Распределение и использование прибыли на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, цель данной курсовой работы – исследование сущности прибыли, ее роли в экономике, выявить факторы, влияющие на величину прибыли. Для этого необходимо рассмотреть следующие аспекты:
исследовать роль прибыли в рыночной экономике;
рассмотреть методы планирования прибыли;
рассмотреть механизм распределения и использования прибыли

Файлы: 1 файл

фин орган.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

       Распределение прибыли осуществляется в соответствии с разработанной политикой, формирование которой является достаточно сложной  задачей. Политика распределения прибыли  должна отражать требования общей стратегии развития предприятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать интересы собственников и персонала. Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные, и социальные нужды предприятия. Основной целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями.

     Распределение  прибыли основывается на соблюдении  трех принципов: обеспечение материальной заинтересованности работников в достижении наивысших результатов при наименьших затратах; накопление собственного капитала; выполнение обязательств перед государственным бюджетом. Под распределением прибыли понимается порядок ее направления, определяемый законодательством. В рыночной экономике значительная часть прибыли изымается в форме налогов (38—45% валовой прибыли), которые государство направляет на пополнение доходов бюджета.

     Распределение прибыли регламентируется в уставных документах. В соответствии с уставом создаются фонды: потребления, накопления, социальной сферы. Если фонды не формируются, то в целях планового расходования средств составляются сметы на развитие производства, социальные нужды, материальное поощрение работников, благотворительные цели.

      К расходам связанным с развитием  производства относятся расходы  на научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские и технологические работы, финансирование разработок и освоения новой продукции и технологических процессов, затраты, связанные с техническим перевооружением, расширением предприятия, проведением природоохранных мероприятий, расходы по погашению долгосрочных кредитов. Накопленная прибыль может быть направлена в уставные капиталы других предприятий, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, перечисляться вышестоящим организациям, концернам, ассоциациям, союзам.

     Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий.

      К материальным поощрениям относятся выплаты премий за достижение в труде, оказание материальной помощи, единовременные пособия, компенсация стоимости питания.

     Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, разделяется на прибыль увеличивающую стоимость имущества, т.е. участвующую в накоплении и прибыль, направляемую на потребление, не увеличивающую стоимость имущества. Если прибыль не расходуется, она остается как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала. Наличие такой прибыли свидетельствует о наличии источника для дальнейшего развития. 

      Принципы  распределения прибыли можно  сформулировать следующим образом:

  • стабильность политики распределения прибыли. Принципы распределения прибыли должны носить долговременный характер, что особенно важно при принятии инвестиционных решений для крупных акционерных компаний с большим количеством собственников;
  • распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия и проявляется в обеспечении прироста капитала в процессе капитализации части распределенной прибыли;
  • прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяемая между государством и предприятием, как хозяйствующим субъектом;
  • прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;
  • предсказуемость политики распределения прибыли. При необходимости изменения основных пропорций распределения прибыли в связи с корректировкой стратегии развития предприятия, либо по другим причинам все инвесторы должны быть заранее извещены об этом;
  • величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;
  • прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части – на потребление.
 

     В процессе формирования политики распределения прибыли предприятия решаются следующие задачи:

     а) обеспечение получения собственниками необходимой нормы прибыли на инвестированный капитал;

     б) обеспечение приоритетных целей  стратегического развития предприятия  за счет капитализируемой части прибыли;

     в) обеспечение стимулирования трудовой активности и дополнительной социальной защиты персонала;

     г) обеспечение формирования в необходимых  размерах резервного и других фондов предприятия. 

       На  распределение прибыли влияют различные  факторы, по характеру возникновения  которые можно разделить на две  основные группы:

Внешние факторы определяют границы формирования пропорций распределения прибыли (определяются внешними условиями деятельности предприятия). К ним  относятся правовые ограничения (законодательные нормы, определяющие общие финансовые и процедурные вопросы, связанные с распределением прибыли), налоговая система, темп инфляции, стадия конъюнктуры товарного рынка.

       Внутренние  факторы оказывают решающее воздействие на пропорции распределения прибыли, так как позволяют формировать их применительно к конкретным условиям и результатам хозяйствования данного предприятия (определяются особенностями хозяйственной деятельности данного предприятия). К ним относятся менталитет собственников предприятия, уровень рентабельности деятельности, инвестиционные возможности, стадия жизненного цикла предприятия, уровень рисков осуществляемых операций и видов деятельности, численность персонала, уровень текущей платежеспособности предприятия и другие. 

      Принципы  распределения и использования  прибыли и факторы,  влияющие на него, дают возможность сформировать на предприятии конкретный тип политики распределения прибыли, позволяющий наиболее полно удовлетворять цели  и учитывать возможности развития предприятия в предстоящем периоде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение
     Экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране в последнее десятилетие, требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности и активизации предпринимательства.
       Предприниматели стремятся получать  всё больший доход, предельно  экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы  и максимально широко реализовывать  такой ресурс, как свои творческие и организационные (предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.
       Заинтересованность предприятий в производстве и реализации качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема реализации этой продукции. Прибыль - наиболее простая и одновременно наиболее сложная категория рыночной экономики. Её простота определяется тем, что она является стержнем и главной движущей силой экономики рыночного типа, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей в экономике.
     Прибыль является основным источником собственных  средств фирмы. С одной стороны, прибыль рассматривается как  результат деятельности фирмы, с  другой,  ¾  как основа дальнейшего развития.  Для страны прибыль фирм означает наполняемость доходной части бюджета, возможность решения социальных проблем страны или региона.

     Каждое  предприятие, фирма прежде, чем начать производство продукции, определяет, какую  прибыль, какой доход она сможет получить.

       Прибыль предприятия (фирмы) зависит  от двух показателей: цены продукции  и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть  следствие взаимодействия спроса  и предложения. Под воздействием  законов рыночного ценообразования  в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело – затраты на производство продукции – издержки производства. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве.

     Извлечение максимальной прибыли является конечной целью любой коммерческой деятельности. Процветающее предприятие то, которое получает устойчивую прибыль от своей деятельности (производство и реализация продукции, сдача в аренду основных фондов и др.). Финансовые результаты деятельности фирмы характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться не только к получению максимальной прибыли, но и к рациональному, оптимальному использованию уже полученной прибыли. Это позволит не только удерживать свои позиции на рынке, но и обеспечить динамичное развитие его производства в условиях жёсткой конкуренции.

   Поиск резервов для повышения эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов - одно из важнейших задач любого производства. Выявлять и практически использовать эти резервы можно только с помощью тщательного финансового экономического анализа. Существуют резервы увеличения прибыли и рентабельности. К ним относятся: увеличение объема производства и реализации продукции, снижение удельной себестоимости продукции и повышение качества продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

        1. Анализ  финансовой отчётности. - Беркстайн  Л. А. Москва, Финансы и статистика, 2010 год.
        2. Бухгалтерский учёт: учебное пособие. - Кондраков Н.П Москва, ИНФРА-М, 2009 год.
        3. Методика финансового анализа предприятия. - Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Москва, ИНФРА-М, 2008г.
        4. Финансово-экономическое состояние предприятия. - Бакадоров В.Л., Алексеев П.Д.  М.: Изд-во «Приор», 2008г.
        5. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности. - Ковалёв В.В. Москва, Финансы и статистика, 2010г.

Информация о работе Распределение и использование прибыли на предприятии