Роль федерального казначейства в управлении государственными финансовыми ресурсами

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью написания данной работы является характеристика особенностей и роли Федерального казначейства.
Для достижения этой цели предстоит решить ряд задач, которые составляют содержание.
Во-первых, следует рассмотреть исторические этапы развития Российского казначейства.
Во-вторых, необходимо рассмотреть структуру и функции, а также определить задачи органов федерального казначейства.
В-третьих, нужно изучить бюджетные полномочия федерального казначейства.

Оглавление

Введение 1. История Российского казначейства
2. Казначейство РФ на современном этапе
3. Структура органов федерального казначейства
4. Задачи и функции органов федерального казначейства
5. Бюджетные полномочия федерального казначейства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовик Казначейство2.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Волго-Вятская академия государственной службы

 

 

 

 

Факультет заочного обучения

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

Курсовая работа на тему:

Роль федерального казначейства в управлении государственными финансовыми ресурсами

 

Выполнила:

студентка группы 08ФКЗк-32

факультета заочного обучения

Верхова Н.Ю.

 

Научный руководитель:

Миронова Е.В.

 

 

г. Нижний Новгород

2011 год

 

Содержание

 

Введение 1. История Российского казначейства

2. Казначейство РФ на современном этапе

3. Структура органов  федерального казначейства

4. Задачи и функции  органов федерального казначейства

5. Бюджетные полномочия  федерального казначейства

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

8 декабря в России отмечается день образования казначейства. Система органов Федерального казначейства была воссоздана в 1992 году по указу Президента России Б.Н.Ельцина.

От развития казначейства во многом зависит эффективность  работы финансовой системы, как всей страны, так и отдельной территории. Поэтому казначейская модель исполнения бюджета является оптимальной в современных социально-экономических условиях. Сегодня можно уверенно говорить о том, что за относительно короткий срок была выстроена и отлажена масштабная система, обладающая большой мобильностью и отвечающая всем требованиям по оперативному управлению государственным финансовым сектором. Роль федерального казначейства со временем будет только возрастать. Залог этого - накопленный за прошедшие годы уникальный опыт, высокая квалификация специалистов и большая востребованность казначейства в масштабах всего государства.

Основной целью написания  данной работы является характеристика особенностей и роли Федерального казначейства.

Для достижения этой цели предстоит решить ряд задач, которые составляют содержание.

Во-первых, следует рассмотреть  исторические этапы развития Российского  казначейства.

Во-вторых, необходимо рассмотреть структуру и функции, а также определить задачи органов федерального казначейства.

В-третьих, нужно изучить бюджетные полномочия федерального казначейства.

 

 

 

1. История Российского  казначейства

Говоря о казначейской системе, нельзя не коснуться истории  управления государственными финансами. Для этого необходимо вернуться  на несколько столетий назад и стать участниками великого исторического события - рождения системы государственных финансов и казначейской системы.

История создания казначейства естественным образом совпадает  с началом процесса образования  Русского централизованного государства.

В средние века в период правления на Руси Ивана III (1462 – 1505 гг.) обозначился переход от удельного  княжения, носившего частно-хозяйственный  характер, к государственному управлению. Были созданы Приказы, в том числе  финансовые: Большого Двора, Большой Казны, Большого Прихода, Счетный. Приказы-службы подчинялись царю и Боярской Думе, имея, в свою очередь, в подчинении местное управление.

В 1512 году создается Казенный Приказ (Двор). А в 1558 году было образовано первое государственное экономическое учреждение – Казна, появилась должность казначея - хранителя великокняжеской казны и архива. Вместе с тем, системной организации государственных финансов до Петра I не существовало.

В XVII веке охрана финансовых интересов государства, его Казны регламентировалась Соборным Уложением 1649 года. Первым известным общегосударственным бюджетом явилась роспись доходов и расходов за 1679 – 1680 годы на сумму 1220,4 тыс. рублей.

В 1710 году в период плавления  Петра I была создана Счетная или  Казначейская Контора, следившая до 1741 года за правильным поступлением налогов.

При Екатерине II в 1785 году была проведена реформа городского управления. И казначейство становится органом, осуществляющим сбор и хранение денежной казны, а также исполнение росписи государственных доходов и расходов на местах. В 1780 году в Москве и Санкт-Петербурге были открыты казначейства штатных и остаточных сумм, в ведении которых находились все текущие расходы за исключением "военных, флотских и кабинетных". При этом, исполнение текущих расходов осуществлялось на основании ежегодных расписаний, а остаточных - согласно особым расписаниям, составляемым "Экспедицией о государственных доходов", учрежденной при 1 департаменте Сената.

В 1780-1781 гг. было проведено  разграничение данной экспедиции на четыре экспедиции: по доходам, по расходам, ревизионная, по взысканию недоимок и доборов через местные власти. Следует отметить, что данное разграничение направлений деятельности финансовых органов сохранилось с некоторыми изменениями до наших дней. В период царствования Павла I с 4 декабря 1796 года выделяются казначейские экспедиции в ведении Государственного казначея.

В 1802 году важнейшим преобразованием  Императора Александра I было учреждение Министерств, в том числе Министерство финансов. Заведование делами государственного хозяйства было вверено Министрам Финансов, Коммерции и Государственному казначею. Первыми Государственными казначеями стали Голубцов Ф.А. (1802-1810 гг.) и Кампенгаузен Б.Б. (1810-1811 гг.).

В 1821 г. при Министерстве финансов был создан Департамент Главного казначейства, которым составлялся Генеральный денежный отчет по Государству. В состав Главного казначейства в 1822 году входили 5 отделений: кассовое, бухгалтерское, контрольно-приходное, контрольно-расходное и контрольно-оборотное, а также канцелярия.

Столь актуальный в наши дни вопрос о достижении единства кассы был поднят в 1855 году, а уже  с 1864 года единство кассы, выразившееся в отмене деления касс на приходные  и расходные было введено в  Санкт-Петербурге, а с 1866 года распространено на всю Империю (с 1868 - и на Закавказье). В 1872 году была издана единственная для всех казначейств Империи Инструкция, содержащая правила о порядке приема казначейством монет, кредитных бумаг и пересылки сумм - пенсий, пособий и т.д.

С 1897 года происходит слияние казначейских касс с банковскими (в 1900 году - уже во всех 727 казначействах на местах).

Революцией 1917 г. был завершен этап казначейского исполнения государственного бюджета. Постановлением Правительства  в октябре 1918 г. все кассовые операции по исполнению бюджета были возложены на Народный банк. Департамент Государственного казначейства и его местные органы были присоединены к учреждениям Народного банка, образуя там сметные отделы. Завершился этот процесс в 1926 г. В результате слияния Народный банк РСФСР сосредоточил в своих руках: кредитное дело, финансирование народного хозяйства страны и аппарата управления страны, всю сметно-бюджетную работу, руководство денежным обращением. На местах развернули свою деятельность финансовые отделы исполкомов местных советов. С этого времени в стране устанавливается банковская система исполнения бюджета, которая без существенных  изменений  просуществовала весь советский период развития государства. Эта система посредством государственного банка обеспечивала кассовое исполнение бюджетов, включающее сбор и учет доходов бюджетов, межбюджетное перераспределение доходов, открытие и ведение лицевых счетов бюджетополучателей, организацию учета и отчетности по всем операциям с бюджетными средствами. Государственное казначейство, как структура Министерства финансов перестала существовать.

Однако, с распадом Советского Союза и реформой банковской системы  в Российской Федерации, бюджетные  средства оказались в негосударственных  коммерческих банках, для которых исполнение бюджета уже не являлось приоритетным направлением деятельности. Государственные средства превратились в кредитный ресурс для банков. Как результат, стали возникать постоянные задержки в зачислении налогов и сборов на бюджетные счета, в проведении бюджетных расчетов. Время прохождения денег до конечных получателей резко возросло. Министерство финансов России в известной степени лишилось возможности контролировать движение бюджетных средств, и, соответственно, резко увеличились объемы их нецелевого использования. Объективным условием сложившейся ситуации стало принятие Конституции России, которая разделила функции Правительства РФ и Центрального банка России. Более того, законом о Центральном банке России на него не возлагаются функции кассового исполнения бюджета.

Указанные обстоятельства привели к отказу от банковской системы  исполнения бюджетов и возврату к казначейской. Применение казначейской системы исполнения бюджета отличается от банковской прежде всего тем, что казначейство концентрирует оба потока денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета, - доходный и расходный – на одном счете. Такой порядок позволяет существенно ускорить процесс финансирования. Основной целью создания казначейской системы исполнения федерального бюджета является содействие оптимальному управлению государственным финансовым ресурсам.

Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 года № 1556 был в принципиальном, и постановлением Правительства  России от 27 августа 1993 года № 864 – в  организационном плане решен вопрос о создании Федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. С этого момента началось возрождение казначейства в России.

 

Вывод по главе:

Таким образом, казначейство прошло длинный и сложный путь развития. Его история неотделима от истории развития Российского государства в целом.

<…>

И 21 год назад история казначейства была восстановлена, насчитывающая несколько веков, от казенных дворов, появившихся в период царствования Ивана III в 15 веке до нынешней разветвленной высокотехнологичной системы, входящей в структуру органов федеральной исполнительной власти и осуществляющей кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы1.

<…>

В разное время функции  казначейства изменялись, но на всех исторических этапах казначейские органы осуществляли контроль над сохранностью и движением средств государства.

 

2. Казначейство РФ на  современном этапе

<…>

Единая централизованная система органов федерального казначейства  состоит из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.2

<…>

Органы казначейства несут установленную законодательством  ответственность за невыполнение или  ненадлежащее выполнение возложенных  на них задач и подчиняются  своему вышестоящему органу и руководителю казначейства - начальнику Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ.

<…>

Главное управление федерального казначейства является структурным  подразделением центрального аппарата Министерства финансов РФ и подчиняется Министру финансов РФ.

В своей деятельности казначейство руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами РФ, иными  решениями Съезда народных депутатов  РФ и Верховного Совета РФ, указами  и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Совета Министров - Правительства РФ, Положением, а также приказами и распоряжениями Министра финансов РФ.

Органы казначейства взаимодействуют с органами государственного управления республик в составе  РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации работы по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы РФ.

Казначейство информирует  высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти и управления РФ ежемесячно, а Министра финансов - ежедневно о результатах исполнения республиканского бюджета РФ, иных финансовых операциях Совета Министров - Правительства РФ, а также о состоянии государственных (федеральных) внебюджетных фондов и бюджетной системы РФ.

Казначейство возглавляет  руководитель федерального казначейства - начальник Главного управления федерального казначейства Министерства финансов, назначаемый и освобождаемый  от должности Правительством по представлению Министра финансов.

Заместители руководителя федерального казначейства - начальника Главного управления федерального казначейства Министерства финансов назначаются  и освобождаются от должности  Министром финансов. Руководители органов казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу назначаются и освобождаются от должности Министром финансов по представлению руководителя казначейства - начальника Главного управления федерального казначейства Министерства финансов

Структура и штатные  расписания Главного управления федерального казначейства Министерства финансов, органов казначейства по республикам  в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, по районам, городам (за исключением городов районного подчинения и районов в городах) утверждаются руководителями этих органов в пределах установленного им фонда оплаты труда.2

<…>

Вывод по главе:

<…>

Казначейство РФ — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю над ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства финансов.3

Информация о работе Роль федерального казначейства в управлении государственными финансовыми ресурсами