Проблемы формирования и использования ФОМС

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 20:40, реферат

Краткое описание

Важным звеном государственных и муниципальных финансов являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Внебюджетные фонды решают 2 важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Оглавление

Введение............................................................................................................2
Глава 1. Актуальные проблемы формирования и использования ФОМС..3
1.1. ФОМС – функции и полномочия..............................................................3
1.2. Проблемы ФОМС и пути их решения......................................................6
Глава 2. Денежная система РФ........................................................................8
2.1. Характеристика денежной системы.........................................................8
2.2. Виды денежных знаков.............................................................................12
2.3. Методы регулирования денежного обращения......................................13
Заключение........................................................................................................19
Список литературы...........................................................................................21

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 41.51 Кб (Скачать)

Глава 2. Денежная система  Российской Федерации.

2.1.Характеристика денежной системы РФ

В условиях рыночных отношений в стране действовал закон  от 25 сентября 1992 года о денежной системе  Российской Федерации. Он вобрал в себя исторические традиции, преемственность  в развитии денежной системы, а также  соответствие данного закона с международным  законодательством в этой сфере.  
Данный закон определял правовые основы денежной системы Российской Федерации, которая включает в себя официальную денежную единицу, то есть рубль; порядок эмиссии наличных денег, а также организацию и регулирование денежного обращения.

Закон закреплял  исторически сложившееся положение, что официальной денежной единицей является рубль, состоящий из ста  копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается.

Официальное соотношение  между рублем и золотом или  другими драгоценными металлами  не устанавливается. Это положение  характерно сейчас для всех стран  мира. Цена на золото устанавливается  единая для всех стран и международных  организаций два раза в день в  Лондоне, допускаются незначительные отклонения в некоторых регионах мира от данного установленного порядка.  
       Официальный курс рубля к денежным единицам других государств определяется и ежедневно публикуется Центральным банком РФ.  
Перечисленные положения закона обязательны к исполнению. Поэтому его ст. 5 гласит: лица, виновные в нарушении требований Закона, несут уголовную, административную или имущественную ответственность в соответствии с законодательством. Наиболее распространенными в этой области правонарушениями являются подделка денег, фальшивомонетчество, причем в крупных размерах. Незаконное изготовление банкнот и монет наказываются по закону.  
       В связи с принятием федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном Банке РСФСР (Банке России)» от 12 апреля 1995 года Закон о денежной системе Российской Федерации от 25 сентября 1992 года прекратил свое действие и все его основные положения вошли составной частью в новый федеральный Закон в виде главы VI «Организация наличного денежного обращения». Новый Закон содержит ряд новых положений по организации денежного обращения в Российской Федерации.

Также денежная система России функционирует в  соответствии с федеральными законами «О Центральном банке РФ (Банке  России)» от 26 апреля 1995 г. и «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. с последующими дополнениями и изменениями. Эти законы определили правовые основы денежной системы, а также задачи, функции и полномочия БР в организации денежного обращения и денежной системы.

В денежных операциях  самым значительным является эмиссия  наличных денег, то есть дополнительный выпуск в обращение денежных знаков. Эмиссия наличных денег, организация  их обращения и изъятия из обращения  на территории Российской Федерации  проводится исключительно Банком России, который осуществляет наличную и  безналичную эмиссию денег. Безналичная  эмиссия денег происходит в процессе депозитно-ссудных операций, а вся  эмиссия регулируется средствами денежно-кредитной  политики. Наличные деньги выпускаются  в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической  монеты, те и другие являются безусловными обязательствами банка России и  обеспечиваются всеми его активами. Образцы банкнот и монет утверждаются Центральным банком по согласованию с Государственной Думой. Новые  образцы банкнот и монет публикуются  в средствах массовой информации.

Банкноты и  монеты, выпущенные в обращение, обязательны  к приему по их нарицательной стоимости  на всей территории России во все виды платежей, а так же на зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы  и для перевода.

Сформированная  в XVI—XVIII вв. с возникновением и утверждением капиталистического производства, а  также централизованного государства  и национального рынка, денежная система по мере развития товарно-денежных отношений претерпела качественные изменения.

Исторически сложились  два типа денежных систем в зависимости  от денег (металлические или изготовленные  из бумаги), выполняющих роль всеобщего  эквивалента.

Денежная система  металлического обращения. Базируется на действительных деньгах (серебряных, золотых), которые выполняют все  пять функций, а обращающиеся знаки  стоимости беспрепятственно обмениваются на действительные деньги.

Выделяются два  подтипа денежных систем — биметаллизм  и монометаллизм — в зависимости  от того, сколько металла (один или  два) принято в качестве всеобщего  эквивалента и базы денежного  обращения.

Различают монометаллизм:

1)золотомонетный,

2)золотослитковый, 

3)золотодевизный.

Современная денежная система основана на следующих принципах  функционирования:

1) центральное  управление денежной системой  осуществляется экономическими методами через аппарат центрального банка;

2) прогнозное  планирование денежного оборота  означает разработку централизованных  и децентрализованных планов, планов-прогнозов;

3) устойчивость  и эластичность денежного оборота  исключает, с одной стороны,  инфляцию, а с другой — расширяет  или сужает денежный оборот  в связи с потребностями хозяйства  в денежных средствах;

4) кредитный  характер денежной эмиссии —  выпуск новых денежных знаков  в хозяйственный оборот — осуществляется  только в результате проведения  банками кредитных операций;

5) обеспеченность  — выпускаемые в оборот денежные  знаки должны быть реально  застрахованы активами банка  (товарноматериальными ценностями, золотом, драгоценными металлами, иностранной валютой, ценными бумагами и др. долговыми обязательствами);

6) правительству  предоставляются средства только  в порядке кредитования на  возвратной и возмездной основе;

7) комплексное  денежно-кредитное регулирование  осуществляется центральным банком  различными методами;

8) надзор и  контроль за денежным обращением осуществляется со стороны государства через банковскую, финансовую и налоговую систему;

9) на территории  страны функционирует исключительно  национальная денежная единица.

2.2. Виды денежных знаков

Официальной денежной единицей РФ является рубль. Состоит  из 100 копеек. В России 2 вида денежных знаков - банкноты и монета. Их подделка преследуется по закону. Банкноты и  монета являются безусловными обязательствами  Банка России и обеспечиваются всеми  его активами, в том числе золотым  запасом, государственными ценными  бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах Центрального банка России. На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных  учреждениях).

После деноминации (изменения масштаба цен) с 1 января 1998 г. в обращении находятся банкноты достоинством 10, 50, 100 и 500, 1000 рублей, а  позже были введена банкнота достоинством 5000,  и монеты — 1, 2, 5,10 рублей и 1, 5, 10 и 50 копеек.

Образцы банкнот  и монет утверждаются БР. Сообщение  о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот не должен быть меньше одного года, но не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение суммы субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного средства).

Эмиссия - такой  выпуск денег в оборот, который  приводит к общему увеличению денежной массы в обращении. Эмиссия бывает наличная и безналичная.

Функции Банка  России по эмиссии денег:

· прогнозирование  и организация производства, перевозки  и хранения банкнот и монеты;

· утверждение  правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных  организаций;

· создание резервных  фондов банкнот и монеты;

· установление признаков платежеспособности денежных знаков, порядка замены поврежденных денежных знаков и их уничтожение;

· определение  порядка ведения кассовых операций.

Эмиссия банкнот  центральным банком осуществляется тремя путями:

1) предоставлением  кредитов коммерческим учреждениям; 

2) кредитованием  государства под обеспечение  государственных ценных бумаг; 

3) выпуском банкнот  путем их обмена на иностранную  валюту.

С 1 января 1998 г. в 1000 раз изменилась нарицательная  стоимость российских денежных знаков и масштаб цен. Причины деноминации  заключались в необходимости  сокращения издержек на печатание денег. К тому же употребление цен со многими  нулями вызывало определенные неудобства.

Деноминация денежных знаков была произведена путем постепенной  замены денежных знаков через нормальные каналы денежного обращения (банки, места реализации товаров и услуг). Основной принцип деноминации - недопущение  каких-либо потерь для владельцев денег.

2.3. Методы регулирования денежного обращения

Регулирование денежного обращения в РФ возложено  на Банк России. В соответствии с  Федеральным законом «О центральном  банке Российской Федерации» от 12 апреля 1995 г. основные инструменты денежно-кредитной  политики Банка России:

· процентные ставки по операциям Банка России;

· нормативы  обязательных резервов;

· операции на открытом рынке;

· рефинансирование банков;

· депозитные операции;

· валютное регулирование;

· установление ориентиров роста денежной массы;

· прямые количественные ограничения.

Процентные  ставки по операциям  Банка России. Последний может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Процентные ставки Банка России - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Это ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки «репо» и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

Нормативы обязательных резервов - это беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Банке России. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров Банка России в процентах к обязательствам кредитных организаций. Нормативы не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов.

С 11 января 2000 г. нормативы обязательных резервов снова  были повышены:

· по привлеченным средствам юридических лиц в  валюте РФ и привлеченным средствам  юридических и физических лиц  в иностранной валюте - 10%;

· по денежным средствам  физических лиц, привлеченным во вклады в валюте РФ, - в размере 7,0%.

Эти резервы  используются при отзыве лицензии для  погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами. Однако основное назначение нормативов обязательных резервов - регулирование денежного обращения.

В 2002 году также  произошло повышение нормы обязательных резервов. Оно составило 12%.

С 1 января 2003 года произошло сокращение нормы обязательных резервов до 10%.

Операции  на открытом рынке  - это купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением затем обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров.

Рефинансирование  банков - это кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. Банк России устанавливает процентную ставку рефинансирования.

На 12 ноября 2008 года ставка рефинансирования составляет 12% годовых.

Депозитные  операции - это операции по привлечению в депозиты (вклады) средств банков. Они позволяют Банку России привлекать временно свободные денежные средства банков и тем самым нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.

Валютное  регулирование осуществлялось с помощью валютной интервенции, под которой понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, суммарный спрос и предложение валюты. Если спрос на валюту был больше предложения, то Банк России продавал валюту из своих золотовалютных резервов.

Если предложение  валюты превышало спрос, то Банк России покупал валюту. Эти операции стали  возможными благодаря значительным накоплениям валютных ресурсов у  Банка России. Валютные резервы должны соответствовать мировому уровню, равному  финансированию трехмесячных объемов  импорта.

Информация о работе Проблемы формирования и использования ФОМС