Принципы налоговой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:46, контрольная работа

Краткое описание

В зависимости от проведения налоговой политики государством налоги могут играть, помимо чисто фискальной функции, роль стимуляторов или где стимуляторов экономических процессов в государстве.
Характерным является дестабилизирующим фактором для Украины сегодня является значительное количество налогов, бессистемное предоставления льгот, значительный налоговое бремя, частые изменения налогового законодательства.

Оглавление

Введение
1. Сущность налоговой политики государства
2. Основные принципы формирования налоговой политики
3. Налоговая политика Украины
Выводы
Литература

Файлы: 1 файл

Финансы.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Реформирование налоговой  политики должно идти через структурную  перестройку экономики и финансов. Только на основе этого можно достичь  стабилизации и сбалансированности как торгово-платежного баланса, так  и бюджета государства.

В этом направлении предусматриваются  два пути. Во-первых, целенаправленная поддержка структурной перестройки  наиболее важных для функционирования экономики отраслей и производства государственными средствами, кредитами, государственными гарантиями государственным инвесторам. Во-вторых, перестройка производства в соответствии с требованиями рынка за счет собственных средств предприятий, кредитов и ссуд.

Подходы к реформированию налоговой системы разные. Одни предлагают провести коррекции ныне действующих налогов. Другие - совершенно изменить модель налогов.

Реформирование налоговой  системы необходимо проводить путем  ослабления налогового давления относительно тех, кто платит налоги и инвестирует  средства в производство. Для этого  необходимо прежде снизить количество налогов, потому что наше налоговое законодательство этим перегружена. С другой - необходимо облегчить налоговое давление.

Предполагается внедрить стимулирующую систему налогов: при росте объемов и рентабельности производства норматив уплаты налогов уменьшается, что стимулирует производителя к увеличению производства продукции.

Целью реформирования налоговой  политики Украины является изменение  налоговой системы для обеспечения  стабилизации экономики и прежде материального производства, повышения его эффективности и на этой основе обеспечение доходов государственного бюджета и обеспечения социально-культурного развития государства. Исходя из этого, можно сказать, что налоговая система должна обеспечить оптимизацию распределения и перераспределения национального дохода.

Таким образом, налоговая  реформа наряду с уменьшением  налогового давления через изменение  налогового законодательства должна урегулировать  отношения субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм, различных форм собственности и направлений деятельности с государством, создать для них равные стартовые возможности.

Главной задачей государства  при проведении налоговой реформы  должно быть обеспечение стабильности налогового законодательства, отражается в налоговом кодексе.

 

 

Основные принципы формирования налоговой политики государства.

Налоговая политика осуществляется, исходя из определенных принципов, которые  отражают ее задачи.

Принципы налогообложения, впервые были сформулированы Адамом Смитом в его классической работе «Исследование о природе и причинах богатства народов», с которыми в последующем, как правило, соглашались экономисты, сводятся к четырем понятий:-

  • всеобщнисть;с
  • праведливость;
  • определенность;
  • удобство.

Для того, чтобы более  углубленно заглянуть в сущность налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения.

«Качества, с экономической  точки зрения, желательны в любой  системе налогообложения, - отмечал  Дж. Милль - сформированные А. Смитом в  форме четырех положений, четырех  основополагающих, можно сказать, ставших классическими, принципов, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы, и вряд ли можно начать наши размышления лучше, чем процитировать эти положения ". В изложении ученого А. Буковецкого эти принципы сформулированы так:

1. Подданные государства  должны участвовать в покрытии  расходов правительства, каждый  по возможности, в зависимости  от дохода, которым он пользуется  под охраной правительства. Соблюдение  этого положения или пренебрежение  им ведет к так называемой  равенства или неравенства в налогообложении;

2. Налог, который должен платить  каждый, должен быть точно определен  ... Размер налога, время и способ  его уплаты должны быть ясными  и известными ... самому плательщику,  так и всякому другому;

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким образом, которые наиболее удобны для плательщика;

4. Каждый налог должен быть  так построен, чтобы он обеспечивал  взыскание средств с плательщика возможно меньше того, что поступает в кассы государства.

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и понятности, не требуют никаких других объяснений, кроме тех, которые у них самих. Они стали аксиомами налоговой политики. Заслуга немецкого экономиста А. Вагнера в дополнении и обосновании этих принципов. Он предложил 9 основных принципов, классифицировал в 4 группы:

1. Финансовые принципы налогообложения:

  • достаточность обложения налогами;
  • эластичность - способность адаптироваться к государственных               нужд;

2. Народнохозяйственные принципы:

  • правильный выбор объекта налогообложения;
  • верная комбинация различных налогов в такую ​​систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их перекладки;

3. Этические принципы:

  • все всеобщность налогообложения;-
  • равномерность;

4. Принципы налогового управления:

  • определенность;
  • удобство уплаты налога;
  • максимальное уменьшение расходов на взимание налогов.

На практике проявлением  налоговой политики, осуществляемой в той или иной стране и формируется  соответствующими государственными структурами, выступает налоговая система  страны. Построение и функционирование оптимальных налоговых систем следует рассматривать под углом зрения соответствия таким принципам.

Принцип выгоды и административной удобства. Данный принцип подчеркивает, чтобы потери благосостояния в результате уплаты налогов были адекватны тем выгодам, которые плательщики получают за счет финансируемых из налоговых поступлений потребностей и общественных благ. Суть административной удобства заключается в максимальной удобства налоговой системы для налогоплательщиков и государственных структур с точки зрения содержания налоговой работы и налогового законодательства, механизма сбора налогов и контроля над налоговыми процессами. Причем на организацию взимания налогов необходимо тратить наименьшее сумму налоговых поступлений.

С первого принципа вытекает, что государственная деятельность в форме обеспечивание государственной службой услуг и общественных благ имеет определенную цену, которая на бывает форм налога. Такие "налоговые" цены получили название "цены Линдал" (по имени шведского экономиста Эрика Линдал, впервые теоретизував это положение). Подобно любого рынка равновесие при обмене "налоги - блага" возникает тогда, когда налоговые затраты на единицу финансируемых государством общественных благ и трансфертных платежей осуществляются с предельной выгодой для каждого потребителя государственных благ, налогоплательщика.

Принцип платежеспособности. Данный принцип декларирует, что бремя налогообложения должен распределяться согласно платежеспособностью налогоплательщиков (размерами доходов, объемам потребления, стоимостью имущества). С принципом платежеспособности связаны вопросы горизонтальной и вертикальной равенств в налогообложении. Горизонтальная равенство предусматривает уплату одинаковых сумм налогов в течение определенного периода налогоплательщиками с одинаковой платежеспособностью и налоговой базой с доходов или имущества. Вертикальное равенство достигается тогда, когда налогоплательщики с разной платежеспособностью платят неодинаковы по размеру суммы налогов, дифференцируются в соответствии с определенными этическими принципами социальной справедливости.

 

 

Налоговая политика в Украине.

Экономическая реформа  в Украине, главная цель которой  заключается в построении социально  ориентированной экономики рыночного  типа, предусматривает многогранный комплекс взаимообусловленных мероприятий, главными из которых являются: использование различных форм собственности, развитие товарно-денежных отношений, формирование рыночной среды, активное применение финансово-кредитных рычагов как средств повышения эффективности экономики. Одной из важнейших и одновременно сложных проблем в процессе реформы является совершенствование финансовых взаимоотношений, прежде всего налоговых, между субъектами предпринимательской деятельности и бюджетной системы.

Цель осуществления  реформ налоговой системы и оптимизации налоговой политики заключается в увеличении государственных доходов и уменьшении связанных со сбором налогов расходов, а также задействованы способствующей экономическому росту функции налогов.

Одним из главных вопросов является расширение базы налогообложения таким образом, чтобы структуру налогов можно было упростить, а ставки налогов уменьшить и за счет этого корректировать существующие в экономике искажения из-за неправильного налогообложения.

Последнее время Кабинетом  Министров Украины был осуществлен ряд мероприятий по расширению базы налогообложения. Главными из них являются следующие:

  • отмена освобождения от налога на добавленную стоимость товаров критического импорта;
  • прекращение учета индивидуальных заявлений о предоставлении налоговых льгот;
  • отмена налоговых льгот для предприятий с иностранными инвестициями и ограничения льготного налогообложения предприятий, расположенных в специальных экономических зонах; запрет реструктуризации налоговой задолженности, ее списания и отсрочки уплаты налогов.

В период системной трансформации  и перехода к рыночным отношениям в Украине одним из важных факторов, тормозящих экономический рост, является чрезмерная налоговая нагрузка на товаропроизводителей. Использование на нынешнем этапе  развития экономики преимущественно фискальной функции налогов позволило обеспечить рост доходов бюджета, необходимых для выполнения государством присущих ей функций и обязательств, но не в состоянии решить проблему содействия развитию производства средствами налоговой политики.

Важным шагом в деле совершенствования налогообложения  и уменьшения налоговой нагрузки на товаропроизводителей введения Налогового кодекса. Положительное влияние  на экономический рост могут оказать  такие элементы налогового реформирования, как снижение и унификация ставок налогов на прибыль предприятий и подоходного налога с граждан, уменьшение количества местных налогов и перечня товаров, облагаемых акцизным сбором, уменьшение уровня налогообложения доходов с капитала, отмена сбора на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования. В 2002 году предусматривается отмена сборов в ряду других внебюджетных фондов - инновационного, на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, а также отчислений от амортизации для государственных предприятий.

Указанные меры в случае их реализации будут способствовать увеличению прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, и расширению возможностей инвестирования производства и пополнение оборотных средств. Благодаря этому реформирования системы налогообложения оказывать влияние на экономическое развитие страны.

Анализ налоговых поступлений  в бюджет свидетельствует, что наибольшее их доля (76,4%) в структуре доходов  состоит из следующих налогов: налога на добавленную стоимость (33,5%), подоходного налога с граждан (17,6%) и налога на прибыль предприятий (25,3%).

Как видно из таблицы, объем налоговых поступлений  по отношению к ВВП по итогам 1999 года снизился до 19,8% (в 1995 г. этот показатель составлял 22,2%). Следует отметить, что увеличение (абсолютное и относительное) характерно прежде всего для косвенных налогов. В частности, если в 1995 году акцизный сбор составлял 0,7% ВВП, то в 1999 году он составлял уже 1,4%. Однако для налога на добавленную стоимость характерна противоположная тенденция: за анализируемый период, он сократился с 8,3% ВВП до 6,6% ВВП. В составе прямых налогов определенные сдвиги в сторону роста касались в основном подоходного налога с граждан, который увеличился с 2,9% ВВП в 1995 году до 3,5% ВВП в 1999 году. В целом по сравнению с 1995 г. удельный вес прямых налогов уменьшилась на 3,7 проц. пункта, тогда как удельный вес косвенных налогов возросла с 9,2 до 10,4%.

Учитывая, что объем  косвенных и весомая часть  прямых налогов формируют преобладающую долю доходов бюджета, целесообразно сосредоточить исследования именно этих налогов, направлений их влияния на финансово-хозяйственную деятельность предприятия, конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, а следовательно и на экономический рост в целом. Что касается подоходного налога с граждан, то проблемным вопросом является обоснование такого уровня налогообложения личных доходов, который бы способствовал росту заинтересованности в труде и увеличению доходов в легальном секторе. Общий рост доходов работников, повышение в их составе доли оплаты труда составляет основу платежеспособного спроса и является весомым фактором экономического роста.

Данные таблицы 1 показывают, что в структуре налогов преобладают  косвенные, которые составляли в 1999 году 40,3% общей суммы доходов консолидированного бюджета. Прямые налоги, которые охватывают налог на прибыль предприятий, подоходный налог с граждан, налог на землю и другие ресурсы, составляли 36,1% доходов бюджета.

Преобладание косвенных  налогов приводит к росту внутренних цен, вследствие чего продукция отечественных товаропроизводителей становится неконкурентоспособной, сокращается ее реализация и ухудшается финансовое состояние предприятий. Исходя из этого, проблемным вопросом налоговой политики является дальнейшее совершенствование структуры налогов путем поиска оптимальных соотношений различных видов налогов, определение их влияния на экономическое развитие реального сектора и экономики в целом.

Информация о работе Принципы налоговой политики