Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:41, курсовая работа
Целью моей работы является рассмотрение исторических основ концепций регулирования финансов, регулирование их на макро- и микроуровнях в развитых странах, а также рассмотрение некоторых аспектов регулирования воспроизводственных процессов в России в конце ХХ и начале ХХI веков.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ.......................................................5
Кейнсианская теория……………………………………………………….6
Теория монетаризма………………………………………………………..11
РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ НА МАКРОУРОВНЕ……………………17
2.1 Общее понятие об управлении финансами………………………………..17
2.2 Органы управления государственными финансами……………………...19
ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬЕОСТИ……………………………………………………………….22
3.1 Понятие, методы и формы государственного регулирования…………..22
3.2 Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в США и Европейском союзе в условиях кризиса………………………………….26
3.3 Финансовое регулирование воспроизводственных процессов в России конца ХХ и начала ХХI веков…………………………………………......30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....40
Дж.Кейнс и его последователи считали, что государство должно способствовать выводу экономики из кризиса, проводя экспансионистскую финансовую и денежно-кредитную политику. Иначе говоря, в периоды кризиса автор концепции рекомендует расширять государственные расходы, стимулировать инвестиционные расходы частного сектора через снижение налогов, низкую ставку процента («политика дешевых денег») и т.п. Ведущая роль государства в выводе экономики из кризиса определяется тем, что в краткосрочном периоде стимулировать предложение бессмысленно. Никто не будет наращивать производство при низком совокупном спросе. Определив объем государственного регулирования, Кейнс дал и ответ на вопрос, какими методами и как его регулировать.
Решающим компонентом эффективного спроса Кейнс, как говорилось выше, считал инвестиции. Их стимулированию он уделял первостепенное внимание. Он рекомендует использовать в этих целях денежно-кредитную и бюджетную политику государства. Во-первых, необходимо способствовать снижению ставок ссудного процента, обеспечив достаточное количество денег путем отказа от широкой денежной эмиссии. Возможность инфляционного роста цен Кейнса не пугала. Он считал, что инфляция, в особенности, если она имеет контролируемый характер, меньшее зло, чем безработица. Во-вторых, государство должно за счет бюджетных средств осуществлять капитальные вложения в развитие государственного сектора, организовывать общественные работы (строительство дорог, мостов, ремонт общественных зданий и т.п.), расширять программы помощи нуждающимся. Все это будет способствовать росту занятости, доходов и, в конечном счете, совокупного спроса. Теория Кейнса, таким образом, тесно связана с практикой, с постановкой задач государственной экономической политики.
1.2 Теория монетаризма
С 30-х по 70-е годы XX века в экономической теории и экономической политике господствовали экономические взгляды кейнсианства. В 70-е годы произошел поворот к неоклассической теории, связанный с определенной дискредитацией кейнсианства вследствие развития таких процессов, как “стагфляция”, т.е. одновременный рост безработицы и уровня цен, что не могло быть объяснено в рамках экономической теории Кейнса. Современный вариант неоклассической теории представлен в виде теории монетаризма, которая получила свое название в связи с тем, что в основных идеях опирается на количественную теорию денег.
Монетаризм представляет собой
одно из наиболее влиятельных
течений в современной
За более чем три десятилетия существования монетаризм расширил свое влияние, претерпел определенные изменения. Он стал претендовать на роль универсальной общеэкономической доктрины, способной решить такие экономические проблемы, как эффективность экономического регулирования, роль государства в экономической жизни и т.п. Монетаризм широко пропагандируется его представителями как кредитно-денежная политика, специально направленная на контроль роста денежной массы. В основе монетаризма лежит ряд теоретических и методологических предпосылок: количественная теория денег, теория относительной цены А. Маршала, теория рыночного равновесия Л. Вальраса, краткосрочный вариант концепции кривых Филипса, кейнсианские модели ИСТД (инвестиции – сбереженья – труд – деньги), неопозитивизм как основа методологии исследования экономических процессов.
Монетаристский вариант количественной теории можно свести к следующим положениям:
Такая трактовка свидетельствует о том, что монетаристы не проводят различий между деньгами как капиталом и деньгами как таковыми. Капитал рассматривается как совокупность денежных активов.
В монетаристском варианте количественной теории денег важное место отводится ожидаемым изменениям уровня цен как фактора, действующего на размеры кассовых денежных резервов и других финансовых активов, находящихся в распоряжении экономических агентов.
Одно из ключевых положений монетаризма, на основе которого его представители строят свой вариант объяснения экономического цикла, состоит в том, что деньги играют исключительно важную роль в изменении реального дохода, занятости и общего уровня цен. Они утверждают, что существует взаимосвязь между темпом роста количества денег, темпом роста номинального дохода, а при быстром росте денежной массы также быстро растет номинальный доход, и наоборот. Изменение денежной массы оказывает влияние как на уровень цен, так на объем производства (в рамках ограниченного периода). Отсюда следует, что монетаристский вариант количественно теории денег выполняет функцию управления денежным спросом, а через него – хозяйственными процессами. Основываясь на положении об экстраординарной роли денег и утверждая, что капиталистическое хозяйство представляет собой стабильную систему, способную за счет саморегулирования достигать состояния равновесия, монетаристы выстраивают свою модель экономического цикла, в которой определяющую роль играют изменения денежной массы.
В основу монетаристских принципов регулирования экономике наряду с концепцией экономического цикла положена разработанная ими теория инфляции. Трактуя инфляцию как исключительно денежное явление, монетаристы считают, что в основе ее развития лежат изменения в соответствии между находящейся в обращении денежной массой и реальной потребностью населения в денежных средствах, т.е. соотношение между предложением денег и спросом на них. Монетаристы повергли критическому анализу концепцию кривых Филипса, в которой обосновывается взаимосвязь краткосрочных и долгосрочных изменений уровня безработицы и темпа инфляции, необходимость краткосрочного регулирования. Они выступают против этой концепции, признавая только краткосрочную связь уровня безработицы и темпа «непредвиденной» инфляции, являющейся результатом ошибочной экономической политики. Необходимость краткосрочного регулирования категорически отрицается.
Монетаристы
в своей концепции инфляции проводят
различие между ожидаемой и
Монетаристы рекомендуют государству целый комплекс регулятивных мероприятий: снижение государственных расходов за счет сокращения социальных программ, расходов на выплаты различного рода пособий; поддержание минимальных ставок заработной платы; ослабление влияния профсоюзов; проведение кредитно-денежной политики на основе денежной конституции; приспособление налоговой системы к антиинфляционной политики (снижение налогов); обеспечение Федеральной резервной системы стабильного роста денежной массы; сокращение роста дефицита федерального бюджета, в том числе и за счет расходов на оборону. Монетаристская программа государственного регулирования нашла широкий отклик среди правительств капиталистических стран, в частности в США, Великобритании.
Монетаристы пытаются утвердить качественно иной по сравнению с кейнсианским взгляд на общую природу капиталистического хозяйственного механизма. Монетаристское «прозрение» охватило научный мир в 70-е гг. Но главный удар по кейнсианской концепции «накачивания спроА» был нанесен, конечно же, стагфляцией, возникшей в середине 70-х гг. Справиться с ней посредством мер государственного (бюджетного) регулирования оказалось невозможным.
Основные принципами денежной теории, составляющими ядро монетарной теории, являются:
Другой способ выражения второго принципа состоит в различении уравнений: потока (сумма трат равна сумме получений, или объем конечных полученных услуг равен объему произведенных услуг) и запаса (сумма индивидуальных запасов наличности равна ее полному запасу в обществе).
Монетаристы доказывают также важность двух, по сути своей эмпирических, выводов монетарной теории на долгосрочных временных интервалах:
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ НА МАКРОУРОВНЕ
Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно. В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, которые предопределяются социальным строем государства, раскладом политических сил в стране и другими факторами, влияющими на перераспределительные процессы. Взаимоотношения государства в области финансовых отношений с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами опосредуются через налоговую систему, регламентацию кредитных отношений, регулирования финансового рынка, систему пенсионного обеспечения и т. п. Эти взаимоотношения перераспределения национального дохода носят косвенный характер. К косвенным методам государственного регулирования финансов можно также отнести формирование и поддержание конкурентной среды в экономике и ограничение монополизации рынка; государственное регулирование цен естественных монополистов; проведение эффективной таможенной политики и т. д. Непосредственное государственное управление финансами осуществляется лишь в отношении государственных финансов.
2.1. Общее
понятие об управлении
Управление финансами представляет собой действия государства, связанные с проведением общей финансовой политики, координацией финансовых ресурсов, разработкой финансового законодательства. В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические процессы.
Финансовая политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. Финансовая политика является частью экономической политики государства. В ее основе лежат господствующие в данный период теоретические концепции, под влиянием которых формируется экономический курс страны. В то же время в ряде стран (Франция, Испания, Швеция) сохраняется экономическая концепция дирижизма, основанная на взглядах посткейнсианства. Они исходили из необходимости усиления государственного вмешательства в экономику и таким образом ее приспособления к новым условиям хозяйствования.