Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как

важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной

системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом

развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в

функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их

решения.

Оглавление

|Введение ……………………………………………………………… |4 |

|1.|Социально-экономическая сущность и роль бюджета ……………. |5 |

| |1.1. Формирование бюджета и его функции ……………………….. |5 |

| |1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система ………………… |8 |

| |1.3. Федеральный бюджет и его роль в решении | |

| |общегосударственных задач ……………………………………. |13 |

|2.|Анализ федерального бюджета РФ …………………………………. |16 |

| |2.1. Анализ доходов федерального бюджета РФ …………………... |17 |

| |2.2. Анализ расходов федерального бюджета РФ …………………. |19 |

|3.|Бюджетная политика РФ и направления ее | |

| |совершенствования ………………………………………………….. |21 |

| |Заключение …………………………………………………………… |23 |

| |Список использованной литературы ………………………………... |24 |

Файлы: 1 файл

Роль бюджета в социально.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

медицинского  страхования).   Средства   этих   фондов   по   экономическому

содержанию  и  направленности  их  использования  мало  чем  отличаются   от

бюджетных  средств.  До  1991  г.  они  входили  в  состав  государственного

бюджета, в настоящее  время имеется тенденция включения  внебюджетных  фондов

в  бюджет.  Так,  в  1999  г.  в  бюджет  включены  средства   внебюджетного

Федерального дорожного  фонда РФ. 

               Принципы функционирования бюджетной  системы РФ 

   Функционирование  бюджетной  системы  Российской  Федерации  основано  на

следующих основополагающих принципах:

   1) единство  бюджетной системы;

   2) разграничение  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы;

   3) самостоятельность  бюджетов разных уровней;

   4)   полнота   отражения   доходов   и   расходов   бюджетов,    бюджетов

      государственных внебюджетных фондов;

   5) сбалансированность бюджета;

   6) эффективность  и экономность использования  бюджетных средств;

   7) общее  покрытие расходов бюджета;

   8) гласность;

   9) достоверность  бюджета;

   10) адресность  и целевой характер использования  бюджетных средств.

    1. Принцип единства бюджетной системы  –  это  единство  правовой  базы,

денежной  системы,  форм  бюджетной   документации,   принципов   бюджетного

процесса, санкций  за нарушения бюджетного законодательства, а  также  единый

порядок финансирования расходов бюджетов  всех  уровней  бюджетной  системы,

ведения бухгалтерского  учета  средств  федерального  бюджета,  региональных

бюджетов и местных  бюджетов.

    2. Принцип  разграничения доходов и  расходов  между  уровнями  бюджетной

системы Российской Федерации означает закрепление (полностью  или  частично)

соответствующих видов доходов и  полномочий  по  осуществлению  расходов  за

органами  власти  Российской  Федерации,  органами  государственной   власти

субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

    3. Важнейшим  является принцип самостоятельности  всех  бюджетов,  который

означает:

    1)  право   законодательных  (представительных)  органов  государственной

власти и органов  местного самоуправления на каждом уровне бюджетной  системы

самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

    2)  наличие   собственных  источников  доходов   бюджетов  каждого  уровня

бюджетной  системы,  определяемых   в   соответствии   с   законодательством

Российской Федерации;

     3)   законодательное   закрепление   регулирующих   доходов   бюджетов,

полномочий по формированию доходов соответствующих  бюджетов;

     4)  право   органов   государственной   власти   и   органов   местного

самоуправления  самостоятельно определять  направления  расходования  средств

соответствующих бюджетов;

     5)  право   органов   государственной   власти   и   органов   местного

самоуправления  самостоятельно определять источники  финансирования  дефицитов

соответствующих бюджетов;

    6) недопустимость  изъятия  доходов,  дополнительно  полученных  в  ходе

исполнения  законов  (решений)  о  бюджете,  сумм  превышения  доходов   над

расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

    4. Принцип  полноты  отражения  доходов   и  расходов  бюджетов,  бюджетов

государственных внебюджетных фондов предполагает, что все доходы  и  расходы

бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и  иные  обязательные

поступления  подлежат  отражению  в   бюджетах,   бюджетах   государственных

внебюджетных  фондов  в  обязательном   порядке   и   полном   объеме.   Все

государственные и муниципальные  расходы  подлежат  финансированию  за  счет

бюджетных   средств,   средств    государственных    внебюджетных    фондов,

аккумулированных  в бюджетной системе Российской Федерации.

    5.  Принцип  сбалансированности  бюджета  означает,  что  каждый  бюджет

должен быть сбалансирован, т. е.  объем  предусмотренных  бюджетом  расходов

должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и  поступлений  из

источников финансирования его дефицита.

    6. Принцип  эффективности и экономности  использования  бюджетных   средств

предполагает, что  при составлении и  исполнении  бюджетов  органы  власти  и

получатели бюджетных  средств должны  исходить  из  необходимости  достижения

заданных  результатов  с использованием   определенного   бюджетом   объема

средств.

    7. Принцип  общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета

должны покрываться  общей суммой доходов из источников финансирования его

дефицита.

    8. Принцип  гласности предполагает:

    1) обязательное  опубликование в открытой печати  утвержденных бюджетов  и

отчетов  об  их  исполнении,  полноту  представления   информации   о   ходе

исполнения  бюджетов,  а  также  доступность  иных   сведений   по   решению

законодательных (представительных) органов государственной  власти,  органов

местного самоуправления;

    2) обязательную  открытость для общества и   средств  массовой  информации

процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в  том  числе

по   вопросам,   вызывающим   разногласия   либо   внутри   законодательного

(представительного)    органа    государственной    власти,    либо    между

законодательным     (представительным)     и     исполнительным     органами

государственной власти.

    9. Принцип  достоверности бюджета – это надежность  показателей  прогноза

социально-экономического    развития    соответствующей     территории     и

реалистичность  расчета доходов и расходов бюджета.

    10. Принцип  адресности и целевого характера  бюджетных средств  означает,

что бюджетные  средства  выделяются  в  распоряжение  конкретных  получателей

бюджетных  средств  с  обозначением   направления   их   на   финансирование

конкретных целей. 
 
 

                1.3. Федеральный бюджет и его  роль в решении

                          общегосударственных задач 

     Основные  функции  управления  государством  возложены  на  центральные

органы  власти.  Для  выполнения  ими  их  обязанностей,   для   финансового

обеспечения  общегосударственных  мероприятий  формируется  централизованный

финансовый  фонд  –  федеральный  бюджет.  Федеральный   бюджет   Российской

Федерации входит в первый уровень бюджетной системы  РФ.  Федеральный  бюджет

– основной финансовый план государства, утверждаемый  Федеральным  Собранием

в виде федерального закона. В Конституции РФ (ст. 71) зафиксировано,  что  в

ведении  Российской  Федерации  находится  федеральный  бюджет,  федеральные

налоги и сборы, федеральные фонды регионального  развития.

     Через   федеральный  бюджет  осуществляется  процесс   распределения   и

перераспределения внутреннего валового продукта и  созданного  национального

дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами  и  социальными

слоями   населения.   На   федеральный   бюджет   возложено   финансирование

общегосударственных органов власти и управления,  мероприятий,  связанных  с

обеспечением обороноспособности государства,  развитием  науки,  подготовкой

высококвалифицированных специалистов.

      Средства   федерального   бюджета    являются    главным    источником

финансирования  структурной  перестройки  экономики,  конверсии  предприятий

военно-промышленного  комплекса, развития перспективных  направлений  в  сфере

производства,  пионерного  освоения  новых   территориально-производственных

комплексов.

    Большую роль  играет  федеральный бюджет  в поддержании и развитии

искусства, культуры, средств массовой информации.

    Для  решения этих задач федеральный  бюджет в соответствии с   Законом  «Об

основах  налоговой  системы»  1991  г.  и  Налоговым   кодексом   Российской

Федерации наделен  федеральными налогами и неналоговыми доходами.

     Между   уровнями  бюджетной  системы   РФ  разграничиваются  доходные   и

расходные части  бюджета.  Для  покрытия  расходов  нижестоящих  бюджетов  в

случае  недостатка  закрепленных  за  ними   доходов   могут   перечисляться

дополнительные  средства в различных формах из вышестоящих  бюджетов. 

    Доходы  федерального бюджета.    В  соответствие с бюджетным кодексом  РФ,

доходы бюджета  –  это  денежные  средства,  поступающие  в  безвозмездном  и

безвозвратном порядке  в  соответствии  с  действующим  законодательством  в

распоряжение органов  государственной власти субъектов  РФ и органов  местного

самоуправления.

    Все  доходы государства от способа  из извлечения могут быть объединены  в

2 группы :

    - налоги  и другие обязательные платежи;

    - прочие  доходы.

   К налоговым  доходам федерального бюджета  относятся:

1) федеральные  налоги  и  сборы,  перечень  и  ставки  которых  определяются

налоговым   законодательством   Российской   Федерации,   а   пропорции   их

распределения в  порядке  бюджетного  регулирования  между  бюджетами  разных

уровней бюджетной  системы  Российской  Федерации  утверждаются  федеральным

законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год;

2) таможенные пошлины,  таможенные сборы и иные таможенные  платежи;

3) государственная  пошлина в  соответствии  с   законодательством  Российской

Федерации.

    К неналоговым  доходам федерального бюджета  относятся:

1)  доходы  от  использования  имущества,  находящегося  в   государственной

собственности,   доходы   от   платных   услуг,    оказываемых    бюджетными

учреждениями,  находящимися  в  ведении   органов   государственной   власти

Российской Федерации;

Информация о работе Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства