Распределение и использование прибыли на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, цель данной курсовой работы – исследование сущности прибыли, ее роли в экономике, выявить факторы, влияющие на величину прибыли. Для этого необходимо рассмотреть следующие аспекты:
исследовать роль прибыли в рыночной экономике;
рассмотреть методы планирования прибыли;
рассмотреть механизм распределения и использования прибыли

Файлы: 1 файл

фин орган.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

      1.3. Роль прибыли в рыночной экономике

     Прибыль   является   основным   внутренним   источником   формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования ресурсов главенствующая роль принадлежит прибыли. Чем выше уровень генерирования прибыли в процессе хозяйственной деятельности, тем меньше потребность предприятия в привлечении финансовых средств из внешних источников. При прочих равных условиях - тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции предприятия на рынке. При этом в отличие от некоторых других внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.

       Прибыль - это важнейший источник удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли проявляется в удовлетворении социальных потребностей персонала, так  как социальные программы являются неотъемлемой составной частью коллективных договоров и индивидуальных трудовых соглашений. Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, проведения оздоровительных культурно-массовых мероприятий и т.п. Оказывается материальное поощрение и  материальная помощь сотрудников. Большая социальная роль прибыли проявляется в том, что средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации общегосударственных и местных социальных программ для помощи социально незащищенным слоям общества. Определенная социальная роль прибыли проявляется в направлении части ее на финансирование внешней благотворительной деятельности предприятия, оказания материальной помощи отдельным категориям граждан, учреждениям социальной сферы, отдельным неприбыльным организациям.

       Прибыль представляет собой основной защитный механизм, предохраняющим предприятия  от угрозы банкротства. Однако угроза возникновения банкротства может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия, когда доля заемного капитала, особенно краткосрочного, велика, а управление ликвидностью активов недостаточно эффективно. Однако, если такая угроза возникла, то предприятие получающее более высокую прибыль за счет нее может быстрее выйти из этого состояния. За счет капитализации полученной прибыли может быть быстро увеличена доля высоколиквидных активов, т.е. восстановлена платежеспособность предприятия, повышена доля собственного капитала и соответственно снижена доля заемных средств, т.е. повышена финансовая устойчивость предприятия. Могут быть сформированы соответствующие резервные фонды, дающие возможность выплаты дивидендов по привилегированным акциям даже при отсутствии прибыли текущего года, покрытия непредвиденных расходов и убытков без риска потери финансовой устойчивости.

          Прибыль   предприятия   является   критерием   эффективности   конкретной производственной деятельности.  Индивидуальный  уровень  прибыли  предприятия в сравнений  с  отраслевым характеризует степень умения  (подготовленности,  опыта, инициативности) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях   рыночной   экономики.   Среднеотраслевой   уровень   прибыли   предприятий характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности и является основным регулятором "перелива капитала" в отрасли с более эффективным его использованием. При этом капитал перемещается, как правило,  в  те  сегменты  рынка,  которые  характеризуются  значительным  объемом неудовлетворенного   спроса,    что   способствует   более   полному   удовлетворению общественных и личных потребностей.

Прибыль   предприятия   является   главной   целью   предпринимательской деятельности. Основным побудительным мотивом осуществления любого вида бизнеса, его главной конечной целью является рост благосостояния собственников предприятия. Характеристикой этого роста является размер текущего и отложенного их дохода на вложенный капитал, источником которого является полученная прибыль.

         Прибыль – это главный источник  возрастания рыночной стоимости  предприятия. Способность самовозрастания  стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, то есть ее направления на прирост   его   активов.   Чем   выше   сумма   и   уровень   капитализации   полученной предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов, сформированных за счет собственного капитала), а соответственно и рыночная стоимость предприятия в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.

     Прибыль предприятия создает  базу экономическою развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет   "наполнять"   доходную   часть   государственного   бюджета   всех   уровней (общегосударственного   и   местных).   Это   дает  государству   возможность   успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития   экономики.    
 

Глава 2.Факторы, влияющие на величину прибыли

     Изменения социально-экономического развития государства  в период перехода к рыночным отношениям приводят к качественным структурным сдвигам в сторону интенсификации производства, что обуславливает неизменный рост денежных накоплений и, главным образом, прибыли предприятий различных форм собственности.

     На  изменение прибыли влияют две  группы факторов: внешние и внутренние. Внутренние факторы изменения прибыли подразделяются на основные и неосновные. Важнейшими в группе основных являются: валовой доход и доход от продажи продукции (объем продаж), себестоимость продукции, структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции. К неосновным факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, такие как ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям.

     К внешним факторам, влияющим на прибыль  предприятия, относятся: социально-экономические  условия, цены на производственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия.

     Далее более подробно остановимся на внутренних, основных факторах, влияющих на величину прибыли как абсолютного показателя эффективности хозяйствования предприятия.

     Важнейшими  факторами роста прибыли являются рост объема производства и продажи продукции, внедрение научно-технических разработок, повышение производительности труда, улучшение качества продукции.

     Основной  источник денежных накоплений предприятий — доход предприятия от продажи продукции, а именно та его часть, которая остается за вычетом расходов на материальные, трудовые и другие денежные затраты, связанные с производством и продажей этой продукции. В условиях радикального изменения управления экономикой показатель дохода от продажи продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема проданной продукции. А это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются спросом на рынке.

     В этих целях необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и возможности  внедрения производимой продукции  на рынок путем расширения объемов ее продажи. С развитием предпринимательства и повышением конкуренции возрастает ответственность предприятий за выполнение принятых на себя обязательств. Таким образом, показатель дохода от продажи продукции отвечает требованиям коммерческого расчета и, в свою очередь, способствует развитию производственно-хозяйственной деятельности.

     Заинтересованность  предприятий в производстве и  продаже качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при  прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема продажи этой продукции.

     Расходы на производство и продажу продукции, определяющие себестоимость, состоят  из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих производственных расходов а также внепроизводственных затрат.

Рис. 2. Факторы, влияющие на изменение прибыли.

     Состав  и структура затрат зависят от характера и условий производства при той или иной форме собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов.

     Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство и обращение  продукции, а также от увеличения объема продажи продукции.

     Размер  прибыли как конечного финансового  результата работы предприятия зависит  и от второй, не менее важной величины — объема валового дохода предприятия. Размер валового дохода предприятия  и соответственно прибыли зависит  не только от количества и качества произведенной и проданной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), но и от уровня применяемых цен.

     Виды  и уровень применяемых цен  определяют в конечном счете объем  валового дохода предприятия, а следовательно, прибыли.

     Проблема  ценообразования занимает ключевое место в системе рыночных отношений. Проведенная в Украине либерализация  цен привела к резкому сокращению воздействия государства на процесс  регулирования цен, следствием чего явился рост цен почти на все производимые товары. С помощью высоких цен предприятия возмещают любые по величине производственные затраты, что отнюдь не содействует повышению качества продукции и эффективности производства.

     Следующий фактор, влияющий на величину прибыли  — это амортизация основных фондов и нематериальных активов. Сумма амортизационных отчислений определяется на основании балансовой стоимости основных фондов и действующих норм амортизации и амортизации нематериальных активов, исходя из срока полезного использования таких нематериальных активов, но не более 10 лет непрерывной эксплуатации. При этом учитывается ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов, что выражается в установленных законодательством более высоких нормах амортизации на соответствующие виды основных фондов.

     Таким образом, прибыль предприятия формируется  под воздействием следующих основных факторов: валовых доходов предприятия, дохода предприятия от продажи продукции, валовых расходов предприятия, уровня действующих цен на продаваемую  продукцию и величины амортизационных отчислений.

     Важнейшим из них является величина валовых  расходов. Количественно в структуре  цены расходы занимают значительный удельный вес, поэтому снижение расходов очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.

     В анализе факторов, влияющих на величину прибыли, лежат резервы увеличения прибыли предприятия, основными  из которых являются:

  1. Обеспечение роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства.
  2. Улучшение условий продажи продукции, в том числе за счет совершенствования расчетно-платежных отношений между предприятиями.
  3. Изменение структуры производимой и продаваемой продукции за счет увеличения доли более рентабельной.
  4. Снижение валовых расходов на производство и обращение продукции.
  5. Установление реальной зависимости уровня цен от качества производимой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями.
  6. Увеличение прибыли от прочей деятельности предприятия (от продажи основных фондов, иного имущества предприятия, валютных ценностей, ценных бумаг и т. д.).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3.Распределение и  использование прибыли  на предприятии.

      Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды. Получая прибыль, предприятие решает задачи ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

Информация о работе Распределение и использование прибыли на предприятии