Регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 06:22, курсовая работа

Краткое описание

Наряду с позитивными результатами действия Налогового кодекса, остается проблема совершенствования налоговой системы в целях обеспечения условий для экономического роста страны и улучшения инвестиционного климата. Положения действующего налогового законодательства не в полной мере способствуют выводу из неофициального оборота доходов физических лиц, созданию оптимальных условий для вложения инвестиций в воспроизводство и обновление основных средств. Отсутствуют действенные механизмы стимулирования инновационной деятельности, что в определенной степени влияет на развитие наукоемких и высокотехнологичных производств.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_FINANS.docx

— 60.94 Кб (Скачать)

 

- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Известны три основных способа увеличения налоговых поступлений в бюджет:

- расширение круга налогоплательщиков;

- увеличение числа тех объектов, с которых взимаются косвенные налоги;

- повышение налоговых ставок и при прямом и при косвенном налогообложении.

Стремление государства  увеличить поступления в бюджет принять можно, однако уровень налоговых  ставок не должен превышать размера, при повышении которого их дальнейший рост не просто теряет смысл, но отрицательно сказывается на состоянии экономки.

В зарубежных странах используется такой показатель уровня налогообложения, как «эластичность налоговой  системы». Согласно ему ставки налогов должны быть столь высоки, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низким, чтобы стимулировать вложение капитала, обеспечивать развитие производства. Математически точно определить величину такой ставки сложно, но есть три признака, по которым можно судить, превышена ли критическая точка налогообложения:

· если при очередном превышении налоговой ставки поступления в  бюджет растут непропорционально медленно или, хуже того, сокращаются;

· если снижаются темпы  экономического роста. Уменьшаются  долгосрочные вложения капитала, ухудшается материальное положение населения;

· если растет «теневая»  экономика - скрытое и явное уклонение от уплаты налогов.

Все это свидетельствует  об отрицательном воздействии роста  налогов на экономику; ослабляет  финансовые и экономические стимулы  производственной деятельности, тормозится и деформируется производство в  целом. Если ставка налогов снижается, действие экономических стимулов усиливается, растут подлежащие налогообложению  доходы, поступающие в государственный бюджет.

Таким образом, существуют объективные  границы отчисления налогов, которые  позволяют, с одной стороны, увеличить  доходы государства, с другой стороны - заинтересовать предпринимателей в  развитии производства, оживлении экономики.

Вопрос о размерах критического налогообложения давно волнует  политиков, ученых практиков. Известный  английский писатель Дж. Свифт предупреждал политиков всех времен о том, что  повышение налогов «дважды два  не означает, что окажется обязательно  четыре, вполне возможно при этом получить единицу». Свифт предостерегал правительство  от повышения таможенных тарифов  на шелк и вино и оказался прав: рост налогов подорвал базу налогообложения, поступления в казну уменьшились. Адам Смит, анализируя принципы налогообложения, отмечал важность его равномерности, точности, удобства по форме, экономичности  сбора, предостерегал от чрезмерной тяжести налогов.

Исследуя связь между  величиной ставки налогов и поступлений  налоговых средств в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высоких, и при низких налоговых ставках.

Дело в том, что более  низкая налоговая ставка увеличивает  число объектов налогообложения, привлекает к предпринимательской деятельности большее число людей, чем при  высоких налоговых ставках. И, наоборот, с ростом налогов доходы в казну, как это ни парадоксально, уменьшаются, так как часть предпринимателей разориться, часть уйдет в теневую  экономику, стимулы к труду угаснут.

Исследования А. Лаффера теоретически доказали, чем богаче граждане, тем богаче государство.

Следуя этому, многие государства  стараются сделать предпринимательскую  деятельность привлекательной, а налоги - унифицированными, стабильными, легкими  и гибкими. Налоговая политика в  современных условиях должна обеспечивать равно выгодность производства продуктов на предприятиях, независимо от их принадлежности к той или иной форме собственности, стимулировать производство конкурентных видов товаров, ресурсоснабжение, технический прогресс.

Налоги воздействуют на капитал  на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, так как доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Наиболее распространены следующие методы налогового регулирования:

- изменение массы налоговых поступлений;

- замена одних способов или форм обложения другими;

- дифференциация ставок  налогов;

- изменение налоговых льгот и скидок;

- изменение сфер распространения налогов и др.

Налоговое регулирование  призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

Налоговый механизм используется для выравнивания регионального  уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слабо развитых районах путем частичного или  полного освобождения от налогов  находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренного списания на издержки производства основных средств и т.д.

Налоговое регулирование  затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного  рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли.

Наряду с другими элементами налогообложения налоговая льгота устанавливается в порядке и  на условиях, определяемых законодательными актами.

Распространены следующие виды налоговых льгот:

- необлагаемый минимум объекта налога;

- изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, затрат на НИОКР);

- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (например, инвалидов);

- понижение налоговых  ставок;

- вычет из налоговой базы (налоговый вычет);

- изменение срока уплаты налогов и сборов (в виде отсрочки, рассрочки, налогового кредита);

- списание безнадежных долгов по налогам.

Таким образом, у большинства  компаний на выплату налогов уходит доля прибыли меньшая, чем ставка налогообложения. В первую очередь, благодаря различным вышеперечисленным  налоговым льготам. Во-вторых, компании легально могут уменьшать размер подлежащей налогообложению суммы  за счет увеличения отчислений в необлагаемые налогом фонды (амортизационный  и др.). В-третьих, компании с небольшим  оборот во многих странах облагаются более низким налогом. В-четвертых, в ряде стран налог на прибыль  корпораций может выплачиваться  не только отдельной фирмой, но и  ее материнской компанией (если фирма  входит в группу компаний), что на практике позволяет снизить налоговую  базу компаний, входящих в группу. В-пятых, почти всюду действует система  покрытия убытков компании за счет ее прибылей нескольких предшествующих лет или будущих прибылей.

 

1.3 Зарубежный опыт налогового регулирования экономики      

 

     В зарубежных странах также используются финансово-кредитные и налоговые рычаги регулирования народного хозяйства.

Государственными и муниципальными властями осуществляется значительная часть капитальных вложений в  экономическую инфраструктуру. В  регулирование экономики во многих странах активно вовлекаются  местные органы управления. В 80-х  гг. был проведен опрос мэров 326 крупнейших городов США. Среди наиважнейших проблем около 90 процентов мэров  назвали экономическое развитие и обеспечение безопасности граждан. При этом каждый четвертый мэр  поставил проблему увеличения занятости на первое место по значению и важности, а 70 процентов назвали ее в качестве одной из трех первоочередных задач.

Местные органы управления заинтересованы в привлечении на свою территорию частных капиталов  и готовы оказывать инвесторам косвенную  помощь. Она может заключаться  в скидках с продажной цены или арендной платы при покупке  или найме земельных участков и зданий, в обеспечении займов, участии в гарантийных фондах, создании промышленных зон. И, конечно, к стимулирующим мерам относится  постоянное или временное освобождение от местных налогов.

В ряде стран практикуется стимулирование инвестиций в определенные регионы, например, вложения на территориях, находящихся на окраинах городов. В  экономически отсталых районах стимулируются  капитальные вложения на реконструкцию  и модернизацию производства. В некоторых  случаях выплачивается надбавка к инвестициям, не подлежащая налогообложению. Эта надбавка может доходить до 10 процентов общего объема капиталовложений. Независимо от надбавки или в дополнение к ней из бюджета может выплачиваться прямая субсидия на капитальные вложения, облагаемая налогом. Это широко практикуется, например, в Германии.

Во второй половине XX в. встала задача переориентации промышленности па развитие новых передовых производств, сопровождаемой модернизацией инфраструктуры и переквалификацией рабочей  силы. Осуществить это можно было лишь при активном участии государства, применившего широкие налоговые льготы и другие методы финансового воздействия.

Так, в Великобритании, Франции, Италии, Нидерландах, Норвегии в подлежащих развитию районах используются государственные  инвестиции, субсидии и займы целевого назначения, размещение там предприятий  национализированных отраслей, строительство  производственных зданий широкого назначения, которые сдаются в аренду или  продаются предпринимателям на благоприятных  финансовых условиях с временным  освобождением от налога на собственность.

В Германии крупные налоговые  льготы получают фирмы, инвестирующие  капитал в восточные земли. Поддерживается налоговыми льготами Рурская область, где расположена сталелитейная  промышленность. Стимулируется развитие современных отраслей промышленности в сельской местности. Старинные  кварталы города Любека, например, были сохранены благодаря тому, что  фирмы, занимающиеся ид реставрацией, получили крупные налоговые льготы. В Греции налоговыми льготами стимулируются  инвестиции в области Фракии, в  приграничные материковые области и острова.

В некоторых странах, например, в Германии, во Франции, на территориях  ряда муниципалитетов введена специальная  бюджетная надбавка за каждое вновь  созданное рабочее место наряду с применением налоговых льгот. Местные органы управления несут  немалую долю расходов по подготовке рабочей силы для новых отраслей хозяйства. Кроме того, предприятия, самостоятельно организующие подготовку и переподготовку своих рабочих, служащих и специалистов, пользуются налоговыми льготами.

Финансовое воздействие  на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Это необходимо прежде всего для регулирования развития районов с высокой концентрацией производства и населения. Чрезмерная концентрация населения и хозяйственной активности ведет к обострению проблем охраны окружающей природной среды, народонаселения, ресурсообеспечения и др. В основе сдерживающих мер со стороны государства и местных органов управления лежит дополнительное налогообложение или лицензирование предпринимательской деятельности. Дополнительное налогообложение в таких случаях практикуется в Нидерландах, Японии. Введение стабилизационных налогов применяется в Германии. Упор на лицензирование делается в Великобритании, Франции, Италии. При этом лицензирование также следует рассматривать в виде дополнительного местного налога-лицензионного сбора. В Японии сдерживающее воздействие на развитие экономики осуществляется главным образом манипулированием ставками земельного налога.

Информация о работе Регулирование экономики