Принципы организации финансов корпораций

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение содержания, функций и принципов организации и управления финансов корпораций.
Задачи курсовой работы:
- дать понятие сущности и месте финансов коммерческого предприятия в финансовой системе страны;
- раскрыть функции финансов коммерческой деятельности и их значимость для решения основных задач, стоящих перед предприятием;
- описать место финансовой службы в оргструктуре управления предприятием;
- изучить принципы организации финансов коммерческого предприятия;
- охарактеризовать структуру системы управления финансами и функциях финансового менеджера.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

I СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВ КОРПОРАЦИЙ

1.1 Формирование финансов коммерческой деятельности………………...
1.2 Финансы корпораций, принципы их организации
1.3 Финансовые ресурсы корпораций, основы их формирования и использования
1.4 Денежные фонды, создаваемые на предприятиях, действующих на коммерческих началах 17

2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (на примере АО «АСТАНАЛИФТ»)

2.1 Оценка финансового состояния предприятия
2.2 Анализ финансовых результатов согласно финансовой отчетности АО «Астаналифт»

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

3.1 Зарубежный опыт функционирования финансов коммерческих организаций
3.2 Основные предложения по совершенствованию финансов коммерческой организации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КФ КР Принципы организации финансов корпораций.doc

— 404.00 Кб (Скачать)

Произведем анализ структуры активов предприятия в динамике (Приложение 2).

Если в 2007 году доли оборотных и внеоборотных активов в общей стоимости имущества предприятия соотносились как 86:14, то увеличение общей суммы активов в 7,3 раза с одновременным ростом стоимости текущих активов на предприятии в 8,3 раза обусловили рост доли оборотных средств до 97,8%.

В 2008 году доли активов примерно сохранились, теперь их соотношение составляет 3,7: 96,3. Средства в активах на начало 2008 года были размещены следующим образом: долгосрочные активы – 2,2%, дебиторская задолженность – 0,7%, материалы– 19,4%, расходы будущих периодов – 53,9% и прочие текущие активы – 10,8%. За 2008 год произошло изменение в структуре активов предприятия: увеличение стоимости основных средств привело к росту их удельного веса с 2,2 до 3,7% - почти в 2 раза. Доля материалов возросла с 19,4% до почти 50%, удельный вес расходов будущих периодов снизился с 53,9 до 26,8%.

Следующим моментом анализа является изучение динамики и структуры источников формирования активов баланса.

Из данных Приложения 3 видно, что источники формирования активов предприятия за 2007 год увеличились в 7,3 раза, в 2008 году – еще в 1,6 раза.  Положительной оценки заслуживает рост собственных средств в 1,9 раза в 2007 году и еще в 2,9 раза – в 2008 году.

Однако с учетом общего роста пассивов АО доля собственных средств в общей сумме источников формирования за 2007 год уменьшилась с 30% до 7,9%, в 2008 году увеличилась до 14,3%. Наблюдается увеличение заемных средств в 9,6 раза в 2007 году и еще в 1,5 раза в 2008 году

В результате деятельности предприятия в 2007 году произошло изменение состава источников средств: доля собственных средств за 2008 год снизилась с 30% до 7,9%, доля привлеченных средств возросла с 70% до 92,1% (таблица 4) резкое уменьшение удельного веса собственных средств отрицательно характеризует работу предприятия. Однако в абсолютном выражении собственный капитал АО увеличился в 1,9 раз. По итогам 2008 года собственный капитал предприятия за счет роста нераспределенного дохода возрос в 2,9 раза с одновременным увеличением удельного веса в 2 раза – до 14,3%.

Ликвидность хозяйствующего субъекта – это его способность быстро погашать свою задолженность. Она определяется соотношением величины задолженности и ликвидных средств, то есть средств, которые могут быть использованы для погашения долгов. Ликвидность предприятия означает ликвидность его баланса, который выражается в степени покрытия обязательств хозяйствующего субъекта его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность означает безусловную платежеспособность предприятия и предлагает постоянное равенство между активами и обязательствами, как по общей цене, так и по срокам поступления.

Чем меньше требуется времени, чтобы данный вид активов обрел денежную форму, тем выше его ликвидность. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков. Приводимые ниже группировки осуществляются по отношению к балансу.

В зависимости от степени ликвидности, то есть скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы:

А1 – наиболее ликвидные активы – денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги);

А2 – быстро реализуемые активы – дебиторская задолженность и прочие активы. Итог группы получается вычитанием из итога раздела 3 актива величины наиболее ликвидных активов.

А3 – медленно реализуемые активы – статьи раздела 2 актива баланса, товарно-материальные запасы, долгосрочные инвестиции.

А4 – трудно реализуемые активы – статьи раздела 1 актива баланса, за исключением статей этого раздела, включенных в предыдущую группу.

Пассивы баланса группируются по срочности их оплаты:

П1 – наиболее срочные обязательства – кредиторская задолженность, ссуда, непогашенная в срок, прочие краткосрочные обязательства и так далее.

П2 – краткосрочные обязательства – краткосрочные займы.

П3 – долгосрочные обязательства – долгосрочные займы.

П4 – постоянные обязательства – это статьи раздела 1 пассива

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеет место следующее соотношение:

А1>П1; А2>П2; А3>П3; А4<П4.

Анализ ликвидности баланса оформляется в виде таблицы 6.

Для АО «Астаналифт» соотношение активов и пассивов выглядит следующим образом:

А1>П1; А2>П2; А3<П3; А4<П4.

Таким образом, практически все условия ликвидности баланса у АО «Астаналифт» выдерживаются кроме одного: медленно реализуемые активы (ТМЗ) не покрывают долгосрочные обязательства (доходы будущих периодов). Однако в связи с тем, что данные показатели сопоставимы и не был сделан анализ по конкретным срокам исполнения обязательств, то можно считать, что АО «Астаналифт» является ликвидным.

Рассчитаем общий показатель ликвидности для АО «Астаналифт» на конец 2007 и 2008 годов.

Ко.л. = (а1А1+а2А2+а3А3) / (а1П1+а2П2+а3П3)

где а1 – коэффициент, равный 1;

а2 – коэффициент, равный 0,5;

а3 – коэффициент, равный 0,3.

В 2007 году

Ко.л. = (1*17130,5+17005,9*0,5+5470,6*0,3) / (1*23992,8+0+0) = 1,1368

В 2008 году

Ко.л. = (1*37435,6+35241,8*0,5+284594,3*0,3) / (1*-23672,1 +0,5 * 358510,8 +0) =0,9026

На основе представленного выше расчета можно сказать, что анализируемое предприятие обладает недостаточно хорошей ликвидностью, которая за 2008 год снизилась с 1,14 до 0,9026.

Для комплексной оценки ликвидности баланса в целом следует использовать коэффициент абсолютной ликвидности, вычисляемый по формуле:

Ка.л. = (ДС + ЦБ) / ТО; (7)

где ДС – денежные средства;

ЦБ – ценные бумаги; ТО – текущие обязательства.

Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует независимость финансового состояния хозяйствующего субъекта от заемных источников средств. Данный коэффициент характеризует возможность субъекта мобилизовать денежные средства для покрытия краткосрочной задолженности. Чем выше данный коэффициент, тем надежнее заемщик. Оптимальное значение данного коэффициента 0,3-0,7. Если данный показатель ниже допустимой границы, то предприятию желательно увеличить долю наиболее ликвидных активов для погашения своей текущей задолженности.

Рассчитаем данный коэффициент для нашего предприятия:

На начало 2007 года Ка.л. = (7706,4) / 23992,8= 0,3211;

На начало 2008 года Ка.л. = (17130,5+0) / 229275= 0,0747

На начало 2009 года Ка.л. = (37435,6+0) / 334838,6= 0,111

Данные анализа показывают, что резкий рост обязательств предприятия, не смотря на рост величины денежных средств, обусловил снижение коэффициента абсолютной ликвидности с 32% до 7,5%. В связи с чем делаем вывод о том, что предприятие неликвидно, причем этот показатель  ухудшился за 2007 год в 5 раз: если АО в начале года за счет денежных средств могло покрыть 32% обязательств, то к концу года – только 7,5%. В 2008 году произошло небольшое увеличение коэффициента абсолютной ликвидности до 11,1%, однако это меньше критического уровня.

Платежеспособность предприятия является одним из важнейших критериев его финансовой устойчивости и потому неразрывно связана с ней. Поэтому в условиях рыночной экономики ей уделяется большое внимание. Под платежеспособностью предприятия следует понимать готовность его своевременно осуществлять платежи по всем своим обязательствам. Анализ платежеспособности предприятия осуществляют путем соизмерения наличия и поступления средств по платежам первой необходимости. Различают текущую и ожидаемую платежеспособность.

Текущая платежеспособность определяется на дату составления баланса. Предприятие считается платежеспособным, если у него нет просроченной задолженности поставщикам, по банковским ссудам и другим расчетам. Ожидаемая платежеспособность определяется на конкретную предстоящую дату путем сравнения суммы его платежных средств со срочными обязательствами предприятия на эту дату.

Платежеспособность выражается через коэффициенты платежеспособности – коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными средствами.

Коэффициент текущей ликвидности определяется отношением суммы текущих активов (2 раздел актива баланса) к сумме текущих обязательств (3 раздел пассива баланса – доходы будущих периодов).

Рассчитаем коэффициент текущей ликвидности для анализируемого предприятия:

На 1 января 2007 года коэффициент составил 29453,9/ (23992,8-19576,9)= 6,67

На 1 января 2008 года – 243338/ 229275,4= 1,061

На 1 января 2009 года – 357271/ (334838,6-358510,8)= 15,1

На основании расчета видно, что коэффициент текущей ликвидности на 1 января 2007 года составил 6,67 , на 1 января 2007 года – 1,061, то есть показание коэффициента снизилось. Так как значение коэффициента в 2007 году было менее 2, можно утверждать, что предприятие в тот момент являлось неплатежеспособным и имело возможность оплатить задолженность по текущим обязательствам только на 6,1%, тогда как на начало года текущие активы превышали текущие обязательства более чем в 6 раз. По результатам 2008 года коэффициент текущей ликвидности увеличился до 15, что говорит о полной платежеспособности предприятия.

 

2.2 Анализ финансовых результатов согласно финансовой отчетности АО «Астаналифт»

 

Динамика основных финансовых показателей предприятия за три года деятельности предприятия представлена в Приложении 4.

По итогам деятельности 2008 года АО «Астаналифт» был получен доход от реализации в 484 млн. тенге. Себестоимость реализованной продукции в 2008 году сложилась на уровне 87,8% и составила 42,5 млн. тенге. Валовый доход предприятия сложился на уровне 58,6 млн. тенге.

Расходы периода в 2008 году составили 15,22 млн. тенге или 3,1% к объему реализации. Расходы периода представлены административными расходами АО «Астаналифт».

Наибольший удельный вес в 2007 году составили расходы по оплате услуг связи -29,36%, расходы по заработной плате -14,86 %, расходы по аренде складов и офиса - 11,7%. Другие затраты также оказали существенное влияние на финансовый результат предприятия.

В 2008 году структура расходов периода сложилась несколько иная. Наибольший удельный вес составили транспортные расходы – 34,9%. Резко возросли расходы на маркетинг и посреднические услуги – с 6% до 21.4%. Доля расходов по заработной плате снизилась с 14,86% до 8,96%, услуг связи с 29,36% до 7,46%.

От неосновной деятельности АО «Астаналифт» имеет убытки в 6,9 млрд. тенге. Корпоративный подоходный налог, подлежащий уплате по итогам 2008 года, уплачен в сумме 10,95 млн. тенге. В целом в 2008 году деятельность предприятия была эффективной, чистый доход составил 25,56 млн. тенге.

Основные показатели рентабельности представлены в Приложении 5.

Коэффициент рентабельности продукции показывает, какую прибыль предприятие имеет с каждого тенге реализации. За анализируемый период рентабельность продукции увеличилась на 1,6%, следовательно, предприятие с 1 тенге реализации стало получать прибыль почти на 1,6 тиын больше.

Коэффициент рентабельности основной деятельности предприятия характеризует эффективность работы предприятия, показывает, сколько прибыли приходится на единицу затрат. Как видно из таблицы, наблюдается существенное увеличение данного показателя за анализируемый период: в 2006 году коэффициент составил 3,9%, а в 2008 году - 6%.

Коэффициент рентабельности собственного капитала показывает, сколько тенге прибыли приходится на 1 тенге, вложенный в собственный капитал. Несмотря на заметное улучшение, данный показатель имеет минимальные значения за оба года (0,07% и 0,05%).

Коэффициент рентабельности активов рассчитывается как отношение валового дохода к активам предприятия. За анализируемый период рентабельность активов снизилась с 0,02% до 0,007%.

 

 


3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

3.1 Зарубежный опыт функционирования финансов коммерческих организаций

 

Рассмотрим особенности формирования финансовых ресурсов ТНК и методы управления их долгосрочными активами и пассивами.

Формирование внутренних и внешних финансовых ресурсов ТНК происходит под воздействием специфических факторов и имеет характерные особенности. Во-первых, ТНК имеют высокий кредитный рейтинг и соответственно широкий доступ к более дешевым финансовым ресурсам по сравнению с национальными компаниями. Это обусловлено тем, что ТНК обладают значительными активами, которые могут быть использованы в качестве обеспечения, а также имеют интенсивные финансовые потоки. Данный фактор снижает издержки по привлечению финансовых ресурсов. Во-вторых, ТНК являются быстрорастущими структурами, использующими для увеличения продаж рынки различных стран. Это повышает их инвестиционную привлекательность и также снижает издержки привлечения ресурсов. В-третьих, ТНК осуществляют широко диверсифицированную коммерческую деятельность. Это повышает их финансовую устойчивость и расширяет возможности привлечения финансовых ресурсов. В-четвертых, ТНК интегрированы в мировой финансовый рынок и являются клиентами крупнейших банковских институтов. Это обстоятельство обеспечивает прозрачность их деятельности для кредитных организаций и облегчает доступ к кредитам.

Информация о работе Принципы организации финансов корпораций