Регулирование финансовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является рассмотрение исторических основ концепций регулирования финансов, регулирование их на макро- и микроуровнях в развитых странах, а также рассмотрение некоторых аспектов регулирования воспроизводственных процессов в России в конце ХХ и начале ХХI веков.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ.......................................................5
Кейнсианская теория……………………………………………………….6
Теория монетаризма………………………………………………………..11
РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ НА МАКРОУРОВНЕ……………………17
2.1 Общее понятие об управлении финансами………………………………..17
2.2 Органы управления государственными финансами……………………...19
ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬЕОСТИ……………………………………………………………….22
3.1 Понятие, методы и формы государственного регулирования…………..22
3.2 Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в США и Европейском союзе в условиях кризиса………………………………….26
3.3 Финансовое регулирование воспроизводственных процессов в России конца ХХ и начала ХХI веков…………………………………………......30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....40

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

С О Д  Е Р Ж А Н И Е 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ.......................................................5

    1. Кейнсианская теория……………………………………………………….6
    2. Теория монетаризма………………………………………………………..11
  1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ НА МАКРОУРОВНЕ……………………17

    2.1 Общее  понятие об управлении финансами………………………………..17

    2.2 Органы  управления государственными финансами……………………...19

  1. ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬЕОСТИ……………………………………………………………….22

   3.1 Понятие, методы и формы государственного регулирования…………..22

    3.2 Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в США и Европейском союзе в условиях кризиса………………………………….26

    3.3 Финансовое регулирование воспроизводственных процессов в России конца ХХ и начала ХХI веков…………………………………………......30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....40 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Современное толкование понятия «финансовые отношения» позволяет определять их как органическую составную часть производственных отношений, которые выражают экономические связи в денежной форме между государством и отдельными субъектами хозяйствования. Исторический опыт свидетельствует, что возникновение финансовых отношений, финансов было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах, обусловлено развитием производства, торговли, товарно-денежных отношений, банковского и биржевого дела.

    В более расширенном определение  финансовые отношения можно трактовать как отношения, возникающие между субъектами хозяйствования и государством в процессе аккумуляции, распределения и использования фондов денежных средств, а также использования их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Таким образом, сущность финансовых отношений проявляется в распределительной функции, через которую раскрывается общественное назначение финансовых отношений – обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения. Кроме того, финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Движение финансовых ресурсов составляет основу контрольной функции финансов, являющейся одной из форм проявления сущности финансовых отношений.

    Целью моей работы является рассмотрение исторических основ концепций регулирования финансов, регулирование их на макро- и микроуровнях в развитых странах, а также рассмотрение некоторых аспектов регулирования воспроизводственных процессов в России в конце ХХ и начале ХХI веков.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ

    За  ХХ век рыночная экономика развитых стран претерпела ряд значительных изменений. Во времена кризиса 30-х годов в Америке, а также в некоторых других странах, возникла потребность в разработке экономической модели функционирования государства, чтобы вывести страну из кризиса. В то время была разработана кейнсианская модель рынка. Было признано, что рыночная экономика имеет недостатки и что она не регулируется сама. Необходимо увеличить роль государства в регулировании экономики. Главная проблема госрегулирования обозначена как подстегивание эффективности спроса, а не борьба с инфляцией. Инфляция даже является дополнительным регулятором спроса. Люди покупают сегодня товар, потому что знают, что он завтра подорожает. Кейнсианский подход сыграл свою роль в первой половине ХХ века, а также в 60-е годы с целью поднятия экономики после второй мировой войны. Однако в 70-е годы было обнаружено, что и в кейнсианской модели есть некоторые недостатки.

    Поэтому возник новый подход, известный в США как рейганомика, а в Великобритании как тетчеризм. Этот подход называется монетаризм. Новое течение вновь акцентировало внимание на роли денег в объяснениях колебаний экономической активности и инфляции. Монетаристы поставили целью оживить и модернизировать количественную теорию, которая потерпела чувствительное фиаско в 30-х годах и в последующем находилась в состоянии глубокого застоя. Они попытались придать ей большую гибкость, снять наиболее сомнительные ее утверждения и выводы, перестроить структуру, систему доказательств, аналитический аппарат. В таком обновленном виде эта теория стала стержнем учения, которое, говоря словами Фридмана, утверждало, что «деньги имеют значение и что любая оценка краткосрочных колебаний хозяйственной активности будет, по-видимому, чревата серьезными ошибками, если при этом не учитывается изменение денежных показателей».

    1.1 Кейнсианская теория

    Великие классики прошлого не различали микро- и макроэкономические аспекты экономики. Однако, поскольку условия процветания  отдельной фирмы не тождественны эффективности экономики в целом, то макроэкономический подход не может не отличаться от микроэкономического. Поэтому дальнейшее развитие экономической науки потребовало построения двух разных уровней экономического анализа.

    Микроэкономический анализ был создан неоклассической экономикой, создание основ краткосрочного макроэкономического анализа выпало на долю Кейнса. Новаторство экономического учения Дж.М.Кейнса в части предмета изучения и в методологическом плане проявилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, сделавшего его основоположником макроэкономики как самостоятельного раздела экономической теории, и, во-вторых, в обосновании концепции о так называемом «эффективном спросе». Под эффективным спросом Кейнс понимал потенциально возможный и стимулируемый государственный спрос.

    В сфере анализа таких категорий, как стоимость, капитал, прибыль, рента  и др., Кейнс в основном разделял взгляды кембриджской школы, полагая, что глава школы А.Маршалл о стоимости сказал все и после него ничего нельзя прибавить к данному вопросу. Однако Кейнс считал, что в сложившихся условиях возможности микроанализа ограничены. В период резкого обострения общехозяйственного кризиса усиления потребности в государственном регулировании Кейнс стремился к теоретическому объяснению капиталистической экономики в целом.

    Кейнса  не случайно считают одним из основоположников западного макроанализа. Особенностью его метода является акцент на макроэкономических (совокупных, агрегированных) показателях – потоках инвестиций, доходов, на накоплении и сбережении, на потреблении и производстве в масштабах всего общества. Причиной возможной нестабильности экономики он считал колебания в уровне дохода, вызванные неожиданными изменениями объема инвестиций. Последние, если они достигают опасной границы, не могут быть скорректированы только силами рыночной саморегуляции и требуют дополнительного вмешательства государства. Тем самым, Кейнс предложил новую парадигму экономического анализа, усовершенствовав не только методы, но и язык экономической теории.

      В кейнсианской концепции отвергалось  то положение классической теории, согласно которому предложение создает  собственный спрос. Дж.Кейнс утверждал, что существует обратная причинно-следственная связь: совокупный спрос создает предложение. Если совокупный спрос не достаточен, то и объем производства не будет равен потенциальному при полной занятости. При негибкости цен экономика долгое время может пребывать в состоянии депрессии с высоким уровнем безработицы.

    Основные  положением «Общей теории занятости, процента и денег» является принцип эффективного спроса, заключающийся в том, что в закрытой экономике (т.е. такой экономике, где чистый экспорт равен нулю) с наличием резервных мощностей уровень выпуска (и, следовательно, занятости) равен планируемым расходам Е, состоящим из потребительских расходов C и инвестиционных расходов I, осуществляемых соответственно домохозяйствами и фирмами. Формула для планируемых расходов в интерпретации Кейнса выглядит так:

      Е = C + I

    Итак, равновесный уровень выпуска  определяется равенством сбережений и  планируемых инвестиций. Однако в  экономике решения об осуществлении  инвестиций и сбережений принимаются  разными субъектами, и поэтому  данное равенство может не соблюдаться. Для этого случая Кейнс вывел «психологический фактор», отражающий желание людей покупать потребительские товары при данном уровне дохода.

    Предельная  склонность к потреблению МРС показывает, насколько изменилось потребление при определенном изменении дохода:

      МРС = DС/DI

    Иными словами, величина МРС насколько увеличится потребление при росте дохода на одну единицу. Сбережения MPS, как и потребление, являются функцией от национального дохода, а их относительная доля определяется целым рядом факторов, например: стремление иметь запас наличных средств, склонность сберегать, укоренившиеся привычки.

    Основная  идея «теории эффективного спроса»  состояла в том, что рыночная экономика  утратила способность к «автоматическому» восстановлению равновесия с высоким уровнем занятости. Из-за процессов концентрации и монополизации экономики в ХХ в. Цены перестали быть свободными и не могут выступить гарантом восстановления нарушенного в ходе кризиса равновесия. Кейнс был убежден, что эту проблему может решить только государство. Оно обязано предложить и осуществить меры по активизации и стимулированию совокупного спроса (т.е. общей покупательной способности). Это должно положительно воздействовать на расширение производства и предложение товаров, а следовательно способствовать уменьшению безработицы.

    Большое внимание Кейнс уделяет также  психологическому аспекту, сформулировав  «основной психологический закон». Его суть в следующем: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход». Значит, по Кейнсу, психологическая склонность человека сберегать определенную часть дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений. Что касается предельной склонности человека к потреблению, то она, по мнению автора «Общей теории», постоянна, а значит, может обуславливать устойчивое соотношение между увеличением инвестиций и уровнем дохода. По этой теоретико-методологической позиции для выявления причин неполной занятости и неполной реализации, неравновесности экономики, а также для обоснования методов ее внешнего (государственного) регулирования «психология общества» имеет не меньшее значение, чем «законы экономики».

    Сформулированная  Кейнсом теория мультипликатора объясняет, как совокупный спрос воздействует на объем производства. В простейшем виде в этой модели предполагается, что потребление домашних хозяйств является функцией располагаемого дохода, а инвестиции являются постоянной величиной. Действие рыночного механизма состоит в том, что в ответ на изменение потребления или инвестиций происходит соответствующее изменение объема производства, так что между ними поддерживается равновесие. Равновесный уровень совокупного объема производства в модели определяется точкой пересечения функций сбережений и инвестиций, или, что то же самое, точкой пересечения линии «потребление плюс инвестиции» с линией 450.

    Таким образом, в упрощенной кейнсианской модели мультипликатора ведущую  тему в экономике играют инвестиции, а потребление уже «подлаживается» под них. Инвестиции определяют уровень производства, а сбережения представляют собой просто часть располагаемого дохода. В результате объем производства растет или падает до тех пор, пока размер желаемых сбережений не совпадет с планируемым уровнем инвестиций.

    Инвестиции  оказывают мультипликативный эффект на объем производства. Когда происходит изменение объема инвестиций, выпуск практически сразу увеличивается  на равную величину, но в дальнейшем, после того, как получатели дохода будут тратить свой дополнительный доход, возникнет целая последовательность новых, вторичных расходов.

    Эффект  мультипликатора действует в  обоих направлениях, умножая как  рост, так и падение инвестиций. Простой мультипликатор равен обратной величине предельной склонности к сбережению 1/MSP, что также равно 1/(1 – MPC). Этот факт объясняется тем, что для увеличения сбережений на 1 доллар доход непременно должен увеличиться больше, чем на доллар.

    Теория  мультипликатора, конечно, увековечила  имя Дж.М.Кейнса в трудах, посвященных макроэкономике. Но все же основная идея кейнсианства состоит в «теории эффективного спроса». Она, в свою очередь, в общих чертах заключается в том, что манипулирование совокупным спросом (стимулирование или сдерживание) способно воздействовать на производство и предложение товаров. Главным же инструментом такого манипулирования признавалась фискальная политика (т.е. изменение государственных расходов и доходов). Поэтому Кейнс обосновал необходимость активного государственного вмешательства в экономику и механизм такого вмешательства.

Информация о работе Регулирование финансовых отношений