансирования проектов и экономических курсов, которые смогут реализовать экономический потенциал этих стран. Банк рассматривает развитие как долговременную целостную задачу.
Став членом МБРР, Россия обрела новый источник финансовых средств. В основном кредиты банка предназначены для создания объектов инфраструктуры. Значительна и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и поддержку экономических реформ в России. В ряде случаев МБРР участвует в капитале российских предприятий, приобретая часть их акций.
По словам экспертов, несмотря на существенное улучшение ситуации, Россия по-прежнему нуждается в помощи Банка, "но содержание ее меняется, речь идет о следующем поколении реформ". По программе сотрудничества РФ со Всемирным банком с 2005 по 2007 годы наиболее важными областями взаимодействия являются государственное управление и судебная реформа, развитие конкуренции, уменьшение социальных и экологических рисков, продолжение реформ системы образования, здравоохранения, ЖКХ, дальнейшее совершенствование институтов бюджетной системы, финансовых рынков, банковского сектора, развитие малого и среднего предпринимательства.
На сегодняшний день портфель всех завершенных и действующих инвестиционных проектов МБРР в Российской Федерации имеет следующую структуру (нарастающим итогом):
Рис. 1.1 Структура завершенных и действующих проектов МБРР в РФ[5]
Необходимо отметить, что портфель реализованных проектов Банка был сильно диверсифицирован, вследствие чего прямые количественные результаты проектов охватывают большое разнообразие непересекающиеся между собой областей.
В частности, при содействии МБРР в России было выполнено:
отремонтированы 41 мост и путепровод на приоритетных федеральных автомобильных дорогах и 7 мостов (Воробьевский, Большой Устьинский, Новоспасский и Хорошевский мосты, Остаповский, Новобасманный и Старобасманный путепроводы) в г. Москва, на завершающей стадии находится реконструкция Крымского моста;
в г. Санкт-Петербурге реализован ряд инвестиционных подпроектов по восстановлению ряда исторических объектов в центральной части города (реконструкция Невского проспекта, реконструкция системы теплоснабжения и пешеходной зоны в квартале 130, создание благоустроенной пешеходной зоны вместе с прилегающей инфраструктурой комплекса «Дворы капеллы»);
отремонтировано около 800 км. магистральных дорог России;
разработан и внедрен уникальный инструмент – гарантии от некоммерческих рисков; в рамках гарантийной операции по проекту «Морской старт» (строительство и эксплуатация плавучего космодрома для запуска коммерческих спутников) в космическую отрасль России привлечено более 1 млрд. долл. США иностранных инвестиций;
построено и сдано в эксплуатацию около 3,2 тыс. квартир общей площадью 274 тыс.кв.м. В результате продажи квартир на свободном рынке общие налоговые поступления составили около 43 млн.долл.США без учета ежегодных поступлений от налога на недвижимость;
в рамках проектов, предусматривающих перекредитование средств займов частным предприятиям подготовлены, реализованы или находятся на различной стадии реализации около 100 инвестиционных подпроектов на сумму более 600 млн.доларов США;
в 424 многоквартирных жилых зданиях ведомственного фонда шести городов проведено энергоэффективное переоборудование систем энерго- и водоснабжения, завершаются работы по проведению аналогичных работ на 309 зданиях, в результате реконструкции котельных в четырех городах достигнута ежегодная экономия топлива на сумму около 1 млн.долл.США;
обновлен автобусный парк в 14 городах России, закуплено около полутора тысяч автобусов, восстановлено более тысячи единиц подвижного состава городского транспорта;
более 1950 лечебно-профилактических учреждений в 42 регионах России обновили фонд медицинского оборудования на 15-30 % - поставлено около 550 тыс. единиц оборудования и инструментов;
оснащено 2266 районных и региональных отделов социальной защиты (пенсионных служб) в 77 регионах России вычислительной техникой, организована работа по начислению и выплате пенсий и пособий;
реконструируются 31 школа (13 уже сданы в эксплуатацию), 40 станции водоснабжения и канализации, включая водопроводные сети (19 уже сданы), 9 поликлиник и больниц (1 сдана);
разработаны и внедрены современные IT-системы сбора, обработки и предоставления информации в системе пенсионного обеспечения, органов налоговой службы, контроля за деятельностью финансовых учреждений, развития стандартизации, единого предметного классификатора правовых актов, в сфере сбыта сельскохозяйственной продукции, информации по земельным кадастрам и регистрации земли; всего внедрено более 20 специализированных информационных систем, охватывающих около половины регионов России;
внедрено и освоено свыше 150 современных технологий, позволяющих обеспечить мировой уровень функционирования систем и оборудования, используемых в ходе реализации проектов МБРР (например, в результате реализации проекта ремонта автодорог было освоено 5 новых технологий ремонта, в рамках реализации проекта передачи ведомственного жилищного фонда внедрены 9 новых технологий энергоэффективного переоборудования жилых зданий);
в процессе осуществления проектов Всемирного банка обучено современным методам управления и производства свыше 50 тысяч специалистов (например, только в рамках реализации проекта подготовки финансовых и управленческих кадров подготовлено 20 769 специалистов-практиков, а также около 2 500 преподавателей);
проведена гармонизация более 500 российских стандартов в наиболее приоритетных областях, что является условием для присоединения России к Соглашениям ВТО;
остановлено крупномасштабное распространение нефтяного загрязнения в Республике Коми, значительная часть нефтесодержащего шлама захоронена во временных полигонах, а собранная нефть закачена обратно в трубопровод;
за счет обновления основных средств на нефтяных предприятиях дополнительно добыто свыше 35 млн. тонн нефти.
Большинство проектов Банка с участием региональных структур реализовано в небольшом количестве регионов с целью отработки методов и моделей проведения структурных реформ. При этом базовым критерием для выбора регионов-участников проектов была их готовность проводить значительные экономические преобразования.
Максимум привлеченных средств приходится на регионы Центрального федерального округа (выше 829 млн. долл. США или около 29 %), в котором реализуется большая часть проектов МБРР. Далее следует Уральский федеральный округ (24 %) и Северо-Западный федеральный округ (20 %). Меньше всего привлекались средства в Дальневосточный федеральный округ (1 %).
Далее рассмотрим опыт использования отдельных инструментов Всемирного банка.[6]
1. Бюджетозамещающие (финансовые) займы
Займы структурируются в виде траншей, которые предполагается расходовать в течение нескольких лет. Вместе с тем, формирование критериев на предоставление таких траншей осуществляется на начальных этапах реализации проекта, а их контроль – только через несколько лет. За этот период многие социально-экономические параметры трансформируются и критерии становятся формальными. Формирование критериев на основе мониторинга экономических показателей затруднено из-за излишней детализации и трудностей сбора необходимой статистической информации.
Скорость выполнения условий предоставления транша не совпадает с временной потребностью получения этих средств для бюджета. Банк требует полного выполнения всех условий предоставления транша без учета их реального веса (важности), в результате чего возникают ситуации с фактической реализацией запланированных структурных реформ, при которых достаточно неполного формального завершения хотя бы одного из условий для отказа Банка в предоставлении транша.
Оценка выполнения условий бюджетозамещающих займов в значительной степени зависит от квалификации экспертов Всемирного банка, профессионализм которых не всегда соответствует уровню задач реформирования российской экономики. Влиять на отбор экспертов Всемирного банка хотя бы по критериям их профессионализма Российская Федерация не может.
Длительные задержки в предоставлении средств бюджетозамещающих займов приводят к значительному уровню нецелевых (дополнительных) расходов федерального бюджета, связанных с выплатой комиссии за обязательство, причем в случае с займом САЛ-3 была выплачена комиссия в размере 5 млн. долл. США за те средства, которые так и не были получены Российской Федерацией.
2. Инвестиционные займы
Низкая степень подготовки документов, необходимых для вступления соглашения о займе в силу, до проведения переговоров и подписания соглашения о займе ведет, во многих случаях, к необходимости переноса в последующем сроков вступления займа в силу.
В проектах с большим числом различных компонентов возникает опасность размытости приоритетов или концентрации усилий по реализации на нескольких компонентах в ущерб остальным, которые остаются без должного внимания и в конечном итоге аннулируются (например, компонент программы запасных частей в проекте «Городской транспорт»).
Включение в проекты без серьезной проработки компонентов, направленных на институциональное развитие, во многих случаях закончилось аннулированием неиспользованных средств займов.
Перекредитование средств инвестиционных займов регионам на возвратной основе во многих случаях приводит к неспособности регионов в полной мере и своевременно выполнять свои обязательства по обслуживанию и возврату средств субзаймов. Во многих случаях отмечены попытки регионов переложить возврат средств на федеральный бюджет.
Отсутствует механизм формирования источников финансирования, обеспечивающих устойчивость результатов реализации проекта после завершения расходования средств займа, проекты не обеспечивают устойчивость результатов в долгосрочной перспективе, на смену заемным средствам не приходит адекватное бюджетное финансирование.
3. Займы на техническую помощь
Опыт России (как и опыт других стран) свидетельствует, что для успеха институциональных реформ они не должны рассматриваться как навязанные извне. При этом Банк может оказать помощь, передавая свой опыт и экспертные знания, способствуя обучению государственных служащих и экспертов, предостерегая от опасностей и негативных последствий возможных решений.
Информация о работе Роль России в мировых валютно-финансовых отношениях