Расходы бюджета и их состав

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: Изучить федеральный бюджет, в частности состав и структуру его расходов, и его роль в системе финансовых планов.
Объект исследования: Государственный бюджет РФ.
Предмет исследования: Расходы бюджета и их состав

Оглавление

Введение 7
1 Экономическая сущность расходов государственного бюджета РФ 9
2 Расходы федерального бюджета, их состав и структура. 11
3 Анализ расходной части федерального бюджета РФ на 2006 год. 17
Заключение 28
Список использованной литературы 31
Приложение 32

Файлы: 1 файл

Курсовой проект по финансам и кредиту.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

  Практически расходы федерального бюджета —  это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном  бюджете на соответствующий финансовый год.

  Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

  Расходы федерального бюджета классифицируют:

  1. По экономической роли в процессе воспроизводства

  — на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

  1. По функциональному назначению

  — на затраты, на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.

  В составе расходов бюджета в зависимости  от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные  расходы.

  Капитальные расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность.

  Сюда  включаются статьи расходов, предназначенных  для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.

  Текущие расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

  Формирование  расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами  РФ, обусловленными установленным законодательством  РФ разграничением полномочий органов  государственной власти.

  Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате:

  1. принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  2. заключения Российской Федерацией или от имени Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  3. принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом, в том числе:
    1. субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, подлежащих в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета;
    2. субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.

  В соответствии с выполняемыми функциями  государства исключительно из федерального бюджета финансируются следующие  функциональные виды расходов:

  1. Обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  2. Функционирование федеральной судебной системы;
  3. Осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);
  4. Национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонной промышленности;
  5. Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  6. Государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  7. Государственная поддержка атомной энергетики;
  8. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  9. Исследование и использование космического пространства;
  10. Содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
  11. Формирование федеральной собственности;
  12. Обслуживание и погашение государственного долга РФ;
  13. Компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
  14. Пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  15. Проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
  16. Федеральная инвестиционная программа;
  17. Обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
  18. Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  19. Финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
  20. Официальный статистический учет;
  21. Прочие расходы.

  Кроме того, в соответствии с законодательством РФ средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов:

  1. государственная поддержка отраслей экономики (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
  2. обеспечение правоохранительной деятельности;
  3. обеспечение противопожарной безопасности;
  4. научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
  5. обеспечение социальной защиты населения;
  6. обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
  7. обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
  8. развитие рыночной инфраструктуры;
  9. обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
  10. обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ;
  11. обеспечение деятельности средств массовой информации;
  12. финансовая помощь другим бюджетам;
  13. прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

 

    3 Анализ расходной части федерального бюджета РФ на 2006 год.

  Таблица 3. Расходы федерального бюджета РФ (2003-2006гг.) согласно функциональной классификации

  Наименование  расходов   2003 г.   2004 г.   2005 г 2006 г.
  Млрд. руб.   % к итогу   Млрд. руб.   % к итогу   Млрд. руб.   % к  Млрд. % к итогу руб. итогу
  Расходы, всего   1014,2   100   1193,5   100   1947,3   100 2345,6
    100
  Государственное и местное самоуправление   26,8   2,7   40,7   3,4   56,7   2,9 66,5
    2,83
  Федеральная судебная система   8,4   0,8   11,3   1,0   19,1   1,0 25,5
    1,08
  Международная деятельность   39,5   3,9   22,2   1,9   42,8   2,2 44,4
    1,89
  Национальная  оборона   209,4   20,6   214,7   18,0   284,2   14,6   344,5   14,64
  Правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности гос-ва   111,5   11,0   131,6   11,0   173,8   8,9     
10,40
244,8
  Фундаментальные исследования   15,9   1,6   22,0   1,9   30,3   1,5     
1,71
40,2
  Промышленность, энергетика и строительство   38,1   3,8   44,6   3,7   57,7   3,0     
2,69
63,4
  Сельское  хозяйство и рыболовство   15,4   1,.5   20,8   1,8   26,8   1,4     
1,32
31,2
  Транспорт, дорожное хозяйство,  связь и информатика   1,9   0,2   30,6   2,3   7,0   0,4     
3,36
78,9
  Социальная  политика   132,9   13,1   107,8   9,0   430,3   22,0     
6,4
150,7
  Обслуживание  гос. Долга   188,7   18,6   239,8   20,1   285,0   14,6     
11,79
277,5
  Охрана  окр. Среды   3,7   0,4   4,7   0,4   9,8   0,5     
0,46
10,8
  Предупреждение  и ликвидация послед-ствий чрезвычайных ситуаций и 

  стихийных бедствий

  9,0   0,9   6,3   0,5   8,7   0.5 21,2
    0,9
  Образование   32,1   3,2   48,8   4,1   80,0   4,1     
4,15
97,7
  Культура, искусство и кинематография   4,6   0,5   6,4   0,6   10,3   0,5 14,1
    0,6
  Средства  массовой информации   5,7   0,6   6,2   0,5   10,3   0,5 12
    0,5
  Здравоохранение и физ. культура   15,9   1,6   22,2   1,8   31,9   1,6     
1,67
39,4
  Финансовая помощь бюджетам других уровней   69,1   6,8   186,6   15,6   265,4   13,6     
30,37
714,6
  Утилизация  и ликвидация вооружений, включая  выполнение международных 

  договоров

  2,.1   0,2   6,0   0,5   10,3   0,5     
0,46
10,8
  Исследование  и использование космоса   3,4   0,3   4,6   0,4   9,7   0,5     
0,33
7,7
  Военная реформа   ---   ----   -----   ----   16,5   0,8     
0,67
15,8
  Прочие  расходы   19,5   1,9   1,7   0,2   60,6   3,0
    72
    3,2
  Расходы целевых бюджетных фондов   60,6   5,9   13,9   1,2   13,9   0,7     
0,6
14,1
  Пенсионный  фонд. Возврат ЕСН    ----   -----   -----   ----   281,2            

  Полностью расходная часть федерального бюджета РФ на 2006 год представлена в Приложении 1 и 2.

  Расходная часть бюджета РФ на 2005 год была утверждена в сумме 1 947 386,3 млн. рублей, доходная - в сумме 2 125 718,2 млн. рублей. При этом объем ВВП прогнозировался в размере 10950 миллиардов рублей, а уровень инфляции - 12%. Курс рубля по отношению к доллару был спрогнозирован в размере 31 рубль 50 копеек за один доллар США.

  Расходная часть бюджета на 2006 год утверждена в сумме 2 345 641,4 млн. рублей, доходная - в сумме 2 417 791,8 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 13 050,0 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 10-12 процентов (декабрь 2006 года к декабрю 2005 года). Превышение доходов над расходами в сумме 72 150,4 млн. рублей направляется в 2006 году в сумме 51 415,2 млн. рублей на погашение государственного долга Российской Федерации и в сумме 20 735,2 млн. рублей на пополнение финансового резерва.

  Объем расходов федерального бюджета на 2006 год сформирован в сумме 2345,6 млрд. рублей, из которых 365,64 млрд. рублей - средства передаваемые Пенсионному фонду РФ на выплату базовой части трудовой пенсии, 277,5 млрд. рублей - процентные расходы и 1702,5 млрд. рублей - непроцентные расходы федерального бюджета. В числе приоритетов непроцентных расходов федерального бюджета на 2006 год: судебная реформа, оборона и безопасность государства, наука и образование.

  Расходы на государственное  управление и местное  самоуправление. Объем бюджетного финансирования в 2005 году предусматривался в размере 56670,6 млн. рублей. В 2006 году произошло увеличение финансирования этой статьи расходов и составило 66506,9 млн. рублей.

  Cудебная власть. При формировании расходов на содержание судебной системы в 2006 году, исходя из Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2005-2006 годы) и федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2005-2006 годы, продолжена  линия на улучшение материальной обеспеченности судей, материально технической базы судов и увеличение численности судей и работников аппаратов федеральных судов.  Объем ассигнований по данному разделу предусмотрен в размере 25481,9 млн. рублей или увеличен против 2005 года на 6624 млн. рублей.

  Расходы в сфере международной  деятельности. Общий объем расходов по разделу "Международная деятельность" в 2006 году планируется в объеме 44384,2 млн. рублей. Указанный объем складывается из прямых расходов федерального бюджета и возвратных платежей, учитываемых в составе расходов со знаком "минус".

  Расходы на международное  сотрудничество. Расходы по подразделу "Международное сотрудничество" включают в себя затраты на содержание российских учреждений за рубежом, взносы в международные организации, финансирование операций неторгового характера, а также расходы по предоставлению кредитов. Расходы по подразделу "Международное сотрудничество" без учета кредитных операций приняты в сумме 35,4 млн. рублей. В составе подраздела "Международное сотрудничество" учтены также расходы по кредитным операциям. В соответствии с ранее достигнутыми договоренностями на межправительственном уровне, Россия в 2003 году будет оказывать техническое содействие по строительству, расширению и модернизации объектов, поставки оборудования, машиностроительной продукции и предоставлению прочих услуг в счет государственных кредитов таким странам как Алжир, Болгария, Вьетнам, Индия, Китай, Куба, Югославия.

  Расходы на реализацию межгосударственных договоров в рамках СНГ. По подразделу  "Реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ" расходы на 2006 год планируются в общей сумме до 2 236,43  млн. рублей, в том числе предельные долевые взносы в бюджет Союзного государства в сумме до 1 530,82 млн. рублей, в единый бюджет органов СНГ в сумме до 99,56 млн. рублей и в бюджет Евразийского экономического сообщества в сумме до 36,3 млн. рублей.

  Значительно возросли расходы федерального бюджета  по статье «Национальная оборона», в связи с обострившейся ситуацией в Ираке, угрозой международного терроризма. Сумма составила 344525,2 млн. руб.

  Расходы на охрану правопорядка и обеспечение  безопасности государства были существенно увеличены. Проблемы роста преступности,  требуют дополнительных средств для правоохранительных органов и спец. служб. В ближайшие годы ожидается дальнейший рост количества тяжких и особо тяжких преступлений, в этой связи государство принимает меры для улучшения материально-технической базы правоохранительных органов. Расходы бюджета предусмотрены в размере 244793,7 млн. рублей.

  Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу. Расходы федерального бюджета на проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу предусмотрены в сумме 40206 млн. рублей.

  Промышленность, энергетика и строительство. Общий объем средств, направляемый в 2006 году из федерального бюджета на финансирование отраслей материального производства планируется на уровне 63404,3 млн. рублей. В составе расходов по указанному разделу учитываются ассигнования на государственную поддержку угольной отрасли, стандартизацию и метрологию, народных художественных промыслов, финансирование конверсии оборонной промышленности, спецкомбинатов системы "Радон", государственные инвестиции, воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Информация о работе Расходы бюджета и их состав