Происхождение денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

В этой работе я рассмотрю эту сложную сущность денег. Отвечу на вопрос: что явилось причиной создания денег. Также раскрою их функции: меры стоимости, средства обращения, средства накопления, средства платежа и мировых денег; и виды: наличные и безналичные, бумажные, кредитные, цифровые и др.

Оглавление

Вступление.
1. Происхождение денег.

Основная часть.

1. Экономическая природа и функции денег.

2. Золотой стандарт перестал существовать.

3. Виды денег.

4. Понятие денежной массы и денежного оборота, закон денежного обращения.

5. Денежная система Р.Ф.

6. Денежная масса. Денежная масса России.

7. Денежный (депозитный) мультипликатор.

8. Структура и организация банковской системы Р.Ф.

9. Центральный Банк Российской Федерации.

10. Коммерческие банки.

Заключение.

1.Стабилизация рубля в России.

2. Проблемы по улучшению положения денег в России.

3. Политика Центрального Банка в обеспеченности рубля.

4. Вывод.

Статистика

Список литературы.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 165.58 Кб (Скачать)

7.      Денежный (депозитный) мультипликатор.

Следует различать  денежную базу и денежную массу в  экономике. 
Взаимосвязь между этими двумя понятиями наглядно демонстрируется с помощью следующей трапеции:

Наверху трапеции находится денежная база. Она представляет собой пассив Национального банка  и включает наличные деньги на руках  у населения (С) и банковские резервы (R), то есть:

Денежная база (В) считается “деньгами повышенной эффективности”, за её способность  “порождать” в последствии новые безналичные деньги. 
Внизу трапеции денежная масса (М1), которая включает часть денег повышенной эффективности, а именно, наличные деньги, и депозиты до востребования, или текущие счета (D), то есть: 

Взаимосвязь между  денежной массой и денежной базой  отражается с помощью денежного  мультипликатора (m):

Величину денежного мультипликатора  можно также рассчитать, используя  два коэффициента: Норму резервирования депозитов (rr) и коэффициент депонирования(cr). Норма резервирования (rr) представляет собой процент обязательств, или часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Национальном банке. 
Нормы резервирования или нормы обязательных резервов устанавливаются Национальным банком в процентах от суммы депозитов. 
Они могут различаться по величине в зависимости от вида вкладов и размеров банков. Например, по срочным вкладам нормы обычно ниже, чем по вкладам до востребования; более крупным банкам устанавливается более высокая норма обязательных резервов, чем мелким банкам. 
Чем выше норма обязательных резервов, устанавливаемая Национальным банком, тем меньше средств остаётся у коммерческих банков для осуществления процесса кредитования, поскольку обязательные резервы коммерческого банка, определяемые нормой резервирования, не могут быть использованы банком для выдачи кредитов или ссуд. 
Целью создания обязательных резервов является контроль кредита коммерческого банка со стороны Национального банка, то есть контроль экономической активности, а также проведение межбанковских расчётов. 
Норма обязательных банковских резервов показывает границы максимально возможного расширения денежной массы. Например, если rr = 20%, тогда величина  

показывает, что  предложение денег (М1) может возрасти в экономике максимально в 5 раз. 
Отношение 1/rr называется банковским мультипликатором или мультипликатором денежной экспансии.  
Коэффициент депонирования (cr) отражает предпочтения населения в отношении того, где держать свои деньги –на руках или на счетах (депозитах) в банках. 
Данный коэффициент определяется как отношение наличных денег (С) к депозитам(D).

Если, например, наличные деньги в экономике составляют 3,9млрд., а текущие счета, или депозиты до востребования 22,6млрд., тогда:

C учётом нормы  резервирования (rr) и коэффициента депонирования (cr), денежный мультипликатор (m) определяется как:

В нашем примере  rr = 20%, cr = 0,14, тогда 

Денежный мультипликатор показывает, как изменится предложение  денег (М) при увеличении денежной базы (В) на единицу, тогда:

То есть, если первоначально денежная база (В) была равна, например 7,1 млрд. долл., а денежный мультипликатор 3,35, предложение денег (М) к концу года составит: 
М=3,35*7,1=23,78 (млрд. долл.) 
Чем выше величины cr и rr, тем меньше денежный мультипликатор и, следовательно, тем меньшим будет кредитный потенциал экономики. 
Таким образом, предложение денег в экономике зависит от: 
1.Национального банка, который определяет денежную базу и норму обязательных банковских резервов. 
2.Коммерческих банков, которые выдают ссуды или кредиты, исходя из своих избыточных резервов, руководясь нормой обязательных банковских резервов. 
3.От предпочтения населения, которое определяет, какую часть денег держать на руках, а какую - положить на депозиты.

8.   Структура и организация банковской системы РФ.

Банк - это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности  и срочности.  Основное назначение банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям.

Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих  в рамках общего денежно-кредитного механизма. Она включает Центральный  банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный  банк проводит государственную эмиссионную  и валютную политику, является ядром  резервной системы. Коммерческие банки  осуществляют все виды банковских операций.

В истории развития банковских систем различных стран  известно несколько их видов:

а)        двухуровневая банковская система (Центральный банк (ЦБ) и система коммерческих банков (КБ));

б)        централизованная монобанковская система;

в)        уникальная децентрализованная банковская система - Федеральная резервная система США.

Рассмотрим, установившуюся в России структуру двухуровневой  системы. Первый уровень банковской системы образует ЦБ страны, выполняющий  следующие функции:

1)            осуществление эмиссии национальных денежных знаков, организация их обращения и изъятие из обращения, определение стандартов и порядка ведения расчетов и платежей;

2)            проведение общего надзора за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и исполнение финансового законодательства;

3)            предоставление кредитов коммерческим банкам;

4)            выпуск и погашение обязательств по государственным ценным бумагам;

5)            управление счетами правительства, осуществление зарубежных финансовых операций;

6)            осуществление регулирования банковской ликвидности с помощью традиционных для ЦБ методов воздействия на КБ: проведения политики учетной ставки, операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами и регулирования норматива обязательных резервов КБ.

«Современной» будем называть банковскую систему, формирующуюся на территории Российской Федерации с августа 1988г. (именно тогда был принят закон СССР «О кооперации», в котором объединениям кооперативов было предоставлено право, создавать кооперативные банки).

На сегодняшний  день правовой основой функционирования российской банковской системы являются следующие нормативные акты: Закон  РСФСР «О банках и банковской деятельности», Закон «О центральном банке РСФСР (Банке России)» и новая редакция Закона РФ «О банках и банковской деятельности».

Современная банковская система России представляет собой  двухуровневую систему. Первый уровень  системы - Центральный банк РФ (Банк России), на втором уровне находятся  банки и небанковские кредитные  организации.

Рассмотрим подробнее  структуру современной российской банковской системы и основные различия между банками и небанковскими  кредитными организациями.

На сегодняшний  день банковская система России приобрела  следующий вид:

Ø  Центральный банк РФ (Банк России);

Ø  Сберегательный банк;

Ø  коммерческие банки;

Ø  банки со смешанным российско-иностранным капиталом;

Ø  иностранные банки, филиалы банков-резидентов и нерезидентов;

Ø  союзы и ассоциации банков;

Ø  иные кредитные учреждения.

Перечислим основные принципы формирования двухуровневой  банковской системы.

1) Принцип управляемости.  Процесс создания и последующего  развития банковской системы  должен идти под сознательным  контролем общества, государства,  самого банковского сообщества.

2) Принцип адекватности. Во-первых, банковская система в  целом и каждый ее элемент  на любом этапе развития должны  соответствовать окружающей их  действительности. Во-вторых, этот принцип  говорит о необходимости достижения  и поддержания соответствия между  элементами самой банковской  системы. При этом должна обеспечиваться  технологическая совместимость  с банковскими системами других  стран.

3) Принцип функциональной  полноты. Система может нормально  функционировать и развиваться  только в том случае, когда  содержит все необходимые элементы  в нужных пропорциях (разнообразные  коммерческие банки, кредитные  учреждения, вспомогательные организации).

4) Принцип саморазвития. Банковская система должна обладать  способностью к самосовершенствованию,  что предполагает отлаживание механизмов реагирования на неблагоприятные факторы, сглаживание последствий кризисных явлений, обеспечение безопасности, распространение передового опыта.

5) Принцип открытости. В соответствии с этим принципом  признается необходимым:

- свобода входа  и выхода из банковской системы  в рамках законности (снятие всех  искусственных, неправомерных ограничений  при регистрации новых банковских  учреждений, их филиалов и иных  подразделений, реорганизации и  ликвидации элементов банковской  системы);

- развития разнообразных  форм цивилизованного отношения  между элементами банковской  системы;

- информационной  прозрачности действий всех участников  рынка банковских услуг, включая  Центральный банк;

- развития отношений  конкурсности на базе строго определенных правил проведения конкурсов, минимизации влияния личных отношений на соответствующие решения государственных органов управления.

6) Принцип эффективности.  Так как коммерческие банки,  кредитные учреждения и вспомогательные  организации являются организациями  коммерческими, принцип эффективности  естествен для их деятельности. Но этот принцип включает и  другие аспекты, также важные  для системы. В соответствии  с ним деятельность банковских  учреждений должна быть эффективной  не только для них самих,  но и для их клиентов и  для народного хозяйства. Также  деятельность банковской системы  должна быть эффективна и в  социальном плане.

7) Принцип адекватного  правового сопровождения. Деятельность  банков касается вопросов первостепенной  государственной важности, поэтому  нуждается в серьезной правовой  регламентации. Особое значение  здесь имеют:

- адекватность  принимаемых законов и иных  нормативных актов реальным процессам  в экономике и обществе;

- полнота охвата  этих процессов нормами права;

- внутренняя  непротиворечивость и своевременность  разработки правовой базы банковской  деятельности.

9.   Центральный банк Российской Федерации.

Правовой статус ЦБ РФ, его права и обязанности  определены Федеральным законом  о Центральном Банке Российской Федерации (ЦБР)  от 12 апреля 1995 г. В законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности государства, и в своей деятельности он подотчетен законодательным и исполнительными органами государственной власти. Наряду с этим Банк представляет собой юридическое лицо, самостоятельно выполняющий возложенные на него функции и в текущей деятельности независим от органов государственного управления экономикой. Высшим органом Банка является Совет директоров, который руководит деятельностью Банка по реализации денежно-кредитной политики правительства. В состав Совета входят Председатель Банка и 12 Членов Совета. Председатель и члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на 4 года по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не имеет права занимать эту должность более трех сроков подряд (12 лет).

В основные функции  ЦБР входит проведение государственной  денежно-кредитной политики по развитию рыночной экономики, обеспечению устойчивости денежного обращения и покупательской способности национальной денежной единицы. Выполняя эту функцию, Банк принимает участие в разработке основ экономической политики правительства  и использует различные методы кредитного управления банковской системой, входящие в его компетенцию.

Выпуск денежных знаков нового образца находится  в компетенции Совета директоров Банка. Совет директоров утверждает купюры, образцы и защитные сетки.

Для обеспечения  бесперебойной циркуляции денег  на Центральный Банк возложен контроль за производством, транспортировкой и хранением денежных знаков, а также созданием их резервных фондов. Денежные знаки поступают в обращение после перечисления из резервных фондов в оборотные кассы банков.

Информация о работе Происхождение денег