Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение содержания, функций и принципов организации и управления финансов корпораций.
Задачи курсовой работы:
- дать понятие сущности и месте финансов коммерческого предприятия в финансовой системе страны;
- раскрыть функции финансов коммерческой деятельности и их значимость для решения основных задач, стоящих перед предприятием;
- описать место финансовой службы в оргструктуре управления предприятием;
- изучить принципы организации финансов коммерческого предприятия;
- охарактеризовать структуру системы управления финансами и функциях финансового менеджера.
ВВЕДЕНИЕ
I СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВ КОРПОРАЦИЙ
1.1 Формирование финансов коммерческой деятельности………………...
1.2 Финансы корпораций, принципы их организации
1.3 Финансовые ресурсы корпораций, основы их формирования и использования
1.4 Денежные фонды, создаваемые на предприятиях, действующих на коммерческих началах 17
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (на примере АО «АСТАНАЛИФТ»)
2.1 Оценка финансового состояния предприятия
2.2 Анализ финансовых результатов согласно финансовой отчетности АО «Астаналифт»
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
3.1 Зарубежный опыт функционирования финансов коммерческих организаций
3.2 Основные предложения по совершенствованию финансов коммерческой организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Трансфертное ценообразование осуществляется при участии трех сторон: высших топ-менеджеров и руководства поставляющего и приобретающего продукцию центров ответственности. Топ-менеджеры определяют основные параметры трансфертной политики, выступают в роли арбитров между руководством центров ответственности и принимают окончательное волевое решение в отношении ценообразования в случае, если конфликт между центрами ответственности не решается полюбовно.
Существуют три основных типа трансфертных цен: рыночно-ориентированные, затратноориентированные и компромиссные. В первом случае за ориентир берется рыночная цена. При этом покупающий продукцию центр ответственности внутри компании не должен платить больше, чем внешнему продавцу, а продающий центр не должен получать за нее больше дохода, чем при продаже внешнему покупателю. Во втором случае ориентиром выступают полные или переменные затраты; такой подход достаточно эффективен в системе стандарт-костинга. В третьем случае за основу берется либо рыночная цена, либо себестоимость продукции, а окончательный вариант цены определяется итеративно в ходе переговоров между руководством центров и при активном участии высшего руководства.
Принцип материальной ответственности. В любом предприятии складывается система мер поощрения и критериев оценки деятельности структурных единиц и отдельных работников. Составным элементом такой системы является идея материальной ответственности, суть которой состоит в том, что отдельные лица, имеющие отношение к управлению материальными ценностями, отвечают рублем за неоправданные результаты своей деятельности. Формы организации материальной ответственности могут быть различными, однако основные из них две: индивидуальная и коллективная материальная ответственность.
Индивидуальная материальная ответственность означает, что конкретное материально-ответственное лицо (кладовщик, руководитель подразделения, продавец, кассир и др.) заключает договор с руководством предприятия, согласно которому любая недостача товарно-материальных ценностей, т. е. их выбытие, Не сопровождающееся оправдательными документами, должна быть возмещена этим лицом. В некоторых ситуациях устанавливаются нормативы, в пределах которых может иметь место Уклонение учетных оценок от фактических; в этом случае материально-ответственное лицо должно возместить лишь сверхнормативные потери (в частности, в торговле за счет прибыли до налогообложения делаются резервы на забывчивость покупателей, на усушку и утруску товаров и др.). Перечень материально-ответственных лиц определяется предприятием.
В случае коллективной материальной ответственности за возможные недостачи отвечает уже не конкретное материально-ответственное лицо, а коллектив (например, бригада продавцов, сменяющих друг друга в отделе магазина, когда рабочая смена меньше общей продолжительности рабочего дня магазина в целом). Эта форма ответственности помогает избежать неоправданно частых инвентаризаций.
Следовательно, финансы предприятий представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования фактических и (или) потенциальных фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления, что обуславливает актуальность их изучения.
В условиях рыночной экономики эффективное управление предполагает оптимизацию ресурсного потенциала предприятия. В этой ситуации резко повышается значимость эффективного управления финансовыми ресурсами. От того, насколько эффективно и целесообразно они трансформируются в основные и оборотные средства, а также в средства стимулирования рабочей силы, зависит финансовое благополучие предприятия в целом, его владельцев и работников. Финансовые ресурсы в этих условиях приобретают первостепенное значение, поскольку это — единственный вид ресурсов предприятия, трансформируемый непосредственно и с минимальным временным лагом в любой другой вид ресурсов. В той или иной степени роль финансовых ресурсов важна на всех уровнях управления (стратегический, тактический, оперативный), однако особое значение она приобретает в плане стратегии развития предприятия. Таким образом, финансовый менеджмент как одна из основных функций аппарата управления приобретает ключевую роль в условиях рыночной экономики.
Финансовые ресурсы субъекта хозяйствования выполняют три основные функции:
- формирование, поддержание оптимальной структуры и наращивание производственного потенциала предприятия;
- обеспечение текущей финансово-хозяйственной деятельности;
- обеспечение участия хозяйствующего субъекта в осуществлении социальной политики.
В рамках финансового менеджмента решаются следующие вопросы в области управления финансовыми ресурсами предприятия:
- величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи;
- источники финансирования и их оптимальный состав;
- организация текущего и перспективного управления финансовой деятельностью, обеспечивающего платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия.
Финансовые ресурсы и резервы могут быть в форме денежных средств, а также материалов, ценных бумаг, и т.д. Следует различать финансовые ресурсы в оперативной, текущей и перспективной практике. В оперативной работе финансовые ресурсы могут быть использованы по прямому и не по прямому назначению, но при условии их накапливания и использования в последующих периодах деятельности. Бюджетные средства нельзя использовать в оперативной практике. Таким образом, источники финансовых ресурсов, денежных средств в оперативной практике значительно шире числа источников в перспективном и текущем за счет привлечения временно свободных денежных средств.
Внутренние финансовые ресурсы предприятия формируются в процессе его хозяйственной деятельности, а величина зависит от масштабов и результатов деятельности с учетом уставного капитала. Источники: амортизационные отчисления, прибыль или доход. Особенности амортизационных фондов – как фонды денежных средств они не обособлены и постоянно находятся в денежном обороте предприятия. Прибыль только от реализации продукции, работ, услуг – результат хозяйственной деятельности, но ее величина может колебаться в значительной степени в зависимости от реализации имущества, внереализационных доходов, а ее использованием руководит собственник. Особенность прибыли в том, что предприятие имеет право использовать как финансовый ресурс всю прибыль или 10 – 50% прибыли (это зависит от обоснования, сферы хозяйствования, организационно-правовой формы предприятия). В части использования прибыли предприятие может получать льготы: за счет изменения налогооблагаемой базы, понижения ставок, исключения прибыли из налогооблагаемой базы, отсрочки платежа. Использование прибыли находится в распоряжении собственника, как правило, не происходит формирование единого фонда, а существует несколько раздельных фондов. Так как формирование и использование прибыли не стыкуются, следовательно, средства могут направляться на целевое использование между этими периодами (не затрагивая саму прибыль как таковую).
Еще один источник внутренних резервов – добавочный капитал –образуется в результате прироста стоимости имущества, выявленной в результате переоценки; получение эмиссионного дохода (от дополнительной эмиссии акций, продажи акций выше номинала); безвозмездное получение ценностей или имущества от других предприятий и лиц (как правило, носят строго целевой характер). В уставных документах может предусматриваться создание неделимого фонда сверх суммы уставного капитала, фонд используется, как финансовый ресурс. В АО, кроме указанных фондов, можно формировать: выкупной фонд, который формируется из регулярных отчислений средств для выкупа своих облигаций или акций; отложенный фонд – для выкупа предприятием части или всех акций.
Каждое предприятие имеет, кроме того, свои дополнительные финансовые ресурсы: дебиторская задолженность (внутренняя и внешняя), страховые фонды, расходы будущих периодов. Внешние источники или заемные финансовые средства. Бюджетные – предоставляются предприятию прямым перечислением по утвержденным программам (+отсрочка налогов, возврат кредитов). Предоставление бюджетных средств осуществляется предприятиям, занимающимся стратегической деятельностью и если предусмотрена возвратность средств, то в отличие от кредитных ресурсов, нет уплаты процентов. Привлечение средств с рынка кредитов и кредитных ресурсов – субъектами сделок могут выступать коммерческие банки, государство и муниципальные органы. Использование заемного капитала осуществляется на условиях возвратности, срочности и платности. Сфера долго- и среднесрочного кредитования регулируется центральным банком и условиями договоров кредитования. Крупные предприятия могут использовать, как финансовый ресурс, средства по перераспределению внутри предприятий или корпораций, следовательно, на этих предприятиях создается научно обоснованная система управления капиталом и финансовыми ресурсами. Предприятия могут использовать также: рациональное использование основных и оборотных фондов в части альтернативного использования материалов, топлива; привлечение иностранных инвестиций (в основном как привлеченные, а не как заемные средства). Это используется, как правило, на крупных предприятиях, при полной гарантии возврата суммы. Средства инвестиционных институтов: банки, страховые организации, пенсионные фонды (как кредиты и вложения средств фондов). Но используются эти ресурсы не только в период стабилизации, имея в виду, что эти фонды являются подразделениями крупного предприятия. Финансовые ресурсы создаются на различных стадиях кругооборота капитала. Они необходимы для нормального протекания процесса производства и превращение этих ресурсов из товарной формы в денежную происходит на последней стадии.
Денежные средства - это наиболее ликвидная категория активов, которая обеспечивает предприятию наибольшую степень ликвидности, а следовательно, и свободы выбора действий [1, с. 64].
С движения денежных средств начинается и им заканчивается производственно-коммерческий цикл. Деятельность предприятия, направленная на получение прибыли, требует, чтобы денежные средства переводились в различные активы, которые обращаются в дебиторскую задолженность в процессе реализации продукции. Результаты деятельности считаются достигнутыми, когда процесс инкассирования приносит поток денежных средств, на основе которого начинается новый цикл, обеспечивающий получение прибыли.
Деньги как средство обращения обслуживают акты продажи и купли товаров и услуг. К этой посреднической функции непосредственно примыкает и переплетается с ней функция денег как средство платежа - оплата налогов, получение и возврата кредитов, выплата заработной платы, пособий, оплата коммунальных услуг и т.д. При этом передвижение денег не сопровождается одновременным перемещением товаров. По мере развития индустриального общества средство платежа все чаще замещает средство обращения, продажа и покупка в кредит становится все более распространенными.
Денежные фонды предприятия включают в себя деньги в кассе и на расчетном счете в коммерческих банках. Возникает вопрос: почему эти наличные средства остаются свободными, а не используются, например, для покупки ценных бумаг, приносящих доход в виде процента? Ответ заключается в том, что денежные фонды более ликвидны, чем ценные бумаги. В частности, облигацией невозможно расплатиться в магазине, такси и т. п.
Различные виды текущих активов обладают различной ликвидностью, под которой понимают временной период, необходимый для конвертации данного актива в денежные средства, и расходы по обеспечению этой конвертации. Только денежным средствам присуща абсолютная ликвидность. Для того чтобы вовремя оплачивать счета поставщиков, предприятие должно обладать определенным уровнем абсолютной ликвидности. Его поддержание связано с некоторыми расходами, точный расчет которых в принципе невозможен [6, с. 123]. Поэтому принято в качестве цены за поддержание необходимого уровня ликвидности принимать возможный доход от инвестирования среднего остатка денежных средств в государственные ценные бумаги. Основанием для такого решения является предпосылка, что государственные ценные бумаги безрисковые, точнее степенью риска, связанного с ними, можно пренебречь. Таким образом, деньги и подобные ценные бумаги относятся к классу активов с одинаковой степенью риска, следовательно, доход (издержки) по ним является сопоставимым.
Однако вышеизложенное не означает, что запас денежных средств не имеет верхнего предела. Дело в том, что цена ликвидности увеличивается по мере того, как возрастает запас наличных денег. Если доля денежных средств в активах предприятия невысокая, небольшой дополнительный приток их может быть крайне полезен, в обратном случае наоборот. Перед финансовым менеджером стоит задача определить размер запаса денежных средств исходя из того, чтобы цена ликвидности не превысила маржинального процентного дохода но государственным ценным бумагам.
Таким образом, в процессе функционирования любого предприятия присутствует движение денежных средств (выплаты и поступления), то есть денежные потоки; существуют различные подходы к определению категории «денежные потоки»; в Казахстане в условиях инфляции и кризиса неплатежей управление денежными потоками является наиболее актуальной задачей в управлении финансами [7, с. 12].
Место нахождения АО: Республика Казахстан, 010000, г. Астана, (Сарыаркинский район), ул. Потанина, д. 5.
АО «Астаналифт» осуществляет монтаж, ремонт и техническое обслуживание лифтов и эскалаторов.
Для детализации общей картины изменения финансового состояния таблица, аналогичная сравнительному аналитическому балансу, может быть построена для каждого из разделов актива и пассива баланса. Для анализа будут сравниваться балансы АО «Астаналифт» за 2006 -2008 годы. Так для исследования структуры и динамики состояния запасов и затрат используется таблица, построенная на основе данных раздела 2 актива баланса (Приложение 1).
За 2007 год имущество анализируемого предприятия увеличилось в 7,3 раза по сравнению с 2006 годом, так если на 01.01.03г. общая стоимость активов составляла 34,3 млн. тенге, то в 2007 году произошло увеличение его до 248,8 млн. тенге. За 2008 год активы предприятия еще увеличились в 1,5 раза и составили 371 млн. тенге.
Данный рост активов предприятия обусловлен увеличением уровня оборотных средств, дальнейшей активизации деятельности АО. За 2007 год произошло увеличение практически по всем группам активов: основным средствам (на 13,2%), материалам (в 22,8 раз), расходам будущих периодов (28,8 раз), прочих активов (22,6 раз). Снижение произошло только по дебиторской задолженности (в 5 раз) и нематериальным активам (на 18%). В 2008 году произошло уменьшение нематериальных активов (на 22,2%), расходов будущих периодов – на 25,7%.
Одновременно увеличились следующие группы активов – дебиторская задолженность – в 20,7 раза, основные средства за счет приобретения здания – в 2,6 раза, материалы – в 3,8 раза, денежные средства – в 2,2 раза.
Информация о работе Принципы организации финансов корпораций