Реформирование пенсионной системы, социального и медицинского страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет страхование в жизни высокоразвитого рыночного общества. Реформы, происходящие в России, и направленные на реформирование прежде всего рыночных отношений, касаются и страхования. Страхование в России в современных условиях развивается на принципах, кардинально отличающихся от тех, которые существовали в течение семидесяти лет централизованной, командно-административной системы. Поэтому для современного менеджера, экономиста, предпринимателя, да и просто гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.

Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Фонд социального страхования
Социальное страхование
Бюджет фонда социального страхования
Фонд обязательного медицинского страхования
Пенсионный фонд РФ
АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
Анализ Пенсионного фонда Российской Федерации за период с 2008 года по 2010 год
Анализ фонда социального страхования Российской Федерации за период с 2008 года по 2010 год
Анализ Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации за период с 2008 года по 2010 год
Социальные взносы во Внебюджетные фонды Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Сонина курсовая.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  темы работы обусловлена той  ролью, которую играет страхование в  жизни высокоразвитого рыночного  общества. Реформы, происходящие в России, и направленные на реформирование прежде всего рыночных отношений, касаются и страхования. Страхование в России в современных условиях развивается на принципах, кардинально отличающихся от тех, которые существовали в течение семидесяти лет централизованной, командно-административной системы. Поэтому для современного менеджера, экономиста, предпринимателя, да и просто гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.

     Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета.

     В ходе перехода к рыночной экономике  произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего ее центрального звена — общегосударственных  финансов. Один за одним возникли и выделились внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеют вышеперечисленные социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих[14].

     Целью данной работы является рассмотрение сущности и особенности функционирования социальных внебюджетных фондов и их место  в бюджетной системе России.

     Исходя  из поставленной цели можно выделить следующие задачи:

      1. определение сущности социальных внебюджетных фондов;
      2. цели социальных внебюджетных фондов;
      3. задачи социальных внебюджетных фондов;
      4. структуры фондов;
      5. анализ бюджета фондов.

      При написании работы была использована следующая информационную базу: Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы, Финансы, под ред. В. В. Ковалева, материалы Министерства финансов Российской Федерации и др.

Работа  включает две главы: «Внебюджетные  фонды Российской Федерации» и «Анализ доходов и расходов внебюджетных фондов» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ВНЕБЮЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     В первую очередь рассмотрим понятие  внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.

     Выделение наряду с бюджетом специальных внебюджетных фондов обусловлено несколькими  причинами:

     1) необходимостью выделения специальных  денежных ресурсов с целью  их более эффективного и строго целевого использования;

     2) необходимостью определения особых  и одновременно устойчивых финансовых  источников для удовлетворения  специальных потребностей государства;

     3) необходимостью изыскания дополнительных  средств для удовлетворения общественных потребностей, которые не могут быть в полном объеме профинансированы из бюджета, но которые являются основой расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, социальных выплат населению и т.п.

     Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом  особенностей:

     1) запланированы органами власти  и управления и имеют строгую  целевую направленность;

     2) денежные средства фондов используются  для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

     3) формируются, в основном, за счет  обязательных отчислений юридических  и физических лиц; 

     страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют  налоговую природу, тарифы взносов  устанавливаются государством и являются обязательными;

     4) на отношения, связанные с исчислением,  уплатой и взысканием взносов  в фонды, распространено большинство  норм и положений Закона РФ  «Об основах налоговой системы  РФ;

     5) денежные ресурсы фонда находятся  в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

     6) расходование средств из фондов  осуществляется по распоряжению  Правительства РФ или специально  уполномоченного на то органа (правление фонда.

     Государственными  внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

     1) Пенсионный фонд Российской Федерации;

     2) Фонд социального страхования  Российской Федерации;

     3) Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования[1].

     Таким образом, можно сделать вывод, что  внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они  позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. А вот если происходит увеличение ставок во внебюджетные фонды, то это воспринимается более спокойно, поскольку большинство граждан получает доходы из внебюджетных фондов.

     1.1. Фонд социального страхования

     1.1.1. Социальное страхование

     Обязательное  социальное страхование - часть государственной  системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным  законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

     Обязательное  социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных  мер, направленных на компенсацию или  минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

     Основными принципами осуществления обязательного  социального страхования являются:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
  • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  • обеспечение надзора и общественного контроля;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

     К полномочиям федеральных органов  государственной власти в системе  обязательного социального страхования  относятся:

  • установление основ правового регулирования обязательного социального страхования;
  • установление видов обязательного социального страхования;
  • установление круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;
  • установление условий назначения и размеров страхового обеспечения;
  • установление порядка принятия бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и порядка их исполнения;
  • утверждение бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и отчетов об их исполнении;
  • установление тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования;
  • установление базы для начисления страховых взносов, в том числе предельной величины этой базы, а также порядка взимания страховых взносов и порядка осуществления страховых выплат;
  • установление ответственности субъектов обязательного социального страхования при нарушении законодательства Российской Федерации;
  • определение порядка хранения средств обязательного социального страхования и гарантий устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования;
  • управление системой обязательного социального страхования.

     Субъекты  обязательного социального страхования - участники отношений по обязательному  социальному страхованию.

     Субъектами  обязательного социального страхования  являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а  также иные органы, организации и  граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

     Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные  в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного  социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

     Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые  в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

     Застрахованные  лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

     Посредническая  деятельность в системе обязательного  социального страхования не допускается[2]. 
 

     1.1.2. Бюджет фонда социального страхования

     Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

     Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются:

Информация о работе Реформирование пенсионной системы, социального и медицинского страхования