Принципы налоговой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:46, контрольная работа

Краткое описание

В зависимости от проведения налоговой политики государством налоги могут играть, помимо чисто фискальной функции, роль стимуляторов или где стимуляторов экономических процессов в государстве.
Характерным является дестабилизирующим фактором для Украины сегодня является значительное количество налогов, бессистемное предоставления льгот, значительный налоговое бремя, частые изменения налогового законодательства.

Оглавление

Введение
1. Сущность налоговой политики государства
2. Основные принципы формирования налоговой политики
3. Налоговая политика Украины
Выводы
Литература

Файлы: 1 файл

Финансы.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Существенной проблемой  системы налогообложения в Украине, на которую указывает большинство ученых-экономистов, является предоставление льгот. В 1998 году количество льгот достигла 200 тыс. единиц, из-за чего в бюджет не уплачено 29,8 млрд. грн., Или 127,5% от общей суммы налоговых поступлений. Льготы предоставляются на основе почти полсотни законодательных актов, в том числе не только налоговых законов, но и постановлений правительства, указов Президента. Отсутствуют четкие критерии предоставления льгот, не проработаны методы контроля за целевым использованием средств, дополнительно формируются у предприятий в связи с предоставлением льгот.

Дискуссионной и очень  важной для исследования влияния  налогов на развитие экономики является проблема уровня налогообложения. Она  рассматривается в трудах многих экономистов, однако все еще не найдено достаточно вероятного измерителя налоговой нагрузки. В отдельных работах измерителями налогового бремени являются сами ставки, доля чистых налогов в ВВП (охватывает налоги на продукты, производство и импорт), уровень налогов в расчете на одного занятого на душу населения, доля налогов в выручке от реализации продукции, объем чистых налогов, отраженных в национальных счетах, где кроме налогов на продукты, производство и импорт учитываются налоги на доход и имущество, а также налоги на заработную плату.

Для оценки пригодности  указанных измерителей налоговой  нагрузки необходимо досконально исследовать  условия сопоставления их с аналогичными показателями других стран (развитых, с переходной экономикой), что позволит обосновать соответствующие ограничения и предположения.

Влияние налогов на экономическое  развитие зависит не только от уровня налогообложения, но и от его гибкости, которая обеспечивается прежде дифференциацией  ставок налогообложения. В Украине  эти ставки не дифференцированы, не учитывают задачи и приоритеты каждого этапа развития экономики, одинаковые для прибыльных предприятий и работающих убыточно. Этот вопрос еще не нашло отражения в проекте налогового кодекса, но, учитывая его важность для экономики переходного периода, должно быть проработано в дальнейшем, в процессе усовершенствования системы налогообложения.

Весомость налоговой  нагрузки во многом зависит от объема государственных расходов и возможностей их обеспечения за счет налоговых  и неналоговых поступлений, а также государственных заимствований. Считается, что снижение государственных расходов положительно влияет на экономическое развитие. Однако в этого тезиса является и другая сторона. Дело в том, что при низком уровне этих расходов возникает проблема недостаточности средств для финансирования развития инфраструктуры. Это будет тормозить экономическое развитие в последующие годы и вызовет необходимость решения этой проблемы. Поэтому механизм влияния бюджетных расходов на экономическое развитие страны требует более глубоких исследований, поскольку несбалансированность бюджета, превышения его доходов над расходами всегда вызывали отток средств от реального сектора.

По нашему мнению, необходимо проработать методы оценки эффективности  расходов бюджета по основным направлениям, обосновать уровне социальных выплат и услуг населению, особенно его наиболее уязвимым слоям (дети, инвалиды, старики), которые государство может гарантировать как неоплачиваемые т.д.. Задачей этих исследований должно быть обработки такого механизма, который позволил бы за достигнутого уровня налоговых поступлений обеспечить сбалансированность доходов и расходов бюджета и повышения эффективности этих расходов с точки зрения усиления их влияния на экономическое развитие и улучшение социального состояния общества.

Доля расходов бюджета  по отношению к ВВП на протяжении последних лет имела тенденцию  к сокращению.

Как видно из таблицы, расходы бюджета сократились  с 44,6% ВВП в 1995 г. до 27,1% в 1999 г. Наибольшую долю в структуре расходов составляют расходы на социальную сферу (39,5%). Однако по отношению к ВВП они сократились с 17,6% за 1995 г. до 10,8% за 1999 г., в том числе социальную защиту населения - соответственно с 6,1% до 3,4%, финансирование социально-культурных учреждений , учреждений и мероприятий - с 11,0% до 7,4%. Расходы на поддержку экономики в 1999 г. составили 4,1% ВВП.

Следует отметить, что  тенденция в сторону роста  характерна для расходов на обслуживание государственного долга (в 1995 г. - 1,7% ВВП, в 1999 г.-2, 6% ВВП), поскольку она формируется в соответствии с графиком выполнения государственных долговых обязательства "обязательств.

Проблемным вопросом налогово-бюджетной политики является обоснование модели распределения  бюджетных расходов поскольку при  этом необходимо учитывать интересы всех субъектов экономики: необходимость поддержки предприятий, социальной защиты населения, выполнения государством долговых обязательств. Поддержка производителей связана со стимулированием развития приоритетных видов деятельности, достижением положительных структурных сдвигов в производстве, решением неотложных проблем базовых отраслей экономики, особенно угольной и т.д.. Социальная направленность бюджета зависит от объема средств, которые государство может выделять на непосредственные денежные выплаты (пенсии, пособия), помощь в натуральной форме (установку телефонов инвалидам и участникам войны, обеспечение инвалидов, имеющих специальные автомобили, бензином и т.д.). Кроме того, государство за счет бюджетных средств также обеспечивает деятельность бюджетных учреждений, которые предоставляют льготные и бесплатные для населения услуги образования, здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения.

Исследования указанных  проблем позволит обосновать рекомендации относительно путей решения накопившихся проблемных вопросов в сфере налогообложения и бюджетных расходов с целью усиления положительного влияния налогово-бюджетной политики на развитие производства, рост его внутренних ресурсов, повышения уровня жизни населения и экономический рост в целом.

 

ВЫВОДЫ

В мире не существует ни одной налоговой системы, которая  бы отвечала всем требованиям, которым  должна была бы отвечать оптимальная  налоговая система. Многие из существующих налоговых систем лишь приближаются к этому, и чем полнее выполняются  эти требования, тем лучше такая налоговая система.

Основной причиной, по которой оптимальные требования нигде полностью не выполняются, является то обстоятельство, что налоговое  законодательство, как и любое  другое законодательство, является продуктом  политического процесса. А политика, кроме всего прочего, - это искусство компромисса и маркетинга. Даже если определенная норма далека от идеальной, но на нее есть покупатели, то так или иначе она найдет свой путь к налоговой системе. И хотя некоторые члены, скажем, Союза предпринимателей, согласились бы с тем, что желательно иметь налоговую систему, ставит все слои общества и сектора в одинаковые условия, однако никто из них не возражал против льгот для себя. Без сомнения, в отдельных случаях в жизни Украины предоставления "адресных" льгот может быть одновременным и уместным политическим решением. Однако в случае, когда предоставляются льготы, следует ответить на вопрос - будет ли выгода от введения такой льготы выше важности соблюдения самого принципа, согласно которому в налоговой системе не должно быть места никаким специальным льготам?

В чем же тогда заключается  важность определения принципов  оптимальной налоговой системы? А в том, что определение этих принципов позволяет "проверить" любую предложенную налоговую систему или законопроект и определить, пригоден он или нет. Определение этих принципов потребует предоставления более серьезных аргументов, чтобы показать применение предложенных отклонений от общих принципов налогообложения даст больше выгоды государству соблюдения фундаментальных принципов налогообложения.

Почему налоговую систему, которая наиболее соответствует  требованиям оптимальной налоговой  системы, можно назвать "лучшим"? Потому что такая система будет  обеспечивать разумный и справедливый способ налоговых поступлений, необходимых государству для выполнения его обязанностей перед обществом. В целом построение налоговой системы не будет иметь особого влияния на одобрение (или неодобрение) общественностью политики правительства. Однако от построения налоговой системы; зависеть наличие надлежащей суммы налоговых поступлений, необходимой для финансирования таких сфер, здравоохранение, образование и т.п..

Эффективность налоговой  системы в значительной степени  будет зависеть от принятия ее украинский налогоплательщиками. Даже при условии высокой эффективности и действенности государственной налоговой администрации сможет осуществить проверку лишь небольшой части общего количества налогоплательщиков. Если большинство налогоплательщиков не будут уважать налоговую систему, то она не сможет выполнить свою главную функцию - обеспечить поступление налоговых средств в бюджет. Уместность вышеприведенной оптимальной налоговой темы заключается в том, что она обеспечивает разумный и справедливый способ привлечения необходимых налоговых поступлений.

Поскольку такая система  понятна и справедливой, она должна пользоваться уважением налогоплательщиков. Если так и будет, такая система  налогообложения будет иметь  хорошие шансы для обеспечения  необходимого уровня налоговых поступлений. И, наоборот если не заручиться уважением к налоговой системы со стороны налогоплательщиков, обеспечить необходимые налоговые поступления в бюджет будет невозможно.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Закон України «Про систему оподаткування» від 17 лютого 1997 р.
  2. Гега П. Та ін. «Основи податкового права» - К.: «Знання», 1998 р.
  3. Єпіфанов А. О. та ін. «бюджет і фінансова політика України» - К.: «Наукова думка», 1997 р.
  4. Тарангул Л. Л. «Регіональна податкова політика: зміст і особливості її реалізації» // Фінанси України – 2000 р. - № 10.
  5. Томчинська М. «Оцінка податкової політики в Україні та її майбутні перспективи» // Економіст – 2001 р. - № 6.
  6. Данілов О. Д., Фліссак Н. П. «Податкова система та шляхи її реформування» Навчальний посібник – К.: Парламентське вид-во, 2001 р.
  7. Опарін В. М. «Фінанси» - К., КНЕУ – 1999 р.
  8. Азаров Н. Податкова політика в Україні, принципи і реалії // Вісник податкової служби, №15, 1998.
  9. Крисоватий А.І. Державна податкова політика і система податків // Фінанси України, 1998, № 1, С. 64—68.
  10. Петрович Й. Проблеми розвитку та шляхи вдосконалення податкової політики України // Банківська справа, 2000, № 6, С. 43—47.

 




Информация о работе Принципы налоговой политики