Роль Центрального банка РФ в развитии платежной системы Республики Саха (Якутия)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:06, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть понятие платежной системы и ее элементов;
рассмотреть порядок осуществления расчетов через подразделения расчетной сети Банка России и порядок расчетов, проводимых кредитными организациями в соответствии с заключенными корреспондентскими договорами;
выявить пути решения проблем функционирования платежной системы;
определить перспективы развития платежной системы в Республике Саха (Якутия).

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Организация и функционирование платежной системы государства 5
1.1.Понятие платежной системы и платежного оборота 5
1.2. Расчеты, осуществляемые через подразделения расчетной сети Банка России 13
Глава 2. Анализ функционирования платежной системы в Республике Саха (Якутия). 17
2.1.Анализ безналичных расчетов, проводимых в регионе. 17
2.2.Анализ структуры и динамика платежей, проведенных через учреждения Банка России. 21
Заключение 26
Список использованной литературы. 29

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

         3. Межрегиональные электронные платежи.

Под межрегиональными электронными расчетами понимаются «межбанковские расчеты, выполняемые  между их участниками, расположенными на территориях различных республик, краев, областей».[4, c.30]

Участниками межрегиональных электронных расчетов могут быть головные расчетно-кассовые центры, расчетно-кассовые центры и  другие подразделения расчетной  сети Банка России. Пользователями системы межрегиональных электронных  расчетов могут быть кредитные организации,  их филиалы и другие юридические лица, имеющие корреспондентские счета или иные счета в расчетно-кассовом центре.

         «Правоотношения сторон регулируются  договором между участниками  и пользователями системы международных  электронных платежей. Наличие такого договора является обязательным условием при отправлении электронных платежей».[18, c.5]

         4. Расчеты в пределах одного  учреждения Банка России (или  другими словами со счета на  счет), осуществляется, когда счета  предприятия – поставщика и предприятия – получателя открыты в одном учреждении банка.

        5. Расчеты между учреждениями  Банка России, обслуживаемыми одним  центром информатизации. Как правило,  осуществляется централизованная  обработка бухгалтерской информации.

         Таким образом, участие Центрального банка играет основополагающую роль в обеспечении бесперебойного функционирования платежной системы.

 

Глава 2. Анализ функционирования платежной системы  в Республике Саха (Якутия).

2.1.Анализ  безналичных расчетов, проводимых в регионе.

       Для платежной системы Республики Саха (Якутия) прошедший 2006 год был годом  стабильности и динамичного развития.

       Продолжился рост платежей, прошедших через региональную платежную систему Банка России и платежные системы кредитных  организаций (филиалов).

       За 2006 год через платежную систему  Банка России проведено на 17,6%  безналичных платежей больше, чем  за прошлый год.

       

         Безналичные платежи, проведенные  по счетам кредитных организаций  (филиалов), составляли наибольшую  часть всех платежей, осуществленных платежной системой Банка России: их доля достигла 57,9% от общего количества и 58,3% от общего объема против 57,4% и 53,2% соответственно в 2005 году.

       Удельный  вес платежей по счетам клиентов, не являющихся кредитными организациями  (филиалами), сократившись на 0,4 п.п. по количеству и на 5,0 п.п. по сумме, в основном, за счет снижения числа клиентов, составил 41,8% и 41,6% от общего объема платежей, проведенных через учреждения Банка России.

       Доля  платежей по собственным операциям  Банка России зафиксирована на уровне 0,3% по количеству (в 2005 году – 0,4%) и 0,1% по объему (также 0,1%).

        В отчетном  году в региональной компоненте платежной  системы Банка России, как и  в предыдущие годы, продолжала расширяться сфера применения в расчетах электронных технологий. Таким образом,  с использованием электронных технологий проведено 99,5%, как по  количеству расчетных документов, так и по их объему (в 2005 году — 96,6 и 96,9%% соответственно).

       В региональном разрезе доля платежей, совершенных электронным способом внутри региона,  к общему объему внутрирегиональных платежей отмечена на уровне 99,6% по количеству и 99,1% по сумме платежей. За пределы республики практически все платежи проведены электронным способом (99,99%), как по количеству документов, так и по их объему.

       Национальный  банк в 2006 году продолжил работу по расширению состава участников электронных  расчетов на  межрегиональном уровне.

       Так, в марте к участникам межрегиональных  электронных расчетов подключен  расчетно-кассовый центр в  п. Черский, в результате, на 1 января 2007 года все расчетно-кассовые центры Национального банка являлись участниками внутрирегиональных и межрегиональных расчетов.

         Причинами использования почтовой  и телеграфной технологий в  платежной системе Банка России являются: невозможность применения в электронных расчетах всех видов платежных инструментов, неиспользование электронных технологий при направлении платежей по внутрибанковским и эмиссионным операциям, а также направление платежей в регионы с особым порядком осуществления межбанковских  расчетов.

       Удельный  вес платежей, совершенных с использованием почтовой и телеграфной технологий, в общем объеме платежей составил 0,02%, как по количеству документов, так  и по их объему (в 2005 году было 0,02% и 0,04 % соответственно).

       В платежной системе Банка России платежи осуществлялись с преимущественным использованием платежных поручений: 98,5% по количеству и 99,9% по объему. Удельный вес использования инкассовых поручений, платежных требований сложился по количеству на уровне 1,4%  и 0,1%, по сумме – 0,1% и 0,01% соответственно. Доля использования аккредитивов была крайне незначительной и не достигла 0,1%. Мемориальные ордера, используемые при оформлении расчетных операций по уплате процентов по привлеченным денежным средствам клиентов, не использовались. 
 
 

Изменение доли платежных инструментов, используемых при  проведении платежей через учреждения Национального банка и частные платежные системы республики за 2005-2006 годы.   %              

                                                             Таблица 1             

Виды  платежных инструментов 2005г. - по количеству 2005г. - по сумме 2006г. - по количеству 2006г. - по сумме
Всего: 100 100 100 100
платежное поручение 86,9 94,2 83,9 96,3
инкассовые  поручения 0,9 0,2 1,7 0,3
чеки 0,0 0,0 0,0 0,0
аккредитив 0,0 0,0 0,0 0,0
другие  виды платежных инструментов  
12,1
 
5,7
 
14,4
 
3,4
 

       Максимальные  сроки совершения расчетных операций на внутрирегиональном уровне с применением  электронных расчетов составляли 1 день, а минимальные 0,4 дня. На межрегиональном уровне этот показатель составил от 1 до 2 дней. Платежи за пределы региона совершались дольше 1 дня по причине расположения плательщиков и получателей в регионах с разными часовыми поясами.

       Cроки совершения расчетных операций с применением телеграфных авизо на внутри- и межрегиональном уровне составили от 1 до 3-х дней. Что касается почтового авизования, то средние сроки платежей остались практически на уровне 2005 года (не более 15 дней) и обусловлены, в основном, невыполнением (переносом) авиарейсов по разным причинам. При этом необходимо отметить, что платежи с применением почтовой технологии занимали минимум в общем количестве платежей и совершались по расчетным документам, не применяемым в электронных технологиях.

       Применение  всех платежных инструментов в электронных  расчетах, а также перевод операций по внутрибанковской деятельности и  эмиссионных операций на электронные  технологии, позволит значительно сократить  сроки осуществления расчетов.

2.2.Анализ  структуры и динамика платежей, проведенных через учреждения Банка России.

 

       Планомерная работа кредитных организаций (филиалов) по расширению сети дополнительных офисов, кредитно-кассовых офисов, операционных касс вне кассового узла, а также  открытие филиалов инорегиональными кредитными организациями, способствовали росту банковских учреждений на территории региона и, как следствие, улучшению обеспеченности республики расчетными банковскими услугами.

       По  состоянию на 1 января 2007 года учреждениями Банка России на территории Республики Саха (Якутия) обслуживалось 1166 клиентов (на 1 января 2006 года – 1418), в том числе 6 кредитных организаций, 24 филиала кредитных организаций, открывших корреспондентские счета (субсчета) в Банке России, согласно Справочнику БИК России, 1 конкурсный управляющий АБ «Сахабилиибанк» (ОАО), а также 1135 клиентов, не являющихся кредитными организациями (филиалами) (за исключением клиентов, находящихся только на кассовом обслуживании). Количество клиентов, не являющихся кредитными организациями (филиалами) сократилось по причине закрытия лицевых счетов по учету средств в валюте Российской Федерации, поступающих во временное распоряжение федеральных учреждений, в связи с переходом клиентов на обслуживание в органы Федерального казначейства

       В течение года продолжалась работа по дальнейшему подключению клиентов к электронному обмену документами. Итогом этой работы стало заключение расчетно-кассовыми центрами договоров  на обмен электронными документами  с десятью кредитными организациями  и одним отделением Федерального казначейства. Таким образом, число участников обмена электронными документами с Банком России возросло с 31 клиента на начало года до 42 на конец 2006 года.  Качественный состав участников обмена представлен 30 кредитными организациями (филиалами) и 12 клиентами, не являющимися кредитными организациями, в том числе 4 органами Федерального казначейства.

       Таким образом, все кредитные организации (филиалы), имеющие корреспондентские  счета (субсчета) в учреждениях Банка  России на 1 января 2007 года являлись участниками обмена (71,4% - на 1 января 2006 года), что позволило им оперативно управлять внутридневной ликвидностью и планировать проведение платежей. Удельный вес клиентов, не являющихся кредитными организациями, участвующих в обмене электронными документами с учреждениями Банка России, в их общем количестве составил 1,1% ( на 1 января 2006 года – 0,8%) и   увеличился в связи с сокращением количества этих клиентов по причине, отмеченной выше.

       Удельный  вес количества счетов клиентов, доступ к которым предоставлен дистанционным способом, сложился следующим образом: 100,0% счетов кредитных организаций (филиалов) и 26,9% счетов клиентов, не являющихся кредитными организациями (филиалами).

       При осуществлении платежей клиентами  расчетно-кассовых центров использовались различные способы перевода денежных средств. 

                   Динамика количества проведенных  платежей

       

       Продолжился рост платежей, проведенных платежными системами региона. Изменилось соотношение  платежей, прошедших через систему Банка России и частные платежные системы, характеризующее сложившийся меньший удельный вес количества платежей, направленных через региональную платежную систему Банка России при сохранившейся наибольшей доли объемов платежей.

       Оборачиваемость денежных средств кредитных организаций (филиалов) по корреспондентским счетам в подразделениях Банка России ускорилась, и её средний срок составил за анализируемый период 2,14 оборотов в день при 2,86 оборотах за 2005 год.

Оборачиваемость средств на счетах вычислялась по формуле:

 Дос  = С/О,

   где:

Дос – средний срок оборачиваемости средств (в днях);

С –  средние остатки на счетах в расчетном  периоде;

О –  средний однодневный оборот в  периоде.

       Общее количество внутренних структурных  подразделений кредитных организаций (филиалов) увеличилось на 37 и составило 223, в том числе, дополнительных офисов - на 38 и составило 80. Количество операционных касс уменьшилось на 1 и составило 139. Количество кредитно-кассовых офисов осталось на уровне предыдущего года - 4.

       Количество подразделений Банка России не изменилось и составило 25.

       Число кредитных организаций также  осталось без изменений - 6.

       Согласно  Справочнику БИК Банка России на начало 2007 года участниками платежной системы являлись 55 банков при 53 на начало 2006 года.

          Таким образом, показатель количества  учреждений Банка России, кредитных  организаций (филиалов), с учетом внутренних структурных подразделений, приходящихся на 949,9 тысяч жителей республики, по состоянию на 1 января 2007 года составил  324,2 при 288,2 на начало 2006 года.

Информация о работе Роль Центрального банка РФ в развитии платежной системы Республики Саха (Якутия)